Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия как массовидное психическое явлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Религия рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует психологию масс людей и определяет их социальное поведение. Единого определения религии нет, а ее психологическое понимание многозначно. У религии как массовидного явления психики есть социальные и психологические корни. Социальные корни религии связаны с возникновением и развитием человеческого общества. Психологические корни религии находятся в самой психологии людей. Они представляют собой следующее. 1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в формировании мировоззрения или определенного взгляда на происхождение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира). 2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нормальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях). 3. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасностей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоянии уберечь себя от опасностей). 4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молитвы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как правило, успокаивают верующих). 5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь). Исследователи религии с социально-психологической точки зрения обычно обсуждают ее функции и мотивы обращения людей к религии. В качестве основных социально-психологических функций религии называются следующие: • сплочение людей, при этом религия выполняет социально-образующую, или интегрирующую, функцию; • облегчение страдания людей; • удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких; • способствование нравственному самосовершенствованию человека (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие); • обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир; • содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны). В качестве основных мотивов обращения людей к религии чаще всего называются следующие: • желание получить простое и непротиворечивое представление о мире, его происхождении и устройстве; • ожидание счастливой загробной жизни (многие современные религии обещают это тем, кто ведет праведный образ жизни); • интерес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах (они многим людям доставляют эстетическое наслаждение и душевное облегчение); • убежденность в том, что вера (религия) укрепляет нравственность (стремление к нравственному самосовершенствованию); • вера по традиции или на всякий случай (многие люди обращаются к религии потому, что так поступают значимые для них люди; сами они особенно не верят в Бога, но и не убеждены в том, что его нет); • меркантильные мотивы, или мотивы личной выгоды. Они характерны для людей, которые на самом деле в Бога не верят, но стремятся извлечь какие-либо выгоды для себя из публичной демонстрации якобы существующей у них веры. Среди таких людей немало политиков, представителей культуры, коммерсантов, других известных публике личностей, которые представляют себя верующими сознательно, в целях саморекламы. Контрольные вопросы
1. Какие социальные группы называют большими? 2. Чем отличаются большие социальные группы от малых и средних? 3. Какие различия существуют между малыми, средними и большими социальными группами по степени их организованности? 4. Каковы особенности отношений между людьми, складывающихся в малых, средних и больших социальных группах? 5. Что понимается под массовидными явлениями психики? 6. Чем массовидные явления психики отличаются от психологических явлений, присущих индивиду? 7. Как определяются массовое сознание, массовое настроение и общественное мнение? 8. Что представляют собой массовые психические состояния? 9. Что называют массовыми коммуникациями и массовыми социальными установками? 10. Что такое мода как массовидное явление психики? 11. Что представляют собой слухи как массовидное психическое явление? 12. Почему веру или религию также рассматривают как массовидное явление психики? 13. Каковы социально-психологические особенности коммерческой и политической рекламы? 14. Какими социально-психологическими особенностями обладают слухи? 15. Почему информация, содержащаяся в слухах, не является достоверной (искажается по мере распространения слухов)? 16. Что представляют собой разновидности слухов? 17. Каковы особенности слуха-желания? 18. Что содержит в себе слух-пугало? 19. Что представляет собой и на что направлен слух с агрессивным содержанием? 20. Что предшествует возникновению слуха? 21. При каких условиях слух возникает и начинает распространяться? 22. Что представляют собой изменения, закономерно происходящие со слухами по мере их распространения? 23. Что такое сглаживание, обострение и адаптация слуха? 24. В чем проявляется отрицательная социально-психологическая роль слухов? 25. Какие меры обычно предпринимаются для предупреждения возникновения и распространения слухов? 26. Что представляют собой профилактические и активные меры, направленные против слухов? 27. Когда и почему в истории человечества возникла мода? 28. Каковы основные социально-психологические функции современной моды? 29. В чем проявляется способность моды быть выражением культуры людей? 30. Каким образом в моде реализуются вкусы людей и их индивидуальные особенности? 31. Что представляют собой такие функции моды, как дифференциация и объединение людей? 32. Каким образом мода способствует облегчению поиска человеком себе подобных среди других людей? 33. Каким образом мода обеспечивает привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей? 34. Посредством чего мода повышает уровень самосознания и удовлетворенности человека? 35. Каким образом мода способствует обновлению и развитию культуры? 36. Что представляет собой цикл движения моды? 37. Каковые особенности возникновения моды? 38. Что обеспечивает признание моды массами населения? 39. Каким образом мода распространяется после ее возникновения и признания? 40. В чем проявляется и чем обусловлен закат моды? 41. Кого называют автором и соавтором моды? 42. Какова роль первичных демонстраторов моды в обеспечении ее популярности среди масс населения? 43. Какую роль играет реклама в распространении моды? 44. Чем вызвана необходимость постоянного обновления моды? 45. Какое влияние мода оказывает на психологию людей? 46. Каким образом мода улучшает настроение масс людей? 47. За счет чего с помощью моды повышается удовлетворенность людей? 48. Каким образом в сознании масс людей в результате следования моде возникает представление о том, что они развиваются? 49. Каким образом мода облегчает общение людей между собой? 50. За счет чего мода может предупреждать и устранять межличностные конфликты? 51. Что такое паника, что обычно предшествует ее возникновению? 52. Какими могут быть основные причины паники? 53. Что представляют собой внешние и внутренние предпосылки паники? 54. По каким основаниям состояния паники делят на виды? 55. Каковы разновидности паники? 56. Что представляют собой слабые состояния паники? 57. В чем и каким образом проявляются средне выраженные состояния паники? 58. Каковы психологические и поведенческие последствия сильно выраженных состояний паники? 59. На какие виды делится паника в зависимости от особенностей ее распространения среди масс населения? 60. Что представляют собой локальные, местные и общесоциальные состояния паники? 61. На какие виды делится паника по длительности ее сохранения как состояния? 62. Что представляет собой разделение паники на виды по вызываемым ею последствиям? 63. Каковы условия возникновения паники? 64. Что может породить и усилить состояние паники? 65. Что представляют собой способы предупреждения панических состояний? 66. Каковы могут быть меры, направленные на устранение последствий уже возникшей паники? 67. Что представляет собой реклама как массовидное явление психики? 68. С каких пор существует реклама в человеческом обществе? 69. Каковы основные разновидности рекламы? 70. В чем выражаются социально-психологические функции (задачи) рекламы? 71. Что такое коммерческая реклама? 72. Какую рекламу называют политической? 73. Что такое PR-движение, где, когда и с какой целью оно возникло? 74. Как цели PR-движения изменились со временем? 75. Что такое «белый» PR? 76. Что называют «черным» PR-ом? 77. Что представляют собой основные теоретические модели рекламы? 78. В чем заключается специфика модели рекламы AIDA? 79. Каковы особенности модели рекламы АССА? 80. Каковы характерные черты модели DIBABA? 81. В чем заключаются главные моменты рекламы, осуществляемой по модели DAGMAR? 82. Какие лица участвуют в производстве и распространении рекламы? 83. Какова роль психолога в рекламном процессе? 84. Что представляют собой морально-этические аспекты рекламы? 85. Какую позицию в морально-этических вопросах, связанных с рекламой, должен занимать профессиональный психолог? 86. Каковы основные приемы, используемые в недобросовестной, морально нечистоплотной рекламе? 87. По каким мотивам люди обращаются к рекламе? 88. Каковы социально-психологические механизмы воздействия рекламы на людей? 89. На каком основании религию относят к массовидным явлениям психики? 90. Что представляют собой психологические корни веры? 91. Как определяются основные социально-психологические функции религии? 92. Каковы основные мотивы обращения людей к религии?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2006. — С. 144-180. 2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. — С. 433-475. 3. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология // В. М. Бехтерев. Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994. — С. 18-191. 4. ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. — М, 1981. 5. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. — М., 1998. - С. 197-308. 6. Гарифуллин Р. Р. Иллюзионизм личности как новая философско-психо-логическая концепция: психология обмана, манипуляций, кодирования. — Казань, 1997.-С. 279-311. 7. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии.— СПб., 2001.- С. 590-596. 8. Трушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. — М., 1987. 9. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. Второе издание. — М.; СПб., 2007. - С. 158-328. 10. Ляпина Т. В. Политическая реклама. — Киев, 2000. 11. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1997. — С. 310-354. 12. Московичи С. Век толп. - М., 1998. - С. 23-267. 13. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. — М.; СПб., 2004. 14. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб., 2001. - С. 51-89, 237-329. 15. Почебут Л. Г. Социальная психология толпы. — СПб., 2004. 16. Сигеле С. Преступная толпа// Преступная толпа. — М., 1998. — С. 13-119. 17. Состояние паники // Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. - М.; СПб., 2004. - С. 439-449. 18. Чалдини Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 96-140. Часть IV ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ Глава 11
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.007 с.) |