Введение в предмет этики социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в предмет этики социальной работы



ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.1. Понятия "этика" и “мораль”. Предмет этики

 

Понятие «этика» имеет несколько значений. В повседневном употреблении этим понятием обозначают совокупность принципов жизни людей, выступающих своеобразным кодексом поведения. Так, когда мы говорим, например, о христианской этике, то имеем в виду совокупность принципов, нашедших отражение в Нагорной проповеди И. Христа.

Однако под этикой также понимают этическую теорию, которая имеет дело с такими вопросами: «Можно ли прожить жизнь достойно?», «Какая жизнь является достойной и правильной?» и пр. Прежде чем определить предмет этики как теоретической дисциплины, рассмотрим происхождение термина, которым она обозначается.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», первоначально означающего – совместное жилище, местопребывание. Позднее стали появляться новые значения этого слова: образ мысли, характер, нрав, обычай. Несмотря на смысловые различия этих понятий, в них отражается то, что характер, образ мысли, нрав, обычаи не только формируются в совместном общежитии, но и проявляют себя в нём.

Аристотель, отталкиваясь от «ethos» как нрава (характера), образовал прилагательное - этический «ethicos» (этикос). Этим понятием он обозначал совокупность душевных качеств, к которым относил справедливость, мужество, умеренность, кротость, щедрость, дружелюбие, любезность и правдивость. Наука, изучающая этические добродетели, а также добродетельные поступки была названа Аристотелем этикой. Итак, в 4 в. до н. э. этическая наука получила своё имя, которое носит до наших дней.

Аналогичной была история формирования латинского термина «мораль». Латинским аналогом греческого слова «ethos» (этос) является – «moris» (морис), которое переводится как нрав, обычай, характер. Цицерон, опираясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное «moralis» (моралис). От этого прилагательного позднее было образовано существительное «мораль», совпадающее по содержанию с термином «этика». Таким образом, по этимологическому содержанию греческое понятие «этика» и латинское - «мораль» являются эквивалентными. Позднее в русском языке появилось слово «нравственность», значение которого совпадает с греческим - "этика" и с латинским - "мораль".

Вплоть до наших дней термины «этика» и «мораль» в живом языке используются как взаимозаменяемые. Например, когда мы говорим о медицинской этике, то часто имеем в виду определённые моральные явления - набор правил, которых придерживаются медицинские работники в своём общении друг с другом и со своими пациентами. Нет также однозначности в толковании следующих словосочетаний: этика учёного, мораль учёного, этика науки, и т.п. Однако отождествление понятий «этика» и «мораль» может быть допустимым лишь в разговорном стиле речи. В строгих научных рассуждениях эти понятия не отождествляются. В сложившейся учебно-академической традиции термины «этика» и «мораль» несут разный смысл. При этом понятием «этика» обозначают науку, а понятием «мораль» - то, что данной наукой изучается.

Таким образом, в ходе историко-культурного развития термины «мораль» и «этика» перестали отождествляться. Этикой стали обозначать область философского знания, исследующую мораль, (нравственность). (Понятия «мораль» и «нравственность» в научной речи рассматриваются как синонимы). Итак, этика – это философская наука о морали (нравственности).

Однако характеристика этики как науки о морали (нравственности) не является достаточной. Ответить на вопрос, что такое этика – это и дать толкование самой морали. Что такое мораль (нравственность)?

Под моралью (нравственностью) в научной литературе понимают систему высших ценностей, характеризующуюся противоположностью добра и зла и обусловливающую нормы долженствования человеческого поведения. Согласно этому определению, мораль представлена её двумя составляющими. Одна из них характеризует содержательный аспект морали (мораль - это система высших ценностей), а вторая - отмечает императивный характер нравственных ценностей, и этим ещё более усиливает их положительное значение. Действительно, если моральные ценности формируют нормы должного поведения (как должно быть), то тогда они играют роль морального стандарта, морального идеала в человеческой жизнедеятельности. Как видно из определения, мораль становится реальным бытием, если преодолевает противоположность между фактическим положением дел (действиями, поступками, общественными явлениями) и нравственно ценным.

Необходимость установления такого единства отмечал ещё Аристотель, характеризуя этику как науку не только о добродетелях, но и о добродетельных поступках. Но на этом не остановился процесс формирования этической науки. Как отмечал В.С. Соловьёв, период становления этики как самостоятельной науки был длительным и не завершился в работах Аристотеля. Велика роль И. Канта в этом процессе. Кант обосновывал решение нравственных проблем, исходя из самой морали. Он считал, что нет необходимости характеризовать мораль с помощью каких-либо проявлений культуры (психологии, религии и пр.), так как принципы морали заложены в нашем разуме. Мораль развивается по своим законам, поэтому, считал Кант, нравственное поведение основывается только на уважении к нравственному закону. Человек по своей природе несовершенен. Он не всегда следует этому закону. Поэтому этика не является знанием о том, что было и есть. Этика формирует представление о том, как должно быть. Иными словами, этика – это наука не о сущем, а о должном.

Этика является наукой, которая не только предписывает, как «должно» поступать в тех или иных случаях, но и объясняет природу морали. Это делает убедительными её рекомендации для личности, поставившей перед собой задачу нравственного совершенствования.

Исследуя природу морали, этика взаимодействует с другими разделами философии, а также с другими науками (социологией, психологией, богословием и др.). Целостное изучение этого феномена предполагает проникновение не только в сферу разума человека, но также в сферу его чувств, так как в осмыслении нравственной жизни большую роль играют нравственные чувства человека, его вера в торжество добра и справедливости. Поэтому мораль исследуется психологией. Не менее значимыми в изучении морали являются социологические исследования, позволяющие выявлять механизмы изменения моральных ценностей в определённом социокультурном контексте. Этим, безусловно, не исчерпывается роль конкретнонаучных исследований морали в общем познавательном процессе, общей чертой которых является исследование в морали какой-либо стороны (воспитательной, психологической и т.д.). Этика же, являясь философской наукой, координирует усилия других наук в изучении морали, но в отличие от них исследует мораль как целостное явление.

 

Структура морали

 

Мораль представляет собой довольно сложное явление. Как было уже отмечено, слово «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое переводят и как «нрав». Вот почему понятия «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

Мораль на протяжении развития человеческой мысли получала различные толкования: как «опыт житейской мудрости», как школа воспитания человека в направлении добродетели. В истории этической мысли в это понятие также вкладывались различные смыслы. Мораль трактовалась как путь достижения счастья, как высшее наслаждение, как следование долгу, как требование общественной пользы и др. Сложность выявления своеобразия морали была обусловлена тем, что она не локализована в какой-то сфере человеческой жизнедеятельности.

Мораль в отличие от права, политики, экономики обладает способностью проникать во все сферы человеческого бытия, чем затрудняет возможность выявления её сущности. Поэтому любое из перечисленных выше толкований морали фиксировало какую-либо её особенность и не всегда выражало суть этого феномена.

Понять специфику морали можно лишь, выявив её структуру и функции.

Большинство исследователей выделяют в морали моральное сознание и моральную деятельность. Рассмотрим эти два компонента морали.

Моральное сознание является духовной стороной морали и представляет собой совокупность эмоций, чувств, переживаний, норм, принципов поведения.

Рациональный уровень морального сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, являющихся теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня морального сознания являются убеждения. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознаёт необходимость следования должному в морали.

Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Многие моральные нормы и принципы проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые моральные понятия (добро, зло, долг, ответственность и др.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

Роль чувств и разума одинаково важна в моральном сознании. Ещё Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне морального сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долге, ответственности. Однако, хотя разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, возникают такие ситуации, при которых необходима помощь нравственных чувств (милосердия, совести, долга и др.).

Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет ещё чёткой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.

Мораль существует не только на уровне сознания. Нравственные чувства, понятия и убеждения проявляют себя в разнообразных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе, в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (производственной, политической, бытовой и др.).

Моральное сознание и моральный поступок взаимосвязаны. Моральная деятельность (поступок) является реализацией ценностей морального сознания (добра, справедливости, долга и т. д.). Однако в реальной действительности не всегда легко оценить то или иное действие как моральное или аморальное. Анализ того или иного действия и отнесение его к разряду поступка (действия, имеющего положительную нравственную значимость) или проступка (действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Профессиональная мораль

Мораль (нравственность), как было отмечено, является одним из нормативных способов регуляции действий человека в обществе. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни. Одной из областей общественной жизни, в которой предъявляются особые моральные требования к человеку, является труд.

Наряду с общечеловеческими моральными принципами к трудовой деятельности человека формируются особые моральные требования, так называемая трудовая мораль. Под понятием «трудовая мораль» понимают совокупность общих моральных требований (норм), выработанных в процессе жизненного опыта людей, позволяющих трудовую деятельность делать общественно значимой. Трудовая мораль получает реальное воплощение в профессиональной деятельности. Поэтому длительное время происходило отождествление трудовой и профессиональной морали не только в массовом сознании, но и в этической литературе.

В самом общем смысле всякая профессиональная мораль является и трудовой моралью, так как основополагающие трудовые моральные заповеди обращены ко всем профессиям: добросовестность, дисциплинированность, ответственность, творческая инициативность в труде.

Однако понятие «профессиональная мораль» не сводится абсолютно к трудовой морали. Это объясняется тем, что в некоторых профессиях существуют специфические проблемы морального порядка, которые хотя и могут быть отнесены к числу проблем трудовой морали, но несут на себе «печать» той или иной профессии (медицинской, педагогической и др.). Формирование профессиональной морали (для некоторых профессий) имеет длительную историю.

Некоторые профессии ещё в эпоху древности имели свои профессиональные моральные кодексы. Например, в Древней Греции при храмах существовали медицинские школы асклепиадов (Асклепий у древних греков – бог врачевания), в которых достигла высокого совершенства греческая медицина. Врачи, оканчивающие школу асклепиадов, принимали клятву, которая была дополнена в клятве Гиппократа. Требования медицинской морали, предъявляемые к врачам в Древней Греции, мало изменились по сравнению с «Женевской клятвой», принятой на Всемирной ассоциации врачей. В них регламентируются профессиональные моральные нормы отношения врачей к пациентам: соблюдать врачебную тайну, делать всё необходимое для «пользы» больного и др. Красной нитью через все эти нормы проходит требование «не навреди».

Также ещё в Древней Греции предъявлялись моральные требования к учителю: любовь к детям, строгий самоконтроль за своим поведением в отношении с учениками, имеющий целью избегать крайностей: «не раздавать легко ни наград, ни наказаний».

Если медицинская и педагогическая мораль, складывавшаяся в Древней Греции, была обращена на других людей (пациентов, учеников), то некоторые профессиональные группы вырабатывали свои профессиональные кодексы, которые должны были регулировать отношения между представителями одной и той же профессии. Отдельные ремесленные цехи в эпоху средневековья вырабатывали правила взаимоотношений внутри профессии: не зазывать покупателя, громко расхваливая свой товар или, развешивая его таким образом, чтобы закрывать товар соседей, не переманивать покупателя, если он остановился перед товаром соседа.

Итак, в некоторых профессиях с давних времён создавались профессиональные моральные кодексы с повышенными моральными требованиями, призванные:

- регламентировать обязанности представителей профессии по отношению к людям, на которых направлена их деятельность;

- регулировать отношения внутри профессиональной группы

Зададимся вопросом, почему к отдельным профессиям, в частности врача, учителя, предъявлялись всегда особые требования?

ꥫⶽпрограммиста, рабочего-станочника и пр. подпадают под категорию сложного и важного труда. Если рабочий по своей халатности, из-за несоблюдения инструкции выведет из строя станок, то на нём будет лежать моральная вина, которую можно описать через понятие «трудовая мораль». Но всё это не будет иметь отношения к профессиональной морали. Требования, предъявляемые к этим профессиям, не являются специфическими. Они не несут в себе черты профессий, так как работники всех профессий должны добросовестно выполнять свой профессиональный долг, осознавать свою моральную ответственность за выполняемую работу.

Какими особенностями должны обладать профессии, функционирование которых нуждается в профессиональной морали? Возьмём, к примеру, труд врача, учителя. Объектом их труда является живой человек, а не растение (как в труде агронома), не технологический процесс (как в труде инженера). В этих профессиях, помимо отношений между субъектами труда (учитель – учитель, врач – врач), существуют отношения между субъектами труда и объектами труда (учитель – ученик, врач – пациент и пр.). Эти обстоятельства существенно усложняют нравственную жизнь представителей этих профессий, повышают их моральную ответственность перед обществом. Поэтому к этим профессиям предъявляются не только требования обычной трудовой морали, но и требования профессиональной морали. Профессий, где объектом труда выступают живые люди, достаточно много. По содержанию труда эти профессии различаются между собой.

Итак, кодексы с повышенными моральными требованиями складываются в профессиях, объектом которых является человек. Есть смысл подразделить их по характеру воздействия на человека как объект труда. Целесообразно выделить, во-первых, профессии обслуживающего труда (портной, водитель троллейбуса, парикмахер, продавец), во-вторых, профессии, в труде которых осуществляется непосредственное воздействие на личность человека (труд педагога, журналиста, работника правоохранительных органов), в-третьих, профессии, в которых субъект труда не только воздействует на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане (труд врача, юриста, но в большей степени это находит выражение в труде социального работника).

Очевидно, что профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей групп. В профессиях обслуживающего труда также присутствуют элементы профессиональной морали, удельный вес которых увеличивается в последнее время в связи с возрастанием требований к работникам этих профессий. Однако профессиональная мораль имеет более выраженный характер в профессиях второй и третьей группы, но особенно значимо нравственное начало в профессиях третьей группы. Не случайно эти профессии называют «помогающими» (helping professions). Эффективность деятельности работников одной и той же профессии, принадлежащих к профессиям второй и третьей групп, может различаться не только уровнем их профессиональных знаний и умений, но и тем, насколько профессионалы обладают необходимыми для данной профессии нравственными качествами. Однако профессиональная мораль является не только характеристикой моральных качеств её представителей, но и выражает совокупность моральных норм (обязанностей, стандартов, требований), которые общество предъявляет к той или иной профессии. Профессиональные моральные нормы призваны регулировать отношения как внутри профессии, так и отношения между профессиональной группой и частью общества, на которую направлена деятельность той или иной профессиональной группы. Итак, профессиональная мораль обеспечивает общественно-значимое поведение в рамках определённой профессии.

 

2.2. Профессиональная этика как наука
о профессиональной морали

 

В последние годы повышенный интерес философов, психологов и многих практических работников к исследованию роли морального фактора в многогранной деятельности индивидов, социальных и профессиональных групп обусловил формирование особой области этического знания, так называемой прикладной этики. Как замечают А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян, возникновение прикладной этики явилось особой стадией в развитии морали, выразившейся в своеобразном синтезе теоретической этики и человеческой практики, так называемого «теоретизирования в терминах жизни». Практические проблемы, содержащие моральные вопросы, возникают во всех областях человеческой жизни.

Одним из направлений развития прикладной этики является акцентирование в современных обществах «открытых моральных проблем», при определении морального содержания которых существует широкий разброс мнений. К таким проблемам относят, в частности, следующие: допустимо ли оказывать помощь в совершении самоубийства безнадёжно больным людям, которые, испытывая мучительные страдания от болезни, пришли к выводу о невозможности продолжать жить? Необходимо ли запрещать показывать по телевидению, в кино тяжёлые сцены насилия, смерти? Допустимы ли аборты с этической точки зрения? Круг этих проблем достаточно широк. В них тесно переплетены теоретический и практический аспекты, их решение не является простым приложением теоретического знания к практике. Поэтому возникновение прикладной этики характеризует важную особенность современной этической мысли - преодолеть абстрактный характер традиционной этики.

Важным направлением в развитии прикладной этики является её обращение к вопросам профессиональной морали.

Профессиональная этика – это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Те профессии, источником существования которых является не заработная плата, а гонорар, называют свободными (труд художников, музыкантов, писателей и др.). Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).

Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов. В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музеев, сотрудников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.

Однако часто отдельные положения моральных кодексов создаются под воздействием заинтересованных организаций, объединений. Это обстоятельство несёт опасность подмены моральных кодексов внеморальными инструкциями, уставами. Избежать этих трудностей возможно лишь в том случае, если моральные кодексы создаются в тесном единстве с общей моральной системой. Моральные кодексы в конкретизированной форме должны воплощать (применительно к данной профессии) общечеловеческие принципы морали. Поэтому о профессиональной этике в широком смысле слова можно говорить как о философской науке. Профессиональная этика не вводит новые принципы морали, а «приспосабливает» уже известные принципы к специфическим видам профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным ценностям, реализовывать их часто в необычных и сложных условиях, возникающих в различных видах профессиональной деятельности. Уместно в этой связи заметить, что несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.

Хотя возникновение отдельных профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40 -50 лет. Длительная увлечённость абстрактным анализом этических понятий уводила философов долгое время от обыденной моральной повседневности. Однако последние 10-20 лет процесс формирования профессиональной этики становится более интенсивным. Ориентация на абстрактную теорию морали сменяется интересом к прикладным отраслям этики: педагогической, медицинской, экологической, юридической, этике науки и др. Особое место в этом ряду занимает этика социальной работы.

 

2.3. Истоки этики социальной работы:

Этика социальной работы представляет собой науку о профессиональных идеалах и ценностях, этических принципах и нормах поведения, отражающих сущность профессии и регулирующих взаимоотношения между социальными работниками и клиентами, между социальными работниками внутри профессии, между социальными работниками и обществом.

Поскольку сфера профессиональной деятельности социального работника очень широка (организатор социальной защиты населения, экономист социальной службы, юрист социальной службы, медико-социальный работник, специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, психолог социальной службы, социальный педагог социальной службы и т. д.), то его нравственная позиция и должностная инструкция находятся в постоянном взаимовлиянии.

Нравственная позиция социального работника предваряет само действие, определяя его моральный выбор. Что такое моральный выбор? Когда он возможен? Моральный выбор существует в том случае, если имеется несколько вариантов действий. Их наличие затрудняет осуществление морального выбора, делая значимым для социального работника знание профессионально-этических требований, предъявляемых к профессии. Не всегда можно оценить моральную значимость данных действий социального работника для клиента, других людей, выявить отдалённые последствия этого действия. Поэтому важным фактором морального выбора являются нравственные качества социального работника. Этика социальной работы призвана играть важную роль в воспитании и совершенствовании личности социального работника, формируя у неё морально одобряемые мотивы профессиональной деятельности. Изучение этики социальной работы также должно способствовать развитию качеств личности, позволяющих оценивать профессиональные цели, задачи, используемые в их достижении средства, а также сами действия и их результаты с точки зрения соответствия их моральным принципам. действия, имеющего отрицательную нравственную значимость) должен учитывать реализацию следующих факторов.

Прежде всего, необходимо выявить определяющий мотив этого действия. Однако иногда случается, что благовидный мотив может привести к неблаговидным результатам. Поэтому не менее важно увидеть результат последствия действия: принесло ли это действие благо другим людям. Дать оценку совершённому действию, т.е. оценить средства, которые человек использовал при достижении определённой цели. Как видим, оценка моральности поведения личности не должна быть поспешной.

 

Регулятивная функция

Профессиональная этика, начиная с исторически первых этических учений, носила характер практических нравоучений. В более поздних профессионально-этических учениях формировались всеобщие принципы и нормы морали. Этика социальной работы, находясь на этапе своего становления, не просто отображает проблемные области, в которых профессионально-этические вопросы акцентируются более напряжённо. Этика социальной работы формирует нормы нравственно должного.

В самом общем виде профессионально-этическая норма выступает как требование, которое должно быть выполнено. Эти нормы являются регулятором профессиональных отношений в форме нравственных предписаний: «не поступай так, ибо это зло» (несправедливость, жестокость, подлость и т. п.), «поступай так, ибо это добро» (благо, справедливо и т. п.).

Как видим, профессионально-этические нормы могут быть выражены либо в виде запрета, либо в виде указания. Однако во всех случаях для норм характерна императивность (повелительность).

Итак, нормами (правилами, требованиями) морали служат такие предписания, которые регулируют какие-либо стороны профессиональной деятельности социального работника, благодаря которым в нём проявляется общественное начало: «заботься о клиентах», «будь милосердным», «будь справедливым», «выполняй честно свой профессиональный долг» и т. п. Благодаря профессионально-этическим знаниям осуществляется профессионально-значимая регуляция помыслов и действий социального работника.

Нормы морали требуют от него определённого поведения, выражают объективную общественную целесообразность нравственных взаимоотношений в профессии. Профессионально-этическая норма как бы отталкивается от сущего (люди несовершенны), и является формой долженствования, идеальной моделью профессиональных взаимоотношений. Они выступают нравственными ориентирами социального работника. Выражая потребности человеческого общения, моральные нормы требуют от него поступать так, чтобы делать возможным человеческое общение.

Простота нравственных норм, их самоочевидность, казалось бы, должна способствовать их реализации в поведении людей. Однако, как свидетельствует история человечества, люди далеко не всегда следуют моральным нормам.

Оценочная функция

Профессиональная этика не только описывает нормы профессиональной морали (нравственности), но позволяет выявить в профессиональной деятельности собственно нравственный аспект. Мораль не выступает в качестве особой сферы профессиональной деятельности социального работника, а пронизывает всё её многообразие. Поэтому необходимым компонентом качества профессиональных действий социального работника является оценка её профессионально-этической составляющей. Моральные оценки распространяются на все профессиональные действия социального работника.

Оценка профессиональных действий основывается на их соответствии профессионально-этическим нормам. Моральная оценка позволяет охарактеризовать умения социального работника к профессиональному общению с клиентами, коллегами. Моральная оценка профессиональной деятельности может осуществляться в различных формах: одобрения, порицания, согласия, неприятия и т. д. Однако эти оценки могут стать основанием для административных действий по отношению к социальному работнику. Оценивая моральные качества специалиста, прибегают к такого рода характеристикам: справедливый, несправедливый, честный, нечестный, трудолюбивый, скромный и т. д.

Когда говорят о специалисте социальной работы, что он добрый, справедливый, порядочный, милосердный, то имеют в виду, что эти свойства обнаруживаются у него только в отношениях с другими людьми. Эти оценки не могут социальным работником восприниматься с безразличием, наоборот, они придают силы, способствуют более эффективной его работе. Как видим, хотя гармоничные отношения человека с другими людьми в профессии поддерживаются с помощью многих социальных институтов (права и др.), можно утверждать, что морали отводится в этом процессе ведущая роль.

Как замечает А.А. Гусейнов, мораль не просто отвечает за общежитие, но и придаёт человеческому общежитию изначально самоценный смысл. Это означает, что способность человека жить среди других людей и является в человеке собственно человеческим. Мораль является безусловной человеческой ценностью.

Воспитательная функция

Этика не только описывает мораль, позволяя на этой основе оценивать поступки людей. Этика также призвана выполнять воспитательную функцию. Профессиональная мораль, выступая обобщением практики социальной работы, призвана реализовывать себя благодаря нравственному воспитанию будущих молодых специалистов. Многие люди во все времена осознавали для себя со всей определённостью, что социальная установка должна стать организующим фактором их жизни. И если выбор профессии социального работника совпадает с таким мироощущением, такой внутренней установкой, то можно констатировать, что профессия для этого человека является и призванием.

Однако не нужно преувеличивать роль личностных качеств, с которыми вчерашние школьники приходят в вуз для получения профессии «социальная работа». Вся система подготовки специалистов по социальной работе основывается на вере в человеческую способность к изменению, росту и улучшению. В этой связи одной из функций этики социальной работы является задача воспитания личности социального работника.

Нравственное воспитание является сложным процессом. Эта сложность обусловлена многими факторами объективного порядка (социально-экономические отношения, политическая ситуация, уровень культуры общества), а также и субъективными качествами воспитателей и тех, кого они воспитывают (личные склонности, убеждения и пр.). Нравственное воспитание является полем деятельности многих дисциплин: педагогики, психологии, эстетики и др. Но в этом процессе особая роль отводится морали, которая занимается выработкой стратегии нравственного воспитания.

Эта роль морали в нравственном воспитании очень точно подмечена Л.А. Поповым. Так как этика раскрывает сущность морали, то она обязана ответить на вопросы «Какую личность воспитывать?», «Какого идеала необходимо придерживаться в нравственном развитии личности?».

Продолжая, можно сформулировать круг этих вопросов применительно к этике социальной работы, «Какими нравственными качествами должен обладать социальный работник?», «Возможно ли в профессии идеальное воплощение морального долга»? Эти вопросы особенно значимы в наши дни, когда во многом обоснованными являются утверждения о кризисе общественной нравственности. Безусловно, задачей нравственного воспитания средствами этики социальной работы является не только нравственное просвещение, но и необходимость формирования практических навыков воспитываемых, что позволит им реализовывать нравственные идеалы в их повседневной жизнедеятельности.

Ценности этики утилитаризма

 

История утилитаризма продолжительная. Первые идеи появились довольно давно. Наиболее известными мыслителями утилитаристской этики утилитаризма являются И. Бентам (1748-1832) и Д.С.Милль (1808-1873).

Эти мыслители развивали своё учение как разновидность гедонизма. Они утверждали, что все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Мыслители поставили перед собой задачу сформулировать критерий, на основании которого можно было бы различить, когда действие является правильным, а в каком случае нет. Его они назвали " принципом пользы". Этот принцип утверждал, что такое действие является правильным, если оно приводит к большему количеству удовольствия для наибольшего количества людей. В противном случае оно не является правильным.

Сущность утилитаризма состоит в том, что он делает акцент на результатах действия. Если действие приносит больше пользы, чем вреда, то оно является правильным. Последствия действия, а не мотивы определяют его правильность.

Философы - утилитаристы обратили внимание на тот факт, что часто, исходя из лучших побуждений в своих поступках, люди получают ужасные результаты. Не всегда моральная ценность действия совпадает с мотивом того, кто его совершал. Личность, безупречная в моральном отношении, может совершить действие, последствия которого ею не могли быть предугаданы. Поэтому принцип пользы, считали они, позволяет по объективным основаниям (результатам) оценить действие как правильное или неправильное. Этот принцип устанавливает: действие является правильным в той степени, в какой оно позволило дать наибольшее счастье наибольшему количеству людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.059 с.)