Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуализация изменения Описание случая Терапевтические заметки Резюме ГлоссарийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Взгляд на семейные проблемы с точки зрения системного подхода не только дает дополнительные возможности для оценки и вмешательства, но и расширяет концепцию изменения. Система может меняться двумя способами. 1) Изменения происходят непрерывно, но структура (правила, управляющие поведением) не меняется — это изменения первого порядка (first-order change). 2) Система меняется качественно; происходят изменения структурных правил — это изменения второго порядка (second-order change) (Watzlawick, Weakland & Fisch, 1974). Например, в ответ на мятежное поведение Синди родители стали налагать на нее все больше ограничений, так что количество наказаний и запретов возросло. К сожалению, Синди продолжила бунтовать. Семейные паттерны превратились в беспощадную игру: «Вы думаете, что можете меня контролировать; я вам покажу!» Оказавшись в тупиковой ситуации, семья обратилась к психотерапевту. С точки зрения теории изменений у родителей Синди были реакции первого порядка: они пытались наложить на дочь те 'же самые ограничения, что и раньше. Даже осознав неэффективность своих действий, родители продолжали реагировать по-старому. Их реакции были продиктованы правилами системы — дети должны находиться под контролем. Однако семья нуждалась в структурных изменениях (второго порядка). Синди не могла реагировать на мачеху так же, как реагировали на свою мать Роберт и Карен, поскольку она была воспитана в другой семье. В результате те методы, которые исполь
зовала миссис Мартин при воспитании Роберта и Карен, не были эффективными для Синди. Следовательно, миссис и мистер Мартины должны были создать более эффективные средства (правила) воспитания Синди. Семейные паттерны могущественны в своем упорстве: морфостатические силы поддерживают status quo. Когда необходимо что-нибудь изменить, обычно осуществляются изменения первого порядка, то есть используется большее или меньшее число уже существующих паттернов. Эта стратегия поведения приводила к желаемому результату в прошлом и применяется для решения новых проблем. Но если изменения первого порядка не устраняют проблему, в семье нарастает напряжение и происходит стремительная эскалация симптоматического поведения. На момент обращения к психотерапевту Синди была на грани ухода из дома. Однако несмотря на рост напряжения и стремление найти выход из создавшейся ситуации, изменения все еще представляют угрозу. Отказ от старых паттернов связан с риском, однако члены семьи вынуждены рисковать, так как попытки осуществить изменения первого порядка не снижают напряжения в системе. Тем не менее терапевтическое вмешательство может вызвать сопротивление. Некоторые семьи преподносят эту дилемму в связке следующего содержания: «Мы хотим, чтобы дела в семье шли лучше, но не хотим изменяться». Эта глава начинается с обсуждения процесса изменений как попытки семьи установить равновесие между морфостатическими и морфогенети-ческими силами (см. обсуждение устойчивости семьи в главе 5). Далее следует описание «танца изменений», который отражает отношения психотерапевта и семьи. Затем обсуждаются преимущества и недостатки подхода, ориентированного на проблему, и подхода, ориентированного на решение. Вторая половина главы посвящена описанию случая, позволяющего обсудить тему сопротивления. Концептуализация изменения Хотя при проведении любого вида семейной психотерапии уделяется внимание семейным дисфункциональным паттернам, объяснение этих паттернов, выбор лечебных задач и концептуализация изменения значительно варьируют (Gurman & Kniskern, 1991). Например, существуют разные модели в том плане, должна ли семья, чтобы измениться, приобрести инсайт или познать проблему. Согласно моделям одного полюса спектра, таким как психодинамические модели и теория Боуэна, инсайт имеет существенное значение. Сторонники стратегической модели на другом полюсе спектра тоже убеждены, что семья переживает инсайт, но только после изменения поведения. Когнитивное понимание проблемы является ключевым шагом к достижению изменения в соответствии с одной моделью, тогда как согласно другой изменение связано с подкреплением поведенческих паттернов, будучи этим спрогнозировано и проконтролировано. Во влиятельных с недавнего времени теории социального конструктивизма и нарративных подходах акцент ставится на построение новых значений и историй. В соответствии со стилем этой книги, вместо того чтобы обсуждать пре -имущества каждой теории, я рассматриваю процесс изменений в более широком контексте. А именно, я считаю, что семья — это система, которая переходит от одного этапа жизненного цикла к другому, адаптируясь к внутренним и внешним требованиям. Для сохранения целостности семья должна соблюдать равновесие между силами, стремящимися к стабильности (поддерживая существующую структуру), и силами, стремящимися к изменениям (создавая новую структуру). Следовательно, психотерапевт действует в рамках существующей семейной структуры и способствует созданию новых паттернов для того, чтобы помочь семье лучше приспособиться к актуальным требованиям. ТАНЕЦ ИЗМЕНЕНИЙ: УРАВНОВЕШИВАНИЕ МОРФОСТАЗАИ МОРФОГЕНЕЗА С точки зрения системного подхода, семьи находятся в поиске равновесия между силами, стремящимися к изменениям (морфогенез), и силами, стремящимися к стабильности (морфостаз). Семейные паттерны служат регуляторами этих двух сил. Морфостатические силы поддерживают status quo и придают чувство постоянства и целостности, то есть приводят к формированию семейных традиций. Переживание целостности и постоянства связано с чувством стабильности: роли четко распределены между членами семьи, а поведение не выходит за рамки предсказуемых паттернов. Даже в хаотичной семье, искалеченной алкоголизмом, паттерны поведения носят предсказуемый характер: муж злоупотребляет алкоголем и становится жестоким с женой и детьми, жена уходит вместе с детьми к своей матери, муж прекращает пить, приносит извинения и обещает, что ничего подобного больше не повторится; жена возвращается домой и все повторяется заново. Для здоровой адаптации семьи должны развиваться и изменяться, то есть создавать новые паттерны поведения в ответ на изменения потребностей своих членов и требования окружающей среды. Например, методы воспитания 2-летнего ребенка отличаются от методов воспитания 5-летнего так же, как отличаются методы воспитания 10-летнего и 15-летнего подростка. Аналогичным образом, такие стрессы, как смерть, болезнь или потеря работы, требуют от семьи новых реакций. Поэтому семья, иногда путем проб и ошибок, научается новому поведению, которое фасилитирует адаптацию и сокращает стресс. Хотя морфостатические и морфогенетические силы являются комплементарными, уравновешивая друг друга, в семьях, испытывающих трудности, может отмечаться перевес в пользу одной из сил. Например, морфостатические силы могут доминировать до такой степени, что препятствуют личностному росту членов семьи. В этих семьях до тех пор, пока родители живы, дети всегда остаются детьми, вне зависимости от того, сколько им лет — 5, 15, 35 или 55. Стремление к стабильности настолько сильно, что любые отклонения от принятых норм представляют собой угрозу и поэтому вызывают сопротивление. Клинически это выражается в том, что семья придерживается старых паттернов, несмотря на необходимость изменений. Когда в семье возрастает напряжение, у одного или нескольких ее членов появляются симптомы. Те семьи, в которых доминируют морфогенетические силы, напротив, непрерывно пребывают в состоянии изменения. Во всех аспектах жизнедеятельности отсутствует стабильность — ни у кого нет уверенности в том, найдется ли в холодильнике еда, будут ли оплачены счета и, что еще трагичнее, хватит ли у родителей времени на воспитание детей. В экстремальных случаях отсутствие властной субсистемы и какой бы то ни было структуры лишает семьи надежной опоры. Они становятся хаотичными, дезорганизованными и неподвластными контролю. Хронические стрессы — алкоголизм, болезни и последствия нищеты — подорвали способность семьи справляться с трудностями. Эти семьи находятся в состоянии непрерывного сражения с кризисом, Однако успешно функционирующие семьи также могут оказаться в такой ситуации, когда доминируют морфогенетические силы. Например, смерть, потеря работы, развод или разрыв отношений приводят к резким изменениям в семье, которые вызывают сильный стресс, превышающий допустимые границы. Как и любая комбинированная семья, Мартины пытались объединить две системы с разными историями жизни в одно целое. В этом процессе создавались новые паттерны отношений и сохранялась структура двух прежних семей. Ко времени обращения к психотерапевту семья переживала значительные изменения, сопровождавшиеся стрессами и напряжением. В более поведенческом и практическом смысле морфостатические силы проявляются в существующих паттернах семейных интеракций. Эти паттерны формируются в течение длительного периода времени и поддерживают состояние стабильности. Поэтому семья склонна реагировать на новые внутренние или внешние требования уже существующими паттернами. Миссис Мартин пыталась воспитывать Синди так же, как своих собственных детей. Такая первоначальная реакция семьи на создавшиеся трудности не является ни хорошей, ни плохой. Скорее вопрос заключается в том, насколько она удовлетворяет потребности в изменениях. Существующие семейные паттерны могут быть адекватными или неадекватными для удовлетворения новым требованиям (рождение ребенка, повторный брак, развод, начало обучения в школе младшего ребенка, вступление в подростковый возраст старшего ребенка, возрастные проблемы родителе и, уход детей из родительского дома, старение бабушек и дедушек, заболевания, потеря работы, материальные трудности). Если старые паттерны эффективны для решения проблем (изменения первого порядка), то семья без труда справляется с новыми требованиями. Если старые паттерны неэффективны, а новые паттерны (изменения второго порядка) не формируются, то нарушение равновесия (стресс) становится хроническим состоянием и приводит к образованию симптома у одного или нескольких членов семьи. Стейнгласс, Беннетт, Уолин и Рейсе (Steinglass, Bennett, Wolin & Reiss, 1987) описали три возможные ситуации, когда семьи не способны сохранить адекватное равновесие между силами, стремящимися к стабильности, и силами, стремящимися к изменениям. 1. Некоторые семьи не осознают необходимости изменений до тех пор, 2. В других семьях чувствуют, что происходит что-то не то, но реагиру 3. Некоторые семьи устанавливают либо слишком узкий, либо слиш Вне зависимости от того, что привело к дисбалансу, задача психотерапевта заключается в оценке и вмешательстве ради достижения равновесия. Поэтому психотерапия — это процесс создания новых паттернов реагирования, которые, в свою очередь, помогают семье приспособиться к необходимым изменениям. Мотивом обращения к психотерапевту служит нарушение равновесия в семье и сопутствующий этому стресс. Однако семейный психотерапевт вскоре обнаруживает, что старые привычные паттерны склонны к навязчивому повторению. Семья жестко придерживается этих паттернов, в то время как ей жизненно необходимы серьезные изменения. Столкнувшись с необходимостью принятия существующих семейных паттернов (с тем чтобы не подвергать угрозе существующее чувство стабильности), психотерапевт также работает с нарушением равновесия. Он помогает семье сформировать новые паттерны, которые позволили бы реагировать более эффективно и восстановить нарушенное равновесие. Следовательно, танец изменений — это искусство психотерапевта в создании новых паттернов интеракций, которые удовлетворяют морфогенетические потребности и не лишают семью чувства стабильности (морфостатические потребности). Поэтому психотерапевтам необходимо соблюдать равновесие между побуждением семьи к изменениям и проявлением уважения к ее способности меняться. Процесс изменений можно рассматривать с точки зрения двух разных систем координат: в одной из них акцент ставится на проблеме, в другой — на решении. СФОКУСИРОВАННОСТЬ НА ПРОБЛЕМЕ И НА РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ: АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ
До недавнего времени семейные психотерапевты придерживались модели, сфокусированной на проблеме (problem focus). В рамках этого подхода семьи предъявляют психотерапевту ряд проблем. Затем эти проблемы расцениваются с точки зрения системного подхода. Например, трудности семьи Мартинов могут быть связаны с наличием дисфункциональных границ — смешанных или прозрачных. Основываясь на этой оценке, психотерапевт уточняет имеющиеся границы и помогает создавать новые, более функциональные. Подход, сфокусированный на проблеме, предполагает, что семейные паттерны являются дисфункциональными, особенно при сопоставлении их с нормами теоретической модели. Более того, психотерапевт — это эксперт, который будет что-то делать для семьи. Однако в последнее время подход, сфокусированный на проблеме, подвергается критике. Во-первых, специалисты в области психического здоровья сталкиваются со стремительными изменениями в организации здравоохранения. Клиницисты поставлены перед необходимостью проведения эффективной краткосрочной психотерапии. В результате появилось множество книг, посвященных «краткосрочным» подходам. Во-вторых, влияние социального конструктивизма отмечается в изменении парадигмы: психотерапевт перестает выступать в роли эксперта, который что-то делает для семьи, скорее роль психотерапевта заключается теперь в сотрудничестве с членами. семьи с целью достижения изменений. И наконец, наряду с социальным конструктивизмом проблему разнообразия функционирования семьи освещает мультикультурализм. То, что является нормой для одной этнической группы, может быть отклонением для другой. Таким образом, семьи — это уникальные культурные, исторические единицы, которые функционируют различными способами и их нелегко ограничить рамками специфической теоретической модели. Психотерапия, сфокусированная на решении (solution focus), является краткосрочной, подразумевает сотрудничество между психотерапевтом и членами семьи и работает над сильными сторонами семейного функционирования. Например, в семье Мартинов существует множество проблем: миссис Мартин склонна к чрезмерному контролю, мистер Мартин пассивен, Синди «вышла из-под контроля», границы неудовлетворительны. С точки зрения подхода, сфокусированного на решении, Мартины рассматриваются как две отдельные системы с уникальными историями, пытающиеся объединиться и создать новую комбинированную семью. В процессе объединения семье необходимо активизировать все свои сильные стороны. Поэтому Мартины — это не система с проблемами, а комбинированная семья, которая пытается найти выход из создавшихся трудностей. Подход, сфокусированный на решении, не предполагает таких вопро
свое собственное решение (Norum, 2000). Истоки краткосрочной, сфокусированной на решении психотерапии берут начало в ранних работах Вацлавика, Викланда и Фиша (Watzlawick, Weakland & Fisch, 1974). Принципы краткосрочной психотерапии были сформулированы Фишем, Викландом и Сигалом (Fisch, Weakland & Segal, 1982). Основная предпосылка этого подхода состоит в том, что те проблемы, которые определила семья, на самом деле не являются проблемами. Скорее проблему"создало и поддерживает то, как семья пытается справиться с трудностями. Миссис Мартин хотела, чтобы Синди вела себя так же, как и ее собственные дети. Однако поведение Син-ди развилось из ее собственного детства, и ее детские переживания отличались от переживаний Роберта и Карен. К сожалению, ограничения и наказания миссис Мартин подталкивали Синди к еще более оборонительному и оппозиционному поведению, то есть именно к тому, что миссис Мартин пыталась изменить! Образование порочного круга заставило семью обратиться к психотерапевту. Де Шазер (DeShazer, 1994), сторонник краткосрочной психотерапии, считает, что психотерапевт совершает ошибку, если соглашается с определением проблемы, предложенным клиентами, и полагает это определение в основу психотерапии — «Давайте изменим Синди». Вместо этого Де Шазер предлагает сначала найти исключения — «Когда миссис Мартин бывает довольна поведением Синди?», а затем задаться вопросом — «Что мы можем сделать, чтобы это происходило чаще?». Таким образом, психотерапия сосредоточивается не на разговорах о проблеме, которые ее только подкрепляют, а на отыскании альтернативных решений. Более того, если изменение Синди или миссис Мартин станет фокусом внимания психотерапии, то это приведет к усилению защиты и сопротивления. И Синди, и миссис Мартин не понравилось бы то, что кому-то из них придется меняться, и либо та, либо другая в итоге бы вывела семью из терапии. Возможно, на первый взгляд вам покажется, что различие между подходами, сфокусированными на проблеме и решении, состоит исключительно в названии. Вместо того чтобы спрашивать членов семьи о том, что их беспокоит, вы спрашиваете, чего они хотят. Несмотря на, казалось бы, незначительный лингвистический сдвиг, он отражает существенное изменение парадигмы. Берг и Де Шазер (Berg & DeShazer, 1993) проводят следующее различие между обсуждением проблемы и обсуждением решения. Разговор о проблемах перенасыщен проблемами: обсуждение проблемы подкрепляет представления семьи о создавшихся трудностях. Эксплорации (такой термин специально приводится в психоэнциклопедии Карвасарского. — Прим. науч. ред.) проблем семьи Мартинов можно было бы посвятить множество сессий. Почему между миссис Мартин и Синди сложились конфликтные отношения? Какие интрапсихические проблемы проявляются в поведении Синди? Каково качество супружеских отношений? Берг и Де Шазер считают, что подобные разговоры еще больше заостряют внимание на семейных трудностях — «Никто не способен решить проблему, используя тот образ мышления, который ее породил» (Berg & DeShazer, 1993, p. 9). С другой стороны, беседа о решениях ведется вне проблем. Подобно тому как постоянные разговоры о «неразрешимых» проблемах заводят терапевтический процесс в тупик, разговор о способах решения создает новую реальность. Члены семьи перестают виктимизироваться своими проблемами и начинают искать выход. В нарративной психотерапии, по аналогии с беседой о решениях, считается, что проблемы членов семьи опираются на язык, в котором эта проблема укоренилась, или нарратив. Например, члены семьи опираются на факты: Синди и миссис Мартин часто ссорятся. Однако «проблема» заключается в том, какое значение придается этим фактам. С точки зрения Синди, поведением ее Мачехи управляет желание контролировать. По мнению миссис Мартин, Синди ведет себя дерзко. Когда психотерапевт руководит процессом рассказа и пересказа семейных историй, наступают изменения, дающие проявиться новому пониманию и смыслу (Hawley & DeHaan, 1996). Появление новых представлений и значений влечет за собой новые паттерны поведения и решения. Подведем итог,: краткосрочная, сфокусированная на решении психотерапия выделяет следующие действия (Friedman & Fanger, 1991). 1. Фокусирование на том, что действует, а не на том, что не срабатывает. 2. Подключение членов семьи к активному участию в разработке ре 3. Определение задач в конкретных, разрешимых терминах, а не абст 4. Фокусирование на мелких изменениях поведения, чтобы семья сра 5. Развивать ресурсы членов семьи и их сильные стороны. 6. Нормализовать предъявляемые жалобы, переместив их в эволюци 7. Пользоваться языком изменений и возможностей — «Какие от РЕЗЮМЕ Танец изменений подразумевает соблюдение равновесия между морофге-нетическими и морфостатическими силами. Семья сталкивается с трудностями, которые требуют новых решений. Тем не менее изменения угрожают существованию основных семейных паттернов и представлений о мире. Обилие изменений приводит к хаосу, отсутствие изменений препятствует адаптации к внутренним или внешним стрессорам. Психотерапевт взаимодействует с этими двумя силами, опираясь на сильные качества семьи (существующие паттерны), с тем чтобы породить новые реакции. Пути к изменению зависят от применяемой теоретической модели. Проблемы могут быть выявлены и устранены. В этом процессе психотерапевт выступает в роли эксперта, исследующего причины проблем и замещающего дисфункциональные паттерны интеракций более функциональными. В другом случае психотерапевт избегает обсуждения «проблем» и сосредоточивается на их решении и возможностях семьи. Специалист может вступить в сотрудничество с членами семьи, пытаясь понять взгляды или нарративы, касающиеся их трудностей. В следующем разделе главы описываются разнообразные техники достижения изменений, которые используются в моделях, сфокусированных на проблеме; моделях, сфокусированных на решении, и нарративных моделях. По ходу терапии вне зависимости от теоретической модели вы неизбежно столкнетесь с препятствиями на пути к достижению изменений — либо морфостатические силы будут стремиться сохранить status quo в ситуации угрозы, либо морфогенетические силы начнут изнурять семью. Какой бы ни была причина, в результате создается тупиковая ситуация. Когда это происходит, разрушается терапевтический альянс и члены семьи сопротивляются вмешательству. Терапевтический успех зависит от способности психотерапевта распознать и поработать над сопротивлением. СОПРОТИВЛЕНИЕ В психоаналитической традиции сопротивление (resistance) не означает недостатка мотивации к изменениям или отсутствия интереса к формированию отношений. Скорее сопротивление означает препятствие, которое возникает в процессе терапии (Mishne, 1986). С точки зрения традиционного психоанализа клиенты бессознательно сопротивляются терапевтическому вмешательству, поскольку в результате этого вмешательства.бесссУзнатель-ный материал может стать осознанным. Поэтому «проработка» сопротивления и вскрытие бессознательного материала является для психоаналитически ориентированного терапевта основной задачей в работе с клиентами (Anderson & Stewart, 1983). На другом конце спектра находятся экспериментальные семейные терапевты, которые отвергают идею о сопротивлении и говорят взамен о разной мотивации к изменению или отсутствии отчаяния (Whitaker & Keith, 1981). Аналогичным образом Де Шазер (DeShazer, 1982) считает, что сопротивление — это только метафора для описания определенного феномена и что понятие сопротивления проводит границу между психотерапевтом и МАРК УОРДЕН. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ семьей, тем самым разбивая терапевтическую систему на воображаемых оппонентов и препятствуя терапевтическим инициативам. Вне зависимости от теоретического подхода семейная психотерапия не сводится к простому разъяснению членам семьи того, что им следует делать для устранения проблемы. (Если бы все было настолько просто, книги по семейной психотерапии были бы очень тонкими!) Изменение устоявшихся семейных паттернов часто напоминает --- сложный танец, в котором после двух
шагов вперед один делается назад. За неимением лучшего термина «сопротивление» используется в качестве общего понятия для идентификации препятствий и тупиковых ситуаций, часто встречающихся в процессе психотерапии. Как в своей классической работе указывают Андерсон и Стюарт: «По-видимому, существование сопротивления получило практически всеобщее признание. Можно также сказать, что специалисты пришли к единому мнению по поводу того, какое явление называть этим термином, как работать с ним, и какая ответственность лежит на психотерапевте» (Anderson & Stewart, 1983, P. 12). Экспериментальные семейные терапевты считают, что то явление, которое получило название сопротивления, на самом деле отражает убежденность членов семьи в оптимальности найденного ими решения проблемы и стремление поддерживать сложившиеся паттерны интеракций (Whitaker & Keith, 1981). Чтобы противостоять упорному повторению неэффективных паттернов, психотерапевт побуждает каждого члена семьи измениться (Whitaker & Keith, 1981). Аналогичным образом, психотерапевты, работающие с расширенной семейной системой, вместо того чтобы преодолевать сильное сопротивление у одних членов семьи, могут общаться с наиболее заинтересованным членом семьи в надежде, что когда начнет меняться один представитель системы, это отразится на всей системе (Bowen, 1978). Аналогичным образом, сторонники структурной семейной психотерапии не работают с сопротивлением как таковым, а обращают внимание на гомеостатические правила, которые управляют семейными взаимоотношениями и тем самым поддерживают дисфункциональные паттерны. Напротив, понятие сопротивления занимает центральное положение в стратегической модели: семьи обращаются к психотерапевту потому, что пытаясь решить проблемы, они зашли в тупик и нуждаются в терапевтическом вмешательстве ибо резистентны изменению. Примиряя противоположные точки зрения, Андерсон и Стюарт (Anderson & Stewart, 1983) пришли к выводу, что сопротивление — это взаимодействие различных аспектов терапевтической системы (психотерапевт, члены семьи, организация), препятствующее достижению цели психотерапии. С э-той точки зрения семьи придерживаются устоявшихся паттернов поведения по привычке или из страха, который ограничивает восприятие альтернативных вариантов. Поэтому семьи обращаются к психотерапевту после того, как появляются те изменения, которые им не нравятся или к которым им трудно приспособиться. Они надеются, что психотерапевт поможет восстановить утраченную стабильность. С другой стороны, Уилл (Will, 1983) считает, что симптомы функциональны и возникают в том случае, когда семейные механизмы копинга оказываются не способны эффективно справиться с текущими требованиями. Таким образом, даже хотя симптомы не способны полностью удовлетворить требованиям, они лучше, чем прежнее состояние тревоги. Поэтому попытки психотерапевта бросить вызов дисфункциональным паттернам (симптомам) вызывают сопротивление по той причине, что семья опасается возвращения исходной проблемы и сопровождающей ее тревоги. Например, отношения в треугольнике, включающем Донну Мартин, Питера Мартина и Сьюзан Уотерс, были перегружены негативными эмоциями. Болезненные переживания, связанные с разводом Питера и Сьюзан, сохранялись еще в течение нескольких лет после этого события. Донну возмущало, что Сьюзан продолжала донимать Питера; она полагала, что Сьюзан должна прекратить воспитывать Синди. Донна хотела, чтобы Питер вел себя более уверенно и поставил между собой и Сьюзан жесткие барьеры. Питер пытался избежать конфликтов. Сьюзан чувствовала, что после развода Питер оказался в лучшем положении, чем она, и его повторный брак был подтверждением этого факта. Несмотря на существование в треугольнике сильных негативных чувств, они не находили открытого выражения. Внешне трое взрослых показывали, что они рассудительные люди, которым нанесли обиду. Однако реагирование Синди разжигало гнев. Все трое взрослых могли спорить по поводу того, что делать, чтобы изменить Синди. Конечно, у Синди были причины для непослушания, но для взрослых ее поведение предоставило возможность выразить друг другу свой гнев. Интуитивно чувствуя это, Синди пользовалась ситуацией, жалуясь своей маме на Донну, отцу на маму и Донне на Сьюзан. С точки зрения терапии, освобождение Синди от выполнения ключевой роли в конфликте взрослых привело бы к тому, что Донне, Питеру и Сьюзан пришлось бы открыто выяснять отношения. Все трое взрослых старательно избегали открытого обсуждения этой темы. Им было легче ссориться по поводу Синди, чем поднимать вопрос об отношениях друг с другом. Поэтому когда психотерапевт пытается эксплорировать отношения в треугольнике, сопротивление ожидаемо. Взрослые были бы рады обсудить Синди, но испытали бы крайнее напряжение при обсуждении своих интерперсональных отношений, поскольку вопросы психотерапевта касались бы очень деликатной темы. Открытие этой области для обсуждения представляет угрозу для семьи, и попытки психотерапевта неизбежно бы натолкнулись на оборонительные действия. Уилл (Will, 1983) снова указывает на то, что именно тревога выступает в семье мотивом обратиться к психотерапевту и что тревога существует потому, что уровень стресса, вызванный симптоматическим поведением или его последствиями, превосходит тревогу, которую симптоматическое поведение призвано снизить. В семье Мартинов бунтарское поведение Синди и конфликты между миссис Мартин'и Синди усиливали тревогу и заставляли искать помощи, поскольку угрожали существованию семьи. Несмотря на то что напряжение в отношениях между взрослыми также могло угрожать семье, конфликты мачехи с приемной дочерью были более непосредственной и ощутимой угрозой. Будучи частью терапевтического альянса, психотерапевт и сам может стать источником сопротивления изменениям. Ослепленный своим представлением о том, что необходимо делать для решения проблемы, психотерапевт угрожает стабильности семьи. Как правило, психотерапевт усиливает сопротивление изменениям, пытаясь преподать семье какую-то теоретическую модель. Поведенческий терапевт разъясняет семье,' что такое подкрепление паттернов. Представители системной психотерапии Боуэна объясняют понятие дифференциации и функцию треугольников в семье. Структурный семейный терапевт идентифицирует неподобающие границы в семье. Сами по себе и внутри себя подобные вмешательства могут быть вполне терапевтическими, если семья понимает и соглашается с замечаниями психотерапевта. В этих ситуациях и семья, и психотерапевт настроены «на одну волну» и терапия стремительно продвигается вперед. Однако в противном случае возникает проблема. Психотерапевт придерживается определенного представления о семье, но семья его не разделяет. То, о чем говорит психотерапевт, может быть непонятным семье, или объяснение проблемы представляет собой слишком большую угрозу, либо же то, что он предлагает, вызывает чересчур сильную тревогу. Вне зависимости от причины семья сопротивляется, упирается. Делая так, она направляет психотерапевту соответствующее послание. С такой точки зрения сопротивление — это информация для психотерапевта о том, что хрупкое равновесие морфостатических-морфогенетиче-ских сил находится под угрозой. Значение сопротивления заключается в том, что в настоящее время семья не способна интегрировать новую интерпретацию проблемы или новое поведение, которое психотерапевт стремится сформировать. Семья может «услышать» информацию или выполнить поставленную задачу позднее, но не сейчас! Кроме того, взгляд на сопротивление как на информацию не позволяет рассматривать это явление в качестве сугубой провокации (Worden, 1991). С точки зрения терапевтического прогресса, сопротивление является не угрозой, а его сложным этапом. Для членов семьи это способ сообщить о том, что они перегружены. Данная информация имеет жизненно важное значение для наблюдательного психотерапевта. Если сопротивление считать информацией, то его не нужно преодолевать, а необходимо относиться к нему с пониманием и соответствующим образом реагировать. • Какое послание семья пытается мне передать? • Может быть, я слишком настойчив? • Кто перегружен — вся семья или кто-то один? • Не слишком ли хрупки терапевтические отношения, чтобы подни • Может быть, мотивация семьи слишком слаба для апробации предложенного поведения? РАСШИФРОВКА ПОСЛАНИЯ Расшифровка послания, которое семья передает при помощи сопротивления, приводит к формулировке ряда гипотез. Во-первых, психотерапевт зондирует область, которая представляет чрезвычайную угрозу для семьи. Например, если психотерапевт в работе с семьей Мартинов настаивал бы на том, что проблема заключается не в поведении Синди, а в супружеских отношениях Донны и Питера, то эта идея была бы большим, чем смогли бы ассимилировать те, не говоря уже о тревоге. Второе возможное объяснение может заключаться в том, что семья не понимает, куда клонит психотерапевт. Это часто происходит на ранних этапах терапии, когда у семьи вызывает удивление желание специалиста, чтобы на сессиях присутствовали все ее члены: «Мы пришли из-за поведения Синди. Почему нужно приходить всем?» Третья гипотеза связана с тем, что психотерапевт просит членов семьи продемонстрировать такое поведение, которое в данное время отсутствует в их репертуаре. Если бы мистера Мартина попросили быть ассертивным — уверенным и строгим с Синди, то его нежелание могло бы явиться сопротивлением (страхом?), но могло бы объясняться и тем, что мистер Мартин просто не знает, как это сделать. И наконец, члены семьи сопротивляются потому, что не чувствуют понимания со стороны специалиста. Пока они рассказывали о своих проблемах, специалист был занят объяснением теоретической модели. Поэтому члены семьи сопротивляются продвижению вперед, так как прежде всего не уверены, что <
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.248 (0.016 с.) |