Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование границ с семьейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В семье Мартинов психотерапевт устанавливает границы по нескольким причинам. Во-первых, с точки зрения системной перспективы он решил, что мистер и миссис Мартин, а также мама Синди должны занять в терапии активную позицию. Поведение Синди'может быть отсроченной реакцией на развод и повторный брак отца. Таким образом, Синди нуждается в индивидуальной терапии для того, чтобы пройти через трудный период. С другой стороны, Синди чувствует растерянность, так как оказалась между двумя семьями. Поэтому психотерапевт подчеркивает, что поскольку образование комбинированной семьи всегда сопровождается трудностями, каждый должен внести вклад в улучшение ситуации. На первый взгляд одностороннее формирование границ психотерапевтом кажется рискованным: а что, если семья отвергнет границы и прекратит терапию? Однако при более внимательном рассмотрении риск оказывается минимальным. Индивидуальные встречи с Синди, без сомнения, укрепили бы контакт с семьей. Родители заставляли бы Синди приходить до тех пор, пока бы видели, что психотерапевт пытается ее «изменить». Но со временем отсутствие изменений в поведении начало бы вызывать беспокойство. Если бы Синди продолжала вести себя вызывающе, родители стали бы чаще звонить психотерапевту, а затем прекратили бы терапию, решив: «Что ж — от этого психотерапевта толку было немного!» Поэтому психотерапевт ничего не теряет, устанавливая границы. Если семья согласится с поставленными условиями, вероятность успешного проведения терапии увеличится. Если границы будут отвергнуты, психотерапевт может направить семью к другому специалисту без особых обид и фрустрации. Например, если бы семья Мартинов отвергла предложенные границы, психотерапевт мог бы отреагировать следующим образом. Психотерапевт: Мне очень жаль, но мы не сможем работать вместе. Я уважаю ваш выбор, но у меня также есть свое представление, как работать с подобными проблемами. Только вы можете решить, что подходит для вашей семьи; Если вы хотите, я порекомендую вам психотерапевта, который использует другой подход. Семья Мартинов приняла границы психотерапевта, но с одним ограничением: они хотели исключить Роберта и Карен из участия в терапии. «Роберт не хочет приходить, а Карен слишком маленькая, чтобы во всем этом принимать участие». Подобное'ограничение часто звучит в семьях, испытывающих трудности со старшим сиблингом. В этих случаях родители объясняют потребность исключить из терапии младшего ребенка нежеланием его расстраивать. Иногда они сообщают, что опасаются «негативного влияния» на младшего ребенка со стороны старшего сиблинга. Эти страхи имеют право на существование, но при этом они указывают на стремление семьи сохранить секреты. Ограничение доступа некоторых членов семьи к информации может привести к созданию скрытых альянсов («Не говори своему папе об этом») и появлению «козла отпущения» («Давай поговорим об этом, когда ее не будет рядом»). Поэтому если психотерапевт согласится с ограничениями семьи, дисфункциональные семейные паттерны не изменятся. Важно еще раз отметить, что психотерапевт имеет право в одностороннем порядке установить границы. В случае с семьей Мартинов он считает обязательным участие Роберта и Карен, поскольку они не только близки к Синди по возрасту, но и пережили те же самые события, что и она: потерю одного из родителей, семью с родителем-одиночкой, образование комбинированной семьи и появление приемного родителя. Более того, несмотря на отсутствие симптомов у Карен на момент обращения к психотерапевту, привлечение ее к терапии является профилактическим мероприятием. Участие в терапии Роберта и Карен ослабляет паттерн «козла отпущения» и символически показывает, что проблемы Синди связаны с трудностями образования новой семьи. Ответственность за изменения и выбор участников психотерапевтических сессий связана с двумя терапевтическими границами. Хотя границы меняются в зависимости от ситуации, существует одно неизменное правило: психотерапевт должен решить, что ему нужно сделать, чтобы в семье произошли изменения. Иногда начинающему психотерапевту трудно настоять на выполнении этого условия, поскольку потребность удержать семью может перевешивать необходимость соблюдения каких-либо правил. Психотерапевт может отказаться от первоначально установленной границы, опасаясь, что семья прекратит терапию. Однако Бергман (Bergman, 1985) считает, что страх клинициста потерять контакт с семьей может препятствовать изменениям, поскольку психотерапевт принимает семейные нормы и не оспаривает их. Изменения возможны только в том случае, если семья нуждается в психотерапевте больше, чем психотерапевт нуждается в ней. В утверждении Бергмана содержится намек на опыт психотерапевта. Тем не менее любой психотерапевт успешно работает с семьей, если она мотивирована к изменениям, в то время как даже самый опытный психотерапевт испытывает трудности со слабо мотивированными и амбивалентными семьями. С моей точки зрения, терапия — это сотрудничество психотерапевта и семьи. Психотерапевт принимает 50% ответственности за изменения, подразумевая, что семья должна взять на себя другие 50%. Хотя это мое собственное убеждение, данные исследований свидетельствуют о благоприятном влиянии на процесс терапии сотрудничества психотерапевта и семьи., При этом решающее значение имеет поощрение инициативы клиентов и занятие ими активной позиции в решении своих проблем (Orlinsky& Howard, 1986). В конечном счете семья стремится сохранить достигнутые изменения еще долгое время после окончания терапии. НАРУШЕНИЕ ГРАНИЦ Напоминаю еще раз, что терапевтические границы — это нормы, которые психотерапевт устанавливает в процессе интеракций с семьей и которые определяют его поведение. На этапе формирования контакта семья обычно спрашивает у психотерапевта: «В чем будет заключаться психотерапия?» Границы помогают ответить на этот вопрос. О некоторых границах психотерапевт открыто заявляет семье, а многие границы устанавливаются в процессе терапии. Семья и психотерапевт оказывают взаимное влияние на поведение друг друга и таким образом формируют терапевтический альянс. Считается, что невозможно составить перечень границ, применяемых в работе со всеми семьями. Каждый случай уникален и требует от психотерапевта гибкости. Однако вне зависимости от характера установленных границ, они всегда в той или иной степени нарушаются членами семьи. Нарушение границ не обязательно означает сопротивление терапии, это скорее попытка семьи исследовать границы и выяснить, где они проходят. Следовательно, нарушение границ может быть позитивным признаком жизнеспособности семьи, то есть семья занимает в терапии активную позицию и заинтересована в сотрудничестве с психотерапевтом. Поэтому нарушение границ — существенный аспект терапевтического процесса, благодаря которому устанавливаются терапевтические нормы. Вопрос заключается в том, как реагировать на нарушение границ, чтобы способствовать терапевтическому прогрессу. Без сомнения, следующий перечень интеракций, которые нарушают терапевтические границы, не является исчерпывающим, но дает представление о том, что может происходить. ВОПРОС ПОСЕЩЕНИЯ СЕССИЙ Решение о том, кто из членов семьи должен посещать сессии, связано с формированием одной из терапевтических границ. Большинство клиентов не понимают, почему для того, чтобы обсудить проблемы одного человека, на терапию должна приходить вся семья или даже ее часть. Поэтому необходимо подготовиться к тому, что предложение участвовать в терапии всей семьей вызовет сопротивление. Даже после того как психотерапевт четко объяснит необходимость присутствия всех членов семьи, это правило будет периодически нарушаться. Хотя психотерапевт настаивал на участии Роберта и Карен, на одной из первых сессий Роберт отсутствовал. Родители извинились за Роберта, так как он был перегружен домашними заданиями. Вне зависимости от причины пропуска сессии, если психотерапевт не поднял бы этого вопроса, то семья могла решить, что Роберту фактически разрешено и в следующий раз не приходить на встречу. Психотерапевт: Очень жаль, что Роберт не смог прийти на сессию. Я понимаю, что он занят учебой, но считаю его присутствие здесь необходимым. В следующий раз я бы предпочел перенести встречу на более удобное время, чем общаться с вами без Роберта. Психотерапевт признает, что иногда обстоятельства вынуждают пропустить встречу, но он настаивает, спокойно и уверенно, на соблюдении установленного правила. Очень часто от участия в терапии уклоняется один из родителей (этот паттерн не отмечался в семье Мартинов). Обычно это отец, который не разделяет тревоги матери и не признает существование проблемы. Он с раздражением говорит своей жене: «Делай, что хочешь, но без меня!» В этом случае психотерапевт задается вопросом: «Стоит ли мне продолжать встречаться с матерью и ребенком, или я должен настоять на приходе отца?» При решении этой дилеммы возникает несколько вариантов. Во-первых, действительно ли мать не в силах преодолеть сопротивление отца? Может быть, она не видит возможности настоять на участии отца в терапии или отрицает ее? Во-вторых, могут ли проблемы семьи решиться без участия отца? Стоит ли концентрировать внимание на отсутствии отца, по крайней мере на первом этапе терапии? И наконец, согласится ли отец прийти, если психотерапевт поговорит с ним напрямую? В самом худшем случае мать действительно подавлена отцом и боится его. Он играет главную роль в проблеме семьи и отклоняет предложение психотерапевта прийти на встречу. Тогда психотерапевт должен принять решение. С одной стороны, он может сообщить матери, что без участия отца невозможно решить проблему, и предложить ей возобновить терапию после получения согласия с его стороны. При таких условиях мать почувствует поражение и останется наедине с нерешенной проблемой. Вместо этого психотерапевт может поступить следующим образом. Психотерапевт (после отказа отца от участия в терапии): Хорошо, поговорив с вашим мужем, я понял, что он категорически против участия в терапии. Вы пришли сюда, чтобы помочь своим детям, и я действительно хотел бы вам помочь. Но'мне кажется, что основной проблемой в семье являются ваши отношения с мужем. Поэтому мне нужно поговорить с вами об этих отношениях перед тем,, как приступить к обсуждению вариантов помощи детям. Формирование этой терапевтической границы связано с конфликтами матери и направлено на решение ее специфической проблемы. Кроме того, психотерапевт сосредоточивает внимание на системных вопросах. ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ Одна граница, которая находится полностью под контролем психотерапевта, — это продолжительность сессии. Некоторые психотерапевты проводят 90-минутные семейные сессии. Другие предпочитают общаться с семьей в течение 1 часа, 50 или 45 минут. Продолжительность встреч зависит от материального положения семьи (продолжительные сессии стоят дороже) или установленных правил в учреждении, где работает психотерапевт (необходимость принимать определенное количество семей в неделю). Единых стандартов не существует. Набравшись опыта, психотерапевты определяют временные границы по своему усмотрению. При решении данного вопроса важно не то, какие именно временные границы будут установлены, а сам факт их определения и последовательного соблюдения. Хотя желание продолжать работать с семьей столько, сколько это необходимо — дополнительные 15 или 30 минут, кажется вполне естественным, оно не позволяет планировать время ни психотерапевту, ни семье. Кроме того, границы с семьей становятся размытыми. Может возникнуть вполне разумный вопрос: «На прошлой неделе мы общались в течение 90 минут, а на этой неделе психотерапевт остановился через час. С чем это связано?» Как люди распоряжаются временем — интересная тема для обсуждения, но в терапии этот вопрос имеет особое значение. Опытные психотерапевты обычно говорят о «временной динамике» сессии. Первые минуты сессии напоминают пустую болтовню, благодаря которой семья и психотерапевт настраиваются на общение друг с другом. Подготовительный этап занимает приблизительно '/4 всей сессии, после чего обычно обсуждаются наиболее важные темы. И наконец, необходимо потратить время на завершение сессии. Многие психотерапевты считают, что эмоциональные бомбы — незнакомые по предыдущим сессиям темы или эмоциональные реакции, которые ранее не отмечались, обычно взрываются в последнюю четверть сессии. В ретроспективе такое поведение вполне объяснимо. Эмоционально значимые темы достаточно трудно обсуждать. К концу сессии члены семьи знакомят психотерапевта с новой темой и дают ему понять, что это очень болезненный вопрос, который необходимо обсудить позже: Поскольку в конце сессии остается слишком мало времени на развитие новой темы, семья переносит ее обсуждение на следующую встречу и готовит к этому психотерапевта. Ясность временных границ и последовательность их соблюдения делает сессии предсказуемыми как для психотерапевта, так и для семьи. Временную границу изначально устанавливает психотерапевт; «Каждая сессия будет продолжаться 60 минут». Продолжительность сессий является правилом интеракций психотерапевта и семьи. Нарушение этой границы происходит разными способами. Семья приходит на встречу с опозданием, но ожидает проведения полноценной сессии. Некоторые семьи поднимают эмоционально значимую тему в конце сессии, тем самым стимулируя психотерапевта продолжить беседу. Члены семьи задерживаются в офисе в надежде поговорить с психотерапевтом наедине. Семья открыто просит психотерапевта уделить им дополнительное время. Подобное поведение направлено на то, чтобы убедить психотерапевта продлить время сессии и, следовательно, сделать временные границы более размытыми. ТЕЛЕФОННЫЕ ЗВОНКИ Телефонные звонки часто используются с целью образования альянса. Члены семьи иногда сообщают психотерапевту по телефону, что «они не хотели поднимать этот вопрос на последней сессии, но думают, что психотерапевт должен знать». Сознательно или бессознательно клиенты в этих ситуациях стремятся образовать с психотерапевтом альянс против других членов своей семьи. Очень важно ввести правило распространения информации за пределами терапевтической сессии. Если клиенты полагают, что могут позвонить психотерапевту в промежутке между сессиями, чтобы обсудить других членов своей семьи, они будут это делать. Психотерапевт может установить информационную границу на ранних этапах терапии. Психотерапевт: По моему мнению, важнее всего то, что вы скажете друг другу. Поэтому наши сессии предназначены для обсуждения наиболее значимых для вас тем. Если вы хотите что-либо мне сообщить, пожалуйста, сделайте это во время сессии. Даже после подобного сообщения нарушение границы неизбежно. Иногда в промежутке между первыми сессиями один из членов семьи звонит психотерапевту, чтобы сообщить ему какую-либо информацию. Этот телефонный звонок имеет несколько значений. Например, диагностическое значение: он указывает на наличие в семье секретов. С другой стороны, реакция психотерапевта на звонок будет определять дальнейший процесс терапии. Вот пример простой, но эффективной реакции на телефонный звонок. Психотерапевт: Перед тем как вам начать, я хочу, чтобы вы знали: что бы ни было сказано, это будет обсуждаться в следующий раз на сессии. Теперь я готов вас выслушать. Обычно собеседник просит держать информацию втайне, но психотерапевт отвечает: Психотерапевт: Я понимаю, что вы не заинтересованы в разглашении той информации, которую собираетесь мне сообщить. Но я считаю открытость основным принципом работы с семьями. Поэтому вам лучше знать, сообщать ли эту информацию на наших встречах. Надеюсь, вы сможете это сделать, но если нет — я уважаю ваше решение. Возможно, в будущем на наших встречах вы почувствуете, что готовы обсудить вызывающие у вас беспокойство темы. Мы обсудили только несколько примеров границ, которые могут нарушаться во время психотерапии. Еще раз напоминаю, что основной вопрос, который психотерапевт задает, заключается в следующем: «В чем я нуждаюсь для выполнения моей работы?» Все границы строятся в зависимости от ответа на этот вопрос. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ СВОЕГО Я
Использование психотерапевтом своего Я (therapist's use of self) — это использование специалистом всех аспектов своей личности в психотерапевтическом процессе. В данном случае уместны следующие вопросы: «Какую информацию я (психотерапевт) могу сообщить о себе? Как мне реагироватьна вопросы семьи о моей личности? О чем говорит семье мое поведение? Должен ли я показывать свое личное отношение к тому, что происходит на сессиях?» Хотя эта тема обсуждается в разделе о терапевтических границах, использование психотерапевтом своего Я зависит от теоретической модели, а также стиля проведения терапии и личных предпочтений. Некоторые психотерапевты могут чувствовать себя комфортно, отвечая на вопросы личного характера, тогда как другие испытывают нарастающую Тревогу. Для углубленного понимания тему использования психотерапевтом своего Я можно разделить на две части: самораскрытие и использование личных реакций. Важно подчеркнуть, что не существует единого мнения по этому вопросу. С опытом психотерапевты определяют по своему усмотрению допустимый уровень личностного самораскрытия.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.152 (0.01 с.) |