Юго-Западный внутриобластной экономический район 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юго-Западный внутриобластной экономический район



Субрегион граничит на востоке с тремя внутриобластными экономическими районами Ростовской области, на юге с Краснодарским краем, на западе и севере с Украиной. Благодаря расположению на территории района административного центра Ростовской области, субрегион имеет отличные связи со всеми сопредельными территориями посредством федеральных автодорог, железнодорожных коммуникаций, а также участков международных транспортных коридоров. Агроклиматические условия субрегиона характеризуются как благоприятные, лучшие относительно остальной территории области. Рельеф носит равнинный характер с развитой овражно-балочной сетью.

Численность сельского населения Юго-Западного внутриобластного района на 1 января 2010 года составила 411,0 тыс. чел. (9,7 процента от общей численности жителей Ростовской области). Население тяготеет к городским округам, однако и в сельской местности его плотность довольно велика и варьирует от 15 человек до 30 и более человек на кв. км.

Территория экономического района целиком расположена в пределах Приазовской скотоводческо-зерновой сельскохозяйственной зоны. Спектр промышленного производства охватывает все основные отрасли, кроме угольной промышленности и производства цветных металлов. Выгодное экономико-географическое положение и производственный потенциал позволяют производить, концентрировать и продавать товары и услуги на внутренних и внешних рынках. Помимо областного центра области мощная дифференцированная экономическая база сформирована в городах Таганроге, Новочеркасске, Азове и Батайске, принявших на себя часть промышленной базы области и сопутствующих производств. Эти города имеют достаточную транспортную доступность и не испытывают дефицита в услугах транспорта.

Для Западного, Юго-Западного и Южного внутриобластных районов точки ростасосредоточены в виде комплекса промышленных зон, которые формируют экономический каркас всех районов.

В целом перспективным направлением для внутриобластных экономических районов является развитие многоуровневой системы организующих центров, концентрирующих определенный (специализированный) набор производственных и социальных услуг – поселение, кустовой, районный и межрайонный центры.

Особое внимание в развитии территорий необходимо уделять разработке и реализации комплексных инвестиционных планов, как ресурсно-обеспеченного пакета взаимосвязанных и взаимодополняемых инвестиционных проектов по решению наиболее критических проблем.

До экономического кризиса основными приоритетными направлениями территориального развития считались развитие Ростовской агломерации и повышение устойчивости системы расселения. Однако агломерация как таксономическая единица системы расселения имеет свои закономерности развития и является объективной независимо от дополнительного стимулирования. Одновременно, остаётся не решённой в системе современного административного деления задача согласования межмуниципального финансового и социального взаимодействия с городами-спутниками и районами.

Вопрос необходимости стимулирования развития Ростовской агломерации сохраняет свою актуальность, так как она и без того превосходит по уровню социально-экономического развития восточные и северо-восточные регионы области. Основным направлением в рамках работы над системой субъектов области, объединяемых влиянием агломерации, целесообразно выделить систематизацию социально-экономических и коммуникационных связей.

При рассмотрении вопроса повышения устойчивости системы расселения необходимо решить основные задачи территориального развития депрессивных территорий области, к которым можно отнести восточную часть области и угледобывающие районы, которые в настоящее время относятся к дотационным в связи с монопрофильной структурой экономики. Однако подходы в развитии приведенных территорий отличаются ввиду их генетического различия.

В областном разрезе очевидно, что область поделена на 2 части – Западную с развитой транспортной, экономической и социальной инфраструктурами и Восточную – практически неосвоенную и депрессивную. С ростом производительности сельского хозяйства роль восточных и северных сельскохозяйственных районов в общем объёме производства сельхозсырья и его переработки будет повышаться. Основным направлением развития экономики в этих территориях должна стать переработка сельхозсырья, и сокращение, таким образом, экспорта и вывоза сельскохозяйственной продукции в необработанном виде. Организующим центром восточной части области объективно является город Волгодонск, призванный сбалансировать территориальное развитие и снизить дифференциацию социально-экономического развития Ростовской области. Волгодонск может частично перераспределить между городом Ростовом-на-Дону управленческие, экономические, социальные и иные функции. Кроме того, в субрегионе сосредоточены значительные водные ресурсы и развита энергетика, что может стать базисом для локализации и развития энергоёмких и водоёмких производств. При этом развитие Волгодонской системы расселения должно осуществляться в направлении городской биполи Волгодонск-Цимлянск, поскольку собственно город Волгодонск имеет ограничения по развитию селитебной территории.

В пределах сельских поселений необходимо выделение локальных организующих центров и концентрация в них объектов сферы обслуживания.

Основными направлениями работы в области развития Волгодонской системы расселения и формирования стратегии развития Волгодонска (и всего восточного узла как «второго города») являются:

- реализация проектов развития городской среды (в том числе архитектуры малых форм, создание условий для развития сферы услуг и инфраструктуры «свободного времени» и другое);

- развитие социальной инфраструктуры (в том числе усиление компоненты среднего и высшего технического образования с учетом необходимости кадрового обеспечения индустриального парка и других производств, формирование программы привлечения населения из сельской местности и другое);

- строительство индустриального парка при Волгодонской АЭС и создание условий для размещения новых производств;

- снятие инфраструктурных ограничений;

- развитие Волгодонско-Цимлянской биполи;

- поддержка развития депрессивных территорий;

- сохранение баланса между реализацией экономических проектов и сохранением устойчивости природного потенциала территорий, расширение сети особо охраняемых территорий как федерального, так и регионального значения, решения проблем утилизации различного рода отходов, загрязнения атмосферного воздуха, воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В экономике Ростовской области роль Восточного Донбасса традиционно сводилась в основном к функции топливно-сырьевого обеспечения обрабатывающей промышленности и энергетических комплексов области, а также прилегающих регионов. Наметившийся в конце прошлого столетия системный кризис в отечественной угледобывающей промышленности является одним из проявлений мирового кризиса. В структуре Западного внутриобластного района Ростовской области возможно выделение Красносулинского, западных территорий Октябрьского, Каменского муниципальных районов как территорий для размещения и приоритетного развития обрабатывающей промышленности, а также наукоемких видов промышленного производства. С учётом сложившейся специализации на территории периферийных восточных районов следует формировать промышленные узлы с приоритетом угледобывающей отрасли.

К числу активно развиваемых производственных узлов угледобывающей промышленности могут быть отнесены территории Белокалитвинского, Тацинского, Николаевско-Исаевского, Сулино-Садкинского, Усть-Донецкого угленосных районов, Усть-Кундрюченского, Садкинского, Раздорского, Усть-Донецкого участков, а также развитие Кадамовского, Октябрьско-Южного и других перспективных шахтных полей.

При этом преобладание по значимости, валу, грузопотокам угледобывающее производство в промышленных узлах не должно быть абсолютным, исключающим размещение предприятий других отраслей, например объектов сопутствующего и вспомогательного производства, предприятий сельского хозяйства, инфраструктуры.

Состав предприятий сопутствующего производства непосредственно может быть связан с типом и качеством угольной продукции, глубокая переработка которой параллельно может обеспечить сырьевую составляющую предприятий по производству карбида, кремния, активированного угля, карбида кальция, добавок для плавки стали, графита, термоантрацитов, гидроантрацитов, сульфоугля, сорбентов, ферросплавов и их соединений.

С учетом возрастающего спроса на коксующиеся марки угля, возможности сравнительно быстрого освоения новых месторождений, с промышленными запасами в качестве участков первоочередного освоения, можно считать участки месторождений Жирновского, Быстрянского, Богураевского-Глубокого, Горняцкого, Михайловского.

На территории Восточного Донбасса сырьевые ресурсы для развития добывающей промышленности (кроме угольных ресурсов) представлены в широком разнообразии, главным образом, в пределах планировочной зоны дезурбанизационного освоения. Потенциальные сырьевые запасы могут обеспечить соответствующее развитие отраслей производства строительных материалов, огнеупорных изделий, керамики разнообразного ассортимента, флюсов для металлургии.

Концепция развития Восточного Донбасса как составная часть стратегии экономического развития Ростовской области включает в себя перспективную реализацию следующих направлений:

1. Развитие новых форм организации экономической активности территории, путем создания особых экономических зон, технопарков регионального значения, специализированных зон активного экономического развития, урабанизационного освоения территории.

2. Повышение инвестиционной привлекательности территории в основных «точках роста» экономической активности, путем совершенствования и нового строительства дорог, сетей инженерных коммуникаций, инженерной подготовки территорий, улучшения связи мест приложения труда с ареалом расселения, реализующим потребность сферы производства в трудовом обеспечении.

3. Стимулирование создания более благоприятных условий и предпосылок для развития технологических и функциональных форм связи между добывающей и обрабатывающей промышленностью.

4. Организация системы взаимосвязи между основным, вспомогательным и сопутствующим производством при формировании промышленных районов, узлов и производственных групп в зонах размещения обрабатывающей промышленности.

5. При размещении новых предприятий обрабатывающей промышленности, а также реконструкции и модернизации действующих, необходимо соблюдать балансы соответствия параметров расселения и трудового тяготения занятого контингента населения, предусматривать улучшение путей доставки трудящихся по всем осевым направлениям трудовых корреспонденций.

6. Развитие приграничного сотрудничества: пограничной и таможенной инфраструктуры (строительство современных пунктов пересечения границы и таможенных постов, создание зон сервисного обслуживания вблизи многосторонних автомобильных пунктов пропуска); развитие торговых центров и специализированных зон, рассчитанных на приграничную торговлю; развитие транспортного сообщения в приграничной зоне; проведение специализированных мероприятий, направленных на развитие международного сотрудничества.

Кроме того, в рамках реализации концепции развития Восточного Донбасса необходимо разработать стратегию развития моногородов Восточного Донбасса как системы, требующей единого территориально-экономического подхода.

Еврорегион «Донбасс»

Создание Еврорегиона «Донбасс» должно стать новым стимулирующим фактором экономического развития Ростовской области. Во-первых, интеграция с экономикой Украины, Восточной и Западной Европы, позволяет подключиться к европейскому трансферу технологий, потоку высокотехнологических товаров, сравнительно недорогих финансов и качественных трудовых ресурсов. Во-вторых, активизация трансграничного обмена с участием территорий Ростовской области, граничащих с Волгоградской и Астраханской областями, позволяет усилить интеграционные связи с Казахстаном, Азербайджаном и другими странами данного региона.

Инструментом для этого может стать создание трансграничных агломераций на базе Ростовской области, Луганской и Донецкой областей Украины.

Для реализации потенциала приграничных территорий приоритетным является разработка программы долгосрочного социально-экономического развития приграничных территорий Ростовской области. Ключевой задачей долгосрочного социально-экономического развития приграничных территорий является обеспечение устойчивого и сбалансированного их развития, преодоление диспропорций в уровне развития их промышленного потенциала, обеспечение занятости и социальной стабильности, повышение бюджетной самообеспеченности и создание привлекательных условий жизнедеятельности для населения.

 

В целом приоритеты развития территорий должны обеспечивать, с одной стороны, создание точек «локомотивного» роста, с другой – решать проблемы отсталости и преодоления диспропорций в уровне социально-экономического развития муниципальных образований в Ростовской области.

Классификация территорий и зон приоритетного развития:

1. Территории интенсивного экономического развития: Азовская, Новоалександровская, Красносулинская и Октябрьская.

2. Специализированные территории:

- моногорода: Гуково; Зверево;

- приграничные территории, входящие в Еврорегион «Донбасс» и другие территории.

4. Агротерритория Южного внутриобластного экономического района.

3. Муниципальные образования с уровнем социально-экономического развития ниже среднеобластного.

Формы государственной поддержки проектов в территориях интенсивного экономического развития:

- бюджетные инвестиции в строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, перечень которых устанавливается договором об осуществлении деятельности на территории интенсивного экономического развития;

- предоставление хозяйствующим субъектам на территории интенсивного экономического развития бюджетных субсидий в целях возмещения части затрат (расходов) на уплату процентов в размере, не превышающем ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, по кредитам коммерческих банков, полученным на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, либо используемым в качестве платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (платы за технологическое присоединение);

- предоставление государственным и муниципальным унитарным предприятиям государственных гарантий Ростовской области для обеспечения их обязательств по кредитам коммерческих банков, привлекаемым для осуществления проектов по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, направленных на обеспечение деятельности территории интенсивного экономического развития.

Принципы локализации действующих территорий интенсивного экономического развития:

- комплексный подход, обеспечивающий сокращение инфраструктурных расходов;

- упрощение и удешевление разрешительных и согласовательных процедур в результате коллективного размещения и освоение территории;

- обеспеченность новых производств кадрами в результате тяготения к крупным городам;

- использование механизма государственно-частного партнёрства при создании необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры.

Азовская территория интенсивного экономического развития:

- находится в границах Ростовской агломерации, на южной окраине Азова;

- суммарный объем инвестиций по локализованным проектам свыше 400 млн. долларов США;

- среди резидентов – компании Фрито-Лэй Мэньюфэкчуринг (Пепси-ко), «Эй джи си флэт гласс» (производство листового стекла), «Фондишиэл» (производство радиаторов), «Нева-Пласт» (пластиковые трубы).

Новоалександровская территория интенсивного экономического развития:

- расположена в 20 км от города Ростова-на-Дону;

- суммарный объем инвестиций по локализованным проектам – свыше 500 млн. долларов США;

- создана необходимая инфраструктура;

- первая очередь парка на 10 процентов заполнена резидентами – «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (производство напитков), «Болл пэкэджинг юроп гмбх» (производство алюминиевой банки), ООО «Юнимилк» (производство молочной продукции), группа компаний «Регата» (производство алкогольной продукции), ОАО «Астон» (крахмалопаточный завод), ООО «Ростовский комбинат шампанских вин».

Красносулинская территория интенсивного экономического развития:

- расстояние до города Ростова-на-Дону – 75 км;

- расположена в «золотом треугольнике» Восточного Донбасса, между городами Шахты, Новошахтинск и Красный Сулин;

- рядом с Красносулинской территорией интенсивного экономического развития локализуется проект по производству флоат-стекла компании Guardian ─ крупнейшего мирового производителя, объем инвестиций в проект (с учетом дополнительной линии по производству стекла с энергосберегающим покрытием) – около 240 млн. долларов США.

Октябрьская территория интенсивного экономического развития:

- расстояние до города Ростова-на-Дону – 70 км;

- расстояние до федеральной трассы «Дон» (М 4) – 10 км;

- суммарный объем инвестиций по реализуемым здесь проектам – свыше 450 млн. долларов США;

- расположена в центральной части Октябрьского района, примыкает к юго-восточной окраине города Шахты;

- среди резидентов – донские компании группа компаний «Евродон», ООО «МеталлДон», ООО «ЮниТайл». Локализован совместный проект группы компаний «Евродон» и «Avermann» (Германия) с объемом инвестиций 80 млн. евро (домостроительный комбинат мощностью 150 000 кв. м. жилья в год).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.035 с.)