Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология в сфере экономики↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прикладная социальная психология взаимодействует с экономикой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение нововведений в экономической системе, изучение и формирование общественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетинговая деятельность); личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей). Прикладная социальная психология на настоящем этапе способна успешно участвовать в решении проблем нововведений в организации через консультирование, обучение персонала, просветительскую деятельность. Начиная с работ И. Шумпетера в экономической литературе делаются попытки определения предпринимателя не просто как субъекта особого вида экономической деятельности, но как человека особого психологического типа, отличительные свойства которого могут проявляться и рассматриваться безотносительно к содержанию выполняемой экономической функции. Эта идея послужила мощным толчком к проведению психологических исследований, основной целью которых явился поиск тех специфических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций. Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательской деятельности, поэтому изучению отношения предпринимателей к риску посвящено значительное число психологических исследований. Одной из задач экономической психологии является формирование управленческой компетентности руководителей организации, в частности умений по разрешению социальных конфликтов, профилактике и предотвращению забастовок, принятию решений в условиях рынка, планированию стратегического развития организации и маркетинга, управлению корпорациями, предприятиями и персоналом. Другая важная сфера взаимодействия прикладной социальной психологии и экономики - маркетинг. Научный анализ феномена предпринимательства и его психологических особенностей развивается, как развивается и само предпринимательство. В последние годы осмысление этого феномена становится все более актуальным и для отечественной науки В современном российском обществе в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется такими терминами, как деловые люди, бизнесмены, предприниматели. Поэтому российские предприниматели сегодня являются объектом серьезного психологического анализа. В последнее время наблюдается тенденция соединения академической психологии с различными областями ее практического применения. Бизнес-консультирование является деятельностью, направленной на актуализацию и осознание предпринимателем тех качеств своей индивидуальности, которые были сформированы ранее и оказывают влияние на его работу и развитие. Оно дает возможность адекватно оценить себя как профессионала в бизнесе с позиции критериев психологической науки и требований реальной ситуации сегодняшнего дня. Бизнес-консультирование позволяет также увидеть новые направления и пути достижения своих целей и получить конкретные психологические методики и приемы для реализации своего потенциала. Психологические исследования предпринимателей и предпринимательской деятельности позволяют более целенаправленно и обоснованно вести работу по профессиональному консультированию предпринимателей и оказанию им психологической поддержки. 7.5. Социальная психология в образовании Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, закономерностей формирования его в различных группах являются средством психолого-педагогического воздействия на ребенка, родителя, микро- и макроколлективы. Сегодня среди важнейших проблем нашего общества социальная обездоленность детей, подростков и старшеклассников (в том числе учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ) является наиболее трагичной по своим последствиям. Известно, что состояние физического и психического здоровья подростков и старшеклассников ухудшается чуть ли не ежегодно, а среди подростков, совершивших насильственные преступления, 50-60% имеют выраженные психические отклонения. Особую проблему представляет трудоустройство подростков, обучающихся во вспомогательных школах-интернатах. Масштаб и глубина кризисных явлений среди молодежи таковы, что общество может не получить полноценной смены поколений. Поэтому усилия психологов и родителей должны быть направлены, с одной стороны, на оздоровление социальной жизни детей всех возрастов, с другой - на оздоровление их внутреннего мира. Особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом (на уровне внутрисемейных связей, взаимоотношений в коллективе сверстников, с учителями и воспитателями) призван выполнять школьный психолог. Его деятельность осуществляется на основе следующих ведущих принципов: ребенок - полноценный субъект учебно-воспитательного процесса, распорядитель своих душевных и физических сил, любое воздействие должно быть адекватно естественному ходу его развития на конкретном возрастном и социокультурном этапе; создание условий для пробуждения интереса ребенка к глубинам своего собственного «Я», формирования рефлексивных способностей, развития самосознания, построения системы отношений к миру, людям, самому себе; создание условий для построения системы «очеловеченных» отношений в различных социально-педагогических средах (семья, школа, класс) и системах («родители-ребенок», «учитель-ребенок», «ученик-ученик», «родители-учитель», «педагог-педагог»); вторичность разного рода психологических, педагогических, психотерапевтических, медицинских и прочих воздействий по отношению к индивидуальным особенностям ребенка, включая его желание (нежелание) быть подвергнутым акту вмешательства постороннего человека в его внутренний мир. Указанные принципы определяют смысл, цель и задачи школьной психологической службы, а именно - создание оптимальных условий для эффективного развития, воспитания и обучения детей в определенным образом организованной социально-педагогической среде (которая сама по себе может оказывать позитивное, негативное или нейтральное влияние на формирующуюся личность). В зависимости от специфики такой среды психолог помогает ребенку или максимально полно в ней адаптироваться, воспользоваться ее конструктивными возможностями и преимуществами, или приспособиться в ней выживать с минимальными личностными потерями, или даже развиваться позитивно вопреки ее деструктивным влиянием; иными словами, выбирать, конструировать, реализовывать собственную жизненную стратегию. Важное направлениедеятельности психолога – создание социально-психологических условий для полноценного развития личности учащихся и условно делится на два больших раздела: 1. Развивающаяся деятельность, направленная на психологически благополучных детей и реализуемая или в форме специально организуемого взаимодействия в системе «психолог-ребенок» (тренинговые, развивающие занятия), или в рамках естественного учебно-воспитательного процесса (развивающие программы). Еще одно направлениев деятельности психолога школы - психологическое консультирование и просвещение - подразделяется на целый ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, психологическое просвещение детей, где главным является отбор содержания образования, форм и методов обучения, актуализирующих саморазвитие школьников. Традиционно такое просвещение проводится в школе в форме уроков психологии, тематических классных часов, индивидуальных и групповых собеседований и консультаций. При этом важно показать богатство прикладной психологии для самопознания, ее ведущую, помогающую роль в подготовке человека к решению различных жизненных вопросов личностного и профессионального уровней. Существенное значение имеет психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование родителей по широкому спектру проблем, касающихся как психологии конкретного ребенка, так и конфликтов межличностного взаимодействия в системах «родители-ребенок», «родители-учителя», «ребенок-учитель» и пр. Это направление работы школьного психолога связано и с социально-психологическим просвещением учителей, цель которого - передача психологических знаний, умений и навыков, способствующих эффективному решению учебно-воспитательных задач и созданию обстановки психологического комфорта в детском и педагогическом коллективах. Эта деятельность школьного психолога является одной из наиболее важных и сложных, поскольку часто наталкивается на чрезмерную загруженность учителя, нежелание менять стереотипы, ригидность педагогического мышления. Лучше всего, как показывает опыт, задачи психологического просвещения педагогов реализуются в ходе работы тематических методобъединений, классных и школьных собраний, педсоветов, педагогических консилиумов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 879; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.007 с.) |