Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сопротивление, которое проявляется в неподчиненииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Промежуточное положение между сопротивлением, которое в открытой форме подвергает сомнению компетентность специалиста, и сопротивлением, связанным с ролью психотерапевта, занимает сопротивление, проявляющееся в неподчинении. Этот вид сопротивления останавливает терапевтический прогресс и сигнализирует о нарастании тревоги у членов семьи до угрожающего уровня. Как стратегия поведения, неподчинение — это отказ семьи от какого бы то ни было продвижения вперед. Как и те виды сопротивления, которые были описаны выше, неподчинение может проявляться в скрытой и явной форме. Наиболее часто встречаются четыре вида данного сопротивления: беспомощность, мнимая враждебность, молчание и отказ от выполнения рекомендованных заданий. Но к этому списку можно добавить еще множество вариантов. Беспомощность — это мольба к психотерапевту о спасении семьи, которая высказывается на начальных стадиях терапии и, как правило, неоднократно повторяется на протяжении ряда сессий. Эта мольба часто указывает на наличие кризиса. Семья отказывается от сотрудничества с психотерапевтом и занимает зависимое положение. Специалист получает недвусмысленное послание: «Помогите нам! Мы не в состоянии что-либо изменить. Мы испытываем невыносимые страдания. Сделайте что-нибудь!» Как вид сопротивления, беспомощность очень эффективна. Семья заявляет о своей беспомощности, психотерапевт берет на себя ответственность и делает всю работу. В этом случае психотерапевт становится все более директивным в работе с семьей, раздает советы или предлагает различные задания. Со своей стороны, члены семьи с готовностью принимают рекомендации специали* ста, но приходят на следующую сессию в том же самом состоянии. К сожалению, чем больше рекомендаций дает психотерапевт, тем большую беспомощность чувствуют члены семьи. Вариацией на ту же самую тему является такой вид сопротивления, как мнимая враждебность. Мнимая враждебность — это склонность семьи спорить по несущественным вопросам, избегая обсуждения основных проблем. «Враждебность» можно рассматривать как семейный страх перед интимностью. То есть конфликты появляются в тот момент, когда между членам семьи усиливается эмоциональная близость. Конфликты — это дымовая завеса, которую легче преодолеть, чем основные трудности, лежащие в основе ссор. Мнимая враждебность становится очевидной, когда семейные ссоры возникают после малейшей провокации. Даже простое предложение выбрать стулья в кабинете психотерапевта заканчивается конфликтом, когда двое детей затевают ссору и пытаются устроиться на сиденье вместе. Один ребенок хнычет: «Мама, я выбрал этот стул первым». Родители, в свою очередь, реагируют раздраже н нем и грозят каждому ребенку пальцем: «Дети, сидите смирно, пока мы вас не отшлепали!» Аналогичным образом мнимая враждебность сразу же становится очевидной в поведении непокорного подростка, провоцирующего ссору. В этих случаях гневная буря разгорается по малейшему поводу. Например, родители начинают жаловаться на трудности общения со своим угрюмым сыном, и замечание: «И нам не нравятся те друзья, с которыми он водится», — приводит к тому, что подросток выдает гневную тираду. Проявление мнимой враждебности во время терапевтической сессии привлекает внимание терапевта. Какая бы тема ни обсуждалась, она тут же забывается при возникновении ссоры. Хуже всего то, что конфликты между членами семьи заставляют психотерапевта выступать в роли посредника. Для того чтобы мнимая враждебность возымела успех как вид сопротивления, психотерапевт должен принимать участие в семейных конфликтах. По мере того как конфликты привлекают все большее внимание психотерапевта или он тратит все больше времени на попытки установить перемирие, реальные проблемы уходят на второй план и остаются нерешенными. К сожалению, на каждо(й сессии разыгрываются одни и те же паттерны интеракций до тех пор, пока и семья, и психотерапевт не почувствуют разочарования. Молчание, возникающее во время сессий с семьей, также способно отвлечь внимание психотерапевта и усилить его тревогу. Обычно молчание является гораздо более сильным средством воздействия на психотерапевта, чем мнимая враждебность. Когда проявляется мнимая враждебность, тогда, по крайней мере, есть материал для работы. Молчание напоминает процесс вырывания зубов. Как вид сопротивления, молчание является характерным способом защиты маленького ребенка или ребенка младшего подросткового возраста. Поэтому если семья пользуется этим видом защиты, то это указывает на то, что какой-либо угрожающий материал — например гнев, обида, боль, разочарование, страх — готов всплыть на поверхность, и семья опасается взрыва. Еще раз стоит напомнить, что молчание становится эффективным видом сопротивления только в том случае, если психотерапевт включается в навязанную ему игру. Члены семьи могут просто смотреть в пол или на психотерапевта, не говоря ни слова, отвечать на вопросы односложно или единственным предложением, тем самым оказывая сильное давление на специалиста. У семейного психотерапевта, в особенности начинающего, появляются самые разные мысли: «Ну что же, дела идут плохо, никто ничего не говорит». «Я должен что-то сделать — это полный провал». «Что мне делать? Что мне делать?» Так же как и в случае с мнимой враждебностью, в ответ на молчание психотерапевт, скорее всего, начнет действовать с удвоенной энергией, пытаясь заставить членов семьи говорить. Как правило, все, что ему удается --это обменяться парой фраз с отдельными членами семьи. Все возрастающая активность психотерапевта не приносит ни малейшего результата, и семейные интеракции не возобновляются. И наконец, четвертый вид сопротивления — это отказ семьи от выполнения заданий психотерапевта. Как будет описано в следующей главе, на этапе вмешательства семьи часто получают задания, которые выполняются дома, в промежутках между сессиями. Эти задания предназначены для достижения терапевтической цели. Однако даже при самой тщательной подготовке и планировании на следующей сессии семья начинает робко оправдываться: «Понимаете, мы пробовали делать то, что вы предлагали, но потом наша дочь заболела, приехала моя мама, да и у детей были школьные каникулы». Принимая извинения семьи, психотерапевт назначает другое задание. Если семья снова его не выполняет, то специалист должен признать наличие сопротивления и задуматься над происходящим. Психотерапевт ни в коем случае не должен принимать неподчинение семьи на свой счет. Как только психотерапевт начинает воспринимать невыполнение заданий как личное отношение к себе, он вступает с семьей в борьбу за власть: «Семья должна выполнить это задание, и я их заставлю!» В этом случае психотерапевт становится участником процесса сопротивления, уделяя ему слишком большое внимание. Фактически, сражаясь за власть, специалист также начинает сопротивляться изменениям. Гораздо более продуктивным является изменение тактики поведения и подход к семье с другой стороны. В качестве средства преодоления этого вида сопротивления предлагается совершить следующие действия. Во-первых, нужно остановиться и оценить то, что в настоящий момент представляет для семьи угрозу. Когда появляется сопротивление, спросите себя: «Может быть, я навязываю семье обсуждение той темы, которая вызывает дискомфорт? Достаточно ли доверительные отношения сформировались с семьей, чтобы затрагивать конфликтную область? Какие члены семьи испытывают наибольшую тревогу?». Во-вторых, для работы с сопротивлением используйте техники дзюдо. Это боевое искусство основано на принципе использования веса и движений противника. Аналогичным образом, терапевтическое дзюдо использует сопротивление для достижения изменений. Далее приводятся примеры преодоления четырех видов сопротивления, выражающегося в неподчинении психотерапевту: Психотерапевт (в ответ на мольбу о помощи): Я понимаю, о чем вы говорите. Что бы вы ни делали, проблемы появляются вновь и вновь. Вероятно, вы чувствуете, что потерпели сокрушительное поражение. Должен признаться, эта ситуация — одна из самых трудных, с которой я когда-либо сталкивался. Как вы думаете, что мы должны делать? Обратите внимание, что это короткое высказывание позволяет психотерапевту выполнить несколько задач. Во-первых, семейная реальность получила признание — действительно, ситуация сложная. Во-вторых, терапевт намекает или констатирует чувства — вероятно, семья ощущает «сокрушительное поражение». В-третьих, психотерапевт ставит себя на один уровень с семьей — мне тоже трудно в работе с вашей ситуацией. И наконец, терапевтический альянс получает подкрепление — что мы будем делать? Психотерапевт (в ответ на мнимую враждебность семьи): Послушайте, вы удивительные люди! Вы самые лучшие спорщики, с которыми я когда-либо встречался. Как вы этому научились? (или): Ну и чем закончится эта ссора? Может быть, кто-то из вас уступит или появится новый участник? Я спрашиваю об этом потому, что хотел бы обсудить другую тему. При проведении этого вмешательства самым важным является то, что психотерапевт признает существование конфликта, но не пытается в него вмешаться или достичь перемирия. Поэтому мнимая враждебность становится неэффективным методом отвлечения внимания психотерапевта от основной цели терапии. Психотерапевт (в ответ на молчание семьи): Я думаю, мы достигли такого момента, когда лучше всего ничего не говорить друг другу. Я с уважением отношусь к решению каждого из вас, поэтому, пожалуйста, считайте мое молчание знаком уважения. (или): Я расцениваю ваше молчание как признак того, что вам очень тяжело разговаривать друг с другом. Думаю, каждый из вас мог бы многое сказать, но затрудняется сделать это при помощи слов. Пожалуйста, примите к сведению, что я никого не буду заставлять говорить и что ваше молчание — это ваш выбор. Полагаю, каждый из вас самостоятельно решит, когда начать говорить. В обоих случаях психотерапевт признает наличие сопротивления, но не пытается ему противостоять. Вместо этого он предоставляет членам семьи возможность вести себя так, как они считают нужным. Кроме того, психотерапевт подчеркивает, что ответственность за изменения лежит на семье. Психотерапевт (в ответ на невыполнение семьей домашнего задания): Я думаю, что совершил ошибку, назначив вам это задание. Вероятно, в данное время мои требования превысили ваши возможности. Пожалуйста, в будущем, если я предложу вам что-то непосильное, сообщите мне об этом. В этом случае психотерапевт берет на себя ответственность за невыполнение задания и в то же время бросает семье вызов — оказывается, требования были непосильными. Кроме того, психотерапевт просит членов семьи высказывать критику по отношению к тем заданиям, которые будут назначаться в будущем, чтобы сопротивление приобрело открытый характер. В результате проведения этого вмешательства вероятность успешного выполнения следующих заданий намного повышается, поскольку семья поставлена перед необходимостью ответить на брошенный ей вызов. Психотерапевт: По-видимому, предыдущее задание, которое я вам назначил, было не слишком удачным. Есть ли у вас какие-то возражения против выполнения нового задания? Благодаря предварительной подготовке психотерапевт ставит себя в выигрышную позицию. Если члены семьи выполняют задание, тогда все складывается удачно. В случае невыполнения задания ответственность целиком ложится на плечи семьи, и на следующей сессии будет обсуждаться вопрос: «Почему задание не удалось выполнить?» Резюме Танец изменений связан со способностью психотерапевта стимулировать членов семьи к формированию нового поведения, одновременно не нарушая равновесия между морфостатическими и морфогенетическими силами семьи. Считается, что семьи обращаются к психотерапевту, когда не могут справиться или приспособиться к нарушению равновесия, возникающему в связи с необходимостью изменений. Семьи надеются при помощи терапии найти выход из тупика. Психотерапевт, в свою очередь, использует напряжение, вызванное нарушением равновесия, в качестве мотивирующей силы к продолжению терапии. Он оценивает существующие паттерны поведения и помогает членам семьи сделать их более эффективными. Поскольку изменения угрожают семейному status quo, но в то же время необходимы, постольку в начале терапии семья находится в состоянии хрупкого равновесия между силами, стремящимися к изменению, и силами, стремящимися сохранить существующее положение. Когда семья и психотерапевт начинают сотрудничество и формируют терапевтический альянс, это хрупкое равновесие ставится под угрозу. Поэтому в ходе терапии в отношениях между психотерапевтом и семьей может возникнуть сопротивление. В то же время появление сопротивления может означать, что в семье происходят изменения или что система начинает осознавать движение в направлении к изменениям (Anderson & Stewart, 1983). Однако нельзя сказать, что семья напрочь сопротивляется терапии. 'Однако на данном этапе терапевтического процесса уровень тревоги в ответ на возможные изменения может превышать допустимые границы. Таким образом, терапевтический танец изменений — это ритмические движения психотерапевта и семьи. Танец требует от психотерапевта навыков оценки семейных паттернов поведения и способности правильно выбрать момент, когда побуждать семью к изменениям, а когда этого делать не стоит, когда бросать вызов, а когда избегать конфронтации, и т. п. В результате в процессе терапии создается атмосфера творческого напряжения. Психотерапевт задает себе следующий вопрос: приводит ли терапевтическое вмешательство к появлению такого количества изменений, к которому семья в настоящее время не может приспособиться? Или же вмешательство просто поддерживает status quo и поэтому не приводит к появлению изменений? Успешное вмешательство основано на уважительном отношении к существующим семейным паттернам и работе с напряжением; связанным с нарушением равновесия. Глоссарий Изменения первого порядка (first-order change) — качественные изменения, которые происходят непрерывно, но не выходят за рамки существующих паттернов. Структура системы не меняется. Изменения второго порядка (second-order change) — качественные изменения, которые носят прерывистый характер и приводят к созданию новых структур и паттернов. Сфокусированность на проблеме (problem focus) — стратегия психотерапии, которая сосредоточена на проблемах или симптомах, являющихся следствием дисфункциональных семейных паттернов. Сфокусированность на решении (solution focus) — стратегия психотерапии, которая сосредоточена на попытках семьи решить проблемы. Вмешательство направлено на создание альтернативных вариантов решения проблем. Сопротивление (resistance) — любой аспект (семья, психотерапевт, ситуация) терапевтической системы, который препятствует достижению изменений. Техники изменения Техники первого порядка Техники второго порядка
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.180.152 (0.01 с.) |