Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация социальных процессовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По характеру – эволюционные и революционные. По содержанию - экономическими, политическими, духовными, информационными и иными. По направленности - прогрессивными и регрессивными. По отношению к качественному состоянию - процессы функционирования (имеет место воспроизводство качественного состояния) и развития (имеет место переход к новому качеству). По эффективности - эффективные, недостаточно эффективные и неэффективные. Еще можно выделить социальные процессы стихийные и организованные. Структура соц процесса: 1. Субъект социальных действий (личность, соц общность, организация) 2. Объект социальных действий (соц система, соц явление, на которые направлены социальные действия субъекта). 3. Условия обитания, в которых осуществляется социальное действие. 4. Целенаправленное социальное действие. 5. Результат социального действия - те изменения, которые произошли в социальном объекте в результате воздействия на него субъекта. Глобальные социальные процессы -Это всеобщие процессы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для своего развития согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества.1. Процесс разделения труда в международном масштабе и кооперации производства. Практика показала, что специализация, разделение производства более эффективно, чем единый цикл производства от сырья до выпуска сложных машин и механизмов. Добыча природных ресурсов, технология их переработки постоянно дорожают, что требует огромных затрат. Отдельным странам и регионам не всегда удается с этим справиться. Нужны инвестиции других стран. Таким образом, потребности в более эффективном развитии производства в международном масштабе требуют, с одной стороны, дифференциации производства, с другой - его интеграции. Сегодня это проявляется в создании так называемых транснациональных монополий, международных экономических объединений, например, таких, как ЕЭС и АСЕАН. 2. Процесс урбанизации. Это экономическое явление, выражающийся в росте городов, городского населения и распространении городского образа жизни на все большую часть общества. Признаками урбанизации являются: доля городского населения, плотность и степень равномерности размещения по стране сети городов, число и система размещения крупных городов и их транспортная и иная доступность для остального населения; многообразие отраслей народного хозяйства; доступное разнообразие видов производственной и досуговой деятельности населения; распространение городских форм жизни как на население городов, так и на жителей села. 3. Тенденция быстрого роста населения Земного шара (демографический взрыв) 4.Процессы благотворительности и гуманитаризации международных отношений: это проявляется, прежде всего, в борьбе с голодом. Во многих странах мира существуют фонды оказания помощи обездоленньм. 5. Процесс роста национального самосознания народов, стремление их к национальной независимости и суверенитету. 6. утверждение здорового образа жизни людей. Глобализация имеет и положительные и отрицательные черты, влияющие на развитие мирового сообщества. К положительным можно отнести отказ от послушного подчинения экономики политическому началу, решительный выбор в пользу соревновательной (рыночной) модели экономики, признание капиталистической модели как «оптимального» социально-экономического строя. Всё это хотя бы теоретически сделало мир более однородным и позволило надеяться, что относительная однотипность общественного устройства будет способствовать устранению нищеты и бедности, сглаживанию экономического неравенства на мировом пространстве. Распад СССР в какой-то мере подтвердил тезис об однонаправленности исторического процесса. Именно в начале 1990-х гг. на Западе появилось немало последователей идеи всемирной либерализации. Её авторы полагают, что глобализация - это одна из форм неолиберальной модели развития, прямо или косвенно влияющая на внутреннюю и внешнюю политику всех стран мирового сообщества. По их мнению, такая модель развития может оказаться «конечным пунктом идеологической эволюции человечества», «конечной формой человеческого правления, и в качестве таковой представляет собой конец истории». Проповедники такого хода развития считают, что «идеал либеральной демократии невозможно усовершенствовать», и человечество будет развиваться по этому единственно возможному пути. Представители этого направления в политологии и социологии считают, что современные технологии позволяют безгранично накапливать богатства и удовлетворять постоянно растущие человеческие потребности. А это должно привести к гомогенизации всех обществ вне зависимости от их исторического прошлого и культурного наследия. Все страны, осуществляющие экономическую модернизацию на основе либеральных ценностей, будут все более походить друг на друга, сближаться при помощи мирового рынка и распространения универсальной потребительской культуры. Эта теория имеет определенное практическое подтверждение. Развитие компьютеризации, волоконной оптики, совершенствование системы коммуникации, в том числе спутниковой, позволяет человечеству двигаться в сторону открытого общества с либеральной экономикой. Однако представление о мире как об однородном социально-экономическом пространстве, движимом единой мотивацией и регулируемом «общечеловеческими ценностями», является во многом упрощённым. Политики и ученые развивающихся стран испытывают серьезные сомнения в отношении западной модели развития. По их мнению, неолиберализм ведет к растущей поляризации бедности и богатства, к экологической деградации, к тому, что богатые страны приобретают все больший контроль над мировыми ресурсами. Неравенство в развитии различных стран прослеживается во всех сферах, в первую очередь в экономической. Так, одним из первых результатов глобализации явилась интеграция рынков. Однако на долю богатых стран в конце XX века приходилось 82 % экспортной торговли, а на долю беднейших - 1 %. Таким образом, глобализация в ее нынешней форме отвечает интересам богатых индустриальных стран, которые лидируют в продвижении новейших технологий на мировой рынок, и разделяет страны на те, что пользуются ее возможностями для своего развития, и те, которые лишены этого. В социальной сфере глобализация предполагает создание общества, которое должно быть основано на уважении прав и фундаментальных свобод человека, на принципе социальной справедливости. Однако число живущих в нищете во всем мире составляло в конце XX века более 1 млрд человек, более 800 млн (30 % активного населения) являлись безработными, или были заняты частично. По данным Всемирного банка и ООН, за последние 15 лет доход на душу населения снизился в более чем 100 странах мира. До сих пор половина из 6 млрд населения земли живет менее чем на 2 доллара в день; 1,3 млрд - менее чем на 1 доллар в день, включая 150 млн граждан бывшего Советского Союза; 2 млрд человек лишены источников электроэнергии; почти 1,5 млрд не имеют возможности пользоваться безопасной чистой водой; каждый из 7 детей школьного возраста не ходит в школу. Более 1,2 млрд человек в развивающихся странах не располагают элементарными условиями, которые позволили бы им жить более 40 лет. У развивающихся стран (Индия, Китай) и у стран с переходной экономикой (Россия) нет возможности достичь уровня материального благополучия богатых стран. Неолиберальная модель развития не позволяет удовлетворить даже базовые потребности огромных масс населения. Растущий социально-экономический и культурный разрыв между верхними и нижними слоями мирового сообщества становится еще более очевидным, если сопоставить доходы отдельных богатейших людей планеты с доходами целых стран. Совокупное состояние 200 самых богатых людей Земли в 1998 г. превысило совокупный доход 41 % населения Земли. Только три супербогатых человека в мире владеют активами, превышающими годовой доход
2.9 МС и общественное сознание (ОС) не синонимы! Мало работ, где рассматривается МС как в совет/отеч. И западной литературе:
НЕВЕРНО отождествлять МС и обыденное, МС и ОС. Мы рассм. МС как один из видов ОС, наиболее реал. форма его практического сущест-ия. Это особый вид ОС, неструктурный, обладающий быстрой изменчивостью и летучестью. (ОС – это система духовных способов отношения людей к миру и самим себе, возникающая в процессе жизнидеятеятельности разл. соц. общностей и общества в целом). МС опред-ся как совпадение в какой-то момент осн. и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных соц. групп. НО оно не сводимо к их сумме – это новое качество, возн. из совпадения отдельных фрагментов, психол. структур, деструктивных по каким-либо причинам соц. групп. Чаще МС носит обыденный характер. Сегодня МС есть в любом обществе: МС это результат манипулирования умами, результат их низкого уровня культуры, неспособность самим давать критич. Оценку происходящему. МС – это сознание конформиста, некритически воспринимающего навязываемые ему шаблоны и стереотипы; это смесь идеал. штампов, обыден житейских предст-ий, несистематиз-ых знаний, мифов, слухов. Признаки МС: неустойчивость, изменчивость, заразительность, противостояние научнообоснованному критич. сознанию. 2 уровня МС: эмоционально-действенный(чувства, эмоции) и ядро МС – рациональный(формирование оценок, ценностей, общедоступные знания и информация) 3 блока: 1-соц. ожидания людей и оценка своих возможностей; 2-быстроменяющееся мнения и настроения людей, связанные с оценкой текущего положения, правител. лидеров и т.п.; 3-ценностный блок или соц-полит.: мы являемся потребителями массовых услуг и культуры, формируется ценностные ориентации, система этих ценностей определяет итоговое отношения МС к происходящему. Конформизм — это тип социального поведения, характеризующий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнению большинства, признанному авторитету, традициям и т.п.), податливость личности реальному или воображаемому давлению социальной группы. Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым порядком, поскольку внутренне индивид может оставаться несогласным с ним, не ставя никого в известность об этом. Конформизм — цель социального контроля, но не цель социализации, ибо последняя предполагает внутреннее согласие, «принятие» общепринятых норм. Сопротивление – это один из типов человеческих взаимодействий. Так сказать, ответная реакция одного человека на действия другого. Сопротивление приводит к возникновению конфликтных ситуаций между человеком, который сопротивляется и человеком, которому сопротивляются. Виды сопротивлений: 1) Сознательное сопротивление. Выступает от первого лица. Происходит, если определенные черты Вашего стиля управления противоречат «картине мира» Вашего подчиненного, разрушая его устоявшиеся привычки. Смысл такого сопротивления в том, чтобы отстоять свои интересы, и объяснить начальнику всеми возможными способами, как сильно он не прав. Сознательные сопротивляющиеся превращаются в Вашего личного маньяка. Они следят за каждым Вашим шагом, ловят каждое Ваше слово, пытаясь не пропустить ошибку. Ошибку, за которую они смогут зацепиться и раскритиковать Вас. Такой вид сопротивления самый легкоустраняемый, больше похожий на мелкое вредительство. 2) Сопротивление социальной среды. Сотрудник осознает собственное бессилие, как отдельного звена и начинает вовлекать в свою беду окружающих. Это может происходить как на сознательном уровне, так и на бессознательном. На бессознательном – сотрудник говорит в лицо одно, а за глаза – совсем другое. Тоже не особо вредный вид сопротивления, но все же посерьезней, чем первый тип, потому что сопротивляющийся пытается переманить на свою сторону часть коллектива. Справиться с ним легко: отправляете в командировку, отпуск или Сибирь до перевоспитания. 3) Сопротивление комплексов. Причины этого вида сопротивления достаточно глубокие и имеют психологический характер. В нашей голове о комплексе заложен стереотип, как о негативном явлении, что неверно. Изначально, комплекс – это энергия, направленная на созидание, но все те же глупые стереотипы загоняют ее в бессознательное, как проблему. Социальное настроение, представляет собой такое явление, которое по силе своего воздействия и степени значимости превосходит другие измерения общественного сознания в смысле его готовности действовать во имя достижения (или отвержения) предпочитаемых (или отрицаемых) социальных и личных целей. Роль социального настроения в детерминации индивидуальной и коллективной форм поведения особенно возрастает на этапе общественных трансформаций, когда эмоции зачастую преобладают над разумом и, соответственно, увеличивается вероятность ситуативных, волевых и даже случайных поступков людей. Интерпретация С.Н. социологами имеет несколько вариантов: 1) как доминирующий феномен общественного сознания, при котором через призму С.Н. рассматривается все его содержание; 2) как один из феноменов общественного сознания наряду с общественным мнением; 3) как элемент собственно общественного мнения. Социологический подход к исследованию С.Н. позволяет исследовать данный феномен расчлененно - в зависимости: 1) от предметной направленности: политическое, экономическое С.Н. и т.п.; 2) от преобладающих факторов материальной или духовной составляющей как социальное самочувствие или социальное умонастроение. С.Н. эмпирически проявляется в нескольких вариантах: состояния; отношения, мнения, убеждения; взаимосвязи установок, социальных ожиданий. Социальные чувства возникают как результат удовлетворения (неудовлетворения) социальных и духовных потребностей людей, общения, окружения, принадлежности к определенному социальному кругу. Социальные чувства выступают как переживания устойчивого характера по отношению к чему-либо. Чем больше социальных впечатлений приобретает человек, тем значительней объем его социальных переживаний (см. рис.11).
Мимси
3.1 Структура социологической науки обусловлена: ▪социология решает научные проблемы, связанные с формированием знаний о соц. действительности, описании и понимании процессов соц. развития, разработкой соц. концепций, методологией, методов и приемов соц. исследования анализа; ▪ социология, изучает проблемы связанные с преобразованием соц. действительности, воздействия на соц. процессы. Т.о. социологическое знание – это единство теории и практики. Теоретическое исследование объясняет соц. реальность на уровне общих тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов, действий законов форм их проявления. Эмпирическое и социологическое исследования связаны с конкретной информацией относительно тех или иных процессов, в отличие от теоретических исследований, опирающихся на конкретные соц. методы: вопросы, наблюдения. Эмпирические исследования опираются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете. Прикладные – посвящены разрешению какой-либо соц. проблемы. Социология – наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, функционировании соц. систем, соц. общностей и соц. структур. Объект социологии – определенная часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, которая существует независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействие с другими живыми организмами или человеком. Объект социологии, как и других общественных наук - социальная реальность. Предмет полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет выделяют одну или несколько сторон объекта и пытаются изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Т.е., для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, то есть традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами. Для всех социальных наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований. 1. С философией: это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом. 2. С историей: социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился (post fuctum). Там, где кончается история, начинается социология. 3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д.: социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими. специальные социологические теории, изучающие социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей, т. е. то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категориями «социальное», «социальные отношения», «социальное взаимодействие», «социальная сфера». Специальные социологические теории образуют концептуальное ядро социологического знания. Во-первых, в них фактически разрабатываются собственно социологические категории, образующие своеобразную матрицу категориально-понятийного аппарата социологии. Во-вторых, как следствие этого, в специальных теориях формируется предмет социологии, имеющий не менее сложную структуру, чем предмет таких наук, как физика, биология, экономика и др. Наконец, в-третьих, как следствие двух предыдущих пунктов, в специальных теориях отражается специфика социологического знания как особого типа знания, несводимого ни к какому другому. В связи с этим специальные социологические теории (аналогично категориально-понятийному аппарату) связывают в единое целое все отрасли социологического знания, независимо от его объекта, функции и уровня, а отношения между обшей, специальной и отраслевой теориями строятся по типу обратной связи. Социологическая наука, несмотря на сравнительно молодой возраст, представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает три уровня: § общую социологическую теорию (общую социологию); § частные социологические теории (теории среднего уровня); § конкретные (эмпирические) социологические исследования. Общая социологическая теория направлена на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума. На этом уровне осуществляется анализ основных категорий, понятий и законов социологии. Частные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Робертом Мертоном (1910-2003). Такие теории занимаются изучением отдельных областей социальной жизни. В них условно можно выделить три раздела: § исследования социальных институтов (социологии семьи, образования, культуры, политики, религии и т.д.); § исследования социальных общностей (социологии малых групп, толпы, этносоциологии, территориальных образований и т.д.): § исследования социальных процессов (социологии конфликтов, процессов мобильности и миграции, массовых коммуникаций и т.д.). Конкретные (эмпирические) социологические исследования определяют и обобщают социальные факты с помощью регистрации каких-то свершившихся событий. Системы фактов, полученные в результате конкретно-социологических исследований, составляют в конечном счете эмпирическую базу социологического знания. По степени сложности анализа социальных процессов выделяют также макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует поведение в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей — этносов, наций, социальных институтов, государств и т.д. Макросоциологичсская проблематика рассматривалась в основном в теориях структурного функционализма и социального конфликта. Микросоциология акцентирует внимание на индивидах, устанавливает особенности поведения во взаимодействиях между людьми, главным образом в малых группах (семье, трудовом коллективе, группе сверстников и т.п.). К этому направлению социологии относятся теория символического интеракционизма, теория обмена и др. По цели исследования социология может подразделяться на два уровня — фундаментальную и прикладную. Фундаментальная социология отвечает на вопросы: «что познается?» (определение объекта, предмета науки) и «как познается?» (основные методы социологии). Целью фундаментального исследования является получение нового знания, обогащение методологических основ самой науки. Прикладная социология занимается решением вопросов преобразования социальной жизни, разработкой практических рекомендаций для социального управления, формированием социальной политики, прогнозированием, проектированием.
3.2 Понятийный аппарат социологии в парадигме современного социологического знания. Понятие (с философской точки зрения) является формой мышления, которая отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. По-другому, понятие – это слово (слова), в которое (которые) вкладывается определенное содержание (например, демократия, отчуждение, поэзия, экология и т.д.). Наиболее важные, ключевые, фундаментальные понятия науки называются категориями. Каждая наука имеет свои терминологию и понятийно-категориальный аппарат. Его усвоение и пользование им является свидетельством профессионализма в той или иной области (или в нескольких) знания. Понятийно-категориальный аппарат социологии вбирает в себя понятия как собственно социологического содержания, так и других (особенно близких) научных дисциплин: психологии, политологии, философии, истории и др. Вместе с тем, используя понятия родственных научных дисциплин, социология (как и каждая другая наука) придает им своеобразие, определенную специфику в соответствии с содержанием своего объекта и предмета изучения. Сравните, например, термины “адаптация”, “власть”, “воспитание”, “голодание”, “группа”, “инфантилизм”, “конфликт”, “кризис”, “общение”, “движение”, “мораль”, “реабилитация”, “установка” и др. При совпадении сущностного содержания в философии, социологии, психологии, праве, политологии и т.д. они имеют свой подтекст, свои оттенки. Роль: понятийный аппарат позволяет, на наш взгляд, четко представить: а) логику его построения; б) иерархичность его построения, ступени обобщения теоретического и эмпирического уровня познания социальной реальности; в) увидеть рядоположенность понятий, используемых в фундаментальных и прикладных исследованиях.Этот аппарат, его составные элементы не конструируются произвольно, сами по себе: они отражают логику и содержание социальной реальности. Содержательный анализ начинается с того, составляет основу социологии жизни – реально функционирующее сознание, ибо ни один человек заранее не соотносится ни с социальной структурой, ни с социальными организациями или институтами - он включается в них в процессе реализации своего сознания, своей деятельности (поведения) в зависимости от условий окружающей его среды. В свою очередь, эти понятия, характеризующие структурные элементы сознания, поведения и среды, дают возможность перейти к еще более широким обобщениям, что находит свое продолжение в таких понятиях, как социальные отношения, социальные процессы и т.д. (см. схему 2), а затем завершение в понятиях экономической, политической и других социологии, которые отражают функционирование основных сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической и духовной. Интерпретация в социологии имеет теоретический, эмпирический и операциональный характер. Теоретическая интерпретация представляет собой процесс реконструирования схемы выведения общего понятия путем указания терминов меньшей степени общности, входящих в дефиницию эксплицируемого понятия. В практике социологических исследований при проведении теоретической интерпретации необходимо учитывать следующее. Многие понятия-интерпретанты (т.е. понятия, с помощью которых эксплицируется основное понятие) либо не имеют содержательных определений, либо имеют различные определения. В содержании каждого интерпретируемого понятия должна отражаться специфика объекта исследования. В программе прикладного исследования интерпретации подвергаются не отдельные понятия, а концептуальная схема исследования. Типичной ошибкой является фрагментарность процедуры, что затрудняет в дальнейшем реинтерпретацию. Поскольку задача прикладного исследования, как правило, связана с изучением сущностных характеристик явления и обусловливающих его факторов, постольку теоретическая интерпретация достигает своей цели лишь при условии формулировки понятийных индикаторов, т.е. понятий, которые не только эксплицируют общее понятие, но и позволяют разрабатывать методику замера. Необходимо учитывать, что и сама реконструкция пути получения понятий возможна лишь в главных, определяющих чертах. Эмпирическая интерпретация - выведение наблюдаемых признаков, репрезентирующих содержание понятий-интерпретантов (понятийных индикаторов). Например, если одним из понятийных индикаторов общественно-политической активности рабочих является отношение к профсоюзным собраниям, то эмпирическими индикаторами самого отношения к собраниям будут: а) посещаемость собраний, б) количество выступлений на них, в) конструктивность предложений, г) критичность выступлений, д) участие в реализации решений собрания. Операциональная интерпретация - совокупность операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл. В этом случае он может использовать и операциональную интерпретацию понятий. Необходимо учитывать, что сама операция будет зависеть не только от квалификации социолога, но и от объекта исследования.Все три этапа научной И.П. применяются в единстве, их использование обеспечивает правильное построение методики социологического исследования, а в более широком плане - построение референтных и соизмеримых показателей. Операционализация понятий – это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация, по сути дела, означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез. Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем забастовки) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия), вызревания (затухания), участия (неучастия) в ней, приятия (неприятия) ее рабочими, о ее законности (незаконности), о готовности (неготовности) к ней администрации, профсоюзной организации, разных категорий рабочих и т.д. и т.п. Индикатор - это факт, используемый для социологического измерения.
3.3 Социологическое исследование это специфический вид систематической объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Социальная ситуация -это совокупность социальных факторов, влияющих на чувства, представления и поведение индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени. Социальная проблема - это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом. Социальный факт - это события, которые произошли в жизни общества при определенных условиях и в конкретных исторических обстоятельствах. Эти события не зависят от того, наблюдали ли их субъекты познавательной деятельности. Они объективны и не зависят от изучающих и интерпретирующих их исследователей. В более широком смысле под этим термином понимают события, которые произошли в конкретной социальной ситуации и были включены в научные знания об обществе, найдя свое отражение в книгах, научных трудах и других письменных документах. Процедура социологического исследования — наиболее общее, собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации. Процедурой называют последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. Эмпирическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных м\у собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике. Функции: методологическая, методическая, познавательная, прогностическая. Прогностическая функция социологии - это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической пра
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.246 (0.013 с.) |