Социальных наук всех специальностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальных наук всех специальностей



Социальных наук всех специальностей

для факультета заочного обучения

 

Санкт–Петербург - 2008 г.


Рецензенты:

М.Д. Масанова

доктор исторических наук, профессор

(Северо-Западная академия государственной службы)

А.А.Грешных

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

 

Алексеик Е.Б., Луговой А.А., Настасюк Н.П., Солнцев В.О.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по дисциплинам кафедры философии и социальных наук всех специальностей для факультета заочного обучения. / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. - 57 с.

 

 

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, рабочими программами учебных дисциплин.

Методические рекомендации предназначены для слушателей заочной формы обучения по специальностям 280104.65 – «Пожарная безопасность», 030501.65 – «Юриспруденция», 030301.65 – «Психология», 080109.65 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление», 080505.65 – «Управление персоналом», 080507.65 – «Менеджмент организаций».

 

 

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008


ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки слушателей по отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этике, логике, политологии, социологии, истории и теории религии, концепциям современного естествознания необходимо:

- владеть культурой мышления, правильной (логичной) устной и письменной речью;

- обладать навыками поиска, хранения, переработки (редактирования) информации;

- иметь представление об основных культурно-исторических эпохах, их особенностях, этапах развития мировой и отечественной культуры, философии и науки, о структуре морального сознания в обществе и у личности, о содержании нравственного воспитания личности о социально-политических явлениях и процессах современного российского общества;

- знать основные научные школы, теории, направления и актуальные проблемы отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этики, логики, политологии, социологии, концепциям современного естествознания;

-понимать и уметь объяснить основные тенденции и закономерности социально-политического развития общества, феноменов культуры, использовать усвоенные этических знаний в создании должного психологического климата в служебном коллективе и в решении своих служебных задач;

- уметь анализировать социально-политические и культурно значимые проблемы, явления и процессы, оценивать достижения культуры в историческом, философском, политико-социологическом контекстах их создания, функционирования, обосновывать собственную позицию по вопросам ценностного отношения к достижениям мировой и отечественной истории, философии, культурологии, социологии, политологии.

Достижению этих целей способствует углубленная самостоятельная работа слушателей заочного обучения по подготовке и написанию контрольных работ по отечественной истории, истории МЧС России, философии, культурологии, профессиональной этики, логики, политологии, социологии, концепции современного естествознания.

ЦЕЛИ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы служит допуском к сдаче экзаменов и зачетов по выше обозначенным курсам во время зачетной сессии.

Контрольная работа - важная форма обучения и контроля знаний, умений и навыков слушателей. Она является эффективным средством более глубокого усвоения материала, овладения знаниями по изучаемому предмету и применения их на практике, умения работать с источниками.

Изложенные в настоящем пособии методические рекомендации по написанию контрольных работ призваны оказать слушателям помощь в организации и выборе темы контрольной работы, в подготовке и методике написания. Написание контрольных работ является обязательным компонентом учебного процесса, что позволит слушателям заочной формы обучения приобрести навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины.

 

ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Главная задача слушателя состоит в том, чтобы правильно раскрыть тему, содержание которой отвечало бы требованиям кафедры.

Подготовка слушателем контрольной работы проходит следующие основные этапы.

1.Исходным пунктом при написании работы является выбор темы;

2.Разработка предварительного плана работы и составление развернутого рабочего плана;

3.Составление библиографиипо выбранной теме и работа с литературой;

4.Изложение темы, оформление работы, общее редактирование текста, представление на регистрацию и последующее рецензирование.

Работа слушателя над контрольной работой начинается с выбора темы. Список примерных тем контрольных работ предлагается в конце данных указаний. Выбор темы можно также связать и со сферой профессиональных интересов. Не менее значима соотнесенность темы контрольной работы с общими и актуальными историческими, философскими, культурологическими и социально-политическими проблемами современности. Формируя тематическое задание, спросите себя: «Охватывает ли заглавие все то, о чем я собираюсь написать, не заявлено ли больше конкретного содержания, не расплывчато ли звучит название?» Если Вы считаете, что поставленная задача слишком широка, то в ходе предварительной работы необходимо сузить первоначально выбранную тему. Например, Вы наметили написать работу по теме «Античная культура» или «Античная философия». Но это необъятная тема. Попытка охватить хотя бы несколько сторон истории культуры Древней Эллады и Рима может превратить работу в поверхностное изложение. Работа может стать намного интереснее, если Вы уточните, конкретизируете тему. Сделать это можно следующим образом:

1) Ограничив временные и пространственные рамки темы («Эгейская культура», «Культура периода эллинизма», «Философия стоицизма» и т. д.);

2) Выбрав из темы определенный аспект и сделав его предметом своего рассмотрения («Античный театр», «Ораторское искусство в Древней Греции и Риме», «Первые философские школы в Древней Греции» и т. д.);

3) Подойти к античной тематике с позиций историко-функциональных, то есть акцентировав внимание на месте античного наследия в культуре последующих эпох («Античное наследие в культуре Возрождения», «Античность и русская культура 18 в.», «Античная философия и современность» и т. д.);

4) Осветив проблему с позиций какого-либо автора или учения («Ф. Ницше о двух началах эллинской культуры», «Гуманизм как античная традиция» и т. д.).

После определения темы своей контрольной работы предстоит серьезная подготовительная работа, которую необходимо рационально организовать и грамотно осуществить.

Сроки выполнения работы слушатель согласовывает с преподавателем методистом факультета заочного обучения. Опыт показывает, что задержка с выбором темы ведет к потере времени и снижению качества работы.

 

Составление предварительного плана

Если уВас созрел замысел, образ целого, попытайтесь расчленить это целое на составляющие компоненты и представить логическую последовательность внутри темы. Возможно, в ходе работы эта последовательность изменится, будет откорректирована материалом, но на первый случай необходимо иметь предварительный план контрольной работы. Составление предварительного плана вносит упорядоченность и стройность в работу, обеспечивает определенную систему расположения материала. Речь здесь идет о подготовке исходного материала иего первоначальной систематизации по намеченным разделам работы. Примером составления плана может служить оглавление любой научной монографии гуманитарного профиля.

 

Формулировка развернутого плана работы

План, намеченный предварительно, в процессе Вашей работы, так или иначе должен получить завершенную форму. В окончательном виде он должен быть расчлененным со стороны соотношения целого и частей. Каждый пункт плана должен логически вытекать из предыдущего. Только в этом случае план может служить инструментом для его развертывания в качестве реального текста.

Возможно при работе над контрольной работой, особенно перед ее непосредственным написанием, Вам придется обращаться за консультацией к преподавателю. На консультацию выносите вопросы, которые более или менее подготовлены для обсуждения. Вопросы должны носить не абстрактный характер, а быть содержательными и обоснованными самой работой над темой. Иначе говоря, Вы должны ставить не вопросы вообще, а поднимать «проблемное поле», вытекающее из вашей работы. В идеале, за каждым Вашим вопросом должны чувствоваться индивидуальные творческие усилия, а не просто поиск готовой истины.

Работа с литературой

Для того, чтобы иметь общее представление об избранной теме, необходимо качественно подобрать литературу. Это важный период разработки темы. Именно на этом этапе и проявляются умение и навык слушателя систематизировать огромное количество научной информации необходимой для освещения темы. При этом следует помнить, что подбор литературы в значительной степени определит качество содержания подготовленной работы. Как правило литература подбирается слушателем самостоятельно.

Составив предварительный план, можно приступить к работе с литературными источниками. Перед Вами целый океан литературы, и важно в нем найти нужную для Вас. Поэтому с самогоначала попытайтесь сориентироваться и сделать свойвыбор. Для этого ознакомьтесь с литературой, рекомендованной в программе курса философии, культурологии, социологии и т. д., а также в учебных пособиях. Важным библиографическимисточником являются различны е энциклопедии иэнциклопедические словаригуманитарного профиля, в которых большинство научных статей сопровождается списком литературы по рассматриваемому вопросу.

Список литературы(библиография) по теме, в зависимости от индивидуальных предпочтений исследователя, записывается на отдельном листе бумаги. Для оперативного поиска интересующей Вас книги необхо димо четко зафиксировать: фамилию и инициалы автора, название книги, место и год издания. Все эти сведения значительно ускорят Вашу встречу с нужной книгой.

Например: И.Н. Лопушанский, А.А. Луговой, Н.П. Настасюк- Социология: Учебное пособие, СПб, 2006

Для формирования списка, а может и логики изложения будущей контрольной работы, несомненно, будет полезным обращение к различным периодическим изданиям, освещающим актуальные и дискуссионные проблемы гуманитарного знания. Это журналы: «Вопросы философии», «Вопросы истории», «Вопросы истории науки и техники», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования», «Социально-политический журнал», «Человек», «Политические исследования» и др. В последних номерах журналов дается список статей, опубликованных за весь год. В Вашем списке журнальная статья по теме должна фиксироваться так: Галкин А.А. Глобализация и политические потрясения ХХ1 века//Полис. 2005. № 5. С. 25—32.

Работая над составлением списка, выписывайте всю литературу, которая, на Ваш взгляд, подходит к теме. После этого приступайте к предварительному изучению литературы, что позволит Вам выбрать самое главное и существенное с точки зрения темы. Практически это делается так.

1. Редактируйте предварительный список, согласовывая его с первоначальным планом работы, путем вычеркивания «ненужной» литературы.

2. Разрывайте блокнот с литературой (вот для чего делается запись в блокноте с одной стороны) и раскладывайте листочки в виде пасьянса по пунктам плана.

3. Если литература фиксировалась на библиотечных карточках первоначально, тогда выполните указание п. 2.

В результате проделанной работы у Вас теперь будет более или менее сформулированный список литературы по теме контрольной работы. Возможно, по ходу чтения некоторые источники, окажутся, далеки от Вашей темы (так как Вы в своем поиске литературы ориентировались только на название книг истатей, не знакомясь с их содержанием), нов то же время в списке появятся новые источники, которые Вы обнаружите в ссылках или библиографии авторов читаемой литературы. Не надо стремиться к большому списку, постарайтесь, чтобы он был близок к теме и существенно связан с ней.

Итак, список литературы уВас готов. Следующий этап работы - библиотека университета ГПС МЧС России, Российская национальная библиотека и др.

Чтобы узнать, есть ли в данной библиотеке необходимая Вам литература, надо уметь пользоваться библиотечными каталогами. Каталог — это перечень хранящейся в данной библиотеке литературы, составленный по определенной системе. Обычно каталоги представляют собой набор ящиков, в которых помещены библиотечные карточки с описанием книг или других видов литературы. На карточке указаны основные данные книги: автор, заглавие, место и год издания, количество страниц, тираж, цена, иногда дается краткая аннотация — основные вопросы, изложенные в книге. В левом углу карточки дается шифр книги, под которым она находится на хранении в данной библиотеке. Например:

06-3

Философия. Учебник. Часть 2. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2006. 147с. Тираж 200 экз. Цена договор.

Существует два основных вида каталогов: алфавитный и систематический. Кроме них в крупных библиотеках имеются еще предметные каталоги, каталоги периодических изданий, каталоги читального зала, новых поступлений и др.

В алфавитном каталоге карточки расставлены в алфавитном порядке фамилий авторов. Если книга является сборником работ нескольких авторов, то карточка помещается вобщем алфавитном порядке по первому слову названия книги. Для того, чтобы библиотекарь выполнил заявку на ту или иную книгу, Вам необходимо найти в каталоге ее данные и дать своего рода «адрес прописки» книги в данной библиотеке. Например, Вы хотите получить книгу Кругловой Л. «Основы культурологии»: учебное пособие, СПб, 1994. Необходимо обратиться калфавитному каталогу. На букву «К» ведете ее поиск путем перебора библиотечных карточек. Нашли необходимого Вам автора (в данном случае — Круглову Л. К.), выписываете на требовании выходные данные книги и шифр. Заполнив заявку, передаете ее библиотекарю. Если бы у этой-книги был не один автор, анесколько, тогда поиск велся бы по названию книги («Основы культурологии: Учебное пособие») в ящике на букву «О».

Когда Вы не знаете ни авторов, ни названий книг, а необходимоподобрать литературу по определенной теме, тогда к Вашим услугам имеется систематический каталог. В нем книги сгруппированы по различным отраслям знаний в соответствии с классификационной схемой. Каждое деление классификационной схемы имеет условное цифровое и буквенное обозначение, то есть индекс. Под одним индексом объединены все имеющиеся книги в библиотеке, относящиеся к данной отрасли знания. Индексы не следует смешивать с шифром книги. Чтобы подобрать литературу по систематическому каталогу, нужно знать индекс соответствующей рубрики. Для этого можно воспользоваться алфавитно-предметным указателем к систематическому каталогу; в котором в алфавитном порядке расставлены карточки с названиями и индексами всех рубрик. Литература по проблемам философии, культурологии, социологии может находиться под рубриками «Фи­лософия», «Культура», «Просвещение и образование», «Социология», «Гуманитарные науки» и т. д.

Если Вы на первых порах будете испытывать трудности в работе с различными каталогами или правильным заполнением заявок на книги, то можно обратиться за консультативной помощью к сотрудникам библиотеки. Навыки работы с каталогами Вам необходимы не только для написания контрольной работы по философии, культурологии и социологии, но и в будущем для выполнения рефератов, докладов, дальнейшей учебе в адъюнктуре.

Переходим к следующему очень важному этапу работы с литературой. Его основа — в создании ясного четкого конспекта прочитанной Вами литературы. Конспект должен быть максимально приближен к содержанию первоисточника. Конспект—это краткое изложение основных идей произведения. Чтобы достичь этого, надо учесть следующее.

1. Не нужно стремиться записывать все подряд, а следует выписывать лишь существенное, то есть конспект должен быть обобщенным выражением идей автора.

2. Сложную мысль автора, развиваемую на нескольких страницах, надо постараться изложить кратко и своими словами, не искажая содержания.

3. Мысль, которая в первоисточнике подается емко и ярко, берется в кавычки для возможного ее цитирования. При конспектировании необходимо отмечать страницы источника, на которых излагается та или иная мысль автора. Ссылка необходима,прежде всего потому, что она является моментом, указывающим на определенную преемственность идей и в целом укрепляет Вашу собственную позицию.

Желательно, чтобы каждая мысль в конспекте была пространственно отделена от другой, ясно просматривалась. Удобно, когда законспектированный материал обладает универсальной подвижностью, то есть его можно легко перемещать из одного раздела темы в другой, причем перемещать не только мысленно, но и реально. Для этого конспект следует делать таким образом, чтобы можно было расчленить текст. Материал, который обладает подвижностью, позволяет оптимально компоновать его согласно плану. План, в свою очередь, уточняется и корректируется материалом.

Сам конспект лучше писать на одной стороне листа или на страницах, оставлять поля шириной 3—4 см, где по ходу конспектирования можно отмечать свои соображения, замечания, суждения, ассоциации о прочитанном. В дальнейшем, когда соберете необходимый для темы материал и приступите к его осмыслению, то на полях или обратной стороне листа можно в краткой форме указать, в каком пункте плана Вы примените тот или иной фрагмент конспекта.

Помните, что хорошо выполненные записи, отражающие логическую связь между основными положениями, позволяют и через длительное время восстановить в памяти прочитанный материал.

Источниками изучения являются прежде всего:

— монографии (научные книги по выбранной теме);

— законы, нормативно-правовые акты;

— научные статьи из журналов;

— сборники научных трудов;

— диссертационные исследования;

— архивные материалы;

— материалы научных конференций;

— данные конкретных исследований;

— периодическая печать.

Безусловно, при написании контрольной работы возможно использование более широкого спектра источников.

В последнее время получила распространение такая форма заимствования, как использование готовых работ, приобретенных на CD (компакт-дисках), или через Интернет. Качество таких «услуг» невысокое, работы, как правило, написаны на низком уровне, по устаревшим данным. Несмотря на кажущийся большой выбор тем, преподавателям они уже не раз попадались и известны. Определить несамостоятельность такой работы не составляет труда.

Как правило, написание контрольных работ начинается с введения, которое определяет актуальность и предмет исследования. В нем формулируются конкретные цели и задачи, указывается на целесообразность и значимость исследования, раскрывается структура и степень разработанности темы в литературе, в т. ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме. Примерный объем введения — от 1 до 3 страниц.

Основная (аналитическая) часть состоит из двух-четырех вопросов и рассматривается как единое целое, в котором автор раскрывает содержание вопросов темы, показывая умение самостоятельного изложения изученных вопросов на основе анализа опубликованной литературы. Каждый вопрос должен иметь заголовок, отражающий содержание и не повторяющий название работы, заканчивающийся кратким выводом.

Логическим завершением всей работы является заключение, где автор показывает значение рассматриваемых теоретических положений и формулирует выводы, характеризует практическую значимость освоенной темы для изучения предмета в целом и предлагает свои рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику, что является отражением качества выполнения поставленной автором задачи. Заключение обычно занимает 1—3 страницы.

Список литературы составляется и алфавитном порядке с учетом правил оформления библиографии.

Работа заканчивается приложениями (если они имеются).

Объем контрольной работы должен составлять 15—20 страниц (не считая приложений).

Тема работы считается раскрытой, если в ней логически верно охарактеризованы все основные вопросы плана с использованием рекомендованной литературы.

 

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Подготовленная контрольная работа набирается (или печатается) и брошюруется. Как уже говорилось выше, объем работы должен составлять 15— 20 страниц. Текст набирается 14 шрифтом, через 1,5 интервала, машинописный текст печатается через два интервала.

Как исключение работа может быть выполнена от руки, в этом случае объем должен быть увеличен, при этом работа должна быть легко читаема.

Работа выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4.

Страницы текста работы должны быть пронумерованы и иметь поля:

— левое — 30 мм;

— правое — 10 мм;

— верхнее и нижнее — по 20 мм.
Плотность текста должна быть одинаковой.

Контрольная работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с Приложениями № 1,2.

На первой странице работы излагается план. Со второй страницы автор раскрывает ее содержание.

При написании работы необходимо правильное оформление справочного материала, при этом используются следующие правила:

— текст цитаты переписывается абсолютно точно, с сохранением имеющейся пунктуации;

— цитируемые слова заключаются в кавычки;

— если цитата приведена не от начала фразы или не окончена, то, соответственно, в ее начале (после кавычек) и в конце (до кавычек) ставится многоточие;

— если цитата не дается в полном повторении, а приводится в пересказе или слушатель только ссылается на мнение автора, то она берется в кавычки.

В контрольных работах не допускаются ссылки на документы для служебного пользования.

После списка источников и литературы в контрольной работе следуют «Приложения» (при их наличии).

В конце работы на отдельной странице следует «Содержание». На последнем листе необходимо поставить дату написания работы и подпись автора.

После составления списка литературы работу еще нельзя считать завершенной. Прежде чем сдать работу на рецензирование, слушателю необходимо еще раз внимательно прочитать ее, проверить стиль изложения, логику мышления, выявить и устранить допущенные погрешности.

Необходимо также указать на распространенные недостатки некоторых исследований. Очень часто работы носят отвлеченный характер, выводы, которые в них даются, базируются на материалах художественной литературы, газетах, журналах, что не может не наложить отпечаток конъюнктуры. В иных случаях исследования поверхностны и не дают представления об их авторе, как исследователе, не содержат глубокого анализа, в них не усматри­вается связь с источником. Встречаются и переписанные без творческого осмысления выдержки из книг и журналов.

 

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Список литературы составляется в алфавитном порядке. Библиографические сведения включают описание следующих элементов:

1. Фамилия и инициалы автора. Если работа написано двумя или тремя авторами, они перечисляются через запятую. Если она написана четырьмя

авторами и более, то указывают первых трех авторов, а вместо фамилий остальных авторов ставят «и др.».

2. Название произведения — без сокращений и без кавычек; двоеточие.
Подзаглавие — также без кавычек, точка.

3. Выходные данные (место издания, издательство, год издания и др.).

— Место издания — с прописной буквы. Москва и Санкт-Петербург сокращенно (М., СПб.), а другие города полностью: (Ростов, Томск и т. п.); двоеточие.

— Наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая.

— Том, часть — пишут с прописной буквы сокращенно (Т., Ч.), точка, выпуск пишут с прописной буквы, сокращенно (Вып.); точка; после арабских цифр тома, части и выпуска - точка.

— Порядковый номер издания — с прописной буквы, сокращенно; точка.

— При обозначении года указываются только цифровые данные; точка.

— Страницы — с прописной буквы, сокращенно (С); точка.

4. При использовании материалов периодической печати (журнальная или газетная информация) необходимо указывать название статьи, газеты, год, дату (число или №), страницу. Перед названием издания ставится знак//.

 

Литература ПО КУРСУ «ЛОГИКА»

 

1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении.- М., 1954.

2. Арно А., Николь П. Логика, или искусство мыслить.- М., 1991.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика с элементами эпистемологии и научной методологии.- М., 1994.

4. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления.- М., 1989.

5. Гетманова А.Д. Логика – М., 2003.

6. Горский Д.П. Определение.- М., 1974.

7. Ивин А.А. По законам логики.- М., 1983.

8. Ивлев Ю.В. Логика- М., 2002.

9. Маковельский А.О. История логики.- М., 1967.

10. Наумов А.В., Новиченко А.С. Законы логики при квалификации преступлений.- М., 1978.

11. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика – М., 2004.

12. Кириллов В.И. Упражнения по логике.- М., 2004.

13. Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах.- Р/н.Д., 1997.

14. Кобзарь В.И. Основы логики.- СПб., 1996.

15. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора.- СПб., 1996.

16. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика?.- М., 1985.

17. Светлов В.А. Практическая логика.- СПб., 1997.

18. Формальная логика /Под ред. И.Н.Бродского.- Л., 1977.

19. Челпанов Г. Учебник логики.- М., 1913.

20. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике.- М., 1996.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЁТУ) по КУРСУ «ФилософиЯ»

1. Исторические формы мировоззрения

2. Предмет и структура философского знания.

3. Роль философии в культуре.

4. Основной вопрос философии. Школы и направления философии.

5. Особенности и этапы развития античной философии.

6. Ранние школы античной философии.

7. Этический рационализм Сократа.

8. Объективный идеализм Платона

9. Метафизика Аристотеля.

10. Средневековая западная философия: этапы и характерные черты.

11. Основные черты философии Возрождения.

12. Основные проблемы и характерные черты философии Нового времени.

13. Полемика рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

14. Учение И. Канта о познании.

15. Категорический императив И. Канта

16. Законы диалектики Г.-Г. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

18. Основные положения философии марксизма.

19. Учение о сверхчеловеке Ф.Ницше.

20. Проблема человека в философии экзистенциализма.

21. Понятие бытия, его основные формы.

22. Современные представления о строении и эволюции материи. Уровни организации материи.

23. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира в основных направлениях гносеологии.

24. Проблема истины и ее критериев.

25. Уровни и формы познания.

26. Историческая эволюция картины человека.

27. Проблема происхождения человека (сравнительный анализ концепций).

28. Феномен сознания и его различные трактовки.

29. Основные теоретические модели общества.

30. Социальная структура общества и ее динамика.

31. Проблема происхождения государства в истории философии.

32. Проблематика философии истории. Основные теоретические подходы развития истории.

33. Концепции стадиального подхода к анализу исторического процесса.

34. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Концепции Н.Я.Данилевского и О. Шпенглера.

35. Понятие цивилизационного типа. Запад и Восток как цивилизационные типы.

36. Проблема цивилизационных отличий России.

37. Научно-техническая революция и ее социальные последствия.

38. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

 


Литература по КУРСУ «ФилософиЯ»

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М., 2003.

2. Балашов Лев Занимательная философия

3. Введение в философию / Под ред. И.Т.Фролова.- М., 1990.

4. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.

5. Виндельбанд В. История Новой философии. Т. 1: От Возрождения до Канта. – СПб., 1908.

6. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М., 1998.

7. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х – Х1Х вв. – Л.,1989.

8. Гобозов И.А. Введение в философию истории. – М., 1999.

9. Горбачев В.Г. История философии. – Брянск, 2000.

10. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

11. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – М., 2005.

12. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. – М., СПб., 2000.

13. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001.

14. Гусев Д.А. Философия: Популярное учебное пособие. – М., Воронеж, 2003.

15. Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. История русской философии. – М., Екатеринбург, 2005.

16. Ильин В., Машенцев А. Философия в схемах и комментариях

17. Ильин Н. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. – М., 1998.

18. История философии: Запад – Россия – Восток: В 3-х кн. – М., 1995 – 1999.

19. История философии: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону, 2004.

20. Канке В. А. Философия: учебник. – М.,2000.

21. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2003.

22. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

23. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1986.

24. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

25. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. – Псков, 1994.

26. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М., 2004.

27. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века (истоки и итоги). – М., 2001.

28. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.

29. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 2003.

30. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков: Учебник для вузов. – М., 2003.

31. Соколов В.В. Философия Средних веков. - М., 2001.

32. Социальная философия. В 2-х ч. – М., 1994.

33. Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2000.

34. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко.- М., 1998.

35. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2004.

36. Философия истории. Антология. – М., 1994.

37. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.,1991.

38. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2003.

39. Чуешов В.И. Введение в современную философию: Учебное пособие. – Минск, 1997.

 


Литература ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Основная:

1. ИвановВ.А., Драгунова Е.В., Говоров И.В., Иванова Н.М. История: Сборник текстов/Под ред. В.П. Сальникова. – СПб.: СпбУ МВД РФ, 2000. – 64 с

2. История: Планы лекций и семинарских занятий. – СПб.: СПбВПТШ МВД РФ, 1995. – 53 с.

3. История России и мировые цивилизации: Учебное пособие / Под ред. М.В. Рубана. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 326 с

4. История России: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 520с

5. История России в новейшее время: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 416с. – (Серия «Высшее образование).

6. История России с древнейших времён до наших дней: Учебник. – М., 2001. – 520с.

7. История России: Народ и власть.– СПб.: СПбУ МВД РФ, 2001. – 460 с.

 

Дополнительная:

1. История Отечества в контексте мировой цивилизации. Хрестоматия. – СПб.: СпбУ МВД РФ, 1997. – 352.

2. История России: Учебно-методическое пособие семи-нарским занятиям /Под рд. Г.Н. Сердюкова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2004. – 544с.

3. Платонов С.Ф. История России. – СПб.: Дельта, 1998. – 352 с

4. Французова, О.А. Шпаргалка по истории России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – 40с

5. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 592с.

6. Яковлев Е.Н. Эстетическое как совершенное. М.1996


Литература ПО КУРСУ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Основная

1. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

2. От политической мысли к политической науке. Справочник. М., 1999.

3. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. М., Гардарики, 1999.

4. Политология. Для студентов технических вузов. Под ред. проф. Н.И. Азарова. М., Высшая школа, 1999.

5. Политология: Учебник для юридических вузов./ Под ред. В.П. Сальникова и С.В. Степашина. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

6. Политология: Курс лекций /Под ред. Г.П. Артемова. СПб.: СПбГУ, 2001.

 

Дополнительная:

1. Аваков А.В. Судьбы либерализма. М., 2000.

2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

3. Актуальные проблемы политики и политологии в России. М., 1999.

4. Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2001.

5. Аристотель. Политика // Соч. Т.4. М., 1981.

6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

7. Василик М.А., Вершинин С.С. Политология. Элементарный курс. М., 2001.

8. Вебер М. Власть М., 1993.

9. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1999.

10. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для вузов. М., 2001.

11. Глобальное сообщество: новая система координат. Подходы к проблеме. СПб., 2000.

12. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

13. Даль Р.А. Введение в теорию демократии М., 1992.

14. Джефферсон Т. О демократии. Л., 1992.

15. Дюверже М. Политические партии. М., 2002.

16. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений: Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 1994.

17. Зотова З.М. Политические партии России: организация и деятельность. М., 2001.

18. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.

19. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

20. Конституция Российской Федерации. М., 2000.

21. Котляревский С.А. Власть и право: проблема правового государства. СПб., 2001.

22. Макиавелли Н. Государь. М., 1995.

23. Молодежь России перед лицом глобальных вызовов на рубеже веков: как противостоять агрессивному экстремизму, ксенофобии и насилию среди молодежи / Сост. В.К. Криворученко; под ред. И.М. Ильинского. М., 2001.

24. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произв. М., 1955.

25. Мутагиров Д.З. Международные политические институты. СПб.: СПбГУ, 2001.

26. Панарин А.С. Политология: Учебник. М., 2002.

27. Платон. Государство // Сочинения. Т. 3. М., 1971.

28. Политические партии России. Страницы истории. М., 2000.

29. Политология / Под ред. М.А. Василика. М., 2002.

30. Политология: Курс лекций / Под ред. В.П. Артёмова. СПб., 2001.

31. Политология: Учебник. М.: РАГС, 2002.

32. Россия в поисках стратегии: общество и власть / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2000.

33. Россия в ХХI веке. Конституционное устройство обновленной страны / Отв. ред. Д. З. Мутагиров. СПб., 2000.

34. Россия: государственные приоритеты и национальные интересы / Отв. ред. О.В. Волобуев М., 2000.

35. Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибуллин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб., 2001.

36. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.

37. Чуланов Ю.Г. Политология: Учебник. СПб., 2001.

 


ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

Основная:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.235 с.)