Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование психотерапевтом своего ЯСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Есть ли у меня что-нибудь общее с семьей? 2. Как я буду реагировать на вопросы личного характера? 3. Какие эмоции часто появляются при работе с этой семьей? 4. Если я поделюсь своими чувствами по отношению к. семье, это облегчит или затормозит терапевтический процесс? Когда мне следует делиться чувствами? Глоссарий Тендерные предубеждения (gender biases) •— явные или скрытые предубеждения, которые поддерживают традиционные представления о взаимоотношениях мужчины'и женщины. Представители движения феминисток указывают на неравенство традиционных половых ролей и возможные способы подкрепления тендерных предубеждений в психотерапии в ущерб женщинам. Жизненный цикл семьи (family life cycle). — понятие, относящееся к развитию семьи во времени. Переходные периоды и кризисы считаются неизбежными в ходе развития семьи. Использование психотерапевтом своего Я (therapist's use of self) — понятие, имеющее отношение к способам использования психотерапевтом всех аспектов своей личности для достижения цели психотерапии. Присоединение (joining) — психотерапевтическая техника, которая сосредоточена на действиях психотерапевта по принятию и приспособлению к различным семьям. Типы техник присоединения: • поддержание (maintenance) — активная поддержка и укрепление семейных субсистем; • мимикрия (mimesis) — отражение стиля семейной коммуникации, например с использованием юмора; • отслеживание (tracking) — выявление последовательности семейной коммуникации и поведения. Родная семья (family of origin) — родители и сиблинги; обычно этот термин относится к изначальной нуклеарной семье взрослого человека. Семейная парадигма (family paradigm) — семейная концепция социального мира, которая руководит чувствами, мыслями и действиями членов семьи. Терапевтические границы (therapeutic boundaries) — границы, определяющие интеракции между психотерапевтом и семьей; формируются совместными усилиями психотерапевта и семьи. Терапевтический альянс (therapeutic alliance) — психотерапевт и семья образуют новую систему с целью повышения эффективности процесса терапии; отражает базовый уровень доверия и общность задач. Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution bias) — объяснение поведения человека его личностными особенностями; при этом влияние ролевых ограничений недооценивается. Этническая принадлежность (ethnicity) — чувство культурной общности (нормы, ценности), которое передается из поколения в поколение и подкрепляется окружающими людьми. 4 Оценка: диагностика и системные модели Оценка: диагностические и системные модели Модели оценки систем Описание случая Рекомендации по оценке Резюме Глоссарий Установление соглашения с семьей, построение терапевтических границ и обсуждение плана вмешательства занимает большую часть первого интервью, а в некоторых случаях еще несколько сессий. Если семья не установит с психотерапевтом хотя бы пробный терапевтический альянс, то первое интервью станет последним. Иногда семьи демонстрируют настолько сильное сопротивление и нежелание договориться, что основная задача первого интервью сводится к назначению еще одной встречи. После того как семья дает согласие на продолжение сотрудничества, психотерапевт приступает к более формальному этапу оценки семейной системы. Именно на этой стадии психотерапевт составляет единую карту семейного функционирования, структурируя свои наблюдения. Эта карта не только организует наблюдения, но и руководит проведением терапевтического вмешательства. Почему семья обратилась к психотерапевту именно в это время? В чем заключаются сильные стороны семьи? Какие дисфункциональные паттерны коммуникации лежат в основе жалоб семьи? В каком направлении осуществлять вмешательство? Какие вопросы я должен задавать? Выслушивая ответы на вопросы и наблюдая за семейными интеракциями, психотерапевт получает обширную информацию. Следующие две главы будут посвящены способам обобщения полученной информации и составлению общего терапевтического плана. В этой главе представлены три эмпирические модели семейного функционирования. Каждая из них основана на данных обширных исследований и предлагает свое оригинальное видение семейных паттернов, (Процесс идентификации семейных паттернов обсуждается в следующей главе). Кроме того, модели содержат оценочные шкалы, которые можно применять в клинической практике и для проведения исследований. В частности, циркумплексная модель была использована для обследования семьи Мартинов. Перед тем как приступить к описанию моделей, необходимо провести разграничение между индивидуальной и системной оценкой. Оценка: диагностические и системные модели В области психического здоровья главенствует медицинская модель. Эта модель идентифицирует симптомы (паттерны поведения), затем обобщает симптомы в диагнозе и на его основе рекомендует специфическое лечение. С точки зрения медицинской модели патология формируется и развивается внутри индивида. Хотя окружающая среда может усиливать или подкреплять дисфункциональное поведение, основные причины его появления обусловлены интрапсихическими, психологическими и биологическими факторами. Обратите внимание, что акцент ставится на формирование и развитие патологии внутри индивида. Медицинская модель признает влияние на индивида внешних факторов, например производственного, учебного или семейного стресса, но при этом считается, что стресс может только усилить развитие внутренней патологии. Например, действуя в рамках медицинской модели, психотерапевт поставил бы каждому члену семьи Мартинов соответствующий диагноз. В итоге мистеру Мартину, миссис Мартин и Синди была бы рекомендована индивидуальная терапия. Для работы в сфере охраны психического здоровья психотерапевту необходимо оперативно разбираться в индивидуальной оценке; точнее говоря, он должен быть в курсе «Руководства по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM). Намереваясь способствовать международному сотрудничеству исследователей путем создания единой нозологии (схемы наименований), Всемирная организация здравоохранения при ООН в 1948 году опубликовала «Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти» (ICD). Классификация была разработана для того, чтобы облегчить проведение совместных международных исследований путем создания единой нозологии (названной схемой), и включала в себя биологически обусловленные психические нарушения. Однако представители Американской Психиатрической Ассоциации, где господствовали психоаналитики, не воспользовались терминологией ICD. Вместо этого они опубликовали свой вариант: «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM), в котором подчеркивалась психологическая роль травматических переживаний (Schwartz, 2000).
С момента первого издания DSM несколько раз пересматривалось и дополнялось. Современное DSM-IV(четвертая редакция) стало преобладающей формой коммуникации среди профессионалов в области охраны психического здоровья, давая указания по диагностике, которые подстегивают исследования. Например, исследователь в Калифорнии, изучая депрессию, использует те же самые критерии для постановки диагноза клинической депрессии, что и исследователь в Нью-Йорке. (В настоящее время планируется выпуск DSM-V Для того чтобы получить возможность сравнивать данные исследований, полученные в разных странах, правительство США, совместно с другими членами Организации Объединенных Наций, приняло решение о согласовании DSM и ICD.) DSM-IV является и языком клинической практики. Выступая в качестве справочного пособия для профессионалов, О8М-1Усодержит перечень основных симптомов, личностных черт, медицинских проблем и стрессовых воздействий окружающей среды, которые отмечаются за последние годы. Кроме того, DSM-IV используется страховыми компаниями и организациями, занимающимися профилактикой заболеваний. При анализе семейной системы индивид, напротив, рассматривается в контексте семьи. Основное положение семейной психотерапии заключается в том, что тот член семьи, который выказывает проблемное поведение, на самом деле находится под воздействием дисфункциональных семейных паттернов. Вместо того чтобы диагностировать индивидуальные симптомы этого члена семьи, его рассматривают в качестве носителя семейного симптома (family symptom carrier). To есть член семьи с «проблемным поведением» указывает на наличие дисфункциональных семейных паттернов. Таким образом, его поведение рассматривается в контексте семейных паттернов коммуникаций. Теория семейных систем помещает индивидуальное поведение в более широкий семейный контекст и таким образом избегает выявления патологии у любого члена семьи в отдельности. Например, поведение Синди Мартин расценивается не в качестве расстройства, а как следствие развода родителей и создания новой комбинированной семьи. Хотя мистер и миссис Мартин приписывают напряжение, создавшееся в семье, поведению Синди, семейный психотерапевт не ставит задачу выявления у нее симптомов расстройства.
Данный диагностический подход разрушает существование паттерна «козла отпущения». На первом интервью Мартины назвали поведение Синди своей проблемой и причиной обращения к психотерапевту. Однако психотерапевт расширяет представление се-мьи о проблеме и ставит во главу угла терапии семейные интеракции. Тем не менее существует опасность слепой веры в то, что поведение отдельного члена семьи вызвано семейными паттернами. Хотя семейный системный подход позволяет значительно расширить определение семейных проблем, он недооценивает индивидуальную патологию. На ранних стадиях развития семейной психотерапии любое поведение члена семьи, даже связанное с серьезным психическим нарушением, приписывалось семейной динамике. Например, шизофрения считалась результатом искаженных коммуникаций и систем семейной проекции. Хотя семейная динамика может играть роль в развитии шизофрении, современные данные о человеческом мозге и результаты исследований в области поведенческой генетики указывают на то, что более существенными причинами этого заболевания являются генетически наследуемые биохимические отклонения. При оценке семейных систем может запутаться и вопрос о каузальности. Являются ли семейные паттерны причиной того или иного поведения, или семья пытается приспособиться к поведению своего члена, у которого сформировалось психическое нарушение? Можно ошибочно объяснить поведение члена семьи влиянием семейной динамики, тогда как в реальности семья пытается справиться с заболеванием, обусловленным биологическими причинами. Например, поведение Синди можно объяснить семейной динамикой. Но что если Синди страдает биологической депрессией, которая обострилась с началом пубертатного периода? Возможно, на семейные паттерны в большей степени оказывает влияние депрессия Синди, а не другие факторы? Иногда семейный психотерапевт косвенно или явно обвиняет родителей в том, что на самом деле является следствием биологического нарушения. Если бы не была получена более исчерпывающая информация об этиологии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, родители таких детей обвинялись бы в использовании неэффективного стиля воспитания. Считается, что если родители устанавливают более жесткие и четкие границы, то им легче контролировать ребенка. Но может быть границы, которые формируют родители, это просто попытка справиться с гиперактивностью ребенка? Как правило, в процессе взаимных интеракций индивид формирует семью, а семья формирует индивида. РЕЗЮМЕ Поскольку в области психического здоровья господствует медицинская модель, семейный психотерапевт должен ознакомиться с DSM. Помимо того что DSM является языком психиатрии, оно предлагает правила проведения диагностики и оценки. Хотя диагностические принципы ограничены рамками индивидуальности, они настораживают психотерапевта в отношении более тяжелых, биологически обусловленных нарушений, таких как большая депрессия и биполярные расстройства. Со стороны психотерапевта было бы ошибкой обвинить семейную систему в нейрохимическом нарушении. Таким образом, составной частью оценки семейной системы является оценка поведения членов семьи в соответствии с диагностическими принципами DSM. Если бы после проведения первого интервью школа, в которой учится Синди, или страховая компания запросила диагноз в терминологии DSM, психотерапевт дал бы следующее заключение: Ось I (содержит первичный клинический диагноз): нарушение поведения, депрессия или приспособительная реакция. Ось II (описывает расстройства личности): отсутствуют. Ось III (идентифицирует соматические нарушения, которые могут играть роль в возникновении проблемы): отсутствуют. Ось IV (указывает психосоциальные проблемы или факторы окружающей среды, которые могут влиять на постановку диагноза, лечение или прогноз протекания психического нарушения): проблемы в первичной группе поддержки; трудности в школе. Ось V (оценки варьируют от 100 (успешное функционирование) до О (неадекватное функционирование) и используются для планирования программы лечения, измерения ее воздействия и прогноза в отношении исхода). Глобальная оценка функционирования: 52 — умеренные симптомы и серьезное нарушение функционирования в социуме и в школе. Оставшаяся часть этой главы посвящена оценке семьи. Акцент на оценке семейной системы ни в коем случае не принижает значения индивидуальной патологии. Семейный психотерапевт должен владеть знаниями в области патопсихологии. Благодаря новым технологиям и исследованиям мы получаем все больше информации о психических нарушениях. По мере появления новых методов визуализации головного мозга расширяются наши знания о функционировании этого органа. Поэтому утверждать, что все аспекты человеческого поведения обусловлены семейными интеракциями, означает игнорировать современные данные о функционировании мозга. На самом деле поведение не может быть обусловлено только семейной динамикой или биологическими факторами. Поведение членов семьи формируется в результате сочетания семейных паттернов и биологических факторов. Даже если Синди страдала бы биологической депрессией, семейные паттерны могли бы усилить или облегчить ее симптомы. Таким образом, работа семейного психотерапевта оказала бы неоценимую помощь Синди и ее семье. Модели оценки систем Каклечебный метод, семейная психотерапия сосредоточивает внимание не на отдельных членах семьи, а на их интеракции. Переключение внимания с индивидуальности на отношения в системе меняет не только процесс терапии, но также является радикальным сдвигом в оценке. Обычно психотерапевт проводит обследование, опираясь на теоретическую модель. То есть теория становится чем-то наподобие призмы, сквозь которую рассматривается семья. Например, семейный психотерапевт, придерживающийся структурного подхода, сосредоточится на оценке семейных границ. Психотерапевт, изучивший теорию расширенной семейной системы Боуэна, сосредоточится на триангуляции и системе многопоколенной проекции. И наконец, поведенческий психотерапевт будет обращать внимание на паттерны интеракций, подкрепляющие поведение членов семьи. Преимущество построения оценки на основе специфической теоретической модели семейной психотерапии заключается в том, что и методы вмешательства также вытекают непосредственно из теории. Недостаток этого подхода в том, что обследование ограничивается рамками узкого набора концепций. Если бы существовал только один способ проведения семейной психотерапии и одна модель, то учебные пособия были бы очень невелики по объему и во многом повторяли друг друга. Однако в.современной семейной психотерапии, как и в большинстве других областей, существует бесчисленное множество конкурирующих теорий и техник. Некоторые теории дополняют друг друга, тогда как другие имеют в своей основе совершенно разные принципы. То, что не охватывает одна теория, содержит в себе другая. В этой главе описываются три модели семейного функционирования: циркумплексная модель семейных систем, системная модель семейного функционирования Биверса и подход МакМастерса. Эти модели семейных систем основаны на данных эмпирических исследований и предлагают различные призмы для рассмотрения и концептуализации семейных интеракций. В основе каждой модели лежит допущение, чтх> семейные паттерны можно пронаблюдать и измерить. Поэтому каждая модель предлагает оценочные шкалы, которые концептуализируют функциональные и дисфункциональные поведенческие диапазоны. Поскольку модели признают возможность наблюдения семейных паттернов, они скорее приближаются к ориентированной на проблему семейной системной терапии, чем к ориентированному на решение нарративному подходу. Модели являются социальными конструктами, то есть социально принятыми категориями, а значит, эти категории «реальны» только в той степени, в какой мы с ними согласны. Тем не менее Карр (Сагг, 2000) считает, что даже если модели являются социальными конструктами, они полезны для решения клинических проблем. Например, в клинической практике модели используются как указания для проведения оценки, выбора вмешательства, а также обеспечивают итоговые показатели. Каждая модель отличается от другой в той степени, в которой она позволяет клиницистам и исследователям концептуализировать статус семейных субсистем. Одна модель освещает какую-либо конкретную область функционирования, например власть, другая делает акцент на особенностях семейных коммуникаций. В конце этой главы модели объединены ради рекомендаций касательно оценки. Для того чтобы наглядно продемонстрировать одну из моделей, для оценки семьи Мартинов была использована циркумплексная модель семейных систем. ЦИРКУМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ СИСТЕМ Циркумплексная модель семейных систем (Circumplex Model of Family Systems), которая разрабатывалась в течение 20 лет, пытается свести воедино теорию, исследование и практику (Olson, Russell & Sprenkle, 1983; 1989; Olson et al., 1979; Olson, 1991; Olson, 2000) (рис. 4.1). Модель включает три параметра, которые «появились из концептуального группирования свыше 50 концепций, предложенных для описания супружеской и семейной динамики» (Olson, 2000, р. 144). Три измерения — это сплоченность, гибкость и коммуникация. Рис. 4.1. Циркумплексная модель: парная и семейная карта Источник: From «Circumplex Model of Marital and Family Systems», by D. Olson, 2000, Journal of Family Therapy, 22, Fig. 1, p. 148. Copyright 2000 Blackwell Publishers, Ltd.. Reprinted with Permission. Сплоченность (cohesion) — это степень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу. Данное измерение отражает соотношение между обособленностью членов семьи и их общностью. Например, в одной семье поощряется развитие индивидуальности, но в ущерб чувству общности. Члены семьи заняты своими личными делами, а семейным отношениям уделяется мало внимания. Каждый обедает в разное время, семейные застолья редки и в них мало кто принимает участие. Другая семья настаивает на совместном проведении времени, не учитывая индивидуальных предпочтений. Поскольку на первом месте стоит семья, личные планы, не связанные с семейными, в расчет не принимаются. Присутствие каждого на воскресном обеде обязательно! Уровень сплоченности варьирует в континууме от низкого до высокого: очень низкий уровень сплоченности — разобщенность, умеренно низкий уровень — обособленность, умеренно высокий уровень — взаимосвязанность, очень высокий — эмоциональное смешение. Таким образом, разобщенность и смешение — это полюса континуума. Члены разобщенной семьи мало общаются друг с другом и стремятся удовлетворять свои потребности за ее пределами. Когда необходимо с кем-то поговорить, они обращаются к друзьям, а не к семье. С другой стороны, в семьях с эмоциональным смешением на первом месте всегда стоят семейные обязательства, которые составляют основу личной жизни ее членов. Обособленность и связанность — это умеренные уровни сплоченности. Семьи, находящиеся на умеренных уровнях сплоченности, способствуют развитию чувства независимости у своих членов, но в то же время стремятся поддерживать привязанность друг к другу. В этих семьях устанавливается более гибкое равновесие между семейными обязательствами и отношениями с окружающими людьми. Оптимальное семейное функционирование зависит от способности установить равновесие между потребностью членов семьи в автономии и принадлежности к группе. Предполагается, что семьи, обратившиеся к психотерапевту, чаще всего находятся на полюсах сплоченности. Например, подросток отстаивает право на независимость в семье с эмоциональным смешением. Связанный по рукам и ногам путами семейной системы, этот подросток стремится занять достойное положение в группе равных. На приеме у психотерапевта такая семья будет продолжать борьбу за контроль. С другой стороны, в разобщенной семье другой подросток-бунтарь, чувствуя отвержение, может испытывать гнев. Он приходит в бешенство из-за безразличия семьи к его жизни. Одна из задач психотерапевта в этой семье будет связана с укреплением эмоциональных связей. Гибкость (flexibility) — это способность семьи по необходимости менять в ней лидерство, ролевые отношения и правила отношений, то есть находить равновесие между стабильностью и изменениями. Например, стиль воспитания 5-летнего ребенка отличается от стиля воспитания 15-летнего подростка. Старшим детям требуется больше свободы, и они уже не нуждаются в таком внимании родителей, как младшие. Если родители продолжают общаться с подростком как с 5-летним ребенком, они создают почву для семейных конфликтов. К сожалению, в этом случае родители не только способствуют появлению у подростка бунтарского поведения, которого они.так боятся, но и неизбежно препятствуют формированию способности у своего ребенка строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Модель описывает диапазон параметра гибкости так: ригидность (очень низкий уровень), структурированность (от низкого до умеренного), гибкость (от умеренного до высокого) и хаотичность (очень высокий). Ригидность и хаотичность соответствуют полюсам диапазона данного параметра. Обычно в семье с ригидным уровнем гибкости один из ее членов занимает лидирующее положение и контролирует других. Все будут делать то, что он или она скажет. Семейные правила практически никогда не меняются. Дети остаются детьми вне зависимости от их возраста. В семьях с хаотичным уровнем гибкости, напротив, отсутствует субсистема власти и не установлены последовательные правила. Поскольку решения принимаются импульсивно и необдуманно, семья находится в хроническом состоянии кризиса. Структурированный и гибкий уровни занимают промежуточное положение в данном континууме. В семьях с этими уровнями гибкости ролевые позиции четко определены, а решения принимаются в результате совместного обсуждения. В обоих типах семей правила отношений соответствуют возрасту детей и могут по необходимости меняться. Оптимальное семейное функционирование — это способность установить равновесие между стабильностью и изменчивостью. Для этого семье необходима властная структура, но иерархия власти должна быть достаточно гибкой и способной к изменениям. Считается, что к психотерапевту чаще, чем бывает обратное, обращаются семьи с полярными уровнями гибкости. Например, подросток может выражать протест против ригидной, авторитарной фигуры. С другой стороны, возможно, «неуправляемое» поведение подростка связано именно со слабостью лидера в его семье. Коммуникация (communication) фокусируется на таких особенностях семьи, как умение выслушать, разговорные навыки, самораскрытие, ясность, отслеживание сценария, уважение и забота. В семьях со сбалансированными уровнями сплоченности и гибкости, как правило, отмечаются хорошие коммуникативные навыки. Члены семьи проявляют эмпатию, когда слушают друг друга, открыто делятся чувствами, эффективно решают проблемы и уважают различия во взглядах. Вне сбалансированных по уровню сплоченности и гибкости семьях чаще всего отсутствуют открытые коммуникации, различия во взглядах принижаются или игнорируются, проблемы решаются неэффективно, а члены семьи неохотно делятся друг с другом чувствами, если вообще делятся. СЕМЬИ ПОЛЯРНОГО ТИПА Циркумплексная модель описывает четыре семьи полярного (экстремального) типа: хаотично-смешанные, ригидно-смешанные, ригидно-разобщенные и хаотично-разобщенные. Каждый тип образован в результате сочетания полярных уровней сплоченности и гибкости. В результате в этих семьях отмечаются следующие дисфункциональные паттерны и симптомы: /. Хаотично-смешанный тип. В семьях, где крайне высокий хаотический уровень по параметру гибкости и уровень смешения — по параметру сплоченности, обычно отмечаются постоянные перемены и недостаточно четкие межличностные границы. Родители не способны эффективно справляться с кризисными ситуациями. Члены семьи стремятся к независимости, но эмоционально связаны друг с другом чувством вины. Поскольку в семье отсутствуют четкие и последовательные правила, поведение контролируется посредством вины и взаимных обвинений. Отсутствие стабильности вызывает всепроникающую тревогу. 2. Ригидно-смешанный тип. Ригидный уровень по параметру гибкости и смешение — по параметру сплоченности. В семьях этого типа потребности ее членов не находят удовлетворения, методы воспитания отличаются ригидностью, а поведение контролируется при помощи чувства вины. Любое проявление независимого поведения считается угрозой для семейной структуры. Дети остаются детьми вне зависимости от возраста. Мнение родителей всегда самое правильное. Ригидность и размытость семейной структуры приводит к тому, что члены семьи оказываются связанными в тесный эмоциональный узел, который поддерживается чувством страха и вины перед авторитетом. Дети не научаются овладевать своей средой и могут расцениваться как незрелые. Как правило, они плохо учатся в школе.
3. Ригидно-разобщенный тип. Ригидный уровень по параметру гибкости и разобщенный — по параметру сплоченности. В семьях этого типа методы воспитания отличаются ригидно-стью, при этом члены семьи холодно относятся друг к другу. Поведение контролируется посредством страха наказания. В этих семьях действует принцип: «либо будет по-моему, либо никак». Поскольку ригидность методов воспитания не компенсируется чувством принадлежности к группе, дети оспаривают авторитет родителей и реагируют пассивно-агрессивным поведением или открытым мятежом. Отсутствие чувства связанности может воспламенить ощущение личной отверженности, которое в сочетании с гневом способно вызвать депрессию. 4. Хаотично-разобщенный тип. Хаотический уровень по параметру гибкости и разобщенный уровень — по параметру сплоченности. В семьях этого типа отсутствует сильная родительская субсистема, способная подавить гнев, который испытывают члены семьи по поводу отсутствия эмоциональных привязанностей. Гнев, связанный с отвержением, может приводить к постоянным семейным конфликтам и сражениям за контроль или направляться на окружающий мир, выражаясь в актах вандализма и хулиганстве. КЛИНИЧЕСКИЕ ГИПОТЕЗЫ И ЦЕЛИ Циркумплексная модель указывает на то, что семьи с умеренными уровнями сплоченности и гибкости обычно отличаются более сбалансированными отношениями, чем семьи с полярными показателями по этим параметрам. Действительно, семьи с умеренными уровнями сплоченности поощряют развитие индивидуальности у своих членов и в то же время предоставляют им поддержку. Получение поддержки со стороны семьи не препятствует отношениям с окружающими людьми. Семьи с умеренными уровнями гибкости отличаются стабильностью, но также способны при необходимости измениться. Однако модель не предлагает точных критериев для диагностики сбалансированных и несбалансированных типов семей. Олсон (Olson, 2000) считает, что при оценке семейных типов необходимо учитывать такие факторы, как этническая и расовая принадлежность и религиозные убеждения. Испанские, итальянские или азиатские семьи могут быть чрезвычайно сме- • шанными, и семья останется средоточием жизни каждого ее члена. Из-за подобных культурных норм функциональность или дисфункциональность семейных паттернов определяются удовлетворенностью отдельных членов семьи. Например, молодая женщина, которая решила жить отдельно от своей семьи, может столкнуться с сильным противостоянием со стороны смешанной семейной системы с жесткими этническими нормами. В кабинете психотерапевта родители будут сражаться за возвращение контроля над дочерью, пытаясь воспрепятствовать ее стремлению к более независимому образу жизни. Несмотря на то что другие члены семьи чувствуют себя комфортно при смешанных паттернах, молодая женщина задыхается в этой среде. Циркумплексная модель описывает жизненный цикл семьи, поддерживая адаптационный подход. На разных этапах своего жизненного цикла семья должна адаптироваться как ко внутренним (например болезнь одного из членов семьи), так и к внешним (например потеря работы или переезд) изменениям, которые могут произойти и неизбежно происходят. Например, когда в семье воспитываются маленькие дети, наиболее адекватным типом функционирования является ситуация, когда семья более связана в структурном отношении. В семьях с младшими подростками более адаптивным типом является гибко-связанный. Аналогичным образом, гибко-обособленный тип функционирования больше подходит для семей, воспитывающих старших подростков. Основная гипотеза модели, которая заключается в том, что семьи с умеренными уровнями по параметрам гибкости и сплоченности более функциональны, подтверждается данными более чем 250 исследований (Olson, 2000). Семьи испытывают трудности и обращаются к психотерапевту в тех случаях, когда семейные паттерны препятствуют адаптации к внутренним или внешним стрессорам. Носитель семейного симптома может.указывать на то, что семья не способна адаптироваться к изменившимся условиям. Семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, ставит следующие задачи: 1) ослабить имеющиеся трудности и симптомы; 2) перевести семейную систему на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости; 3) улучшить навыки коммуникации; 4) повысить способность членов семьи к переговорам и изменению системы по мере ее развития. Таким образом, семейная психотерапия, основанная на циркумплексной модели, не ограничивается только устранением или изменением дисфункциональных семейных паттернов. Симптомы отдельных членов семьи исчезают, когда система переходит на более сбалансированный уровень по параметрам сплоченности и гибкости. ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ Семья Мартинов столкнулась с рядом трудностей: 1) объединение двух семей, которые находятся на разных этапах жизненного цикла, 2) объединение разных этнических паттернов, 3) вступление детей в подростковый возраст. Развод, разрыв отношений или смерть одного из родителей нарушает в семье равновесие и подрывает семейные основы. Кто теперь принимает решения? Кто оплачивает счета? Кто требует выполнения правил? Непонятно даже, кому выносить мусор. Распределение ролей также меняется, чтобы заполнить пустоту в семейных паттернах. Возможно, самый старший сиб-линг теперь должен будет сразу идти домой после школы и присматривать за младшими братьями и сестрами. Родителю-одиночке приходится возлагать на детей такие обязанности, к которым они не привыкли. Снижение материального благосостояния семьи заставляет выбирать иные приоритеты. Единственным членом семьи, который принимает решения, становится родитель-одиночка. Все же со временем, после всех изменений и перестановок, которые в любом случае должны произойти, семья сможет восстановить прежние отношения. Маловероятно, чтобы девочка-подросток отреагировала отказом на просьбу матери прийти домой из школы пораньше и присмотреть за младшим братом, если эта просьба звучит в контексте длительных позитивных отношений. Долговременные позитивные отношения побуждают членов семьи жертвовать личными интересами на благо семьи. К сожалению, комбинированная семья не может себе позволить такой роскоши. Комбинированная семья образована потому, что этого пожелали два взрослых человека. Дети не участвовали в принятии данного решения. Конечно, обычно взрослые спрашивают мнение детей. Миссис Мартин хотела бы, чтобы Роберт и Карен полюбили ее будущего мужа и их будущего отчима. Она согласилась на брак только после того, как дети привыкли к мистеру Мартину и почувствовали себя с ним комфортно. Хотя мистер Мартин чувствовал, что проходит испытание на роль отца для детей миссис Мартин, он относился к их жизни с искренним интересом. Сначала Роберт противился знакомству матери с новым мужчиной, но затем, когда увидел, что мама выглядит счастливой, он решил смириться с происходящим на то время, пока не начнет жить самостоятельно. Мистер Мартин сообщил Синди о предстоящем бракосочетании за пиццей. Синди спокойно отнеслась к этому сообщению, поскольку после развода ее отец встречался с несколькими женщинами и она не придавала этому большого значения. Так как Синди жила с матерью и постоянно с ней конфликтовала, она полагала, что повторный брак отца не окажет на нее большого влияния. Когда мистер Мартин спросил дочь, что о*на думает о его женитьбе, Синди ответила: «Мне все равно!» Как и все приемные родители, мистер и миссис Мартин хотели, чтобы все было идеально, и надеялись создать семью в полном смысле этого слова. Они хотели, чтобы дети чувствовали себя хорошо в новой семье, поскольку любовь между двумя взрослыми должна была стать надежной опорой и поддержкой. Поэтому когда этого не произошло, они были шокированы и разочарованы. Мистер и миссис Мартин забыли или не знали простой истины: дети не принимают решение о создании новой семьи и чаще всего противятся этому. Этот основополагающий факт обнаруживается, как только один из супругов начинает воспитывать приемного ребенка. Тогда ребенок жалуется: «Почему я должен'слушаться какого-то человека, которого я едва знаю?» Уважение членов семьи друг к другу появляется со временем. В самом начале создания комбинированной семь
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.244 (0.013 с.) |