Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология и медицина

Поиск

 

Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. По­этому в возникшей в те годы клинической психологии главным обра­зом применялись общепсихологические знания и методы.

В первой половине XX века шло активное развитие самой социаль­ной психологии, а к 40-50-м годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Пример­но в 30-40-е годы XX века берет свое начало «движение человеческо­го потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем мире (в России оно становится популярным в 80-е годы XX ве­ка). Основу этого движения составили группы социально-психологи­ческого тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами ак­тивного обучения), или психотерапевтические группы, собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психо­логического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в сво­ей жизни.

Считается, что начало движению человеческого потенциала было по­ложено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине 40-х годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй миро­вой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творчес­ких людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и спе­циалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов психотерапевтических групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям. К последней четверти XX века существовало уже более десятка раз­новидностей психотерапевтических групп, основными из которых ока­зались следующие.

1. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).

2. Группы тренинга сенситивности (группы встреч).

3. Группы психодрамы.

4. Гештальтгруппы.

5. Группы телесной терапии.

6. Группы игровой психотерапии.

7. Группы терапии искусством.

При многих различиях между ними в плане оказания практической психологической помощи людям эти группы решают следующие ос­новные задачи:

• уточнение тех проблем, с которыми в своей жизни столкнулся человек (их психодиагностика);

• изучение личности с целью самопознания человека;

• исследование отношений человека с окружающими людьми;

• поиск решения тех проблем, с которыми он столкнулся в своей жизни;

• реализация, контроль и проверка эффективности найденного ре­шения;

• закрепление позитивных изменений личности и поведения чело­века, которые произошли в процессе работы с ним в психотера­певтической группе.

В свою очередь, круг типичных проблем социально-психологическо­го характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим:

• неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми;

• отсутствие взаимопонимания;

• неуверенность в себе;

• повышенный уровень тревожности;

• низкая самооценка;

• конфликты с людьми;

• неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними.

Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличност­ным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом органи­зованного группового психотерапевтического общения.

Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными за­дачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Не случаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского (1998) в качестве психотерапевтических называются такие мето­ды психологического воздействия, первоначально предназначенные для решения не медицинских, психокоррекционных задач, как арттерапия (терапия искусством), ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе), гештальттерапия, групповая дискуссия, группы встреч, нейролингвитстическое программирование, поведенческая психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия и ряд других по­добных методов.

Групповая психотерапия определяется как метод, «специфика ко­торого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики»1, а групповой динамикой, как мы уже знаем, называют со­циально-психологическое учение, созданное психологом К. Левином. С психотерапевтической точки зрения групповая динамика, по Леви­ну, «рассматривается как научная основа психотерапевтического про­цесса в группе, поскольку в терапевтических группах находят свое вы­ражение все групповые процессы»2.

_______

1 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 103.

2 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 99.

 

Специфика групповой психотерапии заключается в целенаправлен­ном использовании групповой динамики в лечебных, психотерапев­тических целях.

Если характеризовать конкретно медицинские психотерапевтичес­кие задачи, которые решаются при помощи названных выше методов групповой психотерапии, то они выглядят следующим образом.

1. С помощью арттерапии (группы терапии искусством), которая, по мнению специалистов-психотерапевтов, имеет седативную, активизирующую, катарсическую и иную направленность, мож­но снижать уровень агрессивности, повышать самооценку чело­века, его адаптационные способности в повседневной жизни.

2. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечи­вает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного по­ведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии.

3. Гештальттерапия — один из немногих методов психологического воздействия, разработанных врачами-психиатрами (Ф. Перлзом — врачом и психоаналитиком по образованию). Он, следовательно, изначально был приспособлен для решения психотерапевтичес­ких задач. В упомянутой выше психотерапевтической энциклопе­дии гештальттерапии приписываются следующие психотерапевти­ческие функции: избавление человека от невротических защитных механизмов; интеграция фрагментированных частей личности, то есть придание ей целостного характера, преодоление «шести уров­ней невроза». К ним относятся уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей, фобический уровень (уровень страхов), уро­вень безнадежности (жизненного тупика), уровень внутреннего смятения и отчаяния и уровень эмоционального взрыва (само­выражения). Особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать самостоятельный вы­бор. При лечении неврозов гештальттерапия считается наиболее эффективным методом.

4. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения трактуются как оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч уси­ливает чувствительность человека к важным оттенкам межличност­ных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужден­ность.

5. Психотерапевтический эффект нейролингвистического програм­мирования (НЛП) оценивается специалистами-психотерапевтами следующим образом. Эта техника направлена на изменение сте­реотипов мышления, которые, будучи представленными в язы­ковой форме, на подсознательном уровне влияют на поведение человека, в том числе такое, которое связано с невротическими состояниями. Соответственно предполагается, что техника НЛП «перепрограммирует» человека на подсознательном уровне.

6. Терапевтический эффект поведенческой психотерапии близок к тому эффекту, который на пациентов оказывает НЛП (не слу­чайно НЛП считают реализацией в психотерапии необихевио­ристской ориентации в психологии). Разница между ними за­ключается в том, что в поведенческой психотерапии никакого «программирования» пациента, тем более на подсознательном уровне, не производится, а вся работа направлена на создание и подкрепление нужных форм поведения.

7. Автор психодрамы, Я. Морено, был по базовому образованию вра­чом-психиатром. Следовательно, создавая свой метод, он его из­начально ориентировал на психотерапевтическую практику. Со­временные психотерапевты полагают, что этот метод полезен при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и пси­хосоматическими заболеваниями.

8. Телесно-ориентированная психотерапия непосредственно исхо­дит из распространенной в медицине точке зрения, согласно кото­рой все заболевания так или иначе связаны с тем, что происходит в организме. Следовательно, нормализация функций организма одновременно в состоянии избавить человека от проблем психо­логического характера, в частности от неврозов. Такая форма психотерапии используется для лечения психосоматических рас­стройств, направлена на преодоление так называемых преморбидных качеств личности пациента с психосоматическими нарушения­ми. В качестве ее научной основы выступает биопсихосоциальная концепция пограничных нервно-психических и психосоматиче­ских расстройств.

 

Социальная психология и образование

 

Еще одна область применения социально-психологических знаний — современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний.

1. Воспитание человека как личности в группе (в коллективе).

2. Групповые методы обучения.

3. Управление педагогическим процессом.

4. Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогическо­го процесса.

5. Преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.

Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллек­тивные формы. Они нашли отражение в работах известных отечествен­ных педагогов, например в трудах А. С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для со­временности. В Японии, например, до сих пор специально изучают пе­дагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им вос­пользоваться в национальной практике воспитания детей.

Сам А. С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психоло­гом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело исполь­зовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули свое­образный мостик между педагогической теорией и практикой приме­нения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, неза­служенно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-пси­хологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспи­тания. В качестве примера можно назвать научные труды и практи­ческую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина.

Групповые методы обучения, основанные на социально-психологи­ческих знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей шко­ле. В средней школе они используются в практике организации и про­ведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить про­цессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.

Такие методы организации и проведения школьных занятий ста­ли настолько популярными, что родилось специальное направление в школьной педагогической практике, получившее название «соци­ально-педагогическая психология». Ее создатель — В. В. Рубцов — не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия игра­ют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности в раз­витии мышления детей.

В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое при­менение в практике преподавания иностранных языков. Между сту­дентами во время занятий распределяются роли, формируется сцена­рий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемой языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группо­вого обучения иностранным языкам, разработанная Г. А. Китайгород­ской и основанная на использовании разнообразных социально-пси­хологических знаний.

Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагоги­ческие коллективы или группы людей, работающие в сфере образова­ния, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руко­водстве такими коллективами. Эта специфика состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, кото­рые стоят перед такими группами и коллективами. Это образователь­ные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.

Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических услови­ях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого друго­го социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаи­моотношений, распространяется и на педагогический процесс (с уче­том сделанной выше оговорки о его специфике).

Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии — ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психоло­гия как отдельная наука до 70-х годов XX века практически не разра­батывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во мно­гих вузах. Это прежде всего педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элемен­ты социальной психологии, как обязательные, проникли в интегриро­ванные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учеб­ных заведениях и в школах.

В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе сле­дующие.

1. В каких учебных заведениях следует изучать данную дисцип­лину?

2. Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?

3. На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?

4. Каким должно быть соотношение теории и практики в содержа­нии учебного курса социальной психологии?

Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых стро­ится преподавание социальной психологии в тех высших учебных за­ведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психоло­гии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее при­кладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стан­дартизации образовательных программ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Когда и в каких условиях началось использование социально-психоло­гических знаний в области политики?

2. В какой сфере деятельности впервые были практически использованы социально-психологические знания?

3. Что такое PR-движение, когда, где и в каких условиях оно возникло?

4. Как изменилась впоследствии сфера использования PR-технологий?

5. Основные сферы использования социально-психологических знаний в современной политике.

6. Какие моральные проблемы возникают в связи с использованием соци­ально-психологических знаний в политических целях?

7. Почему политтехнологии рассматриваются как манипуляции сознани­ем и поведением людей в интересах отдельных политиков и политичес­ких партий?

8. В чем заключается неоднозначное отношение людей к политтехнологиям и к тем, кто на этом зарабатывает деньги?

9. В каких сферах правовых отношений в настоящее время используются социально-психологические знания и методы?

10. Что включает в себя психологическая подготовка профессиональных юристов?

11. Что представляет собой психологическое обеспечение проведения до­знания?

12. Каким образом психологически обеспечивается судопроизводство?

13. Какие социально-психологические вопросы могут возникать в практике формирования правосознания людей?

14. Как применяются социально-психологические знания в работе с осуж­денными и с персоналом пенитенциарных учреждений в местах лише­ния свободы?

15. Какие вопросы решаются в экономике за счет применения социально-психологических знаний и методов?

16. Как используются психологические знания в практике организации эф­фективного управления экономическими предприятиями и учреждени­ями?

17. Что представляет собой психологическое обеспечение принятия опти­мальных экономических решений?

18. Как изучается рынок сбыта выпускаемых товаров (покупательский спрос) с помощью социально-психологических знаний?

19. Каким образом психологические знания используются в рекламе про­изводимых товаров?

20. Что представляет собой социально-психологическая подготовка управ­ленческих кадров в области экономики?

21. Какие социально-психологические вопросы возникают в области эко­номической рекламы?

22. Каким образом используются социально-психологические знания в прак­тике подготовки управленческих кадров для экономики?

23. Что представляют собой связи социальной психологии с психологией управления и промышленной психологией?

24. Каковы основные социально-психологические вопросы промышленной психологии?

25. Какие социально-психологические проблемы и вопросы возникают в со­временной армии?

26. Что включает в себя социально-психологическая подготовка молодых людей к армейской службе?

27. Каким образом социально-психологические знания используются при подготовке командиров к их работе с подчиненными?

28. Как социальная психология применяется в практике предупреждения и разрешения конфликтов, возникающих в армейских коллективах?

29. Что представляет собой индивидуальное психологическое консульти­рование, связанное с решением проблем личного характера военнослу­жащих?

30. Каковы главные социально-психологические проблемы современного спорта?


31. Что включает в себя психологическое обеспечение тренировок спорт­сменов и повышения их профессионального мастерства?

32. Что с психологической точки зрения означает оптимальную готовность спортсменов к соревнованиям?

33. Каковы социально-психологические вопросы сплочения спортивной ко­манды, обеспечения четкого взаимодействия всех ее участников?

34. Как используются социально-психологические знания для предупреж­дения и снятия межличностных конфликтов между участниками спор­тивной деятельности?

35. Когда и при каких условиях социально-психологические знания и ме­тоды стали широко использоваться в медицинской практике?

36. Каким образом было связано с медициной движение человеческого по­тенциала, возникшее в 30-40-е годы XX века?

37. Каковы основные разновидности групп социально-психологического тренинга (психотерапевтических групп)?

38. Какие общие задачи решаются всеми психотерапевтическими группами?

39. Какие конкретные медицинские задачи решает арттерапия?

40. Что дает в медицине применение тренинга ассертивности (тренинг уве­ренности в себе)?

41. Какие задачи в клинической практике решает гештальттерапия?

42. Какова психотерапевтическая отдача групп встреч?

43. Чем полезно иейролингвистическое программирование (НЛП) для ме­дицинской практики?

44. Какие проблемы решает поведенческая психотерапия?

45. С какой целью в медицине используется психодрама?

46. Каков терапевтический эффект телесно-ориентированной психотерапии?

47. Что представляют собой области практического использования соци­ально-психологических знаний в сфере образования?

48. Каковы социально-психологические аспекты учения А. С. Макаренко о детском (ученическом) и педагогическом коллективе?

49. Каким образом применяются групповые методы обучения в учебном процессе?

50. Что такое социально-педагогическая психология, кто является ее осно­вателем?

51. Каким образом применяются групповые методы обучения в высшей шко­ле, например в практике преподавания иностранных языков (Г. А. Китай­городская)?

52. Как применяются социально-психологические знания в управлении об­разованием?

53. Каковы особенности преподавания социальной психологии в педагоги­ческих учебных заведениях?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 308-344.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 475-548.

3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жу­кова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М, 1997. — С. 7-214.

4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб., 2001. — С. 18-39.

5. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 398-432.

6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. — М.; Воро­неж, 1996. - С. 10-28.

7. Сапдомирский М. Е. Психология коммерции. — М., 2006. — С. 7-18,90-93.

8. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. — СПб., 1999. — С. 9-19.

9. Семенов В. Е. Социальная психология искусства. — Л., 1988.

10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 310-392, 564-595.

11. Фопель К. Консультирование и тренинг организаций. — М., 2005. — С. 9-39.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.)