Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Непосредственная работа с конкретной семьейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
• Социальный работник (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его: обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры; старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи; интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах; интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тог достиг школьного возраста); отвечает на вопросы родителей; наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его; демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем. • Родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его: наблюдают, как специалист обращается с ребенком (например, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования); специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию; специалисты наблюдают, как родители обращаются с ребенком; специалист снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты; демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе. • Социальный работник: организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции); предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами; приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка. самостоятельно или с участием других специалистов помогает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное оборудование для дома; организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в связи с ходом выполнения реабилитационного плана; предоставляет родителям письменный отчет результатов тестирования или оценивания; передает родителям письменное заключение с рекомендациями занятий на дому; обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, которые касаются их ребенка и хранятся в папке; приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, привлекает их к участию в проведении занятий;
организует для родителей встречу со студентами-практикантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах. 2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматривает следующее: запись информации и комментариев родителями и специалистами в специальном дневнике (например, каждую неделю);. анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встрече со специалистом; представление в отчетах (например, раз в полгода) результатов реабилитации; письменные извещения, информация для родителей, организованные социальным работником с участием других специалистов; контакты по телефону; выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке фильмов) по рекомендации специалиста; выдача родителям на дом специальных игр или учебных пособий; заполнение родителями вопросников, карт или схем развития способностей ребенка; проведение родителями на дому игр и занятий; занятия в выходные дни, предоставление информации о возможностях отдыха; предоставление родителям возможности знакомиться с содержанием папки материалов, касающихся их ребенка; выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений; перечисление телепрограмм, которые целесообразно смотреть родителям вместе с детьми. 3. Непосредственная работа с группой родителей предусматривает следующее: встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реабилитации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее; выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы; организация семинара для родителей: выступления, беседы, ролевые игры, последующие практические занятия на дому; организация специального курса для родителей по той иди иной тематике; показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяснение их цели и смысла; организация открытого урока или занятия со специалистом; открытый день или вечер в реабилитационном центре; организация совместных мероприятий (отдых, представления) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и специалистов; привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий — праздников, фестивалей;
помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т.д.); интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях. 4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее: предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий; рассылка информационного буклета о том, как, на каких условиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специалистам; подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка; организация выставки книг или игрового материала в методическом кабинете или Уголке для родителей; подготовка письменных предложений по домашним занятиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха; подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирования, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационного плана, интерпретации результатов; выдача родителям книг.чадом или копирование для них нужных фрагментов; рассылка или передача вопросников для выяснения потребностей и мнения родителей об услугах; подготовка видеопрограммы для родителей; организация стенда или доски объявлений в комнате, в которой родители ожидают детей; составление статей для местных журналов или газет, предоставление родителям вырезок из журналов и газет; подготовка учебного пособия или руководства для родителей. 5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы: способствовать развитию сети нянь среди группы родителей; организовать посещение опытным родителем семьи, в которой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг; помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей; участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте; привлекать отцов к починке или наладке оборудования; добиваться того, чтобы родители были представлены в комиссиях или советах школ и реабилитационных центров; добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставления услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогической комиссией; помогать родителям организовать клубы по интересам и мероприятия для детей. Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать следует с матерью ребенка, так как в основном она всегда и приходит на консультацию и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не только к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым отцам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее, не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа — это прерогатива женщин). Очень полезно предоставлять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прийти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реабилитации ребенка.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие ресурсы: • работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один куратор, координирующий действия остальных; • обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев; организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или обсуждать неудачи. находить совместное решение проблемы; • использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям 1. Существуют шесть компонентов успеха взаимодействия специалистов и родителей, в частности посещений семьи на дому: • регулярный контакт (в зависимости от возможностей и необходимости — раз в неделю, в две недели или в шесть недель); • подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков; • использование вспомогательных материалов, пособий для родителей; • привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи, родственников; • внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о ребенке, но и обо всей семье); • организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты: социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству. Вопросы
1. Дайте определение инвалидности и объясните его смысл. 2. Расскажите о жизненном цикле семьи ребенка-инвалида. 3. Расскажите подробнее о принципах социальной работы с семьей ребенка-инвалида. 4. Приведите примеры тактик социальной работы с родителями. 5. Каковы, на ваш взгляд, особенности социальной работы с инвалидами? Литература
1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. — М., 1991. 2. Исцеление. Альманах. Вып. 2 (Для врачей, педагогов и родителей детей с неврологической инвалидностью). — М., 1995. 3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994. 4. Бабенкова Р.Д., Ишюлктова М.В., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. —- М., 1985. 5. Воспитание слабовидящего ребенка, в семье: Пособие для родителей. — М., 1986. 6. Дорога — это то, как ты идешь по ней... Социально-реабилитационцая работа с семьей нетипичного ребенка: Учебное пособие / Под ред. В.Н, Ярской, Е.Р. Смирновой. — Саратов: Изд-во Поволж. фил. Рос.уч. центра, 1996.
7. Преодолевая барьеры инвалидности. — М.: Ин-т соц. работы, 1997. 8. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. — М. Ин-т соц. работы, 1996. 9. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. — М. Ик-т соц. работы, 1997. 10. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1996. IS. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997. 12. Теория и практика социальной работы: методические материалы. — М.: Ин-т соц. Работы, 1997. 13. McConkey R. Working with parents. A practical guide for theachers and therapists. Cambridge: Brook'.ine Books, 1985. 14. Hanvey С.. Philpot Т. Practising social work. London/New York: Rout-ledge, 1994. Глава 24. Технология социальной работы с мигрантами и беженцами. Социальная работа с национальными меньшинствами
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.149 (0.009 с.) |