ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики больших социальных групп



Вопрос о больших социальных группах имеет различные аспек­ты: а) политический; б) экономический; в) социологический; г) со­циально-психологический. В рамках социально-психологического подхода большие соци­альные группы характеризуются с точки зрения их статуса, функ­ций, качества жизни, корпоративности, а также образа жизни, культуры, демократичности, открытости, мобильности и вместе с тем неравенства.

Среди многообразия больших социальных групп необходимо выделить классы. Классы, как известно, большие группы людей, различающиеся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Кроме того, классы различаются тем, что благодаря различию места в определенном укладе общественного хозяй­ства одни могут присваивать труд других.

Классообразующими признаками являлись: наличие (отсутствие) собственности на средства производства; работа на себя и других; доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу.

Социально-психологические признаки классов следующие:

· социальный статус, означающий положение в социальной иерархии;

· определенный образ, качество и стиль жизни;

· шкала ценностей, система потребностей и интересов; традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки,

· круг общения;

· социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества - явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

Интересы классов выражают партии, которые создаются четко в структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно подпартией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения - человеческие сообщества, как правило, непрочные и случайные, характеризующиеся следующими социально-психологиче­скими признаками: а) отсутствием организованности; б) слабым взаимодействием между членами; в) анонимностью.

По существу, массовые движения - это продукт дестратификации, в котором не различаются даже группы. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими» или «революционными». Среди них различаются:

1) национально-культурные общества, целью которых являются изучение и популяризация традиций прошлого и настоящего, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, промыслов, ремесел, социально-этнической самобытности;

2) профессиональные общества, создаваемые, как правило, с целью объединения усилий специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления. К таким движениям примыкают ассоциации людей, оказавшихся в тяжелом положении по какой-либо причине и объединившихся для взаимопомощи;

3) культурно-воспитательные общности;

4) различные фонды, которые создаются либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной органи­зации.

Социальный институт — это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, ценностей, норм, установок, регулирую­щих функционирование официальных организаций и социальных групп и образующих социальную систему.

По форме социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных условиях. Данные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для какой-либо социальной системы. Иначе говоря, это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво­рения социальных потребностей.

Социальные институты осуществляют следующие функции: воспроизводство членов общества; социализацию; производство и распределение; соблюдение порядка, поддержание стабильности, согласия. Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения от требований этих стандартов, т. е. осуществляют социальный контроль.

Классификация социальных институтов выглядит таким образом:

· политические, обеспечивающие установление и поддерживание политической власти;

· экономические, содействующие развитию производства;

· социально-культурные;

· институты науки и др.

Как социальный институт рассматривается культура. В широком смысле под культурой обычно понимается все то, что относится к специфике бытия человека как сознательного существа - результаты его материальной и духовной деятельности (культура труда, быта, досуга, общения, производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая, психологическая и т.д.). В более узком смысле термином «культура» определяется сфера духовной жизни людей.

С социально-психологической точки зрения основными элементами духовной культуры выступают верования, убеждения, идеалы, ценности, а также соответствующие им обычаи, нормы общения, деятельности, поведения людей, которые выражаются и закрепляются в знаках, символах, образах и прежде всего в языке. В рамках культуры того или иного общества формируются разнообразные частные, групповые субкультуры (например, молодежная, национальных меньшинств, региональная и т.п.). Особое значение в социально-психологическом плане имеет процесс социализации, посредством которого новые поколения приобщаются к культуре своего общества, народа, своей группы.

Общности и социальные институты нельзя рассматривать только в статике, поскольку типичным их признаком является мобильность. Трансформация общностей происходит по всем направле­ниям: в определенных ситуациях меняются количественный состав групп, структура, цели, психологические состояния, статус, характер деятельности. Выделяются следующие виды социальной мобильности:

· вертикальнаяизменение социального положения индивида, сопровождающееся повышением или понижением его статуса;

· горизонтальнаяизменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса;

· реорганизация социальной структуры;

· новая система стратификации.

Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются:

· качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

· исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

· обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Социальная мобильность и социальная стратификациядве стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счет определенного состояния социальной структуры: наличия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

Каждый страт характеризуется определенным образом жизни - устоявшимися типичными формами жизнедеятельности личности и общностей, иначе говоря, привычками, традициями, стереоти­пами поведения. В основе того или иного образа жизни лежат определенная система социально-культурных ценностей, приоритетов, предпочтений; картины мира, понимание нормы; круг общения, интересы, потребности и способы их удовлетворения; социальные стереотипы, привычки.

Образ жизни нельзя представить без ее качества. В отечественной литературе вместо этого понятия употребляется понятие «уровень жизни». Качество жизни характеризуется содержанием питания, обеспечением здоровья, образования, жилищных условий, средствами удовлетворения духовных потребностей, товарами длительного пользования, транспортным обслуживанием, криминальной безопасностью и др.

Стиль жизни не менее существенная социально-психологиче­ская характеристика. Обычно под ней подразумевают доминирующий вид деятельности и его основные особенности и потому говорят о деловом, творческом стиле жизни и пр. Вместе с тем стиль жизни образуется из таких поступков и предметов собственности, которые истолковываются как символы положения, занимаемого личностью в той или иной стратификационной структуре. В то же время стиль жизни во многом связан с когнитивной сферой человека, сформировавшимися картинами мира, стерео­типами, индивидуальными различиями.

Психология толпы

Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:

· многочисленность — как правило, это большая группа людей, так как в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы;

· высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другими, фактически входя в их персональные пространства;

· эмоциональная возбужденность — типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.;

· неорганизованность (стихийность) — эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;

· неустойчивость цели — наибольшие споры возникают вокруг такого признака толпы, как ее цельность—бесцельность: общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п. (поэтому когда говорится о бесцельности толпы как ее свойстве, то имеется в виду отсутствие обшей, всеми осознаваемой цели).

Следовательно, под толпой необходимо понимать многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).

Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют, а каким нет, или какие новые специфические признаки у них появляются.

По уровню (или степени) своей активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные. Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то, либо хаотично к относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются. Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная зараженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне. В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из состояния просто активного в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающи и общее возмущение, негодование. Главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных (футбольных, хоккейных и пр.) болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям во дворцах спорта, на стадионах, улицах.

Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.

У них много общих характеристик:

· сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;

· низкий уровень осознания своих действий;

· некритичное отношение по отношению к обстановке и т. д.

Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести. Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей, захват различных материальных ценностей, ставших легкодоступными в результате каких-то стихийных бедствий, например: брошенные дома, полуразрушенные магазины и склады при землетрясениях, наводнениях, крупных пожарах, техногенных катастрофах и т. п.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы, например: различные акции протеста населения против политики своих правительств или акции социальных групп, добивающихся определенных прав в обществе и т. п.

Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщиками и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздействия.

Один из основных способов информационного психологического воздействия личности или группы на других участников - внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщениями (уговорами, угрозами, слухами, шантажом). Внушение всегда вербализовано. Оно - сознательная деятельность со стороны субъ­ектов воздействия.

Психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию обще­го психического настроя и решимости. В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции. Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуаций, личностных и групповых особенностей участников толпы. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение пе­редается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

В открытых пространствах толпа формируется кольцеобразно, имея центр (или ядро) и периферийные слои, поэтому в результате нарастания она приобретает форму неправильного круга. В ограниченных пространствах толпа приобретает признаки этих ограничений, поэтому большие скопления людей, например, на улице по форме похожи на вытянутый эллипс, а движущаяся по улице толпа походит на усеченную пирамиду и т. д.

Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Оценка ее величины есть специальная и практически важная задача, которая решается подготовленными специалистами. (Оценка величины толпы зависит от отношения к ней оценивающего, поэтому точнее всего величину оценивают те, кто нейтрально относится к оцениваемой толпе.) Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв. м., поэтому плотность чаще оценивают сверху прямым взором, с помощью фотоаппаратуры или специальных приборов. Всякая толпа имеет определенный уровень активности, который оценивается по моторным показателям (наличие и скорость передвижения людей от центра толпы к периферии и наоборот) и информационным показателям (наличие и скорость передачи информации, идущей от центра толпы к периферии и наоборот). Всякая динамика толпы в центробежно-центростремительном направлении свидетельствует о ее активности.

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав) по самым разным характеристикам. Несколько проще выявляется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее — по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий, если нет непосредственно указывающих на это признаков.

Ролевую структуру участников толпы образуют:

1) организаторы массовых эксцессов - лица, которые проводят подготовительную работу по их созданию: заранее «проигрывают» и планируют эксцессы. Затем ими выбираются удобное время и повод для создания эксцессов;

2) зачинщики - это лица, развертывающие активную подстрекательную деятельность, направляющие действия участников, распределяющие роли, распространяющие провокационные слухи и т.п. Зачинщиками могут быть и организаторы, и подстрекатели из числа тех, кто претендует на завоевание лидирующего положения;

3) активные участники - лица, составляющие «ядро» эксцессов. Они образуют самую опасную (ударную) группу;

4) конфликтные личности, которые примыкают к активным участникам эксцессов исключительно из-за появления возможности в анонимной обстановке свести счеты с лицами, состоящими с ними в конфликте, разрядить эмоциональное напряжение, дать выход своему необузданному нраву, садистским импульсам. Среди таких личностей немало психопатических лиц, хулиганствующих элементов, наркоманов;

5) добросовестно заблуждающиеся, т. е. те, кто становится участником эксцесса, во-первых, из-за ошибочного восприятия причин сложившейся обстановки; во-вторых, из-за ложно понимаемого принципа справедливости; в-третьих, под влиянием слухов;

6) эмоционально неустойчивые — лица, идентифицирующие свои поступки с общим направлением действий участников; внушаемые, легко заражаемые общим настроением, без сопротивления отдающие себя во власть групповым явлениям;

7) любопытствующие - те, кто наблюдает со стороны и не вмешивается в ход событий, но своим присутствием усиливает эмоциональное возбуждение других участников;

8) примкнувшие — лица, которые становятся участниками эксцессов под влиянием угроз со стороны организаторов и подстре­кателей, боязни физической расправы в случае отказа от участия в эксцессе.

С давних времен известно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:

Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произвольной регуляции собственного поведения.

Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди через поведение становятся похожими друг на друга.

Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними условиями.

Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.

Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемостью, что характерно и для толпы в целом.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических работников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для самих участников толп, гак и для окружающих.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.013 с.)