Моральная мотивация как ценность в этике Канта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральная мотивация как ценность в этике Канта



 

И. Кант считал наиболее важной из философских наук этику. Главный вопрос его этического учения: в чём состоит сущность морали? (В чём противоположность нравственного и безнравственного? Чем отличается человек моральный от человека от действующего аморально?) Отвечая на этот вопрос, Кант разграничивал действия человека на те, которые осуществляются "по склонности" и на действия "по долгу".

При этом Кант замечал, что существуют такие действия, которые человек совершает по иным причинам. Они не вписываются в эту классификацию. Есть такие действия, которые человек совершает "по принуждению". Если человека подстерегает вор и требует отдать деньги, то такое действие нельзя расценивать иначе, чем действие "по принуждению".

Какова отличительная особенность поведения "по принуждению"? Такое действие совершается, когда человек не может воспользоваться свободой выбора поступить так или иначе. Свойством же поступать «по долгу» или «по склонности» является свобода воли человека.

Часто люди могут быть свободными в этом смысле. Однако Кант жёстко разграничивает между собой "обязанность" и "склонность". Когда человек выбирает какое-либо предпочтительное в данный момент действие, на основе склонности, то оно не имеет никакого отношения к морали.

Обязанность есть нечто, что человек должен делать независимо от его склонности сделать что-либо иное. Кант утверждал, что человек действует нравственно только в тех ситуациях, когда подавляет склонности и поступает так, как обязан поступить. К примеру, часто человек совершает какое-то действие, потому что боится не делать этого (платит долг, потому что не хочет оказаться в тюрьме и т. п.). И только тогда, когда человек осознаёт, что он должен уплатить, только в этом случае он совершает нравственный поступок. Таким образом, моральность, по Канту, тесно связана с долгом и обязанностью. Нравственное действие всегда требует от человека определённых волевых усилий, осознания чувства долга.

Позиция Канта отличает его от утилитаристов, которые оценивали моральность действия по результатам. В отличие от них он считал, что сущность морального нужно искать в мотивах деятельности. Человек морален, когда действует из чувства долга. Кант выразил это в знаменитой фразе: «Возможно, ничто в этом мире, и даже вне его, нельзя представить безоговорочно добрым, кроме доброй воли».

Кант разделял действия на благоразумные, за которыми кроется какой-либо умысел, и нравственные. Если я нахожусь в затруднительном положении, не зная, как поступить: дать обещание, что смогу выполнить нечто, с намерением не выполнять это, или отказаться от обещания вовсе? Используя ложь как увёртку, я не поступлю благоразумно, так как ложь всё равно раскроется, и я потеряю доверие по отношению к себе со стороны других людей.

Однако, если я прибегну к правде, чтобы не нанести себе вред в будущем, то всё равно моя правдивость не может рассматриваться как нравственное действие. Поскольку правдивость, совершаемая только в силу долга, является нравственным действием. Итак, нравственным является действие, совершаемое из уважения к долгу, нравственным является человек, поступающий исходя из долга.

Этим не ограничивается учение Канта о морали. Кант ставит вопрос: существует ли возможность определить, в чём заключается долг человека в той или иной ситуации? И отвечает на этот вопрос утвердительно. Необходимо каждый поступок человека оценивать под углом зрения, что было бы, если бы он стал всеобщим правилом поведения? Хочешь ли ты, чтобы поступок, совершённый тобою, был позволен всем? Вот почему обман, даже если он выгоден, удобен, не может быть ни при каких условиях нравственным поступком.

Кант ввёл понятие категорический императив, который позволяет на вышеизложенную мысль взглянуть иначе. Он различает категорический и гипотетический императив. Гипотетический императив, выступая руководством к действию, исходит из принципа: если вы хотите того-то и того-то, то вы поступаете так-то и так-то.

Категорический императив не даёт никаких предписаний на случай «если». Он безоговорочно предписывает поступать весьма определённо:

«Поступай только так, чтобы при этом ты мог желать, чтобы твой образ действий стал всеобщим», которым должны руководствоваться люди независимо от их происхождения, положения и пр. Эта общеобязательность категорического императива заключена в следующей его формулировке:

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Относиться к нему иначе – значит считать другого просто вещью. При этом, в любом конфликте нужно рассматривать каждое лицо как равнозначную сторону.

Итак, категорический императив Канта представлен в виде объективно необходимого закона. Иначе говоря, идея заключается в том, чтобы каждое действие проверять по тому, что бы было, если оно стало общепринятым. Если оно проходит такую проверку всеобщностью, то оно нравственно. Согласно Канту, категорический императив является всеобщим общеобязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди.

4. ЭТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОФЕССИОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

4.1. Профессионально-этические требования
к профессиограмме социального работника

 

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.

Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социальному работнику:

- быть профессионально подготовленным;

- быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

- уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

- иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

- иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

- уметь принимать решение в трудных ситуациях;

- обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника. Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

- гуманистическая направленность личности;

- личная и социальная ответственность;

- доброта и справедливость;

- чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

- готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём. Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека. Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

 

4.2. Солидарность как интегральная характеристика
личностно-образующих качеств социального работника

 

Подготовка специалистов по социальной работе в качестве одного из направлений предполагает формирование личностно - нравственных качеств будущих специалистов. Решение этой воспитательной задачи требует определённости в осмыслении личностно-образующих качеств социальных работников. Какой критерий необходимо использовать с тем, чтобы выявить сущностные качества нравственной личности социального работника?

Этот критерий необходимо вывести, исходя из особенностей деятельности социального работника. Однако вопрос о том, какова природа нравственных качеств личности, является предметом изучения не только этики. Она изучается и психологами. В частности, в работах Э. Шпрангера получила разработку идея о различных типах личности. Он считает, что существуют достаточные аргументы для того, чтобы выделять, как особый тип, социального человека. Если можно оспорить наличие или отсутствие оснований для построения данной типологии личностей, то нельзя не признать органическую связь между системой ценностей специалистов и требованиями, предъявляемыми профессией. Представляется, что, исходя из названия профессии, неоспоримым является факт наличия, если не психологических, то особых нравственных качеств, которые предъявляются к профессионалу. В определённом смысле можно утверждать, что социальный работник – это социальный человек.

Система ценностей, которая лежит в основе поведения социального человека, самоотречение от своих интересов ради интереса другого человека. Для поведения, которое можно назвать социальным, характерна «обращённость к чужой жизни и чувство себя в другом». При этом все интересы, имеющие прагматическую направленность, то есть ориентированные на получение личной экономической выгоды, пользы, не значимы для социального человека. Для социальных натур организующим принципом их душевной жизни становится социальная установка, высшим проявлением которой является любовь. Именно любовь к другим людям позволяет найти смысл своей жизни в преданности и служении им.

Социальная работа, отмечает С.И. Григорьев, более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Оказывая помощь индивидам, группам, общностям, социальный работник имеет дело с их жизненной ситуацией, их проблемой, разрешение которой требует от социального работника исследования взаимодействия человека и социального окружения. Профессиональная помощь социального работника также является формой "вмешательства" в частную жизнь своего клиента. Социальный работник всегда выступает представителем государства или негосударственной организации.

Согласованность действий социального работника с той организацией, от лица которой он выступает, и эффективность его действий требуют от него обладания особыми нравственными качествами. Эти нравственные качества в их "интегральном" измерении Л.М. Архангельский назвал " солидарностью», являющейся осознанной моральной поддержкой людей, обеспечивающей достижение гармонии в глобальных и непосредственных взаимоотношениях клиента с социальным окружением».

Итак, солидарность является интегральной характеристикой социального человека, что находит выражение, на наш взгляд, в следующих нравственных принципах: альтруизм, коллективизм (способность к сотрудничеству в интересах клиента).

Представляется, что философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, может найти развитие в этике социального работника. Как известно, термин «альтруизм» был введён О. Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour l`autrui» – «жить для других». Поверхностная интерпретация этого принципа, может привести к такой его трактовке, при которой личный интерес – это служение чужому интересу. Хотя пафос этого утверждения соответствует гуманистической направленности профессии социального работника, но, в лучшем случае, так понятый альтруизм может характеризовать ситуативное отношение к клиенту (в течение рабочего времени социальный работник, действительно, служит интересам своих клиентов). Однако такое «понимание» альтруизма не даёт основания рассматривать его как моральный принцип профессиональной деятельности социального работника. Социальный работник, выполняя качественно свои профессиональные обязанности, не выходит за рамки служебной инструкции. И снова возникает вопрос, чем отличается профессия социального работника от других профессий, в которых также профессионалы-специалисты служат какому-либо делу? Не тем ли, что в этой профессии специалистам необходимо пренебрегать личными интересами?

Обратимся к положениям Профессионально-этического кодекса социального работника России, указывающим на то, что социальный работник не должен использовать отношения с клиентами, свои профессиональные отношения (в широком смысле слова) в собственных целях и интересах.

Как видим, речь вовсе не идёт об отрицании у социального работника в его профессиональной деятельности собственного, личного интереса. Представляется, что, напротив, оценка личного интереса, как аморальной позиции, несёт в себе опасность неискренности, иллюзорных попыток представлять всякий личный и профессиональный интересы как интересы клиентов. Если социальный работник мыслит «по принципу самоотречения», а живёт с точки зрения личного интереса, то у него формируется искажённое представление о личном и социальном интересах. При таком подходе альтруизм связывается с принесением себя в жертву общему благу, интересам государства, клиентам. И это мешает реализовываться его лучшим человеческим и профессиональным качествам.

Противоречивость в мыслях, действиях и поступках людей обусловлена искажённым представлением о личном интересе. В каком случае личный интерес может рассматриваться как моральная добродетель? В истории этической мысли, начиная с Сократа и Платона, утверждается идея, что только тот, кто заботится о самом себе, приобретает способность заботиться о других. При таком подходе «забота о себе» выступает не в форме разрешения, а в форме требования, которому необходимо следовать. Применительно к сфере профессиональной деятельности социального работника «забота о себе» не должна пониматься как чисто философская проблема, в которой акцентируется установка сознания на внимание к самому к себе.

Личный интерес, понимаемый как забота о самом себе, приобретает в деятельности социального работника характер особого «практического» отношения к самому себе. Практика «заботы о себе» основывается на том, что личный интерес – это не субъективные представления о своём интересе, которые могут быть обманчивыми, а то, что обусловлено природой человека, его профессиональной принадлежностью. Поэтому социальному работнику необходимо предпринять значительные усилия, чтобы понять свой интерес, и свою личную роль в профессии. И эти усилия должны быть, в первую очередь, быть усилиями интеллектуальными.

Забота о себе, как реализация личного интереса в профессиональной деятельности может рассматриваться как содействие своему благу. Какой смысл несёт в себе понятие «своё благо» применительно к профессии? Представляется, что, прежде всего, - это наличие заработной платы, размеры которой позволяли бы человеку жить и оказывать поддержку своим членам семьи. Общеизвестно, что в силу экономических причин уровень заработной платы социальных работников является недостаточным, и индекс объективных первичных благ, которыми они могут располагать, находится на недостаточном уровне. Отметим в этой связи, что существующее положение способствует потере «положительного самоуважения» социального работника и может негативно сказываться на его профессиональной реализации. Однако вышеизложенное не означает, что интересом первостепенной значимости для себя необходимо считать приобретение денег. Пристрастия к имуществу, наживе (скупость, алчность, корыстолюбие и пр.) во все времена в этической мысли рассматривались как пороки, тем более они противостоят профессиональным моральным ценностям социальной работы.

Важными для социального работника являются также другие составляющие его личного интереса, которые он реализует в профессии. Среди них особое место занимает потребность в понимании своей собственной профессиональной значимости. Это достигается не только на основе самооценки профессиональных знаний и умений. Так называемое профессиональное достоинство в отличие от иллюзий самомнения основано также на одобрении компетентных действий социального работника со стороны клиентов, коллег, руководителя(ей).

Исходя из вышесказанного, по-иному прочитывается положение из отечественного профессионально-этического кодекса о необходимости повышения квалификации и профессионального роста социального работника. А именно, высококвалифицированный специалист в субъективном плане, будучи уверенным, в своих способностях, встречая одобрение со стороны других людей, имеет больше возможностей для реализации самого себя в профессии. Его деятельность, основанная на глубоких знаниях, позволяет увидеть границы возможного, проявлять и развивать креативные способности, не быть «рабом» некритически-приобретённых мнений. Это позволит «не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности», беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности, то есть быть свободным в профессии.

Если забота о самом себе, реализация личного интереса в профессиональной деятельности не противоречат нормам морали, то, очевидно, запрет, содержащийся в профессионально-этическом кодексе, о недопустимости использования профессиональных отношений и отношений с клиентами в личных целях утверждает следующее:

- социальный работник должен принимать плату только за реально выполненную работу и на законных основаниях;

- потребность в профессиональном достоинстве не должна реализовываться на основе стратегий, противоречащих моральному смыслу этого понятия (успех за счёт ущемления интересов других людей, стремление к власти «любой ценой» и т.п.).

Как показывает анализ, в определённых границах оправдана ориентация социального работника на реализацию личного интереса в профессиональной деятельности. Крайние формы подобной ориентированности специалистов, при которых личный интерес рассматривается как высшее благо, как безусловная ценность, в то время как всё остальное (коллеги, клиенты и др.) могут «претендовать» только на роль средства для достижения эгоистических целей, не могут рассматриваться как нравственная позиция.

В этих значениях понятия «альтруизм» и «эгоизм» противоположны друг другу. В отличие от эгоизма альтруизм (от лат. alter - другой) – такой принцип нравственной личности, согласно которому собственное благо, собственный интерес являются менее значимым для личности, чем благо других людей. Такое толкование альтруизма соответствует гуманистической направленности профессии социального работника, в которой должны поддерживаться высокие нравственные стандарты поведения по отношению к интересам других людей. Действительно, в сфере профессиональной деятельности для социального работника интересы клиента являются приоритетными. Социальные работники «служат на благо людей», «оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью» - записано в профессионально-этическом кодексе.

Этические трудности возникают в особых ситуациях, когда необходимо оказывать помощь тем, кто сам преступает нормы человечности, права и т.п. В этих случаях мотивом деятельности будет рассмотрение долга ради долга.

Этика социальной работы не ограничивается рассмотрением поведения социального работника в практических ситуациях. Она придаёт большое значение осознанию нераздельности нравственных личностных качеств с предназначением себя как социального работника. В этой связи альтруизм выступает для социального работника в своём ценностно-императивном смысле. А именно: социальный работник должен быть готов на бескорыстные действия. Его вознаграждением за выполненную работу будет скорее моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы, а не материальное вознаграждение.

Итак, альтруизм является выражением солидарности, осознанным убеждением, ценностной ориентацией социального работника, характеризует тот уровень морального сознания личности, который представлен знаниями и убеждениями.

До сих пор понятие «эгоизм» использовалось в значении, близком этимологическому смыслу этого понятия. Термин «эгоизм» образован от латинского слова «ego», что означает «Я». Но такое толкование эгоизма является неполным.

Л. Фейербах замечал, что существует не только индивидуальный эгоизм, но и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, патриотический. Являясь исторически конкретным понятием, эгоизм может выступать, в частности, и в форме профессионального эгоизма. Как замечал В. С. Соловьёв, безусловных эгоистов на земле не видно: всякий человек кого – нибудь любит, жалеет. Эгоизм проявляется более явно в более широких масштабах, когда происходит расширение круга солидарности "своего Я" на свою семью, профессию, свой народ и т. д.

Эгоизм во всех его проявлениях состоит в противопоставлении (противоположении) себя и своего чужому. Как принцип он не несёт в себе морального содержания. Поэтому в отечественном профессионально-этическом кодексе социального работника регламентируются обязанности социального работника не только перед профессией, но перед обществом, призванные предотвратить возможность проявлений профессионально - корпоративного эгоизма.

Другой важной составляющей солидарности как нравственной характеристики социального человека, является коллективизм. Социальная работа осуществляется всегда в определённом коллективе, основанном на общности целей, задач, принципах сотрудничества. Одним из принципов сотрудничества, являющимся ценностной ориентацией социального работника, выступает коллективизм. Нельзя не упомянуть, что утверждение коллективизма как характерной черты социалистических и коммунистических отношений нашло отражение в марксистской этике. Я намеренно обращаюсь к этому источнику при раскрытии значимости коллективистских начал в социальной работе, поскольку связь этого принципа с успешностью профессиональной деятельности просматривается во многих учениях ХХ века. Коллективизм как нравственный принцип зарождался с момента становления совместной деятельности людей. Профессиональный коллективизм раскрывает взаимоотношения отдельного специалиста и профессионального сообщества. Размер и задачи профессионального сообщества определяют его организационную структуру.

В качестве элементов организационной структуры профессионального сообщества социальных работников можно выделить несколько его уровней: отдел, служба. Кроме того, коллективы работников социальных служб обладают как формальной так и неформальной структурой, поскольку личностные отношения между сотрудниками складываются на основе личных симпатий и антипатий. Всё это обусловливает необходимость регулирования взаимоотношений между коллегами. Профессионально-этический кодекс социального работника вменяет в обязанность строить отношения между коллегами на основе уважения, честности, вежливости с тем, чтобы избежать возможности конфликтных ситуаций в профессиональных сообществах.

Признав коллективизм как одну из ценностных ориентаций социального работника, мы тем самым оказываемся перед вопросом: чем коллективизм противостоит индивидуализму? Индивидуализм и коллективизм - жизненные позиции, различающиеся по способам формирования мотивов, принятия решений, выбору методов профессиональной деятельности. Если индивидуализм основывается на преобладании в мотивах и действиях только своего понимания, что является благом в решении того или иного профессионального вопроса, то коллективизм предполагает осознание социальным работником необходимости совместной работы в интересах клиентов. При подобной постановке вопроса, безусловно, возникают определённые трудности. Действительно, корректность в действиях социального работника зависит от осознания и выполнения долга перед обществом, коллективисткой взаимопомощи и т.п. Однако необходима такая организация коллективной жизни, которая бы ориентировала её участников не только на достижение профессионального общественного интереса, но способствовала реализации их творческих способностей. Если с этих позиций обратиться к кодексу социального работника, то можно обнаружить в нём положения, регламентирующие обязательства «работать над совершенствованием, корректировкой политики своей организации, повышением эффективности и действенности её служб». Как видим, совместная работа во имя клиентов должна сочетаться с высокой мерой личной ответственности за деятельность коллектива: каждый отвечает не только за свой участок работы, но и, в конечном счёте, за профессию.

4.3. Человечность как интегральная характеристика
нравственных качеств социального работника

 

Другой общей (интегральной) чертой нравственной личности является человечность, представляющая собой совокупность человеческих качеств, характеризующих отзывчивость, гуманность, необходимых для социальной работы. К таким качествам относятся, прежде всего, доброта, милосердие, сочувствие, заботливость и др. Человечность как моральная составляющая представляет собою единство эмоционально-чувственного и рационально-теоретического уровней профессионального морального сознания.

Нередко в истории этической мысли возникали взгляды, отрицающие роль чувств в моральном сознании. Такая позиция была характерна, в частности, для Спинозы, считавшего, что мораль носит рациональный характер, а чувства и страсти не связаны с нею. Кант также считал, что чувственный опыт людей не связан с моралью. В противоположность этим взглядам, Юм считал, что чувственный опыт является источником моральных принципов. Нам представляется эта позиция более убедительной, хотя бы применительно к анализу профессионально-этических основ социальной работы.

Чувственно-эмоциональная сторона моральной деятельности социального работника (наряду со знаниями и убеждениями) характеризуют нравственную позицию по отношению к самому себе, клиентам, коллегам, обществу в целом. Иногда чувства помогают раскрыть внутренний мир другого человека, а также усилить благородные его порывы.

Здесь уместно было бы остановиться на раскрытии содержания интересующих нас понятий. Такими понятиями являются жалость, сочувствие, сострадание, участливость, милосердие. В истории этической мысли можно обнаружить различные подходы в их характеристике. В первую очередь, это касается трактовки роли сочувствия, сострадания. Большинство мыслителей оценивали сочувствие и сострадание как проявление нравственных начал в человеке. (Этот взгляд в большей мере характерен для представителей христианской этики).

Однако, как отмечали другие мыслители (И. Кант, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), сочувствие, сострадание, жалость не могут быть достаточной основой всей нравственности. В определённых отношениях можно согласиться с этой позицией. Вряд ли найдётся человек, который бы не испытывал бы ни к кому сочувствия, жалости, хотя в жизни он и является отъявленным негодяем. Действительно, сочувствие, сострадание к «своим» близким могут граничить у отдельных людей с безнравственностью в отношениях с «чужими». Однако эти факты не могут отрицать роль сочувствия, сострадания как «первичных оснований» нравственности, хотя это и не является её достаточным основанием.

Сострадание, жалость, сочувствие в определённых границах рассматриваются как тождественные слова, взаимозаменяемые. Это касается тех случаев, когда мы этими словами обозначаем ощущения, возникающие у нас по поводу страданий другого человека. Если обратиться к словарю С.О. Ожегова, то найдём следующее толкование этих слов: сострадание – это жалость, сочувствие к страданиям другого человека; жалость – это сострадание, соболезнование. Как видим, взаимозаменяемость этих слов в разговорной речи очевидна. Однако эти слова в более строгом словоупотреблении можно разделять. Тогда они получают различное толкование. Если в сложившейся разговорной практике слова «жалость» и «сострадание» используются в тождественном значении, о котором уже шла речь, то есть они выражают ощущение сопереживания по поводу тягостных переживаний другого человека, то слово "сочувствие" употребляется не только в этом смысле. Словом «сочувствие» также обозначает способность человека разделять не только чужую боль, но и другие чувства людей. Человек, проявляя сочувствие к другому человеку, может испытывать вместе с ним не только печаль, но и радость.

Какова природа сочувствия, сострадания, жалости? Не вдаваясь в серьёзный анализ этой проблемы, так как это выходит за пределы данной дисциплины, необходимо назвать основные подходы, существующие в её решении. Некоторые исследователи (Ливингстон и др.) утверждают, что сострадание, жалость обусловлены деятельностью нервной системы и способствуют возникновению чувства удовлетворённости, к которому стремится человек. Значение этого чувства в жизни человека настолько значимо, что позволяет ему выжить в самых тяжёлых условиях, способствует развитию стремления к совершенствованию, сохранению веры в идеалы и ценности, которые, может быть, стоят дороже самой жизни.

Современная наука о человеке не располагает фактами, доказывающими эту точку зрения. Кроме этого, существует много фактов, свидетельствующих о том, что регулятором сохранения чувства удовлетворённости для некоторых людей является не жалость, сострадание, а безжалостность, жестокость. Она может принимать изощрённые и извращённые формы, то есть «прорываться» даже в виде садистских импульсов.

Существуют также иные объяснения природы этих чувств, по которым социальные условия жизни обусловливают возникновение и развитие данных качеств. Разные условия жизни, исторические факторы формируют положительные и вредные для своей жизни и жизни других людей качества характера. Несмотря на различие в этих рассуждениях, в них есть нечто общее, а именно: в них просматривается оценка чувств сострадания, жалости, сочувствия как значимых для человека.

Представляется, что в этике социальной работы слова «сочувствие», «сострадание», «жалость» должны приобрести категориальный статус. Они являются обозначением не просто нравственно одобряемых свойств профессионального характера, а таких свойств, без которых невозможна социальная работа. Клиент социальной службы всегда доверяет свои горести, проблемы социальному работнику. Первое тягостное впечатление, которое может возникнуть у клиента от встречи с социальным работником, это отказ от сочувствия. Неспособность выразить сочувствие является н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.253.152 (0.046 с.)