СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБМЕН ЦЕННОСТЯМИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБМЕН ЦЕННОСТЯМИ



 

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию? По­чему, например, конфликтные взаимодействия могут порождать од­новременно у разных индивидов отношения ненависти и солидарно­сти или даже дружбы?

Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различ­ной основе. В настоящее время ряд видных социологов (например, Г. Лассвелл и А. Кэплэн [177, с. 154-215] считают, что этой основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и со­держание и делающей из них социальные отношения, являются цен­ности. Ценность в принципе можно определить как целевое желатель­ное событие. То, что субъект Х ценит объект Y, означает, что Х дей­ствует так, чтобы достичь уровня Y или хотя бы приблизиться к не­му. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей ее среды. Но осуществлять социальные дей­ствия в отношении кого-то она будет только из-за вещей, которые це­нит и считает для себя полезными и желательными, т. е. ради цен­ностей. Ценности в данном случае служат толчком, необходимым ус­ловием для любого рода взаимодействий. Существованием же значи­мых длительное время, непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений людей. Например, если во взаи­модействиях основой является богатство как ценность, то возникают социальные отношения, которые в зависимости от условий обмена цен­ностями будут считаться отношениями благотворительности, креди­та, экономического принуждения, экономической власти и т.д.

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распре­делены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, от­личное от других распределение ценностей между членами социаль­ной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Имен­но на неравном распределении ценностей строятся отношения вла­сти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т.д.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценно­стным образцом данной группы. Для измерения ценностного образ­ца какой-либо определенной социальной группы используется рас­пределительный индекс, показывающий дисперсию показателя ка­кой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социаль­ной группы.

Что касается места отдельного индивида или однородного соци­ального объекта в ценностном образце, то оно называется ценностной позицией. Личность или группа, имеющая преимущества при распределении ценности, обладает высокой ценностной позицией, а личность или группа, обладающая меньшими ценностями или вооб­ще не имеющая их, имеет низкую ценностную позицию. Ценностные позиции, а стало быть, и ценностные образцы, не остаются неизмен­ными, так как в ходе обмена имеющимися ценностями и взаимодей­ствий, направленных на приобретение ценностей, индивиды и соци­альные группы постоянно перераспределяют ценности между собой.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в кон­фликтные взаимодействия, если они считают существующий ценност­ный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собствен­ные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если на­до вступать в коалиции против других личностей или групп. И, нако­нец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценно­стный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Активность индивидов определяется двумя показателями: 1) цен­ностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) — показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образ­цом; 2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей). Бывает, что ин­дивид или группа имеет высокие ценностные экспектации, но не пред­принимает активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценност­ными требованиями приводит к активному взаимодействию, направ­ленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в дос­тижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

Следовательно, социальные отношения возникают из взаимодей­ствий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две ос­новные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под иенностями благосостояния понимаются те ценности, которые являют­ся необходимым условием для поддержания физической и умствен­ной активности индивидов. В эту группу ценностей входят прежде все­го: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность ин­дивидов; богатство — услуги и различные материальные блага; мас­терство — приобретенный профессионализм в некоторой практиче­ской деятельности; просвещенность — знания и информационный по­тенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях как дан­ного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценно­стей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее уни­версальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возмож­ность приобретать любые другие ценности. Уважение — это ценность, включающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к об­ладанию этой ценностью по праву считается одной из основных че­ловеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя добро­ту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные ка­чества. Аффективностъ — это ценности, включающие прежде всего любовь и дружбу.

Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех ви­дов социальных отношений. Такие отношения образуются в резуль­тате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблю­дается потребность в приобретении ценностей или контроле над ними, а с другой - имеются ресурсы желаемых ценностей. Предполо­жим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом слу­чае возможен лишь один тип отношений - независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, на­пример, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностя­ми философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно вы­полнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загоражи­вал ему солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, содержание и смысл социальных отношении за­висят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в цен­ностях и владение ими. В табл. 1 показано, как формируются основ­ные социальные отношения при владении индивидами как ценностя­ми благосостояния, так и другими ценностями, а также при наличии потребностей у других индивидов в этих ценностях. Так как взаимо­действие между индивидами зависит от многочисленных факторов внешней среды, то очевидно, что появление данных отношений но­сит вероятностный характер. Например, если у одного индивида или группы имеется потребность во власти, а у тех, кто взаимодействует с ними, нет возможности контролировать власть, но ими контроли­руется такая ценность, как высокий статус, слава, то в ходе взаимо­действия с большой степенью вероятности возникнут отношения почтения. Другими словами, людям, желающим подчиняться, другие люди, не обладающие властью, но имеющие высокий статус или сла­ву, почет, будут внушать почтение.

Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но и сверху вниз. Например, если я владею ценностями, связанными с благополучием людей, или контролирую их (т.е. могу повлиять на здоровье и безо­пасность), то потребность других людей во власти может привести к тому, что у меня с ними сложатся отношения, основанные на прину­ждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодей­ствие, будет ярко выраженная потребность в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим отношениям. Если же у них пре­валирует потребность в богатстве, то отношения могут привести к кон­тролю над средствами существования.

 

 



Очевидно, что в табл. I приведены далеко не все социальные от­ношения, возможные в человеческом обществе, а только наиболее зна­чимые, всегда существующие в социальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе че­ловеческой деятельности происходят множественные обмены ценно­стями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочис­ленные неповторимые оттенки.

Мы специально не заостряли внимания на вопросе о том, какие от­ношения будут негативными, враждебными, приводящими к конфлик­там, а какие могут считаться человечными, добрыми, полными сотруд­ничества и понимания. Дело в том, что каждое из сложных человече­ских отношений, даже таких, как любовь, содержит одновременно в свя­занном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту и сотрудничество. Поэтому, если о социальных взаимодействиях сотруд­ничества или конкуренции можно говорить вообще, то в случае соци­альных отношений такая классификация практически бессмысленна.

Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владе­ния и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.011 с.)