Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты.

Поиск

Кафедра социальной работы

 

Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты.

Социальный патронаж семьи

 

Отчет по производственной практике

студентки 6 курса (гр. 2004/5,5)

гуманитарного факультета

заочной формы обучения

специальности 350500 –

Социальная работа

 

Брославской Татьяны Александровны

Руководитель практики:

Старший преподаватель –

Костогладова Л.П.

 

 

Апатиты


Содержание

 

Введение _______________________________________________________3

1. Служба социального сопровождения семьи и ребенка в г. Апатиты ____5

1.1. Общие сведения ____________________________________________5

1.2. Структура подразделения ____________________________________7

1.3. Статистика обращений ________________________________________8

1.4. Правовые основы работы Службы ______________________________9

2. Процесс сопровождения семьи и ребенка __________________________10

2.1.Алгоритм оказания помощи____________________________________11

2.2. Исследование эффективности социальной работы с детьми из дисфункциональных семей_________________________________________16

3. Заключение ____________________________________________________19

Список использованных источников _________________________________21

Приложение 1 ____________________________________________________22

Приложение 2 ____________________________________________________23

Приложение 3 ____________________________________________________24

Приложение 4 ____________________________________________________25

Приложение 5 ____________________________________________________27

Приложение 6 ____________________________________________________30

 

 

Введение

Практика является важнейшим элементом учебного процесса на заключительном этапе обучения в институте. Она обеспечивает закрепление и расширение знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, овладение навыками практической работы, приобретение опыта работы в трудовом коллективе.

Прохождение практики является одним из важнейших этапов обучения студента.

С 02 ноября по 22 ноября года я проходила производственную практику в «Службе сопровождения семьи и ребенка».

Цель практики – закрепить и расширить теоретические знания, применять их при решении конкретных задач, получить навыки специалиста по социальной работе в «Службе сопровождения семьи и ребенка»,развить навыки ведения самостоятельной работы.

Задачи моей практики в «Службе сопровождения семьи и ребенка»:

- изучить историю создания предприятия, его структуру;

- выявить основные направления деятельности, цели и задачи;

- осуществить анализ документов регламентирующих деятельность учреждения;

- принять личное участие в рабочем процессе.

Работа с семьей по месту жительства в г. Апатиты осуществляется через «Службу сопровождения семьи и ребенка» и направлена на выявление, сбор и анализ информации о социально-экономических, медицинских, психологических аспектах жизнедеятельности семей группы риска, находящихся на исследуемой территории; принятие экстренных мер, оперативных решений по проблемам семей группы риска через индивидуальную работу.

В сфере социальной поддержки семьи и детей, в дея­тельности соответствующих социальных служб накоплен интересный и ре­зультативный опыт применения социального патронажа и создания про­фильных отделений, выполняющих функции патронажных служб.

Социальный патро­наж, учитывая качество жизни российской семьи и не решенные проблемы детства, является одной из наиболее продуктивных социальных технологий, представляющей более надежную и эффективную форму вмешательства в конкретную ситуацию семьи или ребенка переживающих кризис, в том числе затяжной либо хронический. Патронаж, в тех социальных службах, где он используется, позволяет вовлекать семьи и детей в специально организованную специа­листами работу, органично сочетающую медико-социальное, психо-социальное, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-эко­номическое и социально-бытовое направления при сосредоточенности на главном - преодолении имеющихся проблем.

 

 

Служба социального сопровождения семьи и ребенка в г. Апатиты.

Общие сведения

 

Отделение «Служба социального сопровождения семьи и ребенка» осуществляет свою деятельность на базе социального приюта с июня 2008 года. В структуре учреждений социального обслуживания семьи и детей Мурманской области такое отделение открылось впервые.

Цель деятельности Службы – оказание детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, помощи в реализации их прав и законных интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения. Причем вся проводимая работа осуществляется в естественных условиях семьи, без изъятия ребенка.

В спектре услуг, предоставляемых Службой – консультирование, разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации семьи, помощь в получении льгот, оказание содействия в трудоустройстве, мотивация к лечению от алкогольной зависимости, содействие в санитарной обработке жилья и др.; оказание социально-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи.

Принципы на которых строится работа Службы:

1. Индивидуальный подход к проблеме каждой семьи, который предполагает предварительное знакомство со всеми имеющимися сведениями о семье и подготовку плана работы;

2. Установление контакта специалистов с членами семьи, выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;

3. Составление плана выхода семьи из сложной ситуации, определение необходимой помощи и поддержки со стороны Службы, стимулирование родителей к оказанию самопомощи;

4. Реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении проблем, которые семья не способна решить самостоятельно;

5. Патронаж семьи.

6. Добровольное сотрудничество семьи со специалистами Службы.

Вся проводимая работа с семей осуществляется в условиях добровольного сотрудничества, при составлении договора. Договор не имеет юридической силы, но определяет порядок взаимных обязательств и прав, а также закрепляет в сознании сторон факт вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.

 

Основанием для постановки на сопровождение является:

1. Личное обращение за помощью (может быть разовым – за консультацией), если решение проблемы требует более длительного времени, то семья ставится на сопровождение;

2. На сопровождение ставятся семьи, дети из которых ранее проживали в приюте;

3. Информация от других учреждений системы профилактики о наличии трудной жизненной ситуации и неблагополучия в семье. В этом случае специалисты выходят с патронажем с целью предложения помощи.

Основанием для снятия с сопровождения является:

1. Положительная динамика семьи после оказания конкретной помощи;

2. Категоричный отказ от сотрудничества семьи со специалистами.

Сопровождение осуществляется путем консультирования и обучения, предоставления различного вида услуг:

1. социально-психологические;

2. социально-бытовые;

3. социально-валеологические;

4. социально-педагогические;

5. социально-экономические;

6. социально-правовые.

Структура подразделения

В штате отделения состоят:

- зав. отделением;

- 3 специалиста по социальной работе;

- социальный педагог;

- психолог.

К специалистам предъявляются определенные требования.

А именно: Сотрудники отделения должны:

1. Иметь высшее образование по профилю (педагогическое, социальное, психологическое) и соответствовать квалификационным требованиям, установленным для должностей заведующей отделением, социального педагога, специалиста по социальной работе, педагога-психолога.

 

2. Владеть знаниями: теории и методики социальной работы, социальной педагогики, психологии, медицины. Знать Конвенцию о правах ребёнка, Семейный кодекс, Конституцию РФ, основы социальной политики, федеральные и региональные законы и постановления, другие нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг.

 

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка; санитарно-гигиенические нормы и правила.

 

4. Знать и соблюдать правила эксплуатации электрического оборудования и приборов, сохранность имущества, а также правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности.

 

5. Повышать свою квалификацию путем переподготовки, самообразования, посещения семинаров, методических объединений.

 

6. Обладать высокими морально-этическими качествами, чувством ответственности, принципами гуманности, справедливости, объективности, доброжелательности, конфиденциальности; соблюдать профессиональную этику в процессе оказания услуг.

 

7. Нести ответственность за достоверность информации и надлежащее оформление документации.

 

Статистика обращений

За 6 месяцев 2008г. специалистами отделения обслужено 168 человек, из 130 семей. Повторно обратились 54 человека из 39 семей.[1]

 

Из числа обратившихся семей, за отчетный период, были поставлены на сопровождение 73 семьи, сняты с сопровождения 16 семей, в настоящее время на сопровождении в Службе состоят 57 семей.[2]

Категории сопровождаемых семей:

-- неблагополучные – 30;

-- малообеспеченные – 9;

-- неполные – 11;

-- многодетные – 7.

Анализируя категории семей обратившихся за помощью и поставленных на сопровождение можно отметить, что чаще в поле зрения специалистов попадают с трудным материальным положением причины которого разнообразные (отсутствие постоянного места работы; неосведомленность о положенных социальных выплатах; небольшие заработки и др.) и семейное неблагополучие (алкоголизм родителей; недобросовестное исполнение родительских обязанностей; аморальный образ жизни и др.). Положительным моментом можно считать то, что специалистам удается выявить такие семьи и своевременно оказать помощь, поскольку дети из таких семей наиболее уязвимы и социально не защищены.[3]

 

В Службе сопровождения семьи и ребенка ведется систематическая работа с родителями по формированию чувства ответственности за воспитание и развитие детей. Специалисты стремятся дать родителям тот объем знаний об особенностях детского развития и потребностях детей, которым они могут воспользоваться в конкретной жизненной ситуации. С родителями постоянно проводятся беседы и консультации по вопросам воспитания и развития детей; формирования здорового образа жизни; об ответственности за воспитание и развитие детей в соответствии с СК РФ. Осуществляется патронаж семей. Нередко посещения семей организованы совместно с социальными педагогами школ, инспекторами по охране детства ДОУ, инспекторами ОДН, КДН и ЗП, специалистами опеки.

Главная цель органов защиты детства заключается в том, чтобы влиять на детей, подверженных риску причинения им вреда в результате действия или бездействия со стороны родителей или воспитателей и по мере необходимости принимать меры направленные на их защиту.[4]

Специалисты Службы активно взаимодействуют с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: КДН, ОДН, органы опеки и попечительства, СОШ, ДОУ, детская поликлиника и др.

 

Процесс сопровождения семьи

Алгоритм оказания помощи

Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы:

Первичное вмешательство

На данном этапе проводится работа:

1. – выявление семьи, которые могут нуждаться в мерах по защите детей.

2. – определение обоснованности обращения.

3. – определение срочности необходимых мер;

4. – определение типа необходимых мер.

По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка.

Предварительная оценка семьи

Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней. За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают.

Оценивается:

1. – характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком;

2. – возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми;

3 – обеспечение безопасности ребенка;

4 – необходимость продолжения оказания помощи.

В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.

 

Составление плана обеспечения безопасности ребенка

Здесь проводится анализ факторов и определение конкретных действий:

1. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка

2. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома

3. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности

4. выявление способа обеспечения безопасности

Цели Плана обеспечения безопасности:

· определить угрозу безопасности ребенка;

· оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома;

· определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности;

· принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция невосстановима;

· по возможности обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности;

· уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи.

Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель.

· Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности.

Текущая оценка семьи

Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат)

1. привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству[10]

2. выявление имеющегося положительного потенциала

3. выявление основных проблем и потребностей

4. выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить

5. оценка и обеспечение безопасности

Текущая оценка семьи начинается сразу после того, как принято решение об оказании помощи. Основная задача, которую предстоит выполнить в ходе текущей оценки семьи, состоит в том, чтобы помочь семьям выявить свои потребности и желания и разработать стратегию удовлетворения этих потребностей, чтобы быть уверенными, что безопасности детей ничто не угрожает.

На этапе текущей оценки семьи задача состоит в определении основной проблемы (или основной потребности) семьи. Основная потребность – это критический дефицит чего-либо, когда поведение неэффективно, потребности остаются неудовлетворенными

Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы – разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: Как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений – это синоним таких терминов в других моделях как план услуг, план помощи, план случая.

Стратегия изменений: Каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней).

1. совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы

2. назначение определенного времени для достижения целей

3. определение ролей и обязанностей

4. включение в план помощи пункта об обеспечении безопасности, если это необходимо.

Предоставление помощи: Какие действия следует предпринять?

1. предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели

2.оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи.

Оценка динамики семьи: Действительно ли происходят изменения?

1. сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье.

2. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции.

3. оценка и обеспечение безопасности ребенка.

4. выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи.

Закрытие случая.

Процедура закрытия случая является достаточно важной в процессе сопровождения проблемной семьи. Для эффективной работы необходимо иметь четкие критерии для закрытия случая, необходимо ответить, достигнуты ли цели, определенные в плане, какие цели достигнуты, стабильны ли изменения, может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией, существует ли поддерживающая социальная сетка, выражает ли семья потребность в помощи.

Решение о закрытии подтверждается следующими моментами:

1 достижение конечной цели;

2 безопасность ребенка;

3 функционирование семьи;

4 стабильность положения ребенка.

Специалисты учреждения педагоги, психологи, социальные педагоги используют различные методы семейной диагностики: рисунок семьи, семейная социограмма, семейная генограмма, опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Методы семейной диагностики позволяют выявить явные и скрытые семейные нарушения и установить семейный диагноз.

Под семейным диагнозом понимается:

1. выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств;

2. определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые соответственно нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования или психотерапии) и при ее осуществлении.

Цели обследования (посещения) семьи:

1. Заполнение документов (карточка семьи).

2. Обследование жилищных условий.

3. Знакомство с историей семьи.

4. Беседа с детьми, наблюдение отношений с другими членами семьи.

5. Определение возможных зон наблюдения.

6. Определение ресурсов семьи, ее сильных и слабых сторон.

Полученная информация[11] обсуждается со всеми сотрудниками «Службы», анализируется, дополняется.

Междисциплинарная группа открыто делится информацией и совместно работает над получением целостной оценки потребностей, определением приоритетов и составлением плана действий. Группа устанавливает, кто будет проводить каждое вмешательство. Уточняются время, необходимое для каждого этапа, составляется план выхода семьи из тяжелой ситуации.

На данном этапе эффективна технология работы с сетью социальных контактов. Сетевая работа является инструментом, используемые для предупреждения распада семьи путем выяснения сущности проблем и поиска способов по оказанию поддержки, которая необходима для нивелирования или снятия конфликтов и недоразумений. Основной цель работы – сокращение количества детей, которые вынуждены жить, и расти в учреждениях.

Что касается проведения сетевой встречи, когда ребенок уже находится в учреждении, ее можно рассматривать и как ситуацию постоянного (хронического) кризиса, когда семья, родственники, друзья и другие люди из ближайшего окружения уже свыклись с этим фактом. Поэтому стремление к изменениям в таких случаях также бывает пониженной, требующее больших усилий специалистов, работающих с данной семьей.

 

Заключение

 

В процессе прохождения практики я ознакомилась с историей создания Службы сопровождения семьи и ребенка, её структурой, выявила основные направления деятельности, цели и задачи; ознакомилась с документами регламентирующими деятельность учреждения.

Ознакомилась с обязанностями специалиста по социальной работе, такими как:

1 Выявление и дифференцированный учет семей, совместно с государственными органами (опеки и попечительства, социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, занятости др.) находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

2 Выявление причины социальной дезадаптации семьи, принятие мер для ее преодоления (при необходимости, привлечение специалистов).

3 Организация взаимодействия отделения с государственными, общественными и частными организациями, оказывающими социальную помощь.

4 Определение характера и объема необходимой социальной помощи обслуживаемым..

5 Формирование личного дела семьи, составление социального паспорта, регистрация обратившихся.

6 Осуществление патронажа семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке с ведением соответствующей документации.

7 Совместно с другими специалистами разработка индивидуальной программы реабилитации семьи, составление плана по реализации программы.

10 Разработка системы мер по стабилизации обстановки в семье, созданию в ней необходимых и безопасных условий для жизни и воспитания ребенка.

Мною было изучено: история создания предприятия, его структура, основные направления деятельности, цели и задачи.

Я осуществила анализ документов регламентирующих деятельность учреждения, принять участие в рабочем процессе.

Так же мною было проведено исследование об эффективности социальной работы с детьми из дисфункциональных семей.

 


Приложение 1

 

Обратившиеся в Службу


Приложение 2

 

 

Категории семей, обратившихся в Службу

 

 


Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Договор о сотрудничестве

ГУ Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (с приютом ) в лице директора _____________________________________

и Гражданин(ка) ___________________________________________________

имеющий(ая) на воспитании несовершеннолетнего ______________________

составляют настоящий Договор

2. Предмет Договора

2.1. Социальный патронат семьи, нуждающейся в помощи;

2.2. Работа с семьёй по выходу из кризиса;

2.3. Предотвращение лишения родительских прав в отношении ребёнка.

3. Права и обязанности сторон

3.1. ОСРЦ для несовершеннолетних предоставляет услуги стационара (круглосуточного, дневного) для ребёнка (детей) ____________________

включающие в себя ______________________________________________

3.2. Администрация ОСРЦ предоставляет специалистов «Службы сопровождения семьи» для мониторинга, коррекции, реабилитации членов семьи и создания благоприятной обстановки в семье для ребёнка (детей)

3.3. предоставляет помощи и поддержку семьи, в том числе и (материальную) на первоочередные нужды семьи в течение 1 месяца при условии сотрудничества семьи со специалистами Центра, «Службы сопровождения семьи», положительной динамики выполнения реабилитационной программы членами семьи.

3.4. Семья ______________________________________________________

проживающая по адресу: _________________________________________

§ Обязуется привести состояние квартиры, одежды, постельных принадлежностей в норму, в соответствии с санитарными требованиями;

§ Восстановить утерянные документы, оформить пособия, пенсии и др.;

§ Встать на учёт в службу занятости;

§ Трудоустроиться;

§ Посещать «Школу родительской мудрости» при Центре;

§ Приобрести ребёнку школьные принадлежности, развивающие игры в соответствии с возрастом ребёнка;

§ Посещать школу, где учится ребёнок;

§ Посещать с ребёнком места общественногоотдыха4

§ Проводить с ребенком больше времени (читать перед сном, интересоваться его окружением, говорить ему, что вы его любите);

§ Отказаться от встреч с друзьями, которые будут Вас провоцировать на принятие спиртного;

§ Забирать ребёнка на выходные (если он находится на круглосуточном стационаре).

§ Вести здоровый образ жизни;

§ Вести постоянный контроль за обучением и посещая родительские собрания, школьные мероприятия;

§ Выполнять все рекомендации специалистов «Службы сопровождения семьи»

4. Права семьи.

4.1. Семья и её члены имеют право на уважительное отношение к себе со стороны «ССС».

4.2. На профессиональную помощь;

4.3. Равное со специалистами участие в разработке реабилитационных мероприятий, программ, настоящего договора;

4.4. На замену специалистов «Службы», при наличии объективных причин;

4.5. На конфиденциальность со стороны специалистов «Службы»;

4.6. На защиту прав и интересов членов семьи;

4.7. На собственное мнение и выбор своего пути решения ситуации.

5. Срок действия договора и порядок его расторжения.

5.1. Договор заключается ежемесячно и может быть пролонгирован на срок общей продолжительностью до __________ месяцев.

5.2. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами;

5.3. Договор может быть расторгнут по требованию администрации СРЦ, «Службы» в случае уклонения от исполнения договорных обязательств семьи;

5.4. В случае досрочного прекращения действия договора по вине семьи, администрация Центра ставит вопрос перед органами опеки и попечительства о лишении родительских прав, предоставлении документов в суд для назначения алиментов на содержание ребёнка (детей) в государственном учреждении, закрепление жилья и имущества за детьми как оставленных без попечения родителей.

Адреса сторон Подписи


Приложение 6

Кафедра социальной работы

 

Социальная работа в «Службе сопровождения семьи и ребенка» в г. Апатиты.

Социальный патронаж семьи

 

Отчет по производственной практике

студентки 6 курса (гр. 2004/5,5)

гуманитарного факультета

заочной формы обучения

специальности 350500 –

Социальная работа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.013 с.)