С профессиональной замещающей семьей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С профессиональной замещающей семьей



Организация работы

С профессиональной замещающей семьей

Методические рекомендации

 

 

Брест, 2013

Составители:

Фетисова Н.В.– начальник учебно-методического центра социально-педагогической работы, охраны детства и спецобразования ГУО «Брестский областной институт развития образования»

Плеско М.В. – методист учебно-методического центра социально-педагогической работы, охраны детства и спецобразования ГУО «Брестский областной институт развития образования»

 

Рецензенты:

Рачевский С.Г. – первый проректор ГУО ««Брестский областной институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент

Костюк Л.В. – заведующая сектором охраны детства управления образования Брестского облисполкома

 

 

В методических рекомендациях раскрываются основные этапы, принципы и функции органов опеки и попечительства, учреждений образования по организации и сопровождению профессиональной замещающей семьи.

Предлагается документирование деятельности специалистов по охране детства горрайисполкомов, социально-педагогических центров, социально-педагогических и психологических служб учреждений общего среднего образования в решении проблем семейного устройства детей-сирот.

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение

2. Этапы и принципы социально-педагогического сопровождения приемной семьи, детского дома семейного типа

3. Функции отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

4. Документирование деятельности специалиста по охране детства отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

5. Критерии оценки работы специалиста по охране детства отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

6. Функции социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

7. Документирование деятельности специалистов социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

8. Функции учреждений общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

9. Документирование деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

10. Приложения

 

Введение

Понятие «замещающая семья» юридически не закреплено, но достаточно часто используется в современной научной, методической и публицистической литературе. Практики системы охраны детства часто используют данное понятие, определяя все альтернативные институциональному воспитанию формы семейного устройства детей-сирот. Данное понятие включает в себя опекунские семьи, семьи усыновителей, приемные семьи и детские дома семейного типа. При этом замещающими семьями, созданными на профессиональной основе, являются приемные семьи и детские дома семейного типа (далее - ДДСТ).

Для осуществления системного комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональных замещающих семей необходимо наладить взаимодействие специалистов по охране детства со специалистами социально-педагогических центров (далее - СПЦ) и социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (далее - СППС) для получения актуальной информации о каждом ребенке, который воспитывается вне родной семьи.

 

Этапы и принципы

Документирование деятельности

Специалистов по охране детства ООСиТ горрайисполкома

Критерии оценки работы

Приложение 1

Пояснительная записка

к примерному учебно-тематическому плану подготовки лиц

к выполнению должностных обязанностей приёмных родителей и родителей-воспитателей.

Основу программы подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей -воспитателей составляет материал, позволяющий кандидатам на должности приемных родителей, родителей-воспитателей выполнять должностные обязанности, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей и служащих.

Программа подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей рассчитанная как минимум 30-36 часов должна учитывать и отражать наиболее актуальные аспекты, необходимые для работы в качестве профессионального замещающего родителя и включать в себя нормативно-правовой, социально-педагогический, психолого-педагогический и практический аспекты.

Программа подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей – воспитателей должна быть направлена на формирование профессиональных компетенций кандидатов и осуществляться специалистами социально-педагогических центров, назначенными приказом руководителя социально-педагогического центра, педагогом-психологом и педагогом социальным. Также следует привлечь к процессу подготовки специалиста по охране детства отдела образования, юрисконсульта.

В работе по подготовке лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей -воспитателей необходимо использовать различные формы: лекции, семинарские занятия и обучающие тренинги, круглые столы и деловые игры, ролевое проигрывание ситуаций из семейной жизни, индивидуальные и групповые консультации, обмен опытом семейного воспитания.

Итоговое занятие может быть проведено в форме зачета, собеседования, круглого стола.

По результатам обучения, с учетом у кандидата в приемные родители, родители-воспитатели определенных навыков воспитания детей, регулярности посещения им занятий, освоения программы подготовки в полном объеме приемному родителю выдается справка об успешном освоении курса подготовки.

Предлагается к использованию тематический план подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей продолжительностью 30 часов.

Содержание программы подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приемных родителей, родителей-воспитателей необходимо утвердить руководителем социально-педагогического центра. В качестве материалов для проведения занятий рекомендуется использовать как «Программу профессиональной подготовки приемных родителей и родителей воспитателей» Национального центра усыновления Республики Беларусь, так и программу ПРАЙД, реализуемую при поддержке Представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь.

Примерный учебно-тематический план

подготовки лиц к выполнению должностных обязанностей приёмных родителей и родителей-воспитателей.

№ п\п Перечень рассматриваемых тем Кол-во часов Ответственный
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Права и обязанности профессиональных замещающих родителей   Юрисконсульт, педагог социальный
Мотивация приёмного родителя, родителя-воспитателя. Готовность профессиональной замещающей семьи к приёму ребёнка   Педагог-психолог
Особенности развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: - травматический опыт; - депривация, виды депривации; - теория привязанностей;   Педагог-психолог
Социализация воспитанников приёмных семей, детских домов семейного типа Педагог-психолог
Особенности адаптации ребёнка в приёмной семье, детском доме семейного типа Педагог-психолог
Сходство и различия профессиональных замещающих и биологических родителей. Поддержание связи с биологической семьёй. Ведение «книги жизни приемного ребенка».   Педагог-психолог
Психологическая помощь и коррекция поведения детей, воспитывающихся в профессиональных замещающих семьях   Педагог-психолог
Усыновление детей из приёмной семьи, детского дома семейного типа   Педагог-психолог
Взаимодействие профессиональных замещающих семей с органами опеки и попечительства   Специалист по охране детства, педагог социальный
Нормативное правовое обеспечение деятельности профессиональных замещающих семей. Документация приёмного родителя, родителя-воспитателя   Специалист по охране детства, юрисконсульт, педагог социальный  
Реализация социальных льгот и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей   Юрисконсульт, педагог социальный
    ВСЕГО    

Приложение 2

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления (отдела)

образования спорта и туризма

гор(рай)исполкома

__________________ «___»________20_______г.

План развития приёмной семьи

_______________________________________________

на период _____________________________________

Цель: обеспечение поступательного развития профессиональной замещающей семьи, детского дома семейного типа через поддержку компетенций замещающего родителя, родителя-воспитателя детского дома и оптимизацию социальных условий развития семьи.

Задачи:

1. Обеспечить рост и развитие знаний, умений их применить, а также организационных и личностных характеристик профессионального замещающего родителя.

2. Укрепить адекватную профессиональную мотивацию.

3. Обеспечить личностное развитие и повышение профессиональной квалификации.

4. Активизировать материально-бытовые и хозяйственные функции замещающей семьи.

5. Обеспечить поддержку и здоровье детей и родителей.

 

План утверждается, подписывается родителями, специалистом, ведущим данное направление работы.

Конкретные задачи плана определяются спецификой семьи и индивидуальными особенностями ребенка

 

Ф.И.О., дата рождения приемного ребенка: ___________________________________________________________

Ф.И.О., дата рождения приемного родителя: ________________________________________________________

Адрес места жительства: ___________________________________________________________________________

Дата создания приемной семьи: _____________________________________________________________________

Сведения о биологических родителях: _______________________________________________________________

№ п/п Направления работы Содержание деятельности Ответственные Сроки выполнения Отметка о выполнении
Материально-техническое обеспечение Обеспечение безопасности и удовлетворение основных жизненных потребностей приёмного ребёнка Обеспечение возмещения коммунальных расходов Поиск спонсорской помощи Обеспечение возмещения средств, затраченных на приобретение медикаментов, мягкого инвентаря, игр и игрушек, книг Приёмный родитель Бухгалтер отдела образования Специалист отдела образования Руководитель отдела образования Бухгалтер отдела образования        
Методическая работа     Участие в работе методических объединений Своевременное повышение квалификации Самообразование Участие в заседаниях клуба Формирование педагогической культуры родителей Методист отдела образования, социально-педагогический центр   Методист отдела образования   Приёмный родитель Методист, отдела образования Социально-педагогический центр        
Педагогическая работа Организация образовательного процесса ребёнка в соответствии с его уровнем развития Организация помощи в преодолении отставания в учебе (устранение пробелов в знаниях) Вовлечение ребёнка в систему досуговой деятельности Приобретение игр и пособий для развития познавательных процессов и повышение общей осведомлённости ребёнка Консультирование приёмных родителей Адаптация приёмного ребёнка в школьном коллективе:   Приёмный родитель Учреждение образования Специалист отдела образования Педагог-психолог, педагог социальный учреждения образования Приёмный родитель Социально-педагогический центр    
Социально-педагогическая поддержка Сопровождение приёмной семьи Обеспечение приёмной семьи информацией по вопросам воспитания приёмных детей   отдел образования, учреждение образования, социально-педагогический центр      
Правовая работа Организация трудового отпуска приемных родителей. Организация оздоровления детей. Регистрация несовершеннолетнего по месту пребывания Защита жилищных (закрепление жилых помещений; в случае отсутствия жилого помещения (осуществление постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке) и имущественных прав детей (контроль за состоянием и пользованием имущества ребенка); Консультирование по вопросам прав и обязанностей приёмного родителя, родителя-воспитателя; по вопросам прав ребёнка, находящегося на воспитании в замещающей семье Содействие в оформлении справок и пособий, получении льгот, выборе образовательного учреждения для ребёнка и т.п. Специалист отдела образования Специалист по санаторно-курортному лечению поликлиники, специалист по оздоровлению отдела образования или по месту работы др. членов семьи Приёмный родитель    
Психологическая помощь Сопровождение и психологическая поддержка приёмной семьи Психологическое просвещение приёмных родителей Оказание консультативной помощи ребенку по вопросам эмоциональных, поведенческих и др. психологических трудностей; Консультирование родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка, включая предоставление информации об основных этапах развития и психологических потребностях детей; Помощь родителям в разрешении личных психологических трудностей осознании своего опыта, который оказывает негативное влияние на воспитание приёмного ребёнка; Содействие пониманию родителями потребностей ребёнка; Развитие родительских навыков эффективного взаимодействия с ребёнком Индивидуальная работа педагога-психолога с ребёнком Изучение уровня развития и способностей приёмных детей Разработка рекомендаций для родителей по формированию благоприятного микроклимата в семье Коррекция особенностей поведенческой сферы ребёнка Помощь ребёнку в преодолении негативных последствий прошлого опыта (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении); личностно-социальных трудностей (например, неумение выстраивать отношения со сверстниками, отсутствие друзей) Психологическая поддержка приемных родителей; помощь в разрешении семейных конфликтов и др.     Специалисты социально-педагогической и психологической службы, Специалисты социально-педагогического центра    
Медицинская помощь Обеспечение выполнения режима дня членами семьи, как основы сохранения здоровья Обеспечение сбалансированного питания с учетом возрастных особенностей детей Прохождение ежегодного профилактического медицинского осмотра и лечение по необходимости. Определение и организация необходимых медицинских и коррекционных мероприятий для воспитанника в замещающей семье Консультация специалиста УЗ Консультация диетолога Узкие специалисты УЗ    
Мероприятия по поддержке родственных отношений с биологической семьёй Организация общения приёмных детей с биологическими родственниками Работа с контактной сетью ребёнка Ведение «книги жизни приёмного ребёнка Приёмный родитель Учреждение образования Социально-педагогический центр      

Приложение 3

Дневник

Приложение 4

 

Карта сопровождения ребёнка

Ф.И.О. приёмного родителя, родителя-воспитателя

Адрес, телефон

Ф.И.О. приемного ребенка(детей), проживающего(их) в семье

На основании решения № от и договора об условиях воспитания № от принят на воспитание в приемную семью

Примечание:

В карте отражается содержание деятельности специалистов СППС с приемной семьей, фиксируется дата проведения и ответсвенные.

Содержание деятельности может включать: посещение семьи, телефонные переговоры, дианостические мероприятия, разработку рекомендаций, консультирование, просвещение,проведение индивидуальных занятий с ребенком, привлечение других специалистов и т.п.

Приложение 5

 

Формы

Организация работы

с профессиональной замещающей семьей

Методические рекомендации

 

 

Брест, 2013

Составители:

Фетисова Н.В.– начальник учебно-методического центра социально-педагогической работы, охраны детства и спецобразования ГУО «Брестский областной институт развития образования»

Плеско М.В. – методист учебно-методического центра социально-педагогической работы, охраны детства и спецобразования ГУО «Брестский областной институт развития образования»

 

Рецензенты:

Рачевский С.Г. – первый проректор ГУО ««Брестский областной институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент

Костюк Л.В. – заведующая сектором охраны детства управления образования Брестского облисполкома

 

 

В методических рекомендациях раскрываются основные этапы, принципы и функции органов опеки и попечительства, учреждений образования по организации и сопровождению профессиональной замещающей семьи.

Предлагается документирование деятельности специалистов по охране детства горрайисполкомов, социально-педагогических центров, социально-педагогических и психологических служб учреждений общего среднего образования в решении проблем семейного устройства детей-сирот.

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение

2. Этапы и принципы социально-педагогического сопровождения приемной семьи, детского дома семейного типа

3. Функции отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

4. Документирование деятельности специалиста по охране детства отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

5. Критерии оценки работы специалиста по охране детства отдела образования, спорта и туризма горрайисполкома по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

6. Функции социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

7. Документирование деятельности специалистов социально-педагогического центра по созданию и сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

8. Функции учреждений общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

9. Документирование деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения общего среднего образования по сопровождению приемных семей, детских домов семейного типа

10. Приложения

 

Введение

Понятие «замещающая семья» юридически не закреплено, но достаточно часто используется в современной научной, методической и публицистической литературе. Практики системы охраны детства часто используют данное понятие, определяя все альтернативные институциональному воспитанию формы семейного устройства детей-сирот. Данное понятие включает в себя опекунские семьи, семьи усыновителей, приемные семьи и детские дома семейного типа. При этом замещающими семьями, созданными на профессиональной основе, являются приемные семьи и детские дома семейного типа (далее - ДДСТ).

Для осуществления системного комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения профессиональных замещающих семей необходимо наладить взаимодействие специалистов по охране детства со специалистами социально-педагогических центров (далее - СПЦ) и социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (далее - СППС) для получения актуальной информации о каждом ребенке, который воспитывается вне родной семьи.

 

Этапы и принципы



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.023 с.)