Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная психология и практикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Краткое содержание
Социально-психологические вопросы политики. Начало использования социально-психологических знаний в области политики. Область военного противостояния, пропаганды и агитации как первая сфера практического использования социально-психологических знаний. Возникновение PR-движения, его истоки и дальнейшая судьба. Сферы использования социально-психологических знаний в современной политике. Моральная сторона использования психологии в политике. Манипуляции сознанием и поведением людей в интересах отдельных политиков и политических партий. Неоднозначное отношение людей к политтехнологиям и тем, кто на этом зарабатывает деньги. Социальная психология и право. Основные области применения социально-психологических знаний и методов в сфере правовых отношений. Содержание и методы психологической подготовки профессиональных юристов. Психологические вопросы организации и проведения дознания. Психологическое обеспечение судопроизводства. Формирование правосознания людей как область практического использования социально-психологических знаний. Применение социально-психологических знаний в работе с осужденными и с персоналом пенитенциарных учреждений в местах лишения свободы. Социальная психология и экономика. Вопросы экономики, решаемые при помощи социально-психологических знаний и методов. Организация эффективного управления экономическими предприятиями и учреждениями. Психологическое обеспечение принятия оптимальных экономических решений. Изучение рынка сбыта выпускаемых товаров (покупательского спроса). Реклама производимых товаров. Психологическая подготовка управленческих кадров в области экономики. Социально-психологические вопросы экономической рекламы. Основные области психологической подготовки управленческих кадров для экономики. Социальная психология и промышленное производство. Связь психологии управления и промышленной психологии с социально-психологическими знаниями. Основные социально-психологические вопросы промышленной психологии. Социальная психология, армия и спорт. Социально-психологические проблемы и вопросы, связанные с современной армией. Социально-психологическая подготовка молодых людей призывного возраста к их будущей жизни в армейских коллективах. Подготовка командиров к их работе с подчиненными. Предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих в армейских коллективах. Индивидуальное психологическое консультирование и разрешение проблем личного характера, появляющихся у военнослужащих. Главные социально-психологические вопросы современного спорта. Психологическое обеспечение тренировок спортсменов и повышения их профессионального мастерства. Оптимальная психологическая готовность спортсменов к соревнованиям, в частности их психологическая устойчивость. Сплочение спортивной команды, обеспечение четкого взаимодействия всех ее участников. Предупреждение и снятие межличностных конфликтов между участниками спортивной деятельности: спортсменами, тренерами, руководителями спорта. Социальная психология и медицина. Условия и начало широкого использования социально-психологических знаний и методов в медицинской практике. Возникновение движения человеческого потенциала и его связь с медициной. Разновидности социально-психологического тренинга: Т-группы, группы тренинга сенситивности (группы встреч), группы психодрамы, гештальтгруппы, группы телесной терапии, группы игровой психотерапии, группы терапии искусством (арттерапии). Конкретные медицинские задачи, решаемые с помощью следующих групповых психотерапевтических методов: арттерапия, тренинг ассертивности (тренинг уверенности в себе), гештальттерапия, группы встреч, нейролингвисти-ческое программирования (НЛП), поведенческая психотерапия, психодрама, телесно ориентированная психотерапия. Социальная психология и образование. Области практического использования социально-психологических знаний и методов в сфере образования. Социально-психологические аспекты учения А. С. Макаренко о детском (ученическом) и педагогическом коллективе. Применение групповых методов обучения в учебном процессе. Становление и развитие социально-педагогической психологии (В. В. Рубцов). Использование групповых методов обучения в практике преподавания иностранных языков (Г. А. Китайгородская). Управление системой образования как сфера использования социально-психологических знаний. Особенности преподавания социальной психологии в педагогических учебных заведениях. Социально-психологические вопросы политики
В сферу политических отношений социально-психологические знания стали активно внедряться с тех пор, как были организованы и проведены первые эксперименты, показавшие, что с помощью соответствующих знаний можно оказывать определенное влияние на сознание и поведение людей. Такие эксперименты были проведены еще в годы Первой мировой войны, когда с помощью авиации стали разбрасывать пропагандистские и агитационные листовки в тылу противника. Это было фактическое начало так называемой психологической войны, то есть войны с использованием специальных средств воздействия на психологию противника. Вскоре после окончания Первой мировой войны начинаются экспериментальные исследования процессов формирования и изменения социальных установок людей. В них проверяется влияние восприятия людьми источников информации и их отношения к данным источникам на социальные установки, зависимость социальных установок от порядка передачи информации, от представления аргументов и от аудитории. Данные, полученные в этих экспериментах, в скором времени нашли применение в практике пропаганды и агитации, которая с особой силой развернулась накануне Второй мировой войны в разных странах мира. С особым размахом эта пропаганда действовала, например, в фашистской Германии и в бывшем Советском Союзе. Ею активно занимались специальные люди и органы, которые широко использовали соответствующие социально-психологические знания. После окончания Второй мировой войны, в ходе которой, как известно, велась не только вооруженная борьба, но и психологическая война, повышенный интерес к использованию психологии в политических целях не только сохранился, но еще более укрепился. В разных странах мира этим на профессиональной основе стали заниматься специальные органы и специально подготовленные люди. В скором времени появляется и начинает развиваться новое направление в политической психологии, которое получило название Public Relations (PR-движение). Первоначально оно преследовало двоякую цель: предупреждения повторения того, что произошло накануне Второй мировой войны (одурманивание людей фашистской, националистической и иной экстремистской идеологией), и разъяснение массам людей политики правительства. В скором времени, однако, когда воспоминания о войне стали постепенно сглаживаться в памяти и сознании людей, PR-движение превратилось в основу новой политической технологии, которую в своих целях стали использовать политические партии и отдельные политики, например, при организации и проведении демократических выборов. Эти технологии, первоначально зародившись и получив «прописку» в Великобритании и США, затем широко распространились во всем мире. В настоящее время они широко и с успехом используются в России, что показали избирательные кампании, связанные с выборами президента и Государственной думы. Особым направлением этой работы стало так называемое «имиджмейкерство», то есть формирование положительного образа того или иного политика в сознании масс людей. Таким образом, психология в современной политике находит практическое применение в следующих основных областях: • использование психологических знаний в средствах массовой информации для того, чтобы пропагандировать среди населения те или иные политические идеи; • применение психологических знаний в целях политической рекламы, например для популяризации среди масс населения тех или иных политических партий или конкретных политиков; • воздействие на людей с помощью социально-психологических методов во время подготовки и проведения предвыборных кампаний; • применение в межгосударственных отношениях политтехноло-гий, включающих в себя социально-психологические методы (этим специально занимается, например, дипломатическая психология); • использование психологии для формирования положительного образа того или иного политика, политической партии или организации среди масс населения. Практика показывает, что сфера использования психологических знаний в политике постоянно расширяется и в нее вовлекаются все больше людей. Некоторые из них благодаря знаниям и умелому использованию психологии добиваются своих политических целей, другие, становясь профессионалами в данной области деятельности, неплохо зарабатывают на этом (их, в частности, называют политтехнологами). В конечном счете оказывается, что от использования психологических знаний в политике выигрывает сравнительно небольшая группа людей, а остальные в лучшем случае выступают как объекты манипуляции со стороны этой группы людей, в худшем — оказываются обманутыми. Поэтому в обществе не существует однозначного отношения к той практике использования психологии, которая сложилась на сегодняшний день. Ее, безусловно, оправдывают те люди, которые этим профессионально занимаются и получают для себя определенные выгоды (политики и политические партии прежде всего). Немало также людей, которые к этой практике, особенно в тех случаях, когда она приобретает форму так называемого «черного» PR, относятся неодобрительно, считая ее недопустимой с нравственной точки зрения. Среди таких людей немало тех, кто относится к интеллигенции: ученых, писателей и многих других. Моральные вопросы, связанные с политической рекламой, в современном обществе являются настолько острыми, что их специально выделяют и обсуждают в книгах и учебниках по психологии рекламы. К примеру, в известной книге А. Н. Лебедева-Любимова «Психология рекламы» (2007) эти вопросы представлены в отдельной главе, где приводится немало критических высказываний относительно нравственной стороны рекламы вообще и политической в частности. Воспроизведем только некоторые из них: реклама «обманывает людей», «разрушает сложившуюся за десятилетия, а может быть, столетия, структуру ценностей», «использует приемы прямого грубого психологического давления», «играет на доверии граждан», и ею нередко пользуются «бездарные, честолюбивые люди, рвущиеся наверх, использующие нечестно нажитые деньги, связи и доступ к средствам массовой информации»1.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.26.149 (0.01 с.) |