Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Использование личных реакцийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Экспериментальные семейные терапевты считают основой терапевтического процесса использование психотерапевтом своего Я или демонстра-циюличныхреакций (Whitaker& Bumberry, 1988). Какими бы ни были реакции психотерапевта на семейный процесс — гнев, фрустрация, грусть, радость, — разумно предположить, что члены семьи могут испытывать аналогичные чувства, даже если не сообщают о них. Поэтому демонстрация психотерапевтом личных реакций может затрагивать чувствительные струны семьи и способствовать изменениям. Вопрос заключается в том, когда и как демонстрировать эти реакции. Проявление личного отношения психотерапевта к особенностям семейного функционирования приносит наибольшую пользу, когда: 1) процесс терапии зашел в тупик; 2) семья просит обратную связь; 3) психотерапевт занимает защитную позицию; 4) терапия подходит к концу. На различных этапах терапии могут возникать тупиковые ситуации. Причины их появления бывают самыми разными: семья избегает обсуждения сложных тем, не чувствует понимания со стороны психотерапевта или психотерапевт упустил важную деталь семейной динамики. Вне зависимости от причины в реальных условиях тупик может вызвать у всех участников терапии, включая психотерапевта, чувство фрустрации. Прямое указание на возникновение тупиковой ситуации может помочь найти из него выход, особенно когда ставится задача совместного поиска решения: Психотерапевт: Я могу ошибаться, но, возможно, у вас так же, как и у меня, появилось ощущение тупика. Создается впечатление, что мы ходим по кругу. У кого есть идеи, как нам выйти из создавшейся ситуации? Когда семья просит психотерапевта дать обратную связь, это также указывает на возникновение тупиковой ситуации. Обычно подобная просьба появляется в середине терапевтического процесса, и хотя и является элементом защиты — члены семьи переключают внимание на психотерапевта, но все же это запрос об обратной связи! Миссис Мартин (после выражения несогласия со своим мужем относительно предъявления единых требований к Синди): Я не думаю, что мы достигнем соглашения по этому вопросу. Мы воспитывались в совершенно разных семьях. А что вы (психотерапевт) думаете по этому поводу? Психотерапевт: Возможно, вы правы в том, что никогда не сможете установить границы с Синди и постоянно их поддерживать. Однако, к лучшему или худшему, вы являетесь родителями ваших детей и еще долгие годы ими будете. Это ваше решение, какими родителями вам быть. Таким образом, психотерапевт возвращается к обсуждению проблемного вопроса. В процессе взаимодействия с семьей психотерапевт не может оставаться равнодушным. Личностные особенности членов семьи, обсуждаемые темы и специфические паттерны поведения — все это вызывает у психотерапевта сознательные или бессознательные реакции. В любой момент психотерапевт может занять оборонительную позицию, прекращая внимательно слушать семью или отвлекаясь на свои мысли. Это не изъян психотерапевта, а человеческая реакция. Вопрос заключается втом, как использовать реакции психотерапевта с пользой для семьи. Например, миссис Мартин обычно спешила первой сообщить о проступках Синди за период между сессиями. Мистер Мартин выглядел растерянным ифрустрированным. Синди прямо или косвенно демонстрировала враждебность. Сталкиваясь с этими упорными паттернами поведения, психотерапевт мог бы испытать такую же фрустрацию и раздражение, что и члены семьи. Поскольку раздражение и фрустрация оказывают влияние на способность слушать, внимание психотерапевта к членам семьи может ослабевать. Если позволить этому паттерну закрепиться, психотерапевт становится частью проблемы. С другой стороны, раздражение и невнимательность — ценная обратная связь для психотерапевта: Психотерапевт (миссис Мартин после того, как она сообщила о еще одном эпизоде непослушания Синди): Миссис Мартин, я знаю, что поведение Синди бывает невыносимым и что она продолжает нарушать ваши правила, но на каждой сессии вы рассказываете об одном нарушении за другим. У меня появилось ощущение, что вы направляете мне или вашему мужу какое-то важное послание, но я не совсем понимаю, какое именно. Расскажите нам прямо, почему вы сосредоточиваетесь на этих событиях. Психотерапевт пытается выяснить, что стоит за жалобами миссис Мартин. Может быть, она пытается указать на чувство фрустрации? Кому она адресует свое послание? От кого она ожидает ответа? Психотерапевт: Мистер Мартин, когда ваша жена выражает беспокой-. ство поведением Синди, вы выглядите так, словно хотите покинуть комнату. Сложилось ли у меня правильное впечатление? Что вам хочется сказать вашей жене в эти моменты? Растерянный взгляд мистера Мартина часто бывает намеком для психотерапевта касательно природы беспокойства жены. Если психотерапевт реагирует в такой манере, то родители избегут прямого общения друг с другом, а терапевт неумышленно выступит в роли мистера Мартина. Вышеуказанная реакция психотерапевта возвращает мистера Мартина к обсуждению отведенной ему роли. Психотерапевт (после того как Синди прервала обсуждение враждебным замечанием): Синди, ты всегда удивительно ловишь момент. Ты не только перебиваешь родителей и меня как раз в ту секунду, когда мы могли бы прийти к решению, но и умеешь сказать такое, что просто кровь стынет в жилах. Я говорю об этой способности потому, что я как раз почувствовал нечто подобное, и это уже не в первый раз. Но мне кажется, ты пытаешься этим что-то сказать. Ты хочешь, чтобы родители ссорились друг с другом? Ты пытаешься нам сказать, что тоже обижена и рассержена? В этом высказывании психотерапевт не только обращается к недоброжелательному комментарию Синди, но и смягчает влияние враждебности Синди и показывает, что она заинтересована в понимании ее чувств окружающими людьми. Как показано в этих примерах, демонстрация психотерапевтом личных реакций может быть эффективным диагностическим инструментом: то, что беспокоит психотерапевта, может беспокоить и членов семьи. Реакции психотерапевта также могут быть техникой вмешательства. В последнем случае они могут как помочь, так и навредить процессу терапии. Вопрос заключается в намерениях: направлены ли реакции психотерапевта на удовлетворение своих личных или семейных потребностей семьи (выражение враждебности и фрустрации самого психотерапевта)? Как указывает Шапиро (Shapiro, 1981), между демонстрацией отношения к семье в терапевтических и личных целях проходит тонкая грань. Например, в зависимости отличных предпочтений психотерапевт мог бы бросить вызов одному из членов семьи или всем сразу. Психотерапевт: Миссис Мартин, ваши жалобы ни в ком не находят отклика. Интересно, почему вы упорно продолжаете их высказывать? Психотерапевт: Мистер Мартин, вы увиливаете от ответа, как лиса. Почему вы не поддерживаете свою жену? Психотерапевт: Синди, ты не балуешь разнообразием. Все, на что ты способна, это грубо вмешаться в разговор. Вне связи с контекстом разговора эти замечания не являются ни плохими, ни хорошими. Но при условии готовности «услышать» послание, да еще и в подходящий момент, они могут быть очень эффективными. С другой стороны, если психотерапевт считает конфронтацию оправданной, «потому что семье необходимо услышать то, что я думаю», возникает вопрос относительно мотивации специалиста. В целом проблема заключается в том, принесут ли личные реакции психотерапевта пользу или станут препятствием! Ни один из психотерапевтов не застрахован от злоупотребления личными реакциями. И особенностью именно семейной психотерапии является то, что она происходит в эмоционально заряженной обстановке. Помните, что терапевтический процесс затрагивает психотерапевта в той же степени, что и семью. На сессиях могут подниматься вопросы, которые затрагивают эмоциональные переживания самого психотерапевта, связанные с родной или нуклеарной семьей: «Этот человек напоминает мне одного из моих родителей. Эта проблема есть и в моей семье. Мне всегда было трудно с такого типа людьми. Я всегда пытаюсь кого-то спасти». В процессе самоосознания возникает эмпатия, бесценный инструмент клинициста. Появление эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний сообщает нам о том, что мы тоже испытывали нечто похожее, что мы также замыкались в собственной раковине и не знали, как из нее выйти, что мы переживали аналогичные чувства, которые трудно передать словами. Поэтому мысли и чувства, возникающие у психотерапевта при взаимо-действии с семьей, сами по себе не могут ни способствовать терапевтическому прогрессу, ни тормозить его. Мысли и чувства меняются на протяжении всей психотерапии. Скорее терапевтический альянс будет становиться прочнее или распадаться в зависимости оттого, как психотерапевт использует свои личные реакции. Резюме Таблица 3.1 приводит клинические вопросы для руководства действиями психотерапевта на этапе формирования контакта с семьей. ТАБЛИЦА 3.1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА НА ЭТАПЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС Этническая принадлежность 1.Какие этнические паттерны отмечаются в семье? 2.Каким образом этнические паттерны отражают семейную парадигму? 3.Оказывают ли этнические паттерны влияние на существующие проблемы? 4.В чем сходство и в чем отличие между психотерапевтом и семьей в плане этнической принадлежности? 5.Какие проблемы возможны в процессе установления соглашения с семьей в связи с этим отличием или сходством? Жизненный цикл семьи 1.На каком этапе жизненного цикла находится семья? 2.Испытывает ли семья трудности на этом этапе? 3.Насколько успешно семья прошла предыдущие этапы? Оказывают ли влияние нерешенные вопросы из прошлого на прохождение нынешнего этапа жизненного цикла? 4.На каком этапе жизненного цикла находится психотерапевт по сравнению ссемьей? Существуют ли потенциальные проблемы в процессе установления соглашения с семьей из-за различий или сходства этапов жизненного цикла психотерапевта и семьи? Тендерные предубеждения 1.Каковы тендерные роли в семье? 2.Отражают ли эти роли этнические паттерны, более широкие культурные стереотипы или уникальные паттерны родной семьи? 3.Кто из членов семьи бросит вызов позиции психотерапевта во время сессий? Каким образом это будет сделано? Родная семья психотерапевта 1.Какие аспекты родной семьи психотерапевта могут повлиять на терапевтический процесс? 2.Каковы сильные и слабые стороны психотерапевта? 3.Какие аспекты семьи, обратившейся за помощью, знакомы психотерапевту по личному опыту, а какие нет? 4.Какие аспекты семьи, обратившейся за помощью, вызывают эмоциональную реакцию у психотерапевта? Могут ли эти реакции оказать позитивное влияние на терапевтический процесс или они будут служить препятствием? ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ Терапевтические границы 1.Какие границы необходимо установить с семьей? 2.Какие терапевт.ические границы не подлежат обсуждению с семьей (границы, которые психотерапевт считает существенными для терапии), а какие границы более гибки? 3.Как семья будет нарушать установленные границы? 4. Какой будет реакция психотерапевта?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.202 (0.012 с.) |