Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направление послания подходящему реципиентуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Психотерапевт: Питер, вы смотрите на меня, когда говорите, как вам трудно уравновесить все эти разные запросы. Но разве вы хотите, чтобы вас понял я, а не Донна? Изложите ей вашу точку зрения. Питер: Это бесполезно. Она считает, что я слишком часто уступаю Син-ди и вскакиваю, когда звонит Сьюзан. Психоетрапевт: Может быть, именно так она и думает, но постарайтесь ей объяснить. Часто бывает, что в процессе психотерапии члены семьи обращаются к психотерапевту, чтобы оправдаться перед ним или поведать ему, что собой представляет кто-то из членов семьи. Эти безобидные поступки суть приглашение психотерапевту присоединиться к дисфункциональному танцу. Если психотерапевт принимает это приглашение, интенсивность интеракций между членами семьи постепенно снижается и все больше посланий адресуется специалисту. В ответ на это психотерапевт, осуществляя вмешательство, выступает в качестве оператора телефонной станции, направляя послания fd адресатам. Эта роль может быть выполнена разными способами. С одной стороны, психотерапевт может использовать вербальные комментарии: «Не могли бы вы говорить с женой напрямую?» С другой — направлять невербальные послания. Вместо того чтобы смотреть на говорящего, психотерапевт смотрит на человека, которому должно быть адресовано послание. Если с семьей установлен хороший раппорт, психотерапевт просто смотрит на говорящего и показывает пальцем в направлении человека, которому адресовано сообщение. Направление послания адресату является простой, но эффективной техникой вмешательства. Очень часто для семьи это оказывается непривычным способом общения. В домашней обстановке семейные паттерны интеракций разваливаются на серии треугольников и обрывочные беседы, или же члены семьи прерывают контакт еще до того, как всякое послание доводится до конца или признается. Позволяя членам семьи завершать высказывания, психотерапевт выстраивает репертуар семейного поведения и меняет системные интеракции. структурные вмешательства Структурой семьи называются ее организационные нормы: роли, иерархия власти, границы между субсистемами. Минухин (Mmuchin, 1974, р. 51) считает, что «структура семьи — это незримый набор функциональных требований, который организует пути интеракций». Структурные вмешательства Структурные вмешательства (structural interventions) — техники, предназначенные для изменения организации семьи (вызов семейным нормам, рефрей-минг и разметка границ). семейных терапевтов (Minuchin, Todd, 1979). (structural interventions), в свою очередь, призваны изменять эти паттерны семейной организации, в которые вплетено проблемное поведение. Материал этого раздела является кратким введением в эти структурные техники. Подробное описание этих техник можно найти в работах структурных 1974; Minuchin & Fishman, 1981; Stanton& ОСПАРИВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ НОРМ В большинстве случаев на момент обращения к психотерапевту ригидные, хронические, укоренившиеся паттерны уже закрепились в нормах, поддерживающих структуру семьи. Поэтому, по.наблюдениям Минухина и Фишмана (Minuchin & Fishman, 1981), всех семейных психотерапевтов объединяет стремление бросить вызов дисфункциональным аспектам семейного гомеостаза. Однако для этого они используют разные методы в зависимости от своей теоретической позиции. В семье Мартинов существовало несколько дисфункциональных норм. Во-первых, вместо совместного поиска решения проблем члены семьи высказывали взаимные обвинения. Мартинам было легче критиковать друг друга, чем признать боль, стоящую за их нападками. Во-вторых, процесс решения проблем был затруднен, так как члены семьи разорвали контакты друг с другом еще до того, как могло быть принято какое-то решение. По иронии, все они чувствовали хрупкость новой комбинированной семьи и опасались последствий своих бесконечных распрей. Обычно недовольство высказывалось только тогда, когда ситуация становилась невыносимой. И наконец, в семье не было принято обсуждать личные переживания, связанные с потерями и изменениями в жизни. Члены семьи вели себя так, как еЪли бы чувства, связанные с прошлым, угрожали настоящему. (Вишеры (Visher & Visher, 1988) считают, что при построении комбинированной семьи первостепенной задачей является копинг в связи с потерями и изменениями.) Далее будут описываться различные пути оспаривания этих семейных норм (Worden, 1991). ЭКСПЛОРАЦИЯ ФУНКЦИИ СЕМЕЙНЫХ НОРМ Психотерапевт: Члены вашей семьи часто обвиняют друг друга в разных проступках. Интересно, чего вы этим добиваетесь? Психотерапевт: Когда двое из вас из-за чего-то ссорятся, в какой-то момент они разрывают контакт. Я думаю, у вас есть причина так поступать. Не могли бы вы о ней рассказать? Психотерапевт: За последние несколько лет каждый из вас пережил серьезные изменения и потери. Донна, вы потеряли мужа, а Роберт и Карен — отца. Питер, вы прошли через трудности развода, а Синди пришлось стать свидетелем разрыва отношений между родителями. Меня удивляет то, что, как мне кажется, никто из вас никогда не говорит об этих событиях. Почему? Психотерапевт: Пережив потери, вы пытаетесь построить новую семью, и этот процесс сопровождается изменениями. Вы когда-нибудь говорили о трудностях, пережитых при построении новой семьи? ВОПРОСЫ О ТОМ, КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА Психотерапевт: Я начинаю думать, что вы (Синди и Донна) ничем другим не занимаетесь, кроме как спорите. Будьте добры, приведите пример, когда вы обе сумели успешно о чем-то договориться? Психотерапевт: Вы (Донна и Питер) полагаете, что сохраните свой брак, не покончив с раздорами? 3. ОСПАРИВАНИЕ ЖЕЛАНИЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ Психотерапевт: Если вы трое (Донна, Питер и Синди) не начнете решать свои конфликты, то, боюсь, они приведут к распаду семьи. Вы действительно заинтересованы в изменениях, или вам важнее знать, кто виноват? ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ Психотерапевт: Синди, представь: сперва, до того как наброситься на мачеху, ты говоришь своему отцу, как она тебя обижает? Психотерапевт: Питер, можете ли вы сделать что-нибудь еще ради общего мира, кроме как уклоняться от участия в ссорах? Предостережение: оспаривание семейных норм может привести к нарастанию напряжения и усилению сопротивления. Поэтому психотерапевту сначала необходимо образовать с семьей прочный терапевтический альянс. Семья скорее примет вызов, если будет уверена в честности психотерапевта и его желании помочь. РАЗМЕТКА ГРАНИЦ Семейные границы включают в себя интерперсональные границы между отдельными членами семьи; границы между субсистемами — сиблинговой и родительской, а также с субсистемой расширенной семьи (бабушки, дедушки, дяди и тети) и общую границу семьи с социумом. В идеале границы должны быть проницаемыми, но в то же самое время защищать индивидов и различные субсистемы. Границы определяются как «правила, устанавливающие, кто участвует (в семье или субсистеме) и как» (Minuehin, 1974, р. 53). Они дифференцируют семейные субсистемы. При образовании комбинированной семьи границы находятся в процессе формирования и их количество значительно больше, чем в обычных семьях. Например, как будут распределены роли по воспитанию Синди? Насколько активно будет участвовать мать Синди в воспитании дочери? Какое участие будет принимать мачеха? Каким образом мистер и миссис Mapтины поделят ответственность по воспитанию троих детей? Какими будут отношения между мистером Мартином и его бывшей женой? Какими будут отношения между новой комбинированной семьей и расширенной семьей миссис Мартин? Сколько времени будет проводить Синди в доме каждого из родителей?
В традиционной семье границы формируются со временем и меняются по мере взросления ее членов. Комбинированная семья редко располагает такой роскошью, как время. Две семьи, в которых каждый находится на своем этапе возрастного развития, объединяются вместе и пытаются установить границы, приемлемые для всех членов, — поистине трудная задача! Вишеры (Visher & Visher, 1988) указывают, что основной источник стресса в комбинированных семьях связан с амбивалентностью границ. Амбивален-тность границ — это отсутствие четкой структуры семьи, в особенности определенности в вопросе, кто принадлежит семье, а кто находится за ее пределами (Boss & Greenberg, 1984). Например, Синди не приняла родителей миссис Мартин как своих дедушку и бабушку. Она отказывалась ходить к ним в гости на воскресные обеды. Роберт и Ка-рен чувствовали, что со своей мамой они образуют единую семью, которая отделена от мистера Мартина и Синди. Мистер Мартин хотел создать одну большую семью. К сожалению, Синди не чувствовала себя частью какой-либо семейной системы. Без сомнения, амбивалентность границ была одним из источников стресса, который переживали Мартины. Поэтому разметка границ (boundary marking) — прояснение и обозначение как можно большего количества границ — стала основной задачей терапевтического вмешательства. Далее будут описываться те границы, которым уделялось внимание при проведении вмешательства, а также используемые техники.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.217.168 (0.011 с.) |