Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология и медицинаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологические знания в области медицины стали использоваться еще с конца XIX века. В то время, однако, социальная психология как развитая наука не существовала, она делала только первые шаги. Поэтому в возникшей в те годы клинической психологии главным образом применялись общепсихологические знания и методы. В первой половине XX века шло активное развитие самой социальной психологии, а к 40-50-м годам она достигла уже такого уровня развития, что стало возможным широкое использование социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Примерно в 30-40-е годы XX века берет свое начало «движение человеческого потенциала», зародившееся в США и затем распространившееся во всем мире (в России оно становится популярным в 80-е годы XX века). Основу этого движения составили группы социально-психологического тренинга (у нас в стране их поначалу называли группами активного обучения), или психотерапевтические группы, собиравшие людей, у которых возникли какие-либо жизненные проблемы психологического характера. С этими людьми под руководством ведущего (тренера) проводилась специальная работа в группах, направленная на уточнение и решение проблем, с которыми люди сталкиваются в своей жизни. Считается, что начало движению человеческого потенциала было положено американскими социальными психологами Я. Морено и К. Левином, которые в середине 40-х годов выступили с идеей организации специальных психотерапевтических групп, рассчитанных на оказание помощи людям в решении их личных проблем. Это движение быстро набрало силу и стало весьма популярным по окончании Второй мировой войны. Оно привлекло в свои ряды немалое количество творческих людей, среди которых оказались психологи, психотерапевты и специалисты иного профиля. Они создали много различных вариантов психотерапевтических групп, отличающихся друг от друга по целям, содержанию работы, применяемым методам работы с клиентами, но преследующих общие цели: оказание психологической помощи людям. К последней четверти XX века существовало уже более десятка разновидностей психотерапевтических групп, основными из которых оказались следующие. 1. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы). 2. Группы тренинга сенситивности (группы встреч). 3. Группы психодрамы. 4. Гештальтгруппы. 5. Группы телесной терапии. 6. Группы игровой психотерапии. 7. Группы терапии искусством. При многих различиях между ними в плане оказания практической психологической помощи людям эти группы решают следующие основные задачи: • уточнение тех проблем, с которыми в своей жизни столкнулся человек (их психодиагностика); • изучение личности с целью самопознания человека; • исследование отношений человека с окружающими людьми; • поиск решения тех проблем, с которыми он столкнулся в своей жизни; • реализация, контроль и проверка эффективности найденного решения; • закрепление позитивных изменений личности и поведения человека, которые произошли в процессе работы с ним в психотерапевтической группе. В свою очередь, круг типичных проблем социально-психологического характера, с которыми сталкиваются люди, чаще всего становящиеся участниками психотерапевтических групп, является следующим: • неудовлетворенность собой в общении (и во взаимоотношениях) с окружающими людьми; • отсутствие взаимопонимания; • неуверенность в себе; • повышенный уровень тревожности; • низкая самооценка; • конфликты с людьми; • неумение вступать в контакты с людьми, общаться с ними. Хотя эти проблемы больше относятся к личностным и межличностным, большинство из них решается с помощью методов социально-психологического тренинга в условиях специальным образом организованного группового психотерапевтического общения. Тесная связь социальной психологии с медициной возникла именно благодаря «движению человеческого потенциала». Те методы работы с людьми, которые были в нем предложены, оказались созвучными задачам психотерапии неврозов и, когда они возникли в практической психологии, сразу же стали применяться и в психотерапии. Не случаен тот факт, что они получили название методов групповой психотерапии и с тех пор часто упоминаются в трудах психотерапевтов. К примеру, в психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б. Д. Карвасарского (1998) в качестве психотерапевтических называются такие методы психологического воздействия, первоначально предназначенные для решения не медицинских, психокоррекционных задач, как арттерапия (терапия искусством), ассертивный тренинг (тренинг уверенности в себе), гештальттерапия, групповая дискуссия, группы встреч, нейролингвитстическое программирование, поведенческая психотерапия, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия и ряд других подобных методов. Групповая психотерапия определяется как метод, «специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики»1, а групповой динамикой, как мы уже знаем, называют социально-психологическое учение, созданное психологом К. Левином. С психотерапевтической точки зрения групповая динамика, по Левину, «рассматривается как научная основа психотерапевтического процесса в группе, поскольку в терапевтических группах находят свое выражение все групповые процессы»2. _______ 1 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 103. 2 Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998. — С. 99.
Специфика групповой психотерапии заключается в целенаправленном использовании групповой динамики в лечебных, психотерапевтических целях. Если характеризовать конкретно медицинские психотерапевтические задачи, которые решаются при помощи названных выше методов групповой психотерапии, то они выглядят следующим образом. 1. С помощью арттерапии (группы терапии искусством), которая, по мнению специалистов-психотерапевтов, имеет седативную, активизирующую, катарсическую и иную направленность, можно снижать уровень агрессивности, повышать самооценку человека, его адаптационные способности в повседневной жизни. 2. Тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе) обеспечивает, по мнению психотерапевтов, свободу от так называемого «социального страха» и торможения, редукцию агрессивного поведения, предопределяет исчезновение поводов для агрессии. 3. Гештальттерапия — один из немногих методов психологического воздействия, разработанных врачами-психиатрами (Ф. Перлзом — врачом и психоаналитиком по образованию). Он, следовательно, изначально был приспособлен для решения психотерапевтических задач. В упомянутой выше психотерапевтической энциклопедии гештальттерапии приписываются следующие психотерапевтические функции: избавление человека от невротических защитных механизмов; интеграция фрагментированных частей личности, то есть придание ей целостного характера, преодоление «шести уровней невроза». К ним относятся уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей, фобический уровень (уровень страхов), уровень безнадежности (жизненного тупика), уровень внутреннего смятения и отчаяния и уровень эмоционального взрыва (самовыражения). Особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать самостоятельный выбор. При лечении неврозов гештальттерапия считается наиболее эффективным методом. 4. Группы встреч с психотерапевтической точки зрения трактуются как оказание содействия росту личности через самоактуализацию. Психотерапевты считают, что участие в работе групп встреч усиливает чувствительность человека к важным оттенкам межличностных отношений, повышает его самооценку, уменьшает отчужденность. 5. Психотерапевтический эффект нейролингвистического программирования (НЛП) оценивается специалистами-психотерапевтами следующим образом. Эта техника направлена на изменение стереотипов мышления, которые, будучи представленными в языковой форме, на подсознательном уровне влияют на поведение человека, в том числе такое, которое связано с невротическими состояниями. Соответственно предполагается, что техника НЛП «перепрограммирует» человека на подсознательном уровне. 6. Терапевтический эффект поведенческой психотерапии близок к тому эффекту, который на пациентов оказывает НЛП (не случайно НЛП считают реализацией в психотерапии необихевиористской ориентации в психологии). Разница между ними заключается в том, что в поведенческой психотерапии никакого «программирования» пациента, тем более на подсознательном уровне, не производится, а вся работа направлена на создание и подкрепление нужных форм поведения. 7. Автор психодрамы, Я. Морено, был по базовому образованию врачом-психиатром. Следовательно, создавая свой метод, он его изначально ориентировал на психотерапевтическую практику. Современные психотерапевты полагают, что этот метод полезен при лечении больных с нервно-психическими расстройствами и психосоматическими заболеваниями. 8. Телесно-ориентированная психотерапия непосредственно исходит из распространенной в медицине точке зрения, согласно которой все заболевания так или иначе связаны с тем, что происходит в организме. Следовательно, нормализация функций организма одновременно в состоянии избавить человека от проблем психологического характера, в частности от неврозов. Такая форма психотерапии используется для лечения психосоматических расстройств, направлена на преодоление так называемых преморбидных качеств личности пациента с психосоматическими нарушениями. В качестве ее научной основы выступает биопсихосоциальная концепция пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств.
Социальная психология и образование
Еще одна область применения социально-психологических знаний — современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний. 1. Воспитание человека как личности в группе (в коллективе). 2. Групповые методы обучения. 3. Управление педагогическим процессом. 4. Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса. 5. Преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях. Традиции воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллективные формы. Они нашли отражение в работах известных отечественных педагогов, например в трудах А. С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изучают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей. Сам А. С. Макаренко в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив» и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорией и практикой применения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера можно назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л. И. Уманского и А. Н. Лутошкина. Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи. Такие методы организации и проведения школьных занятий стали настолько популярными, что родилось специальное направление в школьной педагогической практике, получившее название «социально-педагогическая психология». Ее создатель — В. В. Рубцов — не без оснований утверждает, что социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности в развитии мышления детей. В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемой языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г. А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний. Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Эта специфика состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте. Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике). Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии — ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до 70-х годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это прежде всего педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах. В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе следующие. 1. В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину? 2. Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение? 3. На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать? 4. Каким должно быть соотношение теории и практики в содержании учебного курса социальной психологии? Пока что на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые формы стандартизации образовательных программ.
Контрольные вопросы
1. Когда и в каких условиях началось использование социально-психологических знаний в области политики? 2. В какой сфере деятельности впервые были практически использованы социально-психологические знания? 3. Что такое PR-движение, когда, где и в каких условиях оно возникло? 4. Как изменилась впоследствии сфера использования PR-технологий? 5. Основные сферы использования социально-психологических знаний в современной политике. 6. Какие моральные проблемы возникают в связи с использованием социально-психологических знаний в политических целях? 7. Почему политтехнологии рассматриваются как манипуляции сознанием и поведением людей в интересах отдельных политиков и политических партий? 8. В чем заключается неоднозначное отношение людей к политтехнологиям и к тем, кто на этом зарабатывает деньги? 9. В каких сферах правовых отношений в настоящее время используются социально-психологические знания и методы? 10. Что включает в себя психологическая подготовка профессиональных юристов? 11. Что представляет собой психологическое обеспечение проведения дознания? 12. Каким образом психологически обеспечивается судопроизводство? 13. Какие социально-психологические вопросы могут возникать в практике формирования правосознания людей? 14. Как применяются социально-психологические знания в работе с осужденными и с персоналом пенитенциарных учреждений в местах лишения свободы? 15. Какие вопросы решаются в экономике за счет применения социально-психологических знаний и методов? 16. Как используются психологические знания в практике организации эффективного управления экономическими предприятиями и учреждениями? 17. Что представляет собой психологическое обеспечение принятия оптимальных экономических решений? 18. Как изучается рынок сбыта выпускаемых товаров (покупательский спрос) с помощью социально-психологических знаний? 19. Каким образом психологические знания используются в рекламе производимых товаров? 20. Что представляет собой социально-психологическая подготовка управленческих кадров в области экономики? 21. Какие социально-психологические вопросы возникают в области экономической рекламы? 22. Каким образом используются социально-психологические знания в практике подготовки управленческих кадров для экономики? 23. Что представляют собой связи социальной психологии с психологией управления и промышленной психологией? 24. Каковы основные социально-психологические вопросы промышленной психологии? 25. Какие социально-психологические проблемы и вопросы возникают в современной армии? 26. Что включает в себя социально-психологическая подготовка молодых людей к армейской службе? 27. Каким образом социально-психологические знания используются при подготовке командиров к их работе с подчиненными? 28. Как социальная психология применяется в практике предупреждения и разрешения конфликтов, возникающих в армейских коллективах? 29. Что представляет собой индивидуальное психологическое консультирование, связанное с решением проблем личного характера военнослужащих? 30. Каковы главные социально-психологические проблемы современного спорта? 31. Что включает в себя психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства? 32. Что с психологической точки зрения означает оптимальную готовность спортсменов к соревнованиям? 33. Каковы социально-психологические вопросы сплочения спортивной команды, обеспечения четкого взаимодействия всех ее участников? 34. Как используются социально-психологические знания для предупреждения и снятия межличностных конфликтов между участниками спортивной деятельности? 35. Когда и при каких условиях социально-психологические знания и методы стали широко использоваться в медицинской практике? 36. Каким образом было связано с медициной движение человеческого потенциала, возникшее в 30-40-е годы XX века? 37. Каковы основные разновидности групп социально-психологического тренинга (психотерапевтических групп)? 38. Какие общие задачи решаются всеми психотерапевтическими группами? 39. Какие конкретные медицинские задачи решает арттерапия? 40. Что дает в медицине применение тренинга ассертивности (тренинг уверенности в себе)? 41. Какие задачи в клинической практике решает гештальттерапия? 42. Какова психотерапевтическая отдача групп встреч? 43. Чем полезно иейролингвистическое программирование (НЛП) для медицинской практики? 44. Какие проблемы решает поведенческая психотерапия? 45. С какой целью в медицине используется психодрама? 46. Каков терапевтический эффект телесно-ориентированной психотерапии? 47. Что представляют собой области практического использования социально-психологических знаний в сфере образования? 48. Каковы социально-психологические аспекты учения А. С. Макаренко о детском (ученическом) и педагогическом коллективе? 49. Каким образом применяются групповые методы обучения в учебном процессе? 50. Что такое социально-педагогическая психология, кто является ее основателем? 51. Каким образом применяются групповые методы обучения в высшей школе, например в практике преподавания иностранных языков (Г. А. Китайгородская)? 52. Как применяются социально-психологические знания в управлении образованием? 53. Каковы особенности преподавания социальной психологии в педагогических учебных заведениях?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 308-344. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 475-548. 3. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. — М, 1997. — С. 7-214. 4. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб., 2001. — С. 18-39. 5. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 398-432. 6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. — М.; Воронеж, 1996. - С. 10-28. 7. Сапдомирский М. Е. Психология коммерции. — М., 2006. — С. 7-18,90-93. 8. Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. — СПб., 1999. — С. 9-19. 9. Семенов В. Е. Социальная психология искусства. — Л., 1988. 10. Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002. - С. 310-392, 564-595. 11. Фопель К. Консультирование и тренинг организаций. — М., 2005. — С. 9-39.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.175.191 (0.01 с.) |