Эффективность групповой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффективность групповой деятельности



 

Эффективностью групповой деятельности называется то, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее задачами. Обычно эффективность группы сравнивают с успешностью работы такого же количества отдельных людей и считают, что группа работает эффек­тивно, если результаты ее деятельности превосходят объединенные (суммированные) результаты деятельности того же самого числа дей­ствующих независимо друг от друга людей.

Исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание закономерностей взаимодействия и взаимоотношений в них людей позволяет повысить эффективность групповой работы. Практически все рассмотренные нами характеристики группы — ве­личина, каналы коммуникаций, композиция, межличностные отноше­ния, стиль лидерства и другие — важны для успешной групповой ра­боты. Уместно теперь поставить и обсудить следующие вопросы.

1. Одинаково ли влияние каждого из названных выше факторов на эффективность групповой деятельности?

2. Какие связи существуют между каждым из них и успешностью групповой работы?

3. Однозначны ли эти связи, или в разных ситуациях и условиях групповой работы они могут быть различными?

В поисках ответов на эти вопросы все ранее рассмотренные социаль­но-психологические характеристики группы можно разделить на два класса: формальные, описывающие структуру группы, способы органи­зации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения людей в данной груп­пе, то есть ее социальную психологию.

К формальным характеристикам группы можно отнести число чле­нов в данной группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особен­ности групповой задачи, распределение обязанностей между членами группы; к содержательным — межличностные отношения, нормы, цен­ностные ориентации, роли, статусы, лидерство.

Вопрос о том, чему отдать предпочтение при изучении эффектив­ности групповой деятельности — формальным или содержательным ее характеристикам, — достаточно сложный и решается неоднозначно. Психологические особенности группы непосредственно влияют на ее работу, однако изменять их нелегко, и к тому же они зависят от фор­мальных свойств группы, например от ее композиции. Формальными аспектами групповой работы, напротив, управлять легче, но они лишь косвенно влияют на успешность групповой деятельности — через пси­хологию составляющих ее индивидов. Следовательно, важно, помимо прочего, найти ответ на вопрос о том, каким образом взаимосвязаны формальные и содержательные характеристики группы в их совмест­ном влиянии на эффективность групповой деятельности.

Можно выстроить различные факторы, влияющие на успешность групповой деятельности, по их значимости или логическому приори­тету. Попробуем это сделать.

Из формальных и содержательных характеристик группы (с точки зрения их совместного влияния на успешность работы группы) на пер­вое место можно поставить содержательные, причем не все, а только те, которые характеризуют группу как развитый коллектив. Вслед за ними следует, по-видимому, расположить формальные и общие содер­жательные характеристики группы (рис. 2).

Рассматривая вопрос о признаках эффективности групповой рабо­ты, социальные психологи предлагают следующее его решение. Име­ются три основных критерия эффективности деятельности группы: продуктивность, качество работы и положительное влияние группы на индивида. Первые два критерия отражают специальные задачи, сто­ящие перед группами и связанные с ее работой, а третий является об­щесоциальным. Он реализует положительные социально-психологи­ческие функции, связанные с социализацией индивида через малые группы.

 

 

Рис. 2. Факторы эффективности групповой деятельности и их соподчинение

 

 

Рассмотрим в отдельности, какое влияние на успешность группо­вой деятельности могут оказывать ее формальные (структурные) и со­держательные (психологические) особенности.

Установлено, что величина группы не оказывает прямого и одно­значного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты ра­боты.

Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, они могут быть как положительными, так и отрицательными. Те и другие для сравнения представлены в табл. 1.


Таблица 1. Следствия увеличения или уменьшения количества членов группы

 

Положительные Отрицательные
1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для глубокого и разностороннего обсуждения различных вопросов 1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастать вероятность распада группы на более мелкие группировки. Это существенно уменьшает сплоченность группы и затрудняет достижение единства по обсуждаемым вопросам
2. Чем больше группа по своему размеру, тем легче ради интересов дела распределить в ней обязанности между отдельными членами в соответствии с их возможностями и способностями 2. Большой группой трудно управлять, намного сложнее, чем малой, нелегко организовать взаимодействие ее членов, наладить между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения
3. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество разнообразной информации 3. Рост величины группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и к обострению взаимоотношений между членами группы
4. В большой группе увеличивается число людей, которые могут участвовать в выработке и принятии решений, взвешивании и оценке их положительных и отрицательных последствий 4. При увеличении группы статус и авторитет одних ее членов растет, а других — уменьшается, увеличивая психологическую дистанцию между членами группы. Возможности для развития и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других, напротив, уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития каждой личности
5. С ростом величины группы обычно повышается ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для задач, имеющих много альтернативных вариантов решения, это обстоятельство представляется существенным 5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности снижается

На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что групповая задача определяет струк­туру взаимодействия членов группы в процессе их совместной рабо­ты, а эта структура, в свою очередь, влияет на итоги групповой работы.

Композиция, то есть индивидуальный состав группы, определяемый по психологическим особенностям ее членов, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, — через систему взаимоот­ношений и взаимодействий, характеризующих уровень социально-пси­хологического развития группы как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовмести­мой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.

Высокоразвитые группы с неоднородной композицией — со значи­тельными индивидуально-психологическими различиями членов груп­пы — лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, подходах к решению задач, точках зрения, мышлении, восприятии, памяти, воображении и т. п. их участники с разных сторон подходят к решению одних и тех же задач. В результате увеличивается число идей, вариантов предлагаемых ре­шений и, следовательно, возрастает вероятность эффективного реше­ния поставленной задачи. Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание и выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава группы приводит к противоречиям и конфликтам в сфере личных взаимоотношений. Для упорядоченной деятельности групп их целесообразно в процессе работы разделять на подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и рас­пределение обязанностей (разделение труда) между подгруппами внут­ри данной группы.

Зависимость успеха деятельности группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологи­ческого развития. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорга­низации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы ру­ководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях даже либеральный стиль лидерства. В группах, находящихся на сред­нем уровне развития, лучшие результаты даст гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и ли­беральности. В относительно слаборазвитых группах, не готовых к са­мостоятельной работе, неспособных к самоорганизации и имеющих сложные, конфликтные межличностные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности.

Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: но­вая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава группы, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей, и т. п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, со­циально-психологически необоснованное применение директивного или авторитарного стиля лидерства (руководства) в группе отрица­тельно сказывается на общем настрое людей, на их взаимодействиях и взаимоотношениях и в конечном счете снижает эффективность груп­повой работы. Такой стиль лидерства ограничивает самостоятельность членов группы и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих независимого мышления каждого члена группы.

Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сло­жившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и ан­типатии, частота общения и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимоотношений по-разному могут сказы­ваться на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения между членами группы чаще всего спо­собствуют их успешной совместной работе.

Однако в группах разного уровня социально-психологической зре­лости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравни­тельно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них значительных совместных усилий, не вызывающих у них физической усталости и эмоциональной напряженности, лич­ные взаимоотношения существенно не влияют на результаты группо­вой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных действий, больших уси­лий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (осо­бенно — стрессовую ситуацию), то лучше в такой работе проявят себя более развитые в социально-психологическом отношении группы.

Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельно­сти. Существует несколько таких форм организации: коллективно-ко­оперативная, организованная на началах взаимодействия и взаимозави­симости участников группы в работе; индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого; скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы.

Выбор той или иной формы организации совместного труда опре­деляется двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уров­нем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации сов­местной деятельности. Она обладает максимальным эффектом, наи­лучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и фи­зические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает ошибочные решения. При сложной творческой работе предпочтительнее индивиду­альная и скоординированная формы организации совместной деятель­ности, время от времени сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда, например при использовании в групповой работе техники брейнсторминга, о которой пойдет речь дальше.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.009 с.)