ТОП 10:

Социальная коррекция преступного поведения



В настоящее время все большее значение придается такому новому научному направлению социологии, как социальная работа. Подготовка специалистов в данной сфере требует знаний в области не только теории и практики социологии, но и социальной терапии (термин Дж. Морено). В связи с этим знакомство с проблемами коррекции социального поведения является необходимой частью знаний, особенно для тех, кто будет специализироваться по социальной работе.

Преступное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, подлежит социальной коррекции. Во-первых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения (на разном уровне: от межличностных и групповых до более всеобщих). Во-вторых, такая социальная коррекция позволяет обществу реабилитировать лиц, возвратившихся из заключения, т. е. вернуть им возможность нормального образа жизни.

В зависимости от типа личности преступника существующие законы и суд выбирают меры наказания, которые в различных обществах предусматривают различные виды принуждения. Высшей мерой наказания является смертная казнь, которая признается адекватной преступлению как таковому (безотносительно оценки тяжести и последствий) лишь некоторыми странами.

Тюремные (пенитенциарные) системы в том или ином виде применяются всеми странами без исключения и определяются как места лишения свободы лиц, признанных преступниками по закону. Различные общества имеют разные пенитенциарные системы со своими задачами и целями, которые осуществляют не только социальную, но и психологическую помощь.

Гуманизация общественных отношений, крушение тоталитарных режимов, в том числе в бывших социалистических странах, ведут к поиску новых форм и путей реабилитации лиц, совершивших преступные деяния.

Значительное место в реабилитации и профилактике преступлений отводится социальной работе, она ведется не только с предкриминальными лицами и группами, но и с лицами, уже совершившими преступления. Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в делинквентные шайки подростков социальных работников, принимающих непосредственное участие в социализации их отклоняющегося поведения. Социальный работник вступает в контакт с шайкой (в условиях привычной для них среды) и пытается переориентировать деятельность подростков, переводя ее с делинквентной основы на конструктивную. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например знания «теории промежуточной группы» известного западного психолога Л. Яблонского, поскольку к делинквентам нельзя подходить как к нормальным группам и социальным организациям. Отсюда частые неудачи.

Л. Яблонский, исследовавший структуры 30 групп делинквентов, выявил три уровня. Первый – центр шайки, представлен вожаками. Это те юноши, которым шайка нужна больше всех. Это «ядро» неустойчивых подростков представляет собой главную цементирующую силу внутри шайки. Они сплачивают шайку и заставляют действовать. Второй уровень – подростки, объявившие о своем участии в деятельности шайки в соответствии со своими эмоциональными потребностями в данное время. Третий уровень – периферийные члены группы, участвующие в ее деятельности от случая к случаю, причем и тогда редко отождествляющие себя с ней.

Яблонский считает, что наиболее эффективна социальная работа по реабилитации «промежуточных групп», т. е. на втором и третьем уровнях. Концепция промежуточной группы является важной не только для криминалистического, но и для социологического изучения преступного поведения и реабилитации преступников. Активная социальная работа с лицами с пограничными формами поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников.

Борьба с отклонениями в поведении не ограничивается указанными мерами. Государственные органы социального обеспечения, так же, как и частные организации, существующие в различных странах, занимаются широким спектром социальной деятельности: обращают особое внимание на помощь бедным семьям, детям, воспитывающимся без родителей, активно участвуют в решении задач социального контроля, осуществляющего функцию согласования поведения индивида (группы, общности) с социальным целым. Эти органы и учреждения формируются из работников, обеспечивающих социальный патронаж (социальные работники), представляют собой многочисленную специализированную профессию с вполне определенной философией, профессиональным языком, методами работы, сложившимися под сильным влиянием патопсихологии и психиатрии.

Работники социального патронажа, как правило, рассматривают проблемы отклоняющегося поведения как проблемы психической патологии индивида или проблемы дефектов воспитания, требующие сочувствия, терпения поддержки и совета, а иногда и психиатрического и психологического вмешательства. Такой подход к проблемам отклоняющегося поведения наиболее ярко выражен в США, особенно среди высокообразованных людей, считающих проблемы социальных отклонений не столько юридическими, сколько медицинскими или психологическими.

Данная позиция определяет и социальную терапию (лечение) отклонений, которые рассматриваются как результат разочарований, безнадежности, отчаяния, отчуждения от социальных институтов, существующих в данном обществе. Примером подобной социальной программы (социальной терапии) может служить эксперимент по предупреждению преступности в Нью-Йорке, получивший название «Мобилизация ради молодежи». Программа финансируется главным образом из средств федерального правительства и рассчитана на многие миллионы долларов.

Активно развивается социальная работа и в России. В частности, в университетах страны созданы факультеты социальной работы, занимающиеся подготовкой работников социального патронажа (социальных работников), которые будут работать с различными социальными группами населения: молодежью, заключенными, женщинами, наркоманами, алкоголиками и т. д.

Многие из отечественных программ социальной работы основываются на социологических концепциях природы отклонений в поведении, согласно которым большинство отклонений – не столько индивидуальная патология, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социализации.

Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

Итак, сделаем окончательный вывод. Основным социальным институтом, способствующим соблюдению социальных норм, является социальный контроль. В его систему входят все способы реакции общественного мнения на те или иные конкретные действия человека, все средства общественного давления для того, чтобы поставить его поведение в определенные социальные рамки, наконец, все виды прямой и обратной связи между личностью и обществом (или институтом, организациями, выступающими от его имени) – от визуального наблюдения до профилактических социальных мер и самого процесса воспитания. В периоды социальной стабильности общества система социального контроля успешно справляется с возникающей дезорганизацией нормативного поведения людей, т. е. социальная патология не превышает определенной нормы. Однако в периоды революционных преобразований общества и утраты идеалов и ценностей большей частью населения система социального контроля в обществе не справляется с нарастающей дезорганизацией и социальной патологией, что приводит к социальному кризису или распаду социальной системы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.137.159 (0.004 с.)