Социальная психология и практика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная психология и практика



 

Краткое содержание

 

Социально-психологические вопросы политики. Начало использо­вания социально-психологических знаний в области политики. Область военного противостояния, пропаганды и агитации как первая сфера практического использования социально-психологических знаний. Воз­никновение PR-движения, его истоки и дальнейшая судьба. Сферы ис­пользования социально-психологических знаний в современной политике. Моральная сторона использования психологии в политике. Манипуляции сознанием и поведением людей в интересах отдельных политиков и поли­тических партий. Неоднозначное отношение людей к политтехнологиям и тем, кто на этом зарабатывает деньги.

Социальная психология и право. Основные области применения соци­ально-психологических знаний и методов в сфере правовых отношений. Содержание и методы психологической подготовки профессиональных юристов. Психологические вопросы организации и проведения дознания. Психологическое обеспечение судопроизводства. Формирование пра­восознания людей как область практического использования социаль­но-психологических знаний. Применение социально-психологических знаний в работе с осужденными и с персоналом пенитенциарных учреж­дений в местах лишения свободы.

Социальная психология и экономика. Вопросы экономики, решаемые при помощи социально-психологических знаний и методов. Организация эффективного управления экономическими предприятиями и учреждения­ми. Психологическое обеспечение принятия оптимальных экономических решений. Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского спроса). Реклама производимых товаров. Психологическая подготовка управленческих кадров в области экономики. Социально-психологичес­кие вопросы экономической рекламы. Основные области психологичес­кой подготовки управленческих кадров для экономики.

Социальная психология и промышленное производство. Связь пси­хологии управления и промышленной психологии с социально-психоло­гическими знаниями. Основные социально-психологические вопросы промышленной психологии.

Социальная психология, армия и спорт. Социально-психологичес­кие проблемы и вопросы, связанные с современной армией. Социаль­но-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах. Подготовка командиров к их работе с подчиненными. Предупреждение и разрешение конфлик­тов, возникающих в армейских коллективах. Индивидуальное психоло­гическое консультирование и разрешение проблем личного характера, появляющихся у военнослужащих. Главные социально-психологические вопросы современного спорта. Психологическое обеспечение трени­ровок спортсменов и повышения их профессионального мастерства. Оптимальная психологическая готовность спортсменов к соревновани­ям, в частности их психологическая устойчивость. Сплочение спортив­ной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников. Предупреждение и снятие межличностных конфликтов между участни­ками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководи­телями спорта.

Социальная психология и медицина. Условия и начало широкого ис­пользования социально-психологических знаний и методов в медицин­ской практике. Возникновение движения человеческого потенциала и его связь с медициной. Разновидности социально-психологического тре­нинга: Т-группы, группы тренинга сенситивности (группы встреч), группы психодрамы, гештальтгруппы, группы телесной терапии, группы игровой психотерапии, группы терапии искусством (арттерапии). Конкретные ме­дицинские задачи, решаемые с помощью следующих групповых психо­терапевтических методов: арттерапия, тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе), гештальттерапия, группы встреч, нейролингвисти-ческое программирования (НЛП), поведенческая психотерапия, психо­драма, телесно ориентированная психотерапия.

Социальная психология и образование. Области практического ис­пользования социально-психологических знаний и методов в сфере об­разования. Социально-психологические аспекты учения А. С. Макарен­ко о детском (ученическом) и педагогическом коллективе. Применение групповых методов обучения в учебном процессе. Становление и разви­тие социально-педагогической психологии (В. В. Рубцов). Использование групповых методов обучения в практике преподавания иностранных язы­ков (Г. А. Китайгородская). Управление системой образования как сфера использования социально-психологических знаний. Особенности препо­давания социальной психологии в педагогических учебных заведениях.


Социально-психологические вопросы политики

 

В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведе­ны первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующих знаний можно оказывать определенное влияние на сознание и поведе­ние людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропа­гандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на пси­хологию противника.

Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экс­периментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей. В них проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источни­кам на социальные установки, зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории. Данные, полученные в этих экспериментах, в скором вре­мени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой силой развернулась накануне Второй мировой войны в раз­ных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, на­пример, в фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко ис­пользовали соответствующие социально-психологические знания.

После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как извест­но, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая вой­на, повышенный интерес к использованию психологии в политичес­ких целях не только сохранился, но еще более укрепился. В разных странах мира этим на профессиональной основе стали заниматься спе­циальные органы и специально подготовленные люди.

В скором времени появляется и начинает развиваться новое направ­ление в политической психологии, которое получило название Public Relations (PR-движение). Первоначально оно преследовало двоякую цель: предупреждения повторения того, что произошло накануне Вто­рой мировой войны (одурманивание людей фашистской, националис­тической и иной экстремистской идеологией), и разъяснение массам людей политики правительства.

В скором времени, однако, когда воспоминания о войне стали по­степенно сглаживаться в памяти и сознании людей, PR-движение пре­вратилось в основу новой политической технологии, которую в своих целях стали использовать политические партии и отдельные полити­ки, например, при организации и проведении демократических выбо­ров. Эти технологии, первоначально зародившись и получив «пропис­ку» в Великобритании и США, затем широко распространились во всем мире. В настоящее время они широко и с успехом используются в России, что показали избирательные кампании, связанные с выбора­ми президента и Государственной думы. Особым направлением этой работы стало так называемое «имиджмейкерство», то есть формирова­ние положительного образа того или иного политика в сознании масс людей.

Таким образом, психология в современной политике находит прак­тическое применение в следующих основных областях:

• использование психологических знаний в средствах массовой ин­формации для того, чтобы пропагандировать среди населения те или иные политические идеи;

• применение психологических знаний в целях политической рек­ламы, например для популяризации среди масс населения тех или иных политических партий или конкретных политиков;

• воздействие на людей с помощью социально-психологических ме­тодов во время подготовки и проведения предвыборных кампаний;

• применение в межгосударственных отношениях политтехноло-гий, включающих в себя социально-психологические методы (этим специально занимается, например, дипломатическая пси­хология);

• использование психологии для формирования положительного образа того или иного политика, политической партии или орга­низации среди масс населения.

Практика показывает, что сфера использования психологических знаний в политике постоянно расширяется и в нее вовлекаются все больше людей. Некоторые из них благодаря знаниям и умелому ис­пользованию психологии добиваются своих политических целей, дру­гие, становясь профессионалами в данной области деятельности, непло­хо зарабатывают на этом (их, в частности, называют политтехнологами). В конечном счете оказывается, что от использования психологических знаний в политике выигрывает сравнительно небольшая группа людей, а остальные в лучшем случае выступают как объекты манипуляции со стороны этой группы людей, в худшем — оказываются обманутыми.

Поэтому в обществе не существует однозначного отношения к той практике использования психологии, которая сложилась на сегод­няшний день. Ее, безусловно, оправдывают те люди, которые этим профессионально занимаются и получают для себя определенные вы­годы (политики и политические партии прежде всего). Немало также людей, которые к этой практике, особенно в тех случаях, когда она при­обретает форму так называемого «черного» PR, относятся неодобри­тельно, считая ее недопустимой с нравственной точки зрения. Среди таких людей немало тех, кто относится к интеллигенции: ученых, пи­сателей и многих других.

Моральные вопросы, связанные с политической рекламой, в совре­менном обществе являются настолько острыми, что их специально вы­деляют и обсуждают в книгах и учебниках по психологии рекламы. К примеру, в известной книге А. Н. Лебедева-Любимова «Психология рекламы» (2007) эти вопросы представлены в отдельной главе, где при­водится немало критических высказываний относительно нравствен­ной стороны рекламы вообще и политической в частности. Воспроизве­дем только некоторые из них: реклама «обманывает людей», «разрушает сложившуюся за десятилетия, а может быть, столетия, структуру цен­ностей», «использует приемы прямого грубого психологического дав­ления», «играет на доверии граждан», и ею нередко пользуются «без­дарные, честолюбивые люди, рвущиеся наверх, использующие нечестно нажитые деньги, связи и доступ к средствам массовой информации»1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.11.30 (0.007 с.)