Малое и среднее предпринимательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малое и среднее предпринимательство



 

Одним из основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является содействие малому и среднему бизнесу.

Количество малых предприятий (без микропредприятий) в Ростовской области по состоянию на начало 2010 года составило 6,3 тыс. единиц. В сравнении с другими регионами ЮФО по данному показателю регион уступает только Краснодарскому краю (6,7 тыс. единиц)[62]. В то же время Ростовская область является лидером по количеству малых предприятий в расчете на 1000 человек (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4

Количество малых предприятий (без микропредприятий) в субъектах ЮФО, на 1 декабря 2010 года [63]

Наименование субъекта ЮФО тыс. единиц В расчете на 1000 человек
Республика Адыгея 0,5 1,136
Республика Калмыкия 0,2 0,691
Краснодарский край 6,7 1,284
Астраханская область 1,2 1,187
Волгоградская область 3,0 1,147
Ростовская область 6,3 1,471

 

В структуре видов деятельности наибольшее количество малых предприятий сконцентрировано в оптовой и розничной торговле, включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (по данным за 2010 год 26,2 процента от общего количества), обрабатывающих производствах (17,1 процента), в секторе операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (16,9 процента) и строительстве (14,4 процента).

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 2010 год в Ростовской области составил 277 587,2 млн. руб., что выше значения показателя 2009 года на 6,2 процента. В разрезе данного показателя в ЮФО Донской регион занимает 35,8 процента, уступая только Краснодарскому краю (45,8 процента). Аналогичное положение Ростовская область занимает и по обороту малых предприятий (без микропредприятий) в расчете на одного работника списочного состава, уступая только Краснодарскому краю (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) субъектов ЮФО в январе-декабре 2010 года [64]

Наименование субъекта ЮФО млн. руб. Доля, в процентах В расчёте на одного работника списочного состава, тыс. руб.
Республика Адыгея 17 859,8 2,3 916,3
Республика Калмыкия 2 861,1 0,4 430,4
Краснодарский край 355 232,7 45,8 1 285,9
Астраханская область 28 764,8 3,7 556,3
Волгоградская область 92 726,3 12,0 756,0
Ростовская область 277 587,2 35,8 1 146,8

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий (без микропредприятий) в 2010 году[65] составила 172 038 чел., снизившись в сравнении с 2009 годом на 8,2 процента. Наибольший отрицательный вклад в данный результат внесли предприятии и организации обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования). В то же время необходимо отметить, что в сравнении с остальными субъектами ЮФО Ростовская область является лидером по доле малых предприятий в структуре занятости населения. Так, количество занятых на малых предприятиях по отношению к общему числу занятых по полному кругу предприятий и организаций в 2010 году по Ростовской области составило 14,7 процента.

С целью обеспечения комплексного подхода к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах поддержки, в области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую по состоянию на 1 января 2011 года входят:

- 25 муниципальных агентств поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- 21 информационно-консалтинговый центр по обслуживанию предприятий малого агробизнеса, крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств;

- 10 фондов поддержки малого предпринимательства и фондов местного развития;

- 7 бизнес-инкубаторов;

- 2 технопарка;

- 3инновационно-технологических центра.

Также в области осуществляют деятельность региональные организации по поддержке малого предпринимательства: некоммерческое партнерство «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», Ростовский бизнес-инкубатор, информационно-аналитический центр «Ростовский региональный Евро Инфо Корреспондентский Центр», некоммерческая организация «Гарантийный фонд Ростовской области».

 

Ключевыми проблемами, сдерживающими дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства, являются:

1. Ограниченные стартовые финансовые возможности предпринимателей. В результате, например, у малых и средних предпринимателей ограничены возможности поставлять продукцию с отсрочкой платежа в товаропроводящую сеть, что в условиях растущей конкуренции на потребительском рынке является ключевым условием формирования хозяйственных связей.

2. Трудности с получением банковских кредитов, связанные с:

- обеспечением кредита;

- заниженной оценкой банками залогового имущества, рассматриваемого в качестве обеспечения кредита;

- высокими ставками по кредитам.

3. Административные барьеры.

4. Низкий уровень обеспечения необходимой инфраструктурой.

5. Несмотря на реализацию различных государственных программ поддержки и развития малого бизнеса для большинства предпринимателей информация о средствах поддержки остается неизвестной.

6. Высокие арендные ставки на офисные, производственные и складские помещения, а также за пользование земельными участками.

7. Ограниченные возможности получения лизинговых услуг.

8. Практическая невозможность представления продукции в торговых сетях, при том что сетевая торговля занимает все большую долю в общем объёме розничного товарооборота.

9. Недостаточный уровень профессиональной подготовки руководителей малого бизнеса и дефицит квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих специальностей.

10. Использование устаревших технологий и отсутствие предложения долгосрочных кредитов для модернизации.

11. Отсутствие должной социальной защищенности.

12. «Теневые» зарплаты.

13. Недостаточная инновационная активность малого и среднего предпринимательства.

Основной угрозой для малого бизнеса является ужесточение конкуренции вследствие глобализации мировой экономики.

Особое внимание до 2020 года необходимо уделить дальнейшему процессу формирования институтов развития малого и среднего предпринимательства, в частности:

- содействию развитию бизнес-инкубаторов;

- созданию и обеспечению деятельности центров поддержки предпринимательства, для оказания комплекса услуг, в том числе в целях финансового, маркетингового, патентно-лицензионного, юридического, информационного сопровождения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

- созданию технопарков для обеспечения благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий;

- формированию закрытого паевого инвестиционного фонда прямых инвестиций, фонда акций и (или) фонда смешанных инвестиций;

- созданию промышленных (индустриальных) парков, предоставляющих в аренду земельные участки и помещения, обеспечивающих транспортной, логистической, телекоммуникационной инфраструктурой малые и средние производства;

- созданию центров коммерциализации технологий, территориальных, промышленных, инновационных и логистических комплексов, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации, центров трансферта технологий, развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками;

- созданию и обеспечению деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инноваций субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитию институтов микрофинансирования в целях формирования устойчивой модели кредитования малого и среднего бизнеса в Ростовской области, в том числе с использованием небанковских форм и инструментов;

- актуализации действующей областной долгосрочной программы развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства.

 

Кроме того, особого внимания заслуживают следующие задачи развития малого и среднего предпринимательства:

- снижение административных барьеров (за счет стимулирования формирования в муниципальных образованиях региона прозрачной системы оформления земельных участков, создания информационной системы о наличии производственных площадей и других мер);

- стимулирование кооперации между крупным, средним и малым бизнесом (за счет проведения конференций поставщиков в приоритетных кластерах, выставок и ярмарок, развития отраслевых и кластерных бизнес-ассоциаций и других мер).

В целях создания благоприятных условий для развития малого бизнеса в приоритетных отраслях, содействия в приобретении оборудования, оказания помощи с помещениями, финансовой поддержки, формирования позитивного образа предпринимателя, весьма необходимо обеспечить передачу функций государственной поддержки на уровень муниципальных образований области. Это, в свою очередь, позволит расширить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к получению субсидий, сократит сроки рассмотрения вопросов о предоставлении субсидии. Одним из направлений помощи муниципальных властей малому предпринимательству на своей территории может стать создание инфраструктуры, специализирующейся на ее поддержке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.009 с.)