Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Кафедра социальной работы
Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты. Социальный патронаж семьи
Отчет по производственной практике студентки 6 курса (гр. 2004/5,5) гуманитарного факультета заочной формы обучения специальности 350500 – Социальная работа
Брославской Татьяны Александровны Руководитель практики: Старший преподаватель – Костогладова Л.П.
Апатиты Содержание
Введение _______________________________________________________3 1. Служба социального сопровождения семьи и ребенка в г. Апатиты ____5 1.1. Общие сведения ____________________________________________5 1.2. Структура подразделения ____________________________________7 1.3. Статистика обращений ________________________________________8 1.4. Правовые основы работы Службы ______________________________9 2. Процесс сопровождения семьи и ребенка __________________________10 2.1.Алгоритм оказания помощи____________________________________11 2.2. Исследование эффективности социальной работы с детьми из дисфункциональных семей_________________________________________16 3. Заключение ____________________________________________________19 Список использованных источников _________________________________21 Приложение 1 ____________________________________________________22 Приложение 2 ____________________________________________________23 Приложение 3 ____________________________________________________24 Приложение 4 ____________________________________________________25 Приложение 5 ____________________________________________________27 Приложение 6 ____________________________________________________30
Введение Практика является важнейшим элементом учебного процесса на заключительном этапе обучения в институте. Она обеспечивает закрепление и расширение знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе. Прохождение практики является одним из важнейших этапов обучения студента. С 02 ноября по 22 ноября года я проходила производственную практику в «Службе сопровождения семьи и ребенка». Цель практики – закрепить и расширить теоретические знания, применять их при решении конкретных задач, получить навыки специалиста по социальной работе в «Службе сопровождения семьи и ребенка»,развить навыки ведения самостоятельной работы. Задачи моей практики в «Службе сопровождения семьи и ребенка»: - изучить историю создания предприятия, его структуру; - выявить основные направления деятельности, цели и задачи; - осуществить анализ документов регламентирующих деятельность учреждения; - принять личное участие в рабочем процессе. Работа с семьей по месту жительства в г. Апатиты осуществляется через «Службу сопровождения семьи и ребенка» и направлена на выявление, сбор и анализ информации о социально-экономических, медицинских, психологических аспектах жизнедеятельности семей группы риска, находящихся на исследуемой территории; принятие экстренных мер, оперативных решений по проблемам семей группы риска через индивидуальную работу. В сфере социальной поддержки семьи и детей, в деятельности соответствующих социальных служб накоплен интересный и результативный опыт применения социального патронажа и создания профильных отделений, выполняющих функции патронажных служб. Социальный патронаж, учитывая качество жизни российской семьи и не решенные проблемы детства, является одной из наиболее продуктивных социальных технологий, представляющей более надежную и эффективную форму вмешательства в конкретную ситуацию семьи или ребенка переживающих кризис, в том числе затяжной либо хронический. Патронаж, в тех социальных службах, где он используется, позволяет вовлекать семьи и детей в специально организованную специалистами работу, органично сочетающую медико-социальное, психо-социальное, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-экономическое и социально-бытовое направления при сосредоточенности на главном - преодолении имеющихся проблем.
Служба социального сопровождения семьи и ребенка в г. Апатиты. Общие сведения
Отделение «Служба социального сопровождения семьи и ребенка» осуществляет свою деятельность на базе социального приюта с июня 2008 года. В структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей Мурманской области такое отделение открылось впервые. Цель деятельности Службы – оказание детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощи в реализации их прав и законных интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения. Причем вся проводимая работа осуществляется в естественных условиях семьи, без изъятия ребенка. В спектре услуг, предоставляемых Службой – консультирование, разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи, помощь в получении льгот, оказание содействия в трудоустройстве, мотивация к лечению от алкогольной зависимости, содействие в санитарной обработке жилья и др.; оказание социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи. Принципы на которых строится работа Службы: 1. Индивидуальный подход к проблеме каждой семьи, который предполагает предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье и подготовку плана работы; 2. Установление контакта специалистов с членами семьи, выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения; 3. Составление плана выхода семьи из сложной ситуации, определение необходимой помощи и поддержки со стороны Службы, стимулирование родителей к оказанию самопомощи; 4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не способна решить самостоятельно; 5. Патронаж семьи. 6. Добровольное сотрудничество семьи со специалистами Службы. Вся проводимая работа с семей осуществляется в условиях добровольного сотрудничества, при составлении договора. Договор не имеет юридической силы, но определяет порядок взаимных обязательств и прав, а также закрепляет в сознании сторон факт вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.
Основанием для постановки на сопровождение является: 1. Личное обращение за помощью (может быть разовым – за консультацией), если решение проблемы требует более длительного времени, то семья ставится на сопровождение; 2. На сопровождение ставятся семьи, дети из которых ранее проживали в приюте; 3. Информация от других учреждений системы профилактики о наличии трудной жизненной ситуации и неблагополучия в семье. В этом случае специалисты выходят с патронажем с целью предложения помощи. Основанием для снятия с сопровождения является: 1. Положительная динамика семьи после оказания конкретной помощи; 2. Категоричный отказ от сотрудничества семьи со специалистами. Сопровождение осуществляется путем консультирования и обучения, предоставления различного вида услуг: 1. социально-психологические; 2. социально-бытовые; 3. социально-валеологические; 4. социально-педагогические; 5. социально-экономические; 6. социально-правовые. Структура подразделения В штате отделения состоят: - зав. отделением; - 3 специалиста по социальной работе; - социальный педагог; - психолог. К специалистам предъявляются определенные требования. А именно: Сотрудники отделения должны: 1. Иметь высшее образование по профилю (педагогическое, социальное, психологическое) и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для должностей заведующей отделением, социального педагога, специалиста по социальной работе, педагога-психолога.
2. Владеть знаниями: теории и методики социальной работы, социальной педагогики, психологии, медицины. Знать Конвенцию о правах ребёнка, Семейный кодекс, Конституцию РФ, основы социальной политики, федеральные и региональные законы и постановления, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка; санитарно-гигиенические нормы и правила.
4. Знать и соблюдать правила эксплуатации электрического оборудования и приборов, сохранность имущества, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности.
5. Повышать свою квалификацию путем переподготовки, самообразования, посещения семинаров, методических объединений.
6. Обладать высокими морально-этическими качествами, чувством ответственности, принципами гуманности, справедливости, объективности, доброжелательности, конфиденциальности; соблюдать профессиональную этику в процессе оказания услуг.
7. Нести ответственность за достоверность информации и надлежащее оформление документации.
Статистика обращений За 6 месяцев 2008г. специалистами отделения обслужено 168 человек, из 130 семей. Повторно обратились 54 человека из 39 семей.[1]
Из числа обратившихся семей, за отчетный период, были поставлены на сопровождение 73 семьи, сняты с сопровождения 16 семей, в настоящее время на сопровождении в Службе состоят 57 семей.[2] Категории сопровождаемых семей: -- неблагополучные – 30; -- малообеспеченные – 9; -- неполные – 11; -- многодетные – 7. Анализируя категории семей обратившихся за помощью и поставленных на сопровождение можно отметить, что чаще в поле зрения специалистов попадают с трудным материальным положением причины которого разнообразные (отсутствие постоянного места работы; неосведомленность о положенных социальных выплатах; небольшие заработки и др.) и семейное неблагополучие (алкоголизм родителей; недобросовестное исполнение родительских обязанностей; аморальный образ жизни и др.). Положительным моментом можно считать то, что специалистам удается выявить такие семьи и своевременно оказать помощь, поскольку дети из таких семей наиболее уязвимы и социально не защищены.[3]
В Службе сопровождения семьи и ребенка ведется систематическая работа с родителями по формированию чувства ответственности за воспитание и развитие детей. Специалисты стремятся дать родителям тот объем знаний об особенностях детского развития и потребностях детей, которым они могут воспользоваться в конкретной жизненной ситуации. С родителями постоянно проводятся беседы и консультации по вопросам воспитания и развития детей; формирования здорового образа жизни; об ответственности за воспитание и развитие детей в соответствии с СК РФ. Осуществляется патронаж семей. Нередко посещения семей организованы совместно с социальными педагогами школ, инспекторами по охране детства ДОУ, инспекторами ОДН, КДН и ЗП, специалистами опеки. Главная цель органов защиты детства заключается в том, чтобы влиять на детей, подверженных риску причинения им вреда в результате действия или бездействия со стороны родителей или воспитателей и по мере необходимости принимать меры направленные на их защиту.[4] Специалисты Службы активно взаимодействуют с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: КДН, ОДН, органы опеки и попечительства, СОШ, ДОУ, детская поликлиника и др.
Процесс сопровождения семьи Алгоритм оказания помощи Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы: Первичное вмешательство На данном этапе проводится работа: 1. – выявление семьи, которые могут нуждаться в мерах по защите детей. 2. – определение обоснованности обращения. 3. – определение срочности необходимых мер; 4. – определение типа необходимых мер. По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка. Предварительная оценка семьи Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней. За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают. Оценивается: 1. – характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком; 2. – возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми; 3 – обеспечение безопасности ребенка; 4 – необходимость продолжения оказания помощи. В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.
Составление плана обеспечения безопасности ребенка Здесь проводится анализ факторов и определение конкретных действий: 1. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка 2. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома 3. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности 4. выявление способа обеспечения безопасности Цели Плана обеспечения безопасности: · определить угрозу безопасности ребенка; · оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома; · определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности; · принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция невосстановима; · по возможности обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности; · уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи. Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель. · Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности. Текущая оценка семьи Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат) 1. привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству[10] 2. выявление имеющегося положительного потенциала 3. выявление основных проблем и потребностей 4. выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить 5. оценка и обеспечение безопасности Текущая оценка семьи начинается сразу после того, как принято решение об оказании помощи. Основная задача, которую предстоит выполнить в ходе текущей оценки семьи, состоит в том, чтобы помочь семьям выявить свои потребности и желания и разработать стратегию удовлетворения этих потребностей, чтобы быть уверенными, что безопасности детей ничто не угрожает. На этапе текущей оценки семьи задача состоит в определении основной проблемы (или основной потребности) семьи. Основная потребность – это критический дефицит чего-либо, когда поведение неэффективно, потребности остаются неудовлетворенными Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы – разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: Как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений – это синоним таких терминов в других моделях как план услуг, план помощи, план случая. Стратегия изменений: Каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней). 1. совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы 2. назначение определенного времени для достижения целей 3. определение ролей и обязанностей 4. включение в план помощи пункта об обеспечении безопасности, если это необходимо. Предоставление помощи: Какие действия следует предпринять? 1. предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели 2.оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи. Оценка динамики семьи: Действительно ли происходят изменения? 1. сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье. 2. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции. 3. оценка и обеспечение безопасности ребенка. 4. выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи. Закрытие случая. Процедура закрытия случая является достаточно важной в процессе сопровождения проблемной семьи. Для эффективной работы необходимо иметь четкие критерии для закрытия случая, необходимо ответить, достигнуты ли цели, определенные в плане, какие цели достигнуты, стабильны ли изменения, может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией, существует ли поддерживающая социальная сетка, выражает ли семья потребность в помощи. Решение о закрытии подтверждается следующими моментами: 1 достижение конечной цели; 2 безопасность ребенка; 3 функционирование семьи; 4 стабильность положения ребенка. Специалисты учреждения педагоги, психологи, социальные педагоги используют различные методы семейной диагностики: рисунок семьи, семейная социограмма, семейная генограмма, опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Методы семейной диагностики позволяют выявить явные и скрытые семейные нарушения и установить семейный диагноз. Под семейным диагнозом понимается: 1. выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств; 2. определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые соответственно нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования или психотерапии) и при ее осуществлении. Цели обследования (посещения) семьи: 1. Заполнение документов (карточка семьи). 2. Обследование жилищных условий. 3. Знакомство с историей семьи. 4. Беседа с детьми, наблюдение отношений с другими членами семьи. 5. Определение возможных зон наблюдения. 6. Определение ресурсов семьи, ее сильных и слабых сторон. Полученная информация[11] обсуждается со всеми сотрудниками «Службы», анализируется, дополняется. Междисциплинарная группа открыто делится информацией и совместно работает над получением целостной оценки потребностей, определением приоритетов и составлением плана действий. Группа устанавливает, кто будет проводить каждое вмешательство. Уточняются время, необходимое для каждого этапа, составляется план выхода семьи из тяжелой ситуации. На данном этапе эффективна технология работы с сетью социальных контактов. Сетевая работа является инструментом, используемые для предупреждения распада семьи путем выяснения сущности проблем и поиска способов по оказанию поддержки, которая необходима для нивелирования или снятия конфликтов и недоразумений. Основной цель работы – сокращение количества детей, которые вынуждены жить, и расти в учреждениях. Что касается проведения сетевой встречи, когда ребенок уже находится в учреждении, ее можно рассматривать и как ситуацию постоянного (хронического) кризиса, когда семья, родственники, друзья и другие люди из ближайшего окружения уже свыклись с этим фактом. Поэтому стремление к изменениям в таких случаях также бывает пониженной, требующее больших усилий специалистов, работающих с данной семьей.
Заключение
В процессе прохождения практики я ознакомилась с историей создания Службы сопровождения семьи и ребенка, её структурой, выявила основные направления деятельности, цели и задачи; ознакомилась с документами регламентирующими деятельность учреждения. Ознакомилась с обязанностями специалиста по социальной работе, такими как: 1 Выявление и дифференцированный учет семей, совместно с государственными органами (опеки и попечительства, социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, занятости др.) находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и поддержке. 2 Выявление причины социальной дезадаптации семьи, принятие мер для ее преодоления (при необходимости, привлечение специалистов). 3 Организация взаимодействия отделения с государственными, общественными и частными организациями, оказывающими социальную помощь. 4 Определение характера и объема необходимой социальной помощи обслуживаемым.. 5 Формирование личного дела семьи, составление социального паспорта, регистрация обратившихся. 6 Осуществление патронажа семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке с ведением соответствующей документации. 7 Совместно с другими специалистами разработка индивидуальной программы реабилитации семьи, составление плана по реализации программы. 10 Разработка системы мер по стабилизации обстановки в семье, созданию в ней необходимых и безопасных условий для жизни и воспитания ребенка. Мною было изучено: история создания предприятия, его структура, основные направления деятельности, цели и задачи. Я осуществила анализ документов регламентирующих деятельность учреждения, принять участие в рабочем процессе. Так же мною было проведено исследование об эффективности социальной работы с детьми из дисфункциональных семей.
Приложение 1
Обратившиеся в Службу Приложение 2
Категории семей, обратившихся в Службу
Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Договор о сотрудничестве ГУ Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (с приютом ) в лице директора _____________________________________ и Гражданин(ка) ___________________________________________________ имеющий(ая) на воспитании несовершеннолетнего ______________________ составляют настоящий Договор 2. Предмет Договора 2.1. Социальный патронат семьи, нуждающейся в помощи; 2.2. Работа с семьёй по выходу из кризиса; 2.3. Предотвращение лишения родительских прав в отношении ребёнка. 3. Права и обязанности сторон 3.1. ОСРЦ для несовершеннолетних предоставляет услуги стационара (круглосуточного, дневного) для ребёнка (детей) ____________________ включающие в себя ______________________________________________ 3.2. Администрация ОСРЦ предоставляет специалистов «Службы сопровождения семьи» для мониторинга, коррекции, реабилитации членов семьи и создания благоприятной обстановки в семье для ребёнка (детей) 3.3. предоставляет помощи и поддержку семьи, в том числе и (материальную) на первоочередные нужды семьи в течение 1 месяца при условии сотрудничества семьи со специалистами Центра, «Службы сопровождения семьи», положительной динамики выполнения реабилитационной программы членами семьи. 3.4. Семья ______________________________________________________ проживающая по адресу: _________________________________________ § Обязуется привести состояние квартиры, одежды, постельных принадлежностей в норму, в соответствии с санитарными требованиями; § Восстановить утерянные документы, оформить пособия, пенсии и др.; § Встать на учёт в службу занятости; § Трудоустроиться; § Посещать «Школу родительской мудрости» при Центре; § Приобрести ребёнку школьные принадлежности, развивающие игры в соответствии с возрастом ребёнка; § Посещать школу, где учится ребёнок; § Посещать с ребёнком места общественногоотдыха4 § Проводить с ребенком больше времени (читать перед сном, интересоваться его окружением, говорить ему, что вы его любите); § Отказаться от встреч с друзьями, которые будут Вас провоцировать на принятие спиртного; § Забирать ребёнка на выходные (если он находится на круглосуточном стационаре). § Вести здоровый образ жизни; § Вести постоянный контроль за обучением и посещая родительские собрания, школьные мероприятия; § Выполнять все рекомендации специалистов «Службы сопровождения семьи» 4. Права семьи. 4.1. Семья и её члены имеют право на уважительное отношение к себе со стороны «ССС». 4.2. На профессиональную помощь; 4.3. Равное со специалистами участие в разработке реабилитационных мероприятий, программ, настоящего договора; 4.4. На замену специалистов «Службы», при наличии объективных причин; 4.5. На конфиденциальность со стороны специалистов «Службы»; 4.6. На защиту прав и интересов членов семьи; 4.7. На собственное мнение и выбор своего пути решения ситуации. 5. Срок действия договора и порядок его расторжения. 5.1. Договор заключается ежемесячно и может быть пролонгирован на срок общей продолжительностью до __________ месяцев. 5.2. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами; 5.3. Договор может быть расторгнут по требованию администрации СРЦ, «Службы» в случае уклонения от исполнения договорных обязательств семьи; 5.4. В случае досрочного прекращения действия договора по вине семьи, администрация Центра ставит вопрос перед органами опеки и попечительства о лишении родительских прав, предоставлении документов в суд для назначения алиментов на содержание ребёнка (детей) в государственном учреждении, закрепление жилья и имущества за детьми как оставленных без попечения родителей. Адреса сторон Подписи Приложение 6 Кафедра социальной работы
Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты. Социальный патронаж семьи
Отчет по производственной практике студентки 6 курса (гр. 2004/5,5) гуманитарного факультета заочной формы обучения специальности 350500 – Социальная работа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.013 с.) |