НАПРАВЛЕНИЕ ПОСЛАНИЯ ПОДХОДЯЩЕМУ РЕЦИПИЕНТУ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАПРАВЛЕНИЕ ПОСЛАНИЯ ПОДХОДЯЩЕМУ РЕЦИПИЕНТУ



Психотерапевт: Питер, вы смотрите на меня, когда говорите, как вам трудно уравновесить все эти разные запросы. Но разве вы хотите, чтобы вас понял я, а не Донна? Изложите ей вашу точку зрения.

Питер: Это бесполезно. Она считает, что я слишком часто уступаю Син-ди и вскакиваю, когда звонит Сьюзан.

Психоетрапевт: Может быть, именно так она и думает, но постарай­тесь ей объяснить.

Часто бывает, что в процессе психотерапии члены семьи обращаются к психотерапевту, чтобы оправдаться перед ним или поведать ему, что собой представляет кто-то из членов семьи. Эти безобидные поступки суть при­глашение психотерапевту присоединиться к дисфункциональному танцу. Если психотерапевт принимает это приглашение, интенсивность интерак­ций между членами семьи постепенно снижается и все больше посланий адресуется специалисту. В ответ на это психотерапевт, осуществляя вмеша­тельство, выступает в качестве оператора телефонной станции, направляя послания fd адресатам.

Эта роль может быть выполнена разными способами. С одной сторо­ны, психотерапевт может использовать вербальные комментарии: «Не мог­ли бы вы говорить с женой напрямую?» С другой — направлять невербаль­ные послания. Вместо того чтобы смотреть на говорящего, психотерапевт смотрит на человека, которому должно быть адресовано послание. Если с семьей установлен хороший раппорт, психотерапевт просто смотрит на го­ворящего и показывает пальцем в направлении человека, которому адресо­вано сообщение.

Направление послания адресату является простой, но эффективной техникой вмешательства. Очень часто для семьи это оказывается непривыч­ным способом общения. В домашней обстановке семейные паттерны инте­ракций разваливаются на серии треугольников и обрывочные беседы, или же члены семьи прерывают контакт еще до того, как всякое послание дово­дится до конца или признается. Позволяя членам семьи завершать выска­зывания, психотерапевт выстраивает репертуар семейного поведения и ме­няет системные интеракции.

структурные вмешательства

Структурой семьи называются ее организационные нормы: роли, иерархия власти, границы между субсистемами. Минухин (Mmuchin, 1974, р. 51) счи­тает, что «структура семьи — это незримый набор функциональных требо­ваний, который организует пути интеракций». Структурные вмешательства


Структурные вмешательства (structur­al interventions)— техники, предназна­ченные для изменения организации се­мьи (вызов семейным нормам, рефрей-минг и разметка границ).

семейных терапевтов (Minuchin, Todd, 1979).

(structural interventions),в свою очередь, призваны изменять эти паттерны семей­ной организации, в которые вплетено проблемное поведение.

Материал этого раздела является кратким введением в эти структурные техники. Подробное описание этих тех­ник можно найти в работах структурных 1974; Minuchin & Fishman, 1981; Stanton&


ОСПАРИВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ НОРМ

В большинстве случаев на момент обращения к психотерапевту ригидные, хронические, укоренившиеся паттерны уже закрепились в нормах, под­держивающих структуру семьи. Поэтому, по .наблюдениям Минухина и Фишмана (Minuchin & Fishman, 1981), всех семейных психотерапевтов объе­диняет стремление бросить вызов дисфункциональным аспектам семейно­го гомеостаза. Однако для этого они используют разные методы в зависи­мости от своей теоретической позиции.

В семье Мартинов существовало несколько дисфункциональных норм. Во-первых, вместо совместного поиска решения проблем члены семьи выс­казывали взаимные обвинения. Мартинам было легче критиковать друг дру­га, чем признать боль, стоящую за их нападками. Во-вторых, процесс реше­ния проблем был затруднен, так как члены семьи разорвали контакты друг с другом еще до того, как могло быть принято какое-то решение. По иронии, все они чувствовали хрупкость новой комбинированной семьи и опасались последствий своих бесконечных распрей. Обычно недовольство высказы­валось только тогда, когда ситуация становилась невыносимой. И наконец, в семье не было принято обсуждать личные переживания, связанные с по­терями и изменениями в жизни. Члены семьи вели себя так, как еЪли бы чувства, связанные с прошлым, угрожали настоящему. (Вишеры (Visher & Visher, 1988) считают, что при построении комбинированной семьи перво­степенной задачей является копинг в связи с потерями и изменениями.) Далее будут описываться различные пути оспаривания этих семейных норм (Worden, 1991).

ЭКСПЛОРАЦИЯ ФУНКЦИИ СЕМЕЙНЫХ НОРМ

Психотерапевт: Члены вашей семьи часто обвиняют друг друга в раз­ных проступках. Интересно, чего вы этим добиваетесь?

Психотерапевт: Когда двое из вас из-за чего-то ссорятся, в какой-то момент они разрывают контакт. Я думаю, у вас есть причина так поступать. Не могли бы вы о ней рассказать?

Психотерапевт: За последние несколько лет каждый из вас пережил серьезные изменения и потери. Донна, вы потеряли мужа, а Ро­берт и Карен — отца. Питер, вы прошли через трудности развода, а Синди пришлось стать свидетелем разрыва отношений между родителями. Меня удивляет то, что, как мне кажется, никто из вас никогда не говорит об этих событиях. Почему?

Психотерапевт: Пережив потери, вы пытаетесь построить новую семью, и этот процесс сопровождается изменениями. Вы когда-нибудь говорили о трудностях, пережитых при построении новой семьи?

ВОПРОСЫ О ТОМ, КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА

Психотерапевт: Я начинаю думать, что вы (Синди и Донна) ничем дру­гим не занимаетесь, кроме как спорите. Будьте добры, приведите пример, когда вы обе сумели успешно о чем-то договориться?

Психотерапевт: Вы (Донна и Питер) полагаете, что сохраните свой брак, не покончив с раздорами?

3. ОСПАРИВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
ИЗМЕНЯТЬСЯ

Психотерапевт: Если вы трое (Донна, Питер и Синди) не начнете ре­шать свои конфликты, то, боюсь, они приведут к распаду семьи. Вы действительно заинтересованы в изменениях, или вам важнее знать, кто виноват?

ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ

Психотерапевт: Синди, представь: сперва, до того как наброситься на мачеху, ты говоришь своему отцу, как она тебя обижает?

Психотерапевт: Питер, можете ли вы сделать что-нибудь еще ради об­щего мира, кроме как уклоняться от участия в ссорах?

Предостережение: оспаривание семейных норм может привести к на­растанию напряжения и усилению сопротивления. Поэтому психотерапев­ту сначала необходимо образовать с семьей прочный терапевтический аль­янс. Семья скорее примет вызов, если будет уверена в честности психотера­певта и его желании помочь.

РАЗМЕТКА ГРАНИЦ

Семейные границы включают в себя интерперсональные границы между отдельными членами семьи; границы между субсистемами — сиблинговой и родительской, а также с субсистемой расширенной семьи (бабушки, де­душки, дяди и тети) и общую границу семьи с социумом. В идеале границы должны быть проницаемыми, но в то же самое время защищать индивидов и различные субсистемы.

Границы определяются как «правила, устанавливающие, кто участвует (в семье или субсистеме) и как» (Minuehin, 1974, р. 53). Они дифференци­руют семейные субсистемы. При образовании комбинированной семьи гра­ницы находятся в процессе формирования и их количество значительно больше, чем в обычных семьях.

Например, как будут распределены роли по воспитанию Синди? На­сколько активно будет участвовать мать Синди в воспитании дочери? Ка­кое участие будет принимать мачеха? Каким образом мистер и миссис Mapтины поделят ответственность по воспитанию троих детей? Какими будут отношения между мистером Мартином и его бывшей женой? Какими будут отношения между новой комбинированной семьей и расширенной семьей миссис Мартин? Сколько времени будет проводить Синди в доме каждого из родителей?

Размвутка границ (boundary marking) — структурная техника, предназначенная для уточнения и проведения границ в се­мье.

В традиционной семье границы формируются со временем и меняются по мере взросления ее членов. Комбинированная семья редко располагает такой роскошью, как время. Две семьи, в которых каждый находится на сво­ем этапе возрастного развития, объединяются вместе и пытаются устано­вить границы, приемлемые для всех членов, — поистине трудная задача! Вишеры (Visher & Visher, 1988) указывают, что основной источник стрес­са в комбинированных семьях связан с амбивалентностью границ. Амбивален-тность границ — это отсутствие четкой структуры семьи, в особенности опре­деленности в вопросе, кто принадлежит семье, а кто находится за ее пределами (Boss & Greenberg, 1984). Например, Синди не приняла родителей миссис Мартин как своих дедушку и бабушку.

Она отказывалась ходить к ним в гости на воскресные обеды. Роберт и Ка-рен чувствовали, что со своей мамой они образуют единую семью, которая отделена от мистера Мартина и Синди. Мистер Мартин хотел создать одну большую семью. К сожалению, Синди не чувствовала себя частью какой-либо семейной системы.

Без сомнения, амбивалентность границ была одним из источников стресса, который переживали Мартины. Поэтому разметка границ (boundary marking) — прояснение и обозначение как можно большего количества гра­ниц — стала основной задачей терапевтического вмешательства. Далее бу­дут описываться те границы, которым уделялось внимание при проведении вмешательства, а также используемые техники.





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.009 с.)