Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как массовидное психическое явление

Поиск

 

Религия рассматривается как массовидное явление психики по той при­чине, что она также формирует психологию масс людей и определяет их социальное поведение. Единого определения религии нет, а ее психоло­гическое понимание многозначно. У религии как массовидного явле­ния психики есть социальные и психологические корни. Социальные корни религии связаны с возникновением и развитием человеческого общества. Психологические корни религии находятся в самой психо­логии людей. Они представляют собой следующее.

1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в форми­ровании мировоззрения или определенного взгляда на происхож­дение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).

2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нор­мальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).


3. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасно­стей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответ­ствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в со­стоянии уберечь себя от опасностей).

4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молит­вы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как прави­ло, успокаивают верующих).

5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учени­ях содержатся четкие предписания относительно того, как следу­ет организовать общественную жизнь).

Исследователи религии с социально-психологической точки зрения обычно обсуждают ее функции и мотивы обращения людей к религии. В качестве основных социально-психологических функций религии называются следующие:

• сплочение людей, при этом религия выполняет социально-обра­зующую, или интегрирующую, функцию;

• облегчение страдания людей;

• удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких;

• способствование нравственному самосовершенствованию челове­ка (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие);

• обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;

• содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).

В качестве основных мотивов обращения людей к религии чаще все­го называются следующие:

• желание получить простое и непротиворечивое представление о мире, его происхождении и устройстве;

• ожидание счастливой загробной жизни (многие современные ре­лигии обещают это тем, кто ведет праведный образ жизни);

• интерес к религиозному культу, к участию в религиозных обря­дах (они многим людям доставляют эстетическое наслаждение и душевное облегчение);

• убежденность в том, что вера (религия) укрепляет нравствен­ность (стремление к нравственному самосовершенствованию);

• вера по традиции или на всякий случай (многие люди обращают­ся к религии потому, что так поступают значимые для них люди; сами они особенно не верят в Бога, но и не убеждены в том, что его нет);

• меркантильные мотивы, или мотивы личной выгоды. Они харак­терны для людей, которые на самом деле в Бога не верят, но стре­мятся извлечь какие-либо выгоды для себя из публичной демон­страции якобы существующей у них веры. Среди таких людей немало политиков, представителей культуры, коммерсантов, дру­гих известных публике личностей, которые представляют себя верующими сознательно, в целях саморекламы.

Контрольные вопросы

 

1. Какие социальные группы называют большими?

2. Чем отличаются большие социальные группы от малых и средних?

3. Какие различия существуют между малыми, средними и большими со­циальными группами по степени их организованности?

4. Каковы особенности отношений между людьми, складывающихся в ма­лых, средних и больших социальных группах?

5. Что понимается под массовидными явлениями психики?

6. Чем массовидные явления психики отличаются от психологических яв­лений, присущих индивиду?

7. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и обществен­ное мнение?

8. Что представляют собой массовые психические состояния?

9. Что называют массовыми коммуникациями и массовыми социальными установками?

10. Что такое мода как массовидное явление психики?

11. Что представляют собой слухи как массовидное психическое явление?

12. Почему веру или религию также рассматривают как массовидное явле­ние психики?

13. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и по­литической рекламы?

14. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи?

15. Почему информация, содержащаяся в слухах, не является достоверной (искажается по мере распространения слухов)?

16. Что представляют собой разновидности слухов?

17. Каковы особенности слуха-желания?

18. Что содержит в себе слух-пугало?

19. Что представляет собой и на что направлен слух с агрессивным содер­жанием?

20. Что предшествует возникновению слуха?

21. При каких условиях слух возникает и начинает распространяться?

22. Что представляют собой изменения, закономерно происходящие со слу­хами по мере их распространения?

23. Что такое сглаживание, обострение и адаптация слуха?

24. В чем проявляется отрицательная социально-психологическая роль слу­хов?

25. Какие меры обычно предпринимаются для предупреждения возникно­вения и распространения слухов?

26. Что представляют собой профилактические и активные меры, направ­ленные против слухов?

27. Когда и почему в истории человечества возникла мода?

28. Каковы основные социально-психологические функции современной моды?

29. В чем проявляется способность моды быть выражением культуры лю­дей?

30. Каким образом в моде реализуются вкусы людей и их индивидуальные особенности?

31. Что представляют собой такие функции моды, как дифференциация и объединение людей?

32. Каким образом мода способствует облегчению поиска человеком себе подобных среди других людей?

33. Каким образом мода обеспечивает привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей?

34. Посредством чего мода повышает уровень самосознания и удовлетво­ренности человека?

35. Каким образом мода способствует обновлению и развитию культуры?

36. Что представляет собой цикл движения моды?

37. Каковые особенности возникновения моды?

38. Что обеспечивает признание моды массами населения?

39. Каким образом мода распространяется после ее возникновения и при­знания?

40. В чем проявляется и чем обусловлен закат моды?

41. Кого называют автором и соавтором моды?

42. Какова роль первичных демонстраторов моды в обеспечении ее попу­лярности среди масс населения?

43. Какую роль играет реклама в распространении моды?

44. Чем вызвана необходимость постоянного обновления моды?

45. Какое влияние мода оказывает на психологию людей?

46. Каким образом мода улучшает настроение масс людей?

47. За счет чего с помощью моды повышается удовлетворенность людей?

48. Каким образом в сознании масс людей в результате следования моде возникает представление о том, что они развиваются?

49. Каким образом мода облегчает общение людей между собой?

50. За счет чего мода может предупреждать и устранять межличностные конфликты?

51. Что такое паника, что обычно предшествует ее возникновению?

52. Какими могут быть основные причины паники?

53. Что представляют собой внешние и внутренние предпосылки паники?

54. По каким основаниям состояния паники делят на виды?

55. Каковы разновидности паники?

56. Что представляют собой слабые состояния паники?

57. В чем и каким образом проявляются средне выраженные состояния па­ники?

58. Каковы психологические и поведенческие последствия сильно выражен­ных состояний паники?

59. На какие виды делится паника в зависимости от особенностей ее рас­пространения среди масс населения?

60. Что представляют собой локальные, местные и общесоциальные состо­яния паники?

61. На какие виды делится паника по длительности ее сохранения как со­стояния?

62. Что представляет собой разделение паники на виды по вызываемым ею последствиям?

63. Каковы условия возникновения паники?

64. Что может породить и усилить состояние паники?

65. Что представляют собой способы предупреждения панических состоя­ний?

66. Каковы могут быть меры, направленные на устранение последствий уже возникшей паники?

67. Что представляет собой реклама как массовидное явление психики?

68. С каких пор существует реклама в человеческом обществе?

69. Каковы основные разновидности рекламы?

70. В чем выражаются социально-психологические функции (задачи) рек­ламы?

71. Что такое коммерческая реклама?

72. Какую рекламу называют политической?

73. Что такое PR-движение, где, когда и с какой целью оно возникло?

74. Как цели PR-движения изменились со временем?

75. Что такое «белый» PR?

76. Что называют «черным» PR-ом?

77. Что представляют собой основные теоретические модели рекламы?

78. В чем заключается специфика модели рекламы AIDA?

79. Каковы особенности модели рекламы АССА?

80. Каковы характерные черты модели DIBABA?

81. В чем заключаются главные моменты рекламы, осуществляемой по мо­дели DAGMAR?

82. Какие лица участвуют в производстве и распространении рекламы?

83. Какова роль психолога в рекламном процессе?

84. Что представляют собой морально-этические аспекты рекламы?

85. Какую позицию в морально-этических вопросах, связанных с рекламой, должен занимать профессиональный психолог?

86. Каковы основные приемы, используемые в недобросовестной, мораль­но нечистоплотной рекламе?

87. По каким мотивам люди обращаются к рекламе?

88. Каковы социально-психологические механизмы воздействия рекламы на людей?

89. На каком основании религию относят к массовидным явлениям пси­хики?

90. Что представляют собой психологические корни веры?

91. Как определяются основные социально-психологические функции ре­лигии?

92. Каковы основные мотивы обращения людей к религии?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2006. — С. 144-180.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 433-475.

3. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // В. М. Бехтерев. Избран­ные работы по социальной психологии. — М., 1994. — С. 18-191.

4. ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. — М, 1981.

5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. — М., 1998. - С. 197-308.

6. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психо-логическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. — Казань, 1997.-С. 279-311.

7. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.— СПб., 2001.- С. 590-596.

8. Трушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы иссле­дования. — М., 1987.

9. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. Второе издание. — М.; СПб., 2007. - С. 158-328.

10. Ляпина Т. В. Политическая реклама. — Киев, 2000.

11. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 310-354.

12. Московичи С. Век толп. - М., 1998. - С. 23-267.

13. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.; СПб., 2004.

14. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб., 2001. - С. 51-89, 237-329.

15. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. — СПб., 2004.

16. Сигеле С. Преступная толпа// Преступная толпа. — М., 1998. — С. 13-119.

17. Состояние паники // Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. - М.; СПб., 2004. - С. 439-449.

18. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 96-140.


Часть IV

ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ


Глава 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.007 с.)