Социальный контроль через принуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный контроль через принуждение



Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих сообществах, где переплетены многие культурные традиции, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становится неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле. Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля за разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, сколько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько сможет. Подобное наблюдалось при распределении продуктов и в небольших крестьянских общинах дореволюционной России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения уже невозможной. Таким образом, при наличии высокой численности населения и сложной культуры начинает применяться так называемый вторичный групповой контроль – законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры. Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать в соответствии с нормами. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

 

Отклоняющееся поведение

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.

Поведение можно определять как реакцию человека не внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Для того чтобы выделить собственно социальный, сознательный фактор поведения, в социологии принято разделять понятия социального поведения и социального действия. Под последним подразумевается определенная, осмысленная система поступков, средств и методов, при помощи которых лицо или группа намереваются изменить поведение, установки или мнения других лиц. Отсюда большое значение приобретает категория социальной установки как формирование ориентации индивида на те или иные типы деятельности. Так как наши социальные действия направлены на изменение чужих установок и поведения, то они ведут к удовлетворению определенных потребностей, интересов или стремлений человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.

Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию. Явления, не укладывающиеся в рамки норм – девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...

Э. Дюркгейм (1858 – 1917) первым затронул проблему отклонения от норм ("Самоубийство" 1897).В своей работе он употребляет понятие Аномия ("номос" – норма, "а" – отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния – солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов – механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство – социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны. Дюркгейм различает 3 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.

Источниками поддержания нормативного поведения, по мнению русского юриста социолога Л. И. Петражицкого (18671931), могут быть:

— «социальный инстинкт», с которым связана наклонность человека следовать без раздумья некоторым общим правилам действия;

— «позитивное моральное расположение» – чувство долга;

— боязнь внешнего принуждения, наказания;

— напоминание о божественной власти.

Все эти факторы действуют тогда, когда эффективны социальный контроль и законы, система воспитания, формирующая у людей чувства долга, и члены общества обладают высоким уровнем религиозности. Если действие указанных факторов ослабевает, в обществе возрастает число лиц, поведение которых не соответствует социальным или даже правовым нормам. Личность, нарушающая норму, обязательно должна подвергаться тому или иному типу социального наказания, так как безнаказанность продуцирует дальнейший рост социальных отклонений. В этом случае мы вправе говорить об отклоняющемся поведении. Последнее может принимать различные формы социальной опасности. В связи с этим наряду с моральным осуждением (санкциями) в обществе появились правовые нормы и институты принуждения: суд, тюрьма и др.

Таким образом, правовые нормы возникли в результате потребности общества сдерживать распространение отклоняющихся форм поведения, особенно опасного для других людей. Следовательно, они направлены на то, чтобы внедрить в социальную систему не только элементы согласия, но и порядка, что поддерживает состояние «нормального общества».

По мнению известного российского ученого В. Н. Кудрявцева, такое общество отличается высокой жизнеспособностью, гибкостью, адаптивностью к изменяющимся условиям. Оно характеризуется целостностью, устойчивостью общественных систем, постоянным импульсом к развитию, открытостью, плюрализмом, восприимчивостью и управляемостью в его социальной стратификации и мобильности.

Что касается проблемы «девиации», под которой понимают любого рода отклонения от действующих в обществе норм (как нравственных, так и правовых), то она может иметь как положительную, так и отрицательную направленность. Например, героизм и самопожертвование мы можем оценивать как поведение, отклоняющееся от обыденной нравственной жизни, поскольку оно не предписано социальными нормами и выступает как личная позиция индивида. Так как в обществе всегда существуют люди, нарушающие не только нравственные, но и правовые устои, возникает необходимость применять к ним различного рода санкции. Ученые утверждают, что нормально развивающееся общество состоит примерно на 10-12% из «героев» и на эти же 10-12% из «нарушителей».

Наиболее целостный взгляд на проблему отклонений дается в работах Р. Мертона, в концепции аномии, под которой он понимал ситуацию, когда конкретное лицо проявляет недостаточное уважение к основным социальным нормам данной социальной системы или стремится усмотреть в этих нормах определенную утрату их обязательности для него самого. С его точки зрения отклоняющееся поведение – следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Цели – то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с точки зрения возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

Типы отклоняющегося поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно одобряемым целям и нормативным средствам их достижения.

Типы поведения Отношение к
целям средствам
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретритизм - -
5. Мятеж

Следовательно, аномия не означает отсутствие норм, а лишь констатирует, что тот или иной субъект относится к социальным нормам негативно или равнодушно. То, что основным структурным элементом концепции аномии является конфликт норм и понимания индивида, позволяет нам подчеркнуть характер разрешения данного противоречия в социальном взаимодействии.

При оценке отклоняющегося поведения существует две концепции: относительная и абсолютная. Сторонники первой считают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. То, что будет нормой для дикаря, не может быть таковой для цивилизованного человека. Сторонники абсолютной позиции утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы.

Крайней формой социальных отклонений является преступное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1071; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.011 с.)