Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные компоненты деятельности учителяСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Таким образом, функции и компоненты педагогической деятельности учителя начальных классов необходимо рассматривать как объективно существующее явление педагогической действительности. Но они останутся безжизненной схемой, если учитель не сделает их субъективным достоянием собственной личности. Только личностно значимые функции и компоненты педагогической деятельности имеют смысл. Анализ сущности педагогической деятельности четко определяет место педагогической практики в профессиональном становлении будущего учителя начальных классов. Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможно только при взаимодействии теоретической и практической подготовки. Значение, условия, задачи, функции, принципы педагогической практики Педагогический процесс имеет свои закономерности и деятельность, реализующую этот процесс. Теоретическая подготовка в вузе предполагает наличие некоторой совокупности знаний о том, как нужно строить будущий, еще не реализованный в действительности учебно-воспитательный процесс. Практическая подготовка или педагогическая практика позволяет увидеть, как протекает педагогический процесс, уже реализованный или реализуемый в действительности. Педагогическая практика обучает будущих учителей школы I ступени проектировать и осуществлять непосредственно учебно-воспитательный процесс как на основе проектов педагогической науки (учебных планов, программ, учебников, рекомендаций и т.д.), так и на основе собственных творческих проектов. По мере реализации данных проектов студенты изучают педагогическую действительность, занимаются исследовательской работой. Результаты такого изучения кладутся в основу конструирования новой, улучшенной педагогической деятельности. Порождаемые таким образом знания предписывают определенные педагогические действия. Успех обучения зависит от эффективности работы тех, кто непосредственно организует педагогический процесс и управляет им – от учителей. Учитель, находясь постоянно в различных ситуациях, должен быть не просто исполнителем рекомендаций и указаний, а творцом педагогического процесса и духовного мира детей. Важный ориентир в работе будущего учителя – лучший опыт работающих учителей, чему наилучшим образом способствует педагогическая практика. Изучение студентами опыта учителей-мастеров служит выявлению образцов эффективной педагогической деятельности, работе по лучшему образцу, поднятию уровня обучения в классе, необходимым эмпирическим материалом для курсовых и дипломных работ. Сами студенты отдают однозначное предпочтение педагогической практике, выражают неудовлетворение, когда практика оказывается для них пассивной, проявляют активность и желание непосредственно участвовать в педагогическом процессе. Поэтому выше всех видов практики будущие учителя выделяют производственную. При этом решающим условием организации практической подготовки является разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность, методическую оснащенность, научно-исследовательскую работу. Также значимым условием становления педагогической деятельности выступает развитие у будущих учителей педагогического самосознания и личной профессиональной позитивной Я-концепции. Практика помогает реально формировать у студентов рефлексивную деятельность, которая выражается в анализе эффективности использования тех или иных методов, приемов, средств, техник, помогает практиканту осознать трудности в работе и найти пути их преодоления. Рефлексия учит практикантов определять и классифицировать наличие ошибок в работе из-за недостатка знаний и умений и ошибок, обусловленных личностными качествами. Основными задачами педагогической практики в школе I ступени являются: ü углубление и закрепление теоретических знаний студентов; ü формирование и развитие основных профессионально-педагогических умений; ü развитие у будущих учителей профессионально значимых качеств личности; ü выработка основ владения педагогической техникой; ü обучение методам анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности; ü развитие интереса к педагогической деятельности; ü формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; ü овладение студентами методикой изучения личности младшего школьника и детского коллектива; ü развитие потребности в самообразовании и самосовершенствовании. Педагогическая практика выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Адаптационная функция: студент знакомится с организацией в учебно-воспитательных учреждениях; привыкает к детям; вступает в контакт с семьей ребенка. Обучающая функция: студент реализует теоретические знания; вырабатывает основные педагогические умения и навыки. Воспитывающая функция: студент реально учится любить и принимать ребенка, терпению, выдержке, ответственности. Диагностическая функция: практикант оценивает свое эмоциональное состояние, личностные и профессиональные качества. Развивающая функция: развиваются педагогические способности. Сущностные характеристики принципов педагогической практики
ГЛАВА 2. СКВОЗНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК 2.1. Педагогическая практика для студентов (дневная форма обучения) План 1. Введение 2. Цели и задачи практики 3. Содержание практики - Индивидуальные задания 4. Формы и методы контроля 5. Требования к отчету и подведение итогов практики Введение Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя, так как обеспечивает фундамент для формирования и развития основных педагогических умений и навыков, углубляет и закрепляет теоретические знания, развивает педагогическое сознание и профессионально значимые качества личности, позволяет определить правильность выбора сферы деятельности будущих педагогов. Программа построена в соответствии с логикой практической подготовки будущих учителей начальных классов и учебными планами кафедры педагогики, дошкольного и начального образования Севастопольского городского гуманитарного университета. Сквозная программа включает следующие виды практик: ü учебные (психолого-педагогическая, методика работы в начальной школе, пробные уроки и занятия. Первые дни ребенка в школе); ü производственные (организация обучения в 1 классе, педагогическая деятельность учителя школы I ступени); ü преддипломная практика. Сквозная программа раскрывает функции, компоненты, структуру, задачи и специфику педагогической деятельности учителя начальных классов как деятельности особого вида, овладеть которой возможно только в теснейшем взаимодействии теоретической и практической подготовки. Цели и задачи практики Практика проводится с целью формирования у студентов умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса и его результатов, а также выработки у будущих учителей начальных классов профессиональных умений организации и проведения учебно-воспитательного процесса в школе I ступени. В процессе практики решаются следующие задачи: ü углубление и закрепление теоретических знаний студентов; ü формирование и закрепление основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта в соответствии с требованиями стандартов высшего педагогического образования и квалификационной характеристики специалиста; ü развитие у будущих учителей педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности; ü развитие профессиональной культуры; ü выработка основ владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; ü обучение методам анализа педагогического опыта и применения его в педагогической деятельности; ü формирование творческого мышления, индивидуального стиля профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; ü профориентация и профвоспитание, развитие и закрепление интереса к педагогической деятельности и работе с детьми; ü выработка умений осуществлять дифференцированный подход к детям; ü овладение студентами методикой изучения психологических особенностей детей младшего школьного возраста и детского коллектива; ü развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самоусовершенствовании; ü изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в школе I ступени. Содержание практики В процессе прохождения педагогической практики студенты должны овладеть следующими видами деятельности: ü знакомятся с организацией учебно-воспитательного процесса в классе, с работой учителя (изучают методические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты уроков учителя; ü посещают и анализируют уроки учителя по предметам, внеклассному делу; ü проводят индивидуально-групповые занятия со слабоуспевающими учениками; ü разрабатывают и изготавливают наглядные пособия, дидактический материал к урокам и индивидуально-групповым занятиям; ü проводят уроки и занятия по предмету как по основной, так и дополнительной квалификации (специализации); ü посещают и анализируют уроки, внеклассные и воспитательные занятия других практикантов. Формирование и развитие профессиональных умений будущих педагогов в ходе практики – это целостный процесс, включающий в себя выполнение системы заданий: воплощающих суть и содержание деятельности учителя начальных классов, основанных на приобретенных теоретических знаниях и практических умениях студентов, а также на анализе и коррекции осуществляемой педагогической деятельности. Система задач и заданий предполагает постепенное усложнение деятельности будущих учителей начальных классов, поэтапную организацию практики: I этап – учебные практики: ü психолого-педагогическая практика; ü методика работы в начальной школе; ü пробные уроки и занятия; ü первые дни ребенка в школе. II этап – производственные практики (обучающие отдельным видам педагогической деятельности): ü организация обучения в 1 классе; ü педагогическая деятельность в школе I ступени (2-4 классы). III этап – преддипломная практика (педагогическая деятельность учителя начальной школы) График проведения практики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.169 (0.007 с.) |