Правовые основы работы Службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы работы Службы



Правовыми основами работы Службы являются нормативно-правовые акты, такие как:

1. Конвенция о правах ребенка цель которой, обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону.[5]

2. Конституция Российской Федерации ст. 17 п.2 - права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.[6]

3. Семейный Кодекс Российской Федерации утверждающий в ст.56 право ребенка на защиту своих прав и законных интересов.[7]

4. Федеральные Законы Российской Федерации такие как Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Региональные Законы, такие как Закон Мурманской области от 08 ноября 2001 г. N 302-01-ЗМО «О защите прав ребенка в Мурманской области». Закон Мурманской области от 29.05.2006 № 759-01-ЗМО «О патронате»[8]

6. Постановления правительства, такие как Постановление Правительства Мурманской области от 12.03.2004 № 72-ПП. «О Порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Мурманской области»[9]

 

 

Процесс сопровождения семьи

Алгоритм оказания помощи

Существует логическая последовательность в процессе сопровождения проблемной семьи. В ходе этого процесса имеются следующие этапы:

Первичное вмешательство

На данном этапе проводится работа:

1. – выявление семьи, которые могут нуждаться в мерах по защите детей.

2. – определение обоснованности обращения.

3. – определение срочности необходимых мер;

4. – определение типа необходимых мер.

По итогам первичного обследования решается вопрос о необходимости вмешательства органа опеки и попечительства, о проведении дальнейшей оценки (предварительной оценки), которая проводится в течение 30 дней с момента выявления ребенка.

Предварительная оценка семьи

Эта оценка должна быть закончена в течение тридцати дней. За это время необходимо решить, остается ребенок в семье или его изымают.

Оценивается:

1. – характер, степень и последствия жестокого обращения с ребенком;

2. – возможность проявления рецидивов жестокого обращения с детьми;

3 – обеспечение безопасности ребенка;

4 – необходимость продолжения оказания помощи.

В ходе предварительной оценки делается заключение о необходимости защиты ребенка, составляется проект плана по обеспечению безопасности ребенка, проект плана по защите прав ребенка и представляется в комиссию органа опеки по охране прав детей.

 

Составление плана обеспечения безопасности ребенка

Здесь проводится анализ факторов и определение конкретных действий:

1. определение факторов, угрожающих безопасности ребенка

2. оценка возможности обеспечения безопасности ребенка дома

3. определение уровня и типа услуг по обеспечению безопасности

4. выявление способа обеспечения безопасности

Цели Плана обеспечения безопасности:

· определить угрозу безопасности ребенка;

· оценить потенциал обеспечения безопасности в стенах дома;

· определить уровень и характер необходимых услуг по обеспечению безопасности;

· принять решение о том, способна ли семья обеспечить защиту или эта ее функция невосстановима;

· по возможности обеспечить участие семьи в процессе обеспечения контроля безопасности;

· уменьшение затрат времени, когда обеспечение безопасности связано с разделением семьи.

Когда оценка и анализ показывают, что семья ребенка не может обеспечить безопасность и стабильность, социальная служба должна найти для данного ребенка подходящее размещение. При этом сохранение кровной семьи рассматривается скорее как средство, нежели цель.

· Информация, собранная и проанализированная во время предварительной оценки семьи, дает материал для анализа услуг по безопасности и планов обеспечения безопасности.

Текущая оценка семьи

Этот этап начинается после того, как принято решение об оказании помощи семье (принят План по защите прав ребенка, в котором установлен социальный патронат)

1. привлечение семьи к партнерскому сотрудничеству[10]

2. выявление имеющегося положительного потенциала

3. выявление основных проблем и потребностей

4. выявление личностных и семейных условий, которые необходимо изменить

5. оценка и обеспечение безопасности

Текущая оценка семьи начинается сразу после того, как принято решение об оказании помощи. Основная задача, которую предстоит выполнить в ходе текущей оценки семьи, состоит в том, чтобы помочь семьям выявить свои потребности и желания и разработать стратегию удовлетворения этих потребностей, чтобы быть уверенными, что безопасности детей ничто не угрожает.

На этапе текущей оценки семьи задача состоит в определении основной проблемы (или основной потребности) семьи. Основная потребность – это критический дефицит чего-либо, когда поведение неэффективно, потребности остаются неудовлетворенными

Примерно через 2,5 месяца текущая оценка семьи обычно завершается и начинается новый этап работы – разработка стратегии изменений. Эта стратегия призвана ответить на следующий вопрос: Как семья станет такой, какой она хочет стать? Стратегия изменений – это синоним таких терминов в других моделях как план услуг, план помощи, план случая.

Стратегия изменений: Каковы пути изменения ситуации? (оценка динамики семьи производится каждые 90 дней).

1. совместно с семьей выявление определенных поведенческих взаимоприемлемых целей, связанных с изменением семейной системы

2. назначение определенного времени для достижения целей

3. определение ролей и обязанностей

4. включение в план помощи пункта об обеспечении безопасности, если это необходимо.

Предоставление помощи: Какие действия следует предпринять?

1. предоставить услуги, которые помогают семьям достичь цели

2.оценить, мобилизовать и скоординировать потенциал социальной сетки семьи.

Оценка динамики семьи: Действительно ли происходят изменения?

1. сопоставление целей с достигнутыми результатами и с развитием ситуации в семье.

2. определение того, нуждается ли выработанная стратегия изменений в коррекции.

3. оценка и обеспечение безопасности ребенка.

4. выявление динамики факторов риска, определение того, можно ли прекратить оказание помощи.

Закрытие случая.

Процедура закрытия случая является достаточно важной в процессе сопровождения проблемной семьи. Для эффективной работы необходимо иметь четкие критерии для закрытия случая, необходимо ответить, достигнуты ли цели, определенные в плане, какие цели достигнуты, стабильны ли изменения, может ли семья в дальнейшем самостоятельно справляться с ситуацией, существует ли поддерживающая социальная сетка, выражает ли семья потребность в помощи.

Решение о закрытии подтверждается следующими моментами:

1 достижение конечной цели;

2 безопасность ребенка;

3 функционирование семьи;

4 стабильность положения ребенка.

Специалисты учреждения педагоги, психологи, социальные педагоги используют различные методы семейной диагностики: рисунок семьи, семейная социограмма, семейная генограмма, опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений». Методы семейной диагностики позволяют выявить явные и скрытые семейные нарушения и установить семейный диагноз.

Под семейным диагнозом понимается:

1. выявление в жизнедеятельности семьи тех нарушений, которые способствуют возникновению и сохранению у одного или нескольких ее членов трудностей в повседневной жизни и нервно-психических расстройств;

2. определение тех психологических особенностей семьи и ее членов, от которых зависит коррекция этих нарушений и которые соответственно нужно учитывать при выборе метода оказания психологической помощи (семейного консультирования или психотерапии) и при ее осуществлении.

Цели обследования (посещения) семьи:

1. Заполнение документов (карточка семьи).

2. Обследование жилищных условий.

3. Знакомство с историей семьи.

4. Беседа с детьми, наблюдение отношений с другими членами семьи.

5. Определение возможных зон наблюдения.

6. Определение ресурсов семьи, ее сильных и слабых сторон.

Полученная информация[11] обсуждается со всеми сотрудниками «Службы», анализируется, дополняется.

Междисциплинарная группа открыто делится информацией и совместно работает над получением целостной оценки потребностей, определением приоритетов и составлением плана действий. Группа устанавливает, кто будет проводить каждое вмешательство. Уточняются время, необходимое для каждого этапа, составляется план выхода семьи из тяжелой ситуации.

На данном этапе эффективна технология работы с сетью социальных контактов. Сетевая работа является инструментом, используемые для предупреждения распада семьи путем выяснения сущности проблем и поиска способов по оказанию поддержки, которая необходима для нивелирования или снятия конфликтов и недоразумений. Основной цель работы – сокращение количества детей, которые вынуждены жить, и расти в учреждениях.

Что касается проведения сетевой встречи, когда ребенок уже находится в учреждении, ее можно рассматривать и как ситуацию постоянного (хронического) кризиса, когда семья, родственники, друзья и другие люди из ближайшего окружения уже свыклись с этим фактом. Поэтому стремление к изменениям в таких случаях также бывает пониженной, требующее больших усилий специалистов, работающих с данной семьей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.012 с.)