Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы социальной работы с молодежью

Поиск

6. Социальная работа с молодежью

как составная часть социальной работы в целом.

На сегодняшний день в нашей стране соц.работа с молодежью остается крайне слабо развитым направлением (особенно в теоретическом плане). Чаще всего соц.работа с молодежью рассматривается как часть гос.молодежной политикой, либо отождествляют с ней.

Соц.работа с молодежью является составной частью соц.работы в целом. Она направлена на оказание помощи молодому человеку/группе молодых людей в целях улучшения/восстановления их способности к соц.функционированию.

Соц.работа направлена на создание благополучных условий для молодого поколения, как на региональном, так и на местном уровнях по месту жительства, работы, учебы.

Соц.работа с молодежью направлена на решение конкретных проблем молодого человека при этом важно помнить/учитывать что конкретный клиент находится в молодом возрасте, а он относится к особой специфической соц.-демографич.группе: молодежь.

В 50-60 гг. в Сов.союзе не принято было выделять и изучать молод.проблемы (считалось, что у совет.молодежи проблем нет). И только после ряда событий, произошедших на западе в 1-ую очередь речь идет о т.назыв. «молодежной революции» (1968г) и у нас в стране на гос.уровне стали проявлять большой интерес к соц.проблем.молодежи. В СССР в конце 60-х была создана одна из лучших в мире «молод.соц.шк.», были сформированы крупнейшие научные центры (Москва, Ленинград, Талин). У истоков осн.сов.соц.шк. стояли такие исследователи как: Лесовский, И конникова, Кон и т.д.

 

7. Понятие «социализация». Социализация молодежи.

Основные факторы, влияющие на социализацию современной молодежи.

Социализация близка к понятию воспитания (Конт), но процесс воспитания подразумевает направленные действия по средствам которых индивиду сознательно стараются привить те/иные черты (желаемые), качества и свойства, тогда как социализация на ряду с воспитанием не намеренные, спонтанные воздействия, т.е. процесс социализации несколько шире, чем процесс воспитания.

В научной лит-ре исследователи по разному опред-т. Социализация опред-ся как:

1. процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни соц-х норм и культурных ценностей того общ-ва, которому он принадлежит, позволяющих ему функционировать полноправным членом общ-ва;

2. как усвоение и дальнейшее развитие соц.-культурного опыта;

3. как сложный, многогранный процесс включения ч-ка в соц.практику, приобретение им соц-х качеств, усвоение им общ-го опыта, реализации собственной сущности по ср-вам выполнения опр-ой роли практической деят-ти.

 

М/о сказать, что процесс социализации это процесс адаптации и интеграции по ср-вам усвоения соц.норм, опыта, соц.установок, опр-х образцов поведения, опр-х культурных ценностей присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

 

Социологи выделяют след.факторы, влияющие на социализацию ч-ка:

1. семья;

2. «отношения равенства» (м/у сверстниками);

3. обучение в школе;

4. СМИ ( осн.влияющий фактор );

5. трудовая деятельность;

6. различные общественные, гос-ные, соц-политич. организации.

 

В процессе социализации, жизнедеятельности на различных этапах личностного развития молод.человеку приходится сталкиваться с рядом проблем, кот.м/о свести к 3-м основным группам:

1. проблемы социокультурной среды (той соц.среды, в кот.проходит становление и развитие мол.ч-ка);

2. проблема основных сфер жизнедеятельности образоват., досуговой, трудовой;

3. проблемы образа жизни – это мера освоения и востребованности потенциала соц.среды, а также хар-р распределения осн-х ресурсов личностного развития (времени и энергии).

 

8. Понятие «ювентизация». Ювентизация как форма обновления общества,

связанная с активным включением в общественную жизнь молодежи.

Хотя процесс социализации во многом опр-ся общ-м воздействием и соц.условиями, в кот.происходит становление личности молод.ч-ка, тем не менее процесс социализации не стоит понимать лишь пассивным отражением соц.действительности.

В этом случае процесс социализации сводился бы лишь к выработки механизма адаптации к определенным соц-м условиям. Это привело бы к тому что в кажд.новом поколении повторяется одни и те же свойства и качества.

В таком процессе социализации роль молодежи достаточна пассивна это исключало бы процесс развития общ-ва, исключало бы движение вперед. Поэтому очень важно развить в молод.ч-ке чувство нового, инициативу творчества, а самое гл.развить гражданскую позицию, в социологии это наз-ся ювентизация.

Процесс социализации это форма принятия сущ-х общ-х отношений, а процесс ювентизации – это форма обновления общ-ва, связанная с включением в жизнь общ-ва молодежи.

 

9. Государственная молодежная политика на современном этапе:

цель, задачи, принципы.

???

 

 

Превентивная психология

10. Анализ природы и закономерностей отклоняющегося поведения.

Поведение, в котором устойчиво проявляется отклонение от социальной нормы, называется отклоняющим или асоциальным.

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

В недалеком прошлом термин “социальное отклонение” был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать социальными отклонениями и что представляет собой девиация.

Возникновение концепции отклоняющегося поведения связано с именем французского социолога Э.Дюркгейма, который в течение всей своей деятельности придавал особое значение выявлению причин порядка и беспорядка в обществе. Социальная интеграция существует, когда члены общества или его группы придают важное значение его нормам и руководствуются этими нормами в своей жизни. Если индивид не желает соблюдать общие нормы, возникает аномия, то есть такое состояние общества, при котором значительная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры, например, при неожиданных экономических подъемах или кризисах.

Определяя категорию девиации, необходимо подчеркнуть, что направленность отступлений от установленных норм может быть разной. Эти отступления могут охватывать как полезные отклонения, так и дезорганизующие поступки, социальную патологию - наиболее стойкие, опасные для общества и личности. Таким образом, девиация (социальное отклонение) - это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и стандартам поведения. При этом, под социальной нормой следует понимать характеристику таких явлений и процессов, которые являются закономерными для данной общественной системы.

Определить является ли тот или иной поступок девиацией нелегко. Это связано с тем, что стандарты, типы, шаблоны (социальные нормы) - неоправданны и часто обуславливают разногласия. Наиболее яркие примеры девиации - нечеловеческие поступки, вызывающие почти всегда осуждение (например, убийство, изнасилование). Однако только на этом основании трудно дать точное определение девиации. Даже убийство оправдано (например, во время войны). Кроме того, ожидания, определяющие степень девиантного поведения, со временем изменяются (например, отношения к курильщикам, которые сегодня, в отличие от начала столетия, отождествляются с наркоманами). Вторая проблема, возникающая при определении девиации, связана с неопределенностью поведенческих ожиданий. Иногда правила не совсем понятны. Так, всегда ли является девиацией неосторожный переход через улицу? С одной стороны, это запрещено законом, а с другой - очень распространено, и считается полулегальным до тех пор, пока не нарушится работа транспорта и никто не пострадает.

Если же правила или нормы поведения сформулированы неясно, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. То есть, в плюралистическом обществе девиантное поведение, с точки зрения одного человека, может считаться нормальным для другого человека. Таким образом, всегда важно выяснить реакцию так называемой “публики” на разнообразные виды поведения - речь идет о людях, определяющих, что конкретно является девиантным или недевиантным. То есть люди, с которыми тот или иной человек общается ежедневно - они непосредственно оценивают его или его поведение, а также организации или органы власти, контролирующие его поведение.

Все эти факторы - относительная природа девиации, неопределенность ожиданий, противоречия в вопросах о правилах - свидетельствуют о недопустимости навешивания ярлыка девиантности на какой-либо тип поведения при всех обстоятельствах. Но некоторые типы поведения почти всегда считаются такими. Например, почти во всех обществах, человек, отказывающийся разговаривать с другими людьми в течение длительного времени (если это не связано с религиозным ритуалом), считается девиантом.

В социологии девиантного поведения не существует единой точки зрения относительно причин и обстоятельств происхождения девиации. Так, в конце XIX века итальянский доктор Цезаре Ламброзо выявил связь между преступным поведением и определенными физическими чертами. Он указывал, что люди склонны к определенным типам поведения по своему биологическому строению, что “преступный тип” ассоциируется с возвращением к более ранним стадиям человеческой эволюции. Это тип можно определить по таким характерными чертам, как выступающая нижняя челюсть, жидкая бородка и пониженная чувствительность к боли. Теория Ламброзо была распространенной.

Представителем биологического типа объяснения девиации является также Шелдон, выдвинувший теорию том, что у девиантов определенное физическое строение и эти физические особенности являются причиной девиации.

Хотя подобные биологические объяснения девиации были популярны даже в начале ХХ века, их постепенно вытеснили более поздние исследования. Последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (ХV) девианта.

Кроме биологических подходов к анализу девиантного поведения, активно разрабатываются психологические и социологические.

Психологический подход, как и биологический часто связан с анализом преступного поведения. Мыслители прошлого, пытающиеся дать психологическое объяснения девиации, подчеркивали важность анализа таких общих состояний, как ”умственные дефекты”, “дегенеративность”, “слабоумие” и “психопатия”. Криминологи пытались найти научные методы определения связи между таким состоянием и преступным поведением. Психоаналитики предложили теории, устанавливающие связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами. Например, австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд ввел понятие о “потенциальных преступниках с чувством вины”. То есть о людях, желающих быть пойманными и покаранными, потому что они чувствуют себя виноватыми.

Но на основании только одной психологической особенности, конфликта или “комплекса” нельзя объяснить сущность преступности или другого типа поведения. Наиболее вероятно происхождение девиации на основании многих социальных и психологических факторов.

Существуют различные социологические теории происхождения девиации. Например, теория аномии, основной идеей которой Э.Дюркгейм считал, что девиация, в частности самоубийство, происходит из-за отсутствия норм. Американский социолог Р.Мертон, обосновывающий эту теорию, полагал что, девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для их достижения. Теория социальной дезорганизации, которую обосновали Шоу и Маккей, исходит из того что, девиация многих видов возникает, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми. Основная идея культурологических теорий объяснения девиации (Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин)- конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой вызывают девиантное поведение. Теория наклеивания ярлыков (Беккер) исходит из того, что девиация - своеобразный ярлык, который некоторые группы, обладающие властью, “навешивают” поведению более слабых групп. Теория радикальной криминологии (Турк, Квинни, Тейлор, Уолтон и Янг) полагает, что девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

Несмотря на все различия этих теорий, их объединяет определение причины девиации разнообразных социальных факторов: отсутствие норм и разрыв между целями общества и способами достижения этих целей (теории аномии); культурные ценности, побуждающие людей к девиантному поведению (культурологические теории); наличие тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации (теория наклеивания ярлыков); разработка законов как источника общественного конфликта (радикальная криминология) и т.д.

Кроме того, все эти теории девиантным называют поведение, отклоняющееся от норм со знаком минус. Но в любом обществе всегда есть люди, поведение которых опережает существующие стандарты и выступает более прогрессивным по сравнению с ними. Такой вид поведения наиболее свойственен обществу во времена различных социальных перестроек и также выступает как девиация.

Все вышеуказанные теории определяют разные причины, вызывающие социальные отклонения. Этих причин может быть много, они изменяются с развитием общества. Что касается постоянного, главного источника девиаций, делающего это явление объективным и всегда свойственным человеческому обществу - этим источником выступает социальное неравенство как неравные возможности в удовлетворении потребностей.

 

11. Профилактика самоубийств.

Суицид (от англ. suicide – самоубийство) – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь, как высшая ценность, теряет для данного человека смысл.

Для профилактики самоубийств большое значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду. Поскольку самоубийство - деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств.

Можно воспользоваться данной типологией мотивов и поводов самоубийств:

1. Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод; болезнь, смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороны окружающих; половая несостоятельность.

2. Состояние здоровья, в том числе психические заболевания; соматические заболевания; уродства.

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора.

4. Материально-бытовые трудности.

5. Конфликты, связанные с работой или учебой, в том числе конфликты на работе; неуспехи в учебе.

6. Другие мотивы.

Факторы риска.

Изучение показало, что наиболее важный фактор суицида – ощущение человеком безнадежности. Лица с ощущением безнадежности могут рассматривать суицид как единственный способ решение своих проблем. Люди с душевными болезнями, расстройствами личности, а также лица, злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют высокий риск суицида. В действительности, люди, страдающие не диагностированными психическими болезнями, совершают около 90% всех суицидов. Соматические болезни также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Около 1/3 взрослых, совершивших суицид, страдали от соматических болезней во время своей смерти.

Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, а также в наличии случаев суицида среди родственников. Важную роль играет социальная изоляция индивида. Люди, живущие одиноко или имеющие мало близких друзей, не получают эмоциональной поддержки, которая предупредила бы появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей во время трудного периода их жизни.

Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, - подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - “телефон доверия”, кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром. Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы - стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать и даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии “телефонов доверия”, но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается “помощь в беде, безнадежности и депрессии”.

Тем не менее, острые медико-социальные проблемы не решаются сам собой. Многолетний опыт вопросе чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении.

 

12. Алгоритм предупреждения и преодоления различных отклонений

в поведении людей.

Любое конкретно-историческое общество заинтересовано в сохранении целостности и устойчивости, обеспечиваемой соблюдением каждым индивидом принятых в общественной системе и социальных общностях, слоях, группах ценностей и норм поведения и общения. Однако, общество не может надеяться только на добровольность исполнения каждым человеком социальных требований. Ведь люди имеют различные интересы и различный уровень понимания общественных процессов. Жизненноважным для общественной системы является налаживание социального контроля за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Под социальным контролем понимается нормативное регулирование поведения людей и их взаимоотношений, обеспечивающее саморегуляцию социальной системы.

Социальный контроль - элемент социальных институтов, наличие которого обеспечивается следованием индивидов социальным нормам, правилам деятельности и социальным ограничениям. Такой способ регулирования человеческой жизнедеятельности способствует воспроизводству определенного типа отношений и социальных общностей, слоев, стабилизации общества. Помимо создания условий для устойчивости социальной системы, социальный контроль стимулирует позитивные изменения в обществе, просеивая различные по социальному смыслу отклонения от социальных норм в деятельности индивидов и т.п. Дисфункционные, приносящие обществу вред, отклонения от социальных требований в поведении человека система социального контроля пресекает, а позитивные отклонения - допускает и даже поощряет.

Правда, сама система социального контроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведения индивидов. Такая разбалансировка происходит, прежде всего, в периоды кризисных ситуаций.

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно, возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется социальный контроль в различных формах.

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные (поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия.

В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них (правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами общности и в форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме высказанного одобрения или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:

-собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;

-внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;

-побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;

-”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

 

 

ИЛИ

 

С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика.
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на:

-создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

-осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;

-обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка

Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:

1.Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. 2.Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.

3.Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).
Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.
Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения).

Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.
На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

 

Теория социальной работы

13. Содержание понятия «социальная работа».

Объекты и субъекты социальной работы.

Социальная работа – это вид профессиональной деятельности, направленный на оказание помощи людям, попавшим в ТЖС.

ТЖС – это ситуация, которая угрожает или мешает нормальному функционированию человека или личности его здоровью, деят-ти, а в определенные случаи даже жизни и, из которой человек не м/т выйти самостоятельно.

Цель соц.работы – оказание помощи человеку, попавшему в ТЖС.

Закон 1995г. – Закон о соц.обслуживании (ФЗ).

Объект – ТЖС.

Субъект – соц.работники, специалисты соц.работы, соц.службы.

Социальная работа (с/р) это такое широкое понятие, которое включает в себя и научную дисциплину, науку, и практическую деятельность.

Объект можно трактовать (согласно П. Д. Павленку) как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он является частью объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, соц. группа), источник активности направленный на объект (Философский энциклопедический словарь. 1989).

Когда мы рассматриваем с/р как науку, то имеем дело с объективно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона этого объекта (социальная ситуация клиента – индивида, семьи), либо закономерности с/р.

При анализе с/р как учебной дисциплины (учебного процесса) объектом являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые.

Объектом с/р в ее широкой трактовке являются все люди, с разными потребностями и нуждами (например, богатый человек нуждается с сохранении здоровья, а бомж в приобретении квартиры и в труде) объектов очень много и существуют различные классификации:

Состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. Это инвалиды, лица, подвергшиеся радиационному воздействию, семьи, в которых имеются дети-инвалиды, люди, имеющие психологические затруднения, склонные к суицидам.

Служба и труд в экстремальных социальных условиях. Участники ВОВ, труженики тыла во время ВОВ (уже пожилые), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время ВОВ и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

Пожилой, пенсионный возраст людей это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, по инвалидности)

Девиантное поведение: дети и подростки девиантного поведение, дети. Испытывающие жестокое обращение и насилие; лица, вернувшие из мест лишения свободы; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей. Семьи, имеющие на попечении детей-сирот; семьи, с низким уровнем доходов; многодетная семья; молодые семьи; семьи в которых родители не достигли совершеннолетия; разводящиеся семьи;

Особое положение детей (сиротство, бродяжничество): самостоятельно проживающие выпускники дет домов и школ-интернатов; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные;

Бродяжничество, бездомность: лица БОМЖ, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

Предродовое и послеродовое состояние;

Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные.

Субъекты с/р призваны решать те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами с/р:

Организации, соц институты: государство со своими структурами; различные соц. службы (ЦСО, соц приюты для детей и подростков, центры психолого-пед помощи населению), административные гос предприятия, учреждения вузов;

Общественные, благотворительные организации: профсоюзы, отделения красного креста;

Люди, занимающиеся практической с/р профессионально или на общественных началах.

Преподаватели, также те, кто способствует закреплению навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические соц. работники.

Исследователи с/р: научные работники

 

14. Социальная работа как система.

Принципы социальной работы.

Система – это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, ни один из которых полноценно функционировать не может (Берталанфи – создатель системного подхода).

Соц.работа как система:

объект (субъект) субъект

(ТЖС, не может + хочет) (соц.работники, спец.соц.работы,

соц.службы)

…(тетрадь)

Система (от греческого: целое, составление из частей) – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство.

В основе системного подхода лежит рассмотрение объекта как системы.

Социальная система – это особый класс систем, элементный состав которого представлен людьми, а также возникшими вежду ними отношениями. Следовательно, наряду с общественными организациями, соц. группами, в этому классу относится и с/р.С/р может быть рассмотрена как вид больших систем, в которой выделяются подсистемы меньшего уровня: с/р как наука; с/р как учебная дисциплина; с/р как вид деятельности.

В свою очередь, каждый из этих компонентов может характеризоваться как определенная система.

Так с/р как наука выступает системой по ряду основании:

- имеет междисциплинарный характер, объединяет знание общественных, естественных и технических наук.

- системой эта наука ста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.73 (0.018 с.)