Тема «обучение школьников видам речевой деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «обучение школьников видам речевой деятельности»



Слушание, чтение, говорение, письмо — виды речевой деятельности, обеспечивающие коммуникативную компетенцию носителей языка.

Обучение слушанию. Слушание как вид речевой деятельности. Умение воспринимать речь на слух — важное общеучебное умение межпредметного характера. Виды восприятия текста: глобальное, детальное, критическое. Условия эффективной организации внимания учащихся при слушании. Приемы работы по развитию умения слушать. Культура слушания.

Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности. Цель обучения чтению в школе. Наиболее существенные черты зрелого (хорошего) чтения. Умения, необходимые для осуществления процесса чтения. Коммуникативная задача как установка на то, с какой целью осуществляется чтение. Функции чтения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная. Содержание обучения чтению. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Обучение разным видам чтения: умения, на которых базируется каждый из видов чтения, приемы работы по обучению видам чтения.

Обучение устной и письменной речи как связной речи. Связная речь как методическое понятие. Особенности связной речи детей: функции речи; формы речи (устная и письменная); виды речи (диалог и монолог); функционально-стилевые разновидности речи. Критерии определения уровня развития связной речи и типичные недостатки устных и письменных высказываний учащихся. Главная цель и задачи развития связной речи школьников. Содержание работы по развитию связной речи: необходимые теоретические речеведческие знания, формируемые умения и навыки (общие для устной и письменной речи знания и умения; знания и умения:
а) характерные для письменной речи, б) специфические для устной речи). Основные методы и приемы обучения связной речи.

Список рекомендуемой литературы

1. Бабкина, М. В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка [Текст] / М. В. Бабкина // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 2.

2. Ембулаева, Т. Е. Обучать чтению на основе знаний о тексте [Текст] / Т. Е. Ембулаева // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 4.

3. Ипполитова, Н. А. Обучение школьников разным видам чтения: изучающее чтение [Текст] / Н. А. Ипполитова // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 1.

4. Ладыженская, Т. А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения [Текст] / Т. А. Ладыженская. — М., 1986.

5. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи [Текст] / Т. А. Ладыженская. — М., 1975.

6. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 266—283.

7. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 189—221.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5—9 классы [Текст]. — М., 2001.

9. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9).

Вопросы и задания

1. Найдите, что говорится в программных документах (Государственном стандарте общего образования, школьных программах по русскому языку) о задачах и содержании обучения школьников различным видам речевой деятельности.

2. Что такое слушание как вид речевой деятельности? Почему умение воспринимать речь на слух считается важным общеучебным умением межпредметного характера? Какие виды восприятия текста выделяют специалисты, для чего их необходимо учитывать в практике обучения?

3. Что говорят методисты об условиях наиболее эффективной организации внимания учащихся при слушании? Каковы приемы работы по развитию умения слушать?

4. Почему нужно уделять серьезное внимание культуре слушания?

5. Что такое чтение как вид речевой деятельности, каковы его основные компоненты? Каковы существенные черты зрелого (хорошего) чтения?

6. Какие умения, необходимые для осуществления полноценного процесса чтения, базируются на основе высокой скорости и гибкости чтения? В чем заключается основная цель обучения чтению в школе? Как она соотносится с коммуникативной задачей и с функциями чтения (назовите эти функции)?

7. Расскажите о содержании обучения чтению (видам чтения). Что лежит в основе классификации видов чтения? Охарактеризуйте их. Назовите приемы работы по обучению различным видам чтения (упражнения и задания).

8. Сделайте анализ школьного учебника (рекомендованного преподавателем-методистом) и найдите в нем упражнения и задания, нацеленные на обучение разным видам чтения. Сделайте соответствующий вывод. Представьте все проделанное в форме сообщения.

9. Как рассматривается в методике обучение устной и письменной речи (говорению и письму)? Раскройте понятие «связная речь». Каковы цель и задачи развития связной речи учащихся?

10. Расскажите об особенностях связной речи детей (дошкольного и школьного возраста): функции речи; формы речи (устная и письменная); виды речи (диалог и монолог); функционально-стилевые разновидности речи.

11. Какие показатели определяют уровень развития связной речи школьников? Назовите выявленные специалистами типичные недостатки устных и письменных высказываний учащихся. Расскажите о ваших собственных наблюдениях над речью учащихся во время педагогической практики (при проверке изложений, сочинений, при устном опросе учащихся и т. д.), подтверждают ли они то, что отмечено методистами?

12. Чем определяется содержание работы по развитию связной речи учащихся? Обозначьте, что входит в необходимый минимум теоретических знаний, обеспечивающих формируемые коммуникативные умения. Какие коммуникативные умения выделяются Т. А. Ладыженской? Какую она приводит классификацию коммуникативных знаний и умений (какие группы)?

13. Назовите основные методы и приемы работы по обучению устной и письменной речи.

Тема «Коммуникативный подход к работе
по развитию связной речи учащихся»

Понимание речи как деятельности — основа методики развития речи. Динамическая структура речевого высказывания: ориентировка, планирование (составление программы), реализация программы и контроль как фазы речевого действия. Коммуникативные умения, соотносимые с фазами структуры речевого действия. Учет экстралингвистических факторов порождения речевого высказывания, понятие «речевая ситуация».

Речеведческие дисциплины как лингвистическая основа обучения связной речи (стилистика, лингвистика текста), их основные понятия: функциональные стили, жанры речи, стилистическая окраска языковых средств; текст, признаки текста; функционально-смысловые типы речи.

Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий (общие вопросы). Изучение стилей речи: поэтапность введения теоретических сведений от класса к классу, способы введения теоретических сведений, элементы стилистического анализа текста-образца, другие приемы работы. Изучение теории текста: формирование понятия о тексте (основные признаки текста), способах и средствах связи предложений в тексте, знакомство с абзацем; текстовые задания и упражнения. Изучение функционально-смысловых типов речи: последовательность их изучения, основное содержание и приемы работы. Изучение жанров речи: формирование понятия о жанре, изучаемые жанры (какие жанры изучаются), специальные задания и упражнения.

Список рекомендуемой литературы

1. Антонова, Л. Г. Жанровые опыты (урок по жанровой стилистике в XI классе) [Текст] / Л. Г. Антонова, Л. В. Ухова // Рус. яз. в шк. — 2000. — № 3.

2. Апалькова, И. В. Работа над сочинениями в жанре киносценария [Текст] /
И. В. Апалькова // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 5.

3. Болотнова, Н. С. Стилистический анализ текста в школе [Текст] / Н. С. Болотнова // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 2.

4. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

5. Леонтьев, А. А. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев. — М., 1974.

6. Леонтьев, А. А. Психологические проблемы массовой коммуникации [Текст] / А. А. Леонтьев. — М., 1974.

7. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. — М., 2000.

8. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 279—283.

9. Никитина, Е. И. Эссе-воспоминание [Текст] / Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 3.

10. Отришко, В. А. О коммуникативно-деятельностном подходе в работе по анализу текста на уроках русского языка [Текст] / В. А. Отришко // Проблемы русского языка и методики его преподавания: межвузов. сб. науч.-метод. ст. — Балашов: Николаев, 2005. — С. 33—38.

11. Полянских, Н. Н. Воспитываем «чувство жанра» (интегрированный урок по рассказу К. Г. Паустовского «Снег» в VIII кл.) [Текст] / Н. Н. Полянских // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 5.

12. Попова, Н. В. К проблеме развития речи учащихся средней школы: (функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение) [Текст] / Н. В. Попова // За страницами школьного учебника. — Балашов, 1994. — С. 32—39.

13. Программно-методические материалы. Русский язык. 10—11 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998. — То же. — 1999. — То же. — 2000. — То же. — 2001. — То же. — 2002.

14. Программно-методические материалы. Русский язык. 5—9 классы [Текст] / сост. Л. М. Рыбченкова. — М., 1998. — То же. — 1999. — То же. — 2000. — То же. — 2001. — То же. — 2002.

15. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9).

Вопросы и задания

1. Как понимается речь с позиций теории деятельности? Расскажите о структуре речевого действия.

2. Почему понимание речи как процесса порождения высказывания (действия) привело к радикальным изменениям в методике обучения связной речи? Как по системе обучения связной речи Т. А. Ладыженской коммуникативные умения (назовите их) соотносятся со структурой речевого действия?

3. Чем обусловлена необходимость введения в теорию и практику обучения связной речи понятия «речевая ситуация»? Раскройте это понятие. Как оно уточняет систему обучения Т. А. Ладыженской?

4. Чем обусловлена необходимость включения в школьную программу понятий из области стилистики, лингвистики текста? Какие это понятия? Назовите их и раскройте основное содержание этих понятий.

5. В современной методике текст выступает основной единицей обучения коммуникативно-речевой деятельности. Объясните и обоснуйте это положение.

6. В Пояснительной записке к Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку значится: «Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции». Поясните, что такое коммуникативная компетенция.

7. Как выражен коммуникативный подход к работе по развитию речи учащихся в программных документах — Государственном стандарте общего образования и действующих программах по русскому языку? Соотносятся ли требования госстандарта образования с требованиями программ (к разным учебным комплексам)? Какая из современных программ, на ваш взгляд, наиболее полно реализует коммуникативный подход к работе по развитию речи?

8. Подготовьте сообщения по следующим темам (распределите эти темы между собой), сделав акцент на том, как реализован в учебниках (и реализован ли) коммуникативный подход к развитию речи учащихся:

а) Речеведческий материал в учебниках М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженской и др. (в стабильных учебниках).

б) Речеведческий материал в учебном комплексе под ред. В. В. Бабайцевой.

в) Речеведческий материал в учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

г) Речеведческий материал в учебном комплексе под ред. А. А. Леонтьева (авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева).

Тема «Текст как единица обучения языку
и речевой деятельности»

Основные цели использования текста на уроках русского языка (иллюстрирование изучаемых языковых единиц, явлений и категорий; закрепление языковых понятий, формирование языковых умений; формирование частноречевых умений; обучение коммуникативно-речевой деятельности и др.).

Основные подходы к изучению текста в учебно-методических целях: собственно-синтаксический, собственно-текстовый, стилистический. Понимание текста при каждом из трех подходов.

Предмет изучения при собственно-синтаксическом подходе — сложное синтаксическое целое как текстовая единица. Отражение (содержание) этого аспекта изучения текста в школьных учебниках.

Предмет рассмотрения при собственно-текстовом подходе — сущностные признаки и категории текста: информативность, целостность, связность, членимость, завершенность и др. Отражение этого аспекта изучения текста в школьных учебниках.

Стилистический аспект изучения текста в школе: основной предмет рассмотрения — функционально-смысловые типы речи как текстовые единицы, типы текстов по стилям речи, жанровой форме, содержание их изучения.

Методы и приемы работы с текстом, текстовые задания и упражнения, отражающие разные подходы к изучению текста на уроках русского языка и уроках развития речи.

Список рекомендуемой литературы

1. Ахбарова, Г. Х. Изучение жанров деловой речи в школе [Текст] / Г. Х. Ахбарова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 7.

2. Болотнова, Н. С. Стилистический анализ текста в школе [Текст] / Н. С. Болотнова // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 2.

3. Величко, Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка [Текст] / Л. И. Величко. — М., 1983.

4. Ильенко, С. Г. Синтаксические единицы в тексте [Текст] / С. Г. Ильенко. — Л., 1989. — С. 69—80.

5. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

6. Лосева, Л. М. Как строится текст [Текст] / Л. М. Лосева. — М., 1980.

7. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 279—283.

8. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 210—224.

9. Никитина, Е. И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста [Текст] /
Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 4.

10. Отришко, В. А. О формировании коммуникативных умений учащихся на текстовой основе [Текст] / В. А. Отришко // Проблемы русского языка и методики его преподавания. — Балашов: Николаев, 2003. — С. 44—49.

11. Пахнова, Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды [Текст] / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. — 2000. — № 4.

12. Попова, Н. В. Виды лингвистического анализа текста в школьном курсе русского языка [Текст] / Н. В. Попова // Текст на уроках русского языка. — Балашов, 2004. — С. 22—23.

13. Попова, Н. В. К проблеме развития речи учащихся средней школы: (функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение) [Текст] / Н. В. Попова // За страницами школьного учебника. — Балашов, 1994. — С. 32—39.

14. Степанова, Л. С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам [Текст] / Л. С. Степанова // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 2.

15. Степанова, Л. С. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в XI классе общеобразовательной школы [Текст] / Л. С. Степанова // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 1.

16. Текст на уроках русского языка [Текст]: сб. науч.-метод. ст. / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004.

17. Хрущева, А. И. Освоение синквейна: интересный методический прием [Текст] // Рус. яз. — 2006. — 16—30 сент. (№ 18). — С.15.

18. Шульгина, Н. П. Работа с текстом как средство формирования личности ученика [Текст] / Н. П. Шульгина // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 3.

19. Шульгина, Н. П. Текст на уроках итогового повторения [Текст] / Н. П. Шульгина // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 2.

См. также список литературы в предыдущих двух темах.

Вопросы и задания

1. Расскажите об основных целях использования текста на уроках русского языка, приведите примеры заданий и упражнений (из школьных учебников), отвечающих каждой из целей.

2. Специалисты считают, что, «если иметь в виду профессиональные задачи обучения русскому языку и сознательно упростить исследовательскую картину, сделав ее методически более обозримой», многочисленные интерпретации текста и его категорий, существующие в специальной литературе, можно представить в самом общем виде тремя основными подходами (С. Г. Ильенко). Назовите их и кратко охарактеризуйте: как понимается текст при каждом из названных подходов его изучения, что является предметом изучения в каждом случае.

3. Сделайте анализ школьных учебников с точки зрения отражения в них разных подходов к изучению текста, о которых говорят специалисты (распределите между собой разные учебные комплексы).

4. Известный лингвист Н. С. Валгина в одной из последних своих работ («Теория текста», 2004) отмечает, что исследователей текста «интересует прежде всего типология текстов и потому в качестве первоочередной ставится задача разработки самих принципов классификации текстов. Проблема выделения текстовых типов оказывается актуальной не только сама по себе, но и потому, что выдвигает тезис о различении языковой и коммуникативной компетенции. Языковая компетенция предполагает способность построения и понимания грамматически правильных предложений. Тогда как коммуникативная компетенция представляет собой способность…» (там же, с. 9—10). Закончите последнюю фразу своими словами (дайте определение названного понятия).

5. В современной методике обучения школьников коммуникативно-речевой деятельности на родном (русском) языке текст выступает как основная цель, средство и предмет обучения. Поясните это положение.

а) Расскажите о приемах работы по обучению школьников созданию текста и системе специальных заданий («коммуникативно-речевых задач»), предложенных Т. А. Ладыженской.

б) Сделайте анализ корпуса специальных текстовых заданий и упражнений, содержащихся в школьных учебниках, представьте типологию этих заданий и упражнений, систематизируйте их (распределите между собой разные учебные комплексы и учебники).

6. Ознакомьтесь с содержанием указанных в списке литературы (и других — более новых) специальных статей школьных учителей-практиков и методистов, сделайте резюме о том, какие аспекты, методы и приемы работы с текстом имеют место на уроках русского языка в современной общеобразовательной школе.

Тема «Функционально-смысловые типы речи
как единицы обучения коммуникативно-речевой деятельности»

Понятие о функционально-смысловых типах речи (ФСТР) как типизированных разновидностях монолога-сообщения. ФСТР — модель текста. Текстовая природа ФСТР как обоснование их выбора в качестве единиц обучения коммуникативно-речевой (текстовой) деятельности.

Описание, повествование, рассуждение — наиболее распространенные ФСТР, их инвариантные признаки. Экстралингвистические дифференциальные признаки — цель высказывания, характер объекта речи. Логическая и структурная основа описания, повествования, рассуждения. Языковые дифференциальные признаки ФСТР. Особенности композиционного построения описания, повествования, рассуждения.

Разновидности описания, повествования, рассуждения (динамическое описание, сообщение, определение, объяснение и др.). Характер рематических компонентов высказывания как доминантный признак описания, повествования, рассуждения и их разновидностей.

Взаимосвязь функционально-смысловых типов речи и функциональных стилей: «привязанность» каждого из ФСТР к определенным стилям; варьирование языковых характеристик ФСТР в зависимости от специфики функционального стиля. Взаимосвязь функционально-смысловых типов речи и жанров. Анализ текста на пересечении функционально-смыслового типа речи, функционального стиля, жанра.

Методика изучения ФСРТ как текстов-типов: теоретические сведения об описании, повествовании, рассуждении в школьных учебниках; их разновидности; последовательность изучения ФСТР; комплекс формируемых специальных умений и навыков, диктуемых программными документами; методы и приемы, средства изучения, типы специальных упражнений.

Список рекомендуемой литературы

1. Валгина, Н. С. Теория текста [Текст] / Н. С. Валгина. — М., 2004. — С. 75—96.

2. Ильенко, С. Г. Синтаксические единицы в тексте [Текст] / С. Г. Ильенко. — Л., 1989. — С. 77—80.

3. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

4. Нечаева, О. А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения [Текст] / О. А. Нечаева // Рус. яз. в шк. — 1970. — № 3.

5. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение [Текст] / О. А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.

6. Одинцов, В. В. Стилистика текста [Текст] / В. В. Одинцов. — М., 1980.

7. Попова, Н. В. К проблеме развития речи учащихся средней школы [Текст]: (функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение) / Н. В. Попова // За страницами школьного учебника. — Балашов, 1994. — С. 32—39.

8. Попова, Н. В. Текст-повествование в его жанрово-стилистических разновидностях и обучение речевому общению [Текст] / Н. В. Попова // Рус. яз. в шк. — 1990. — № 2. — С. 67—73.

9. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст] / Г. Я. Солганик. — М., 1997. —
С. 136—153.

Вопросы и задания

1. Что такое функционально-смысловые типы речи, как они трактуются лингвистами?

2. Лингвисты называют ФСТР моделью текста, моделью коммуникации. Объясните такое понимание типа речи.

3. Обоснуйте выбор функционально-смысловых типов речи в качестве единиц обучения коммуникативно-речевой (или текстовой) деятельности школьников.

а)Расскажите об основных дифференциальных признаках ФСТР описания, повествования, рассуждения — экстралингвистических и лингвистических, которые выделены и описаны в лингвистической литературе. Какие разновидности описания, повествования, рассуждения или другие типы речи выделяют исследователи?

б) Сделайте анализ теоретического материала об основных характеристиках ФСТР как их дифференциальных признаках в школьных учебниках (распределив между собой разные учебные комплексы и учебники). Какие разновидности описания, повествования, рассуждения или другие типы речи выделяются авторами учебников? Подготовьте сообщения, комментируя этот учебный материал.

в) Прослушав сообщения, сделайте обобщающие выводы по изложенному.

4. В каких взаимоотношениях находятся функционально-смысловые типы речи, функциональные стили и жанры? Находит ли это какое-либо отражение в школьных учебниках, что именно об этом говорится?

5. Помните, что теоретические сведения могут излагаться не только в специальных теоретических статьях учебника, но и «прятаться» в текстах упражнений, в заданиях, помещаться под разными рубриками (как, например, в учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта: Возьмите на заметку!; Понаблюдайте! и др.). Учитывая сказанное, проанализируйте задания и упражнения в параграфах учебников, посвященных изучению функционально-смысловых типов речи, — как они дополняют теоретические статьи учебников.

6. Известные лингвисты Г. А. Золотова, Н. С. Валгина и др. считают, что основные признаки, которые помогают различать функционально-смысловые типы речи «обнаруживаются в рамках отдельного высказывания, т. е. доминантным признаком ФСТР оказывается характер рематических компонентов высказывания. Именно рема создает, формирует тип, определяет его форму…» (Валгина Н. С. 2004.
С. 78). (См. также: Золотова Г. А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. — М., 1979. — С. 113—133.) Изучите с этой точки зрения параграфы о строении типов речи в учебном комплексе под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. Что говорится в них об особенностях тема-рематического членения предложений-высказываний в текстах типа описания и повествования?

7. Что говорится в программных документах — Госстандарте общего образования и школьных программах по русскому языку — о функционально-смысловых типах речи как единицах обучения коммуникативно-речевой деятельности (о содержании обучения: теоретических знаниях и формируемых на их основе умениях и навыках)?

8. Сделайте анализ корпуса специальных заданий и упражнений по изучению типов речи, содержащихся в школьных учебниках, представьте типологию этих заданий и упражнений, систематизируйте их (распределите между собой разные учебные комплексы и учебники).

9. На основе анализа школьных учебников, а также изучения указанной методической литературы подготовьте сообщение об основных методах, приемах и средствах изучения функционально-смысловых типов речи как моделей текста.

Тема «Изложение в системе работы
по развитию речи учащихся»

Место и значение изложений в общей системе обучения русскому языку. Изложение как вид учебной деятельности: суть изложения с точки зрения психологии речи; изложение как средство тренировки речемыслительных процессов в условиях взаимосвязанного обучения разнонаправленным видам речевой деятельности — слушанию и (ре)продуктивному письму; изложение как средство развития памяти; изложение как средство усвоения учебного материала.

Виды изложений по особенностям исходного текста: по отношению к объему исходного текста; по отношению к содержанию исходного текста; по осложненности дополнительным заданием; по особенностям структуры исходного текста (обусловленной преобладающим в тексте ФСТР). Виды изложений по восприятию исходного текста.

Основные этапы подготовки к написанию изложения (методика проведения изложения).

Лингвистический анализ текста как важнейший этап подготовки к написанию изложения.

Оценка изложений.

Список рекомендуемой литературы

1. Капинос, В. И. Оценка сочинений и изложений [Текст] // Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 171—188.

2. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 283—286.

3. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 225—227, 229—235.

4. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 14—19.

5. Обертышева, Г. Ю. Работа с текстом при подготовке к изложению [Текст] /
Г. Ю. Обертышева // Текст на уроках русского языка / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004. — С. 54—61.

6. Пленкин, Н. А. Изложение с языковым разбором текста [Текст] / Н. А. Пленкин. — М., 1988.

7. Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений [Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1986. — С. 78—133.

8. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новоселова. — М., 1991. — С. 3—14.

9. Хаустова, Д. А. Еще раз об изложении [Текст] / Д. А. Хаустова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 3.

Вопросы и задания

1. Каково место и значение изложения в общей системе обучения русскому языку? Расскажите об изложении как виде учебной деятельности — что оно представляет собой с точки зрения психологии речи и как влияет на развитие речемыслительной деятельности учеников?

2. Какие виды изложений выделяются в методике обучения русскому языку и по каким основаниям?

3. Расскажите об основных этапах подготовки к написанию изложения.

4. В приложении пособия Е. И. Никитиной «Русская речь. 5—7 кл.» найдите специальные памятки «Как готовиться к изложению…», внимательно ознакомьтесь с ними.

5. В пособии Е. И. Никитиной «Русская речь. 5—7 кл.» найдите задания, требующие написать изложение по предложенному тексту (например, в параграфах «Что значит писать и говорить на тему?», «Как описать животное?» и др.). Используя материал учебника, напишите конспект урока проведения изложения в соответствующем классе.

6. Расскажите о том, какую работу предполагает лингвистический анализ исходного текста перед написанием изложения? Прочитайте об этом в указанных пособиях — Н. А. Пленкина, в «Сборнике текстов для изложений с лингвистическим анализом» и других источниках. Наметьте развернутый план (схему) лингвистического анализа, предназначенного для изложения текста. Ознакомьтесь с образцами анализа текстов, данными в указанных пособиях.

7. Подберите текст для проведения изложения (в любом классе — на выбор). Воспользуйтесь для этого текстами упражнений в школьных учебниках по русскому языку, а также текстами произведений, изучаемых в школьном курсе литературы. Сделайте лингвистический анализ данного текста, подготовив таким образом фрагмент конспекта урока проведения изложения.

8. На основе сделанной «заготовки» (см. задание 7) напишите подробный конспект урока проведения изложения.

9. Расскажите, по каким критериям и как оцениваются ученические изложения.

Тема «Сочинение в системе работы
по развитию речи учащихся»

1. Место и значение сочинений в общей системе обучения русскому языку. Место сочинений в системе коммуникативно-речевых задач — типологии упражнений по развитию связной речи (Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 222—235.

Виды сочинений: по тематике; по источнику получения материала; по психологическому источнику; по объему; по типу создаваемых текстов; по стилю и жанру речи; по осложненности дополнительным языковым заданием.

Базовые лингвистические знания, необходимые для овладения школьниками умением писать сочинения. Система коммуникативно-речевых умений как составляющих комплексного умения писать сочинения (коммуникативные умения, соотносимые с фазами структуры речевого действия).

Основные этапы работы над сочинением в деятельности учащихся.

Три этапа работы в деятельности учителя, связанной с проведением сочинения: подготовка и организация сочинений; их проверка и оценка; анализ проверенных работ в классе.

Список рекомендуемой литературы

2. Апалькова, И. В. Работа над сочинениями в жанре киносценария [Текст] /
И. В. Апалькова // Рус. яз. в шк. — 1999. — № 5.

3. Галкина, Г. Н. Сочинение-репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» [Текст] / Г. Н. Галкина // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 5.

4. Кабанова, Е. В. Описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» как подготовительный этап к сочинению по воображению [Текст] / Е. В. Кабанова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 3.

5. Капинос, В. И. Оценка сочинений и изложений [Текст] // Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991. — С. 171—188.

6. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

7. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 286—290.

8. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 222—235.

9. Никитина, Е. И. Анализ эпизода из художественного произведения как жанр ученического сочинения [Текст] / Е. И. Никитина // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 4.

10. Пичугов, Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему [Текст] / Ю. С. Пичугов. — М., 1986.

11. Проверка и оценка содержания и речевого оформления сочинений и изложений [Текст] // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. — М., 1986. — С. 78—133.

12. Система обучения сочинениям в IV—VIII классах [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1978.

13. Ходякова, Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка [Текст] / Л. А. Ходякова. — М., 1983.

14. Ходякова, Л. А. Сочинение-очерк по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» [Текст] / Л. А. Ходякова // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 1.

15. Шелест, Л. В. Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этическую тему [Текст] / Л. В. Шелест // Рус. яз. в шк. — 2005. — № 1.

16. Щепина, О. Б. Анализ текста в X классе как форма подготовки к сочинению [Текст] / О. Б. Щепина // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 2.

Вопросы и задания

1. Каково место и значение сочинений в общей системе обучения русскому языку?

2. Как отмечает Т. А. Ладыженская, «задания и упражнения по развитию связной речи организуют учебные действия, которые связаны с работой над текстом — готовым и создаваемым. И по тому, как соотносятся действия по готовому и создаваемому тексту, можно выделить пять групп речевых задач» (Ладыженская Т. А., 1991, с. 222). Вспомните эту типологию упражнений (коммуникативно-речевых задач), покажите, какое место в ней занимают сочинения как особые упражнения.

3. Какие виды сочинений выделяются в методике обучения русскому языку и по каким основаниям?

4. Расскажите, какой речеведческий материал (обозначьте его содержание) определяет базовые лингвистические знания учащихся, необходимые для овладения умением писать сочинения. При ответе пользуйтесь школьными учебниками — учебным комплексом под ред. В. В. Бабайцевой и учебным комплексом М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

5. Расскажите о системе коммуникативно-речевых умений как составляющих комплексного умения писать сочинения. Как эти коммуникативные умения соотносятся с фазами структуры речевой деятельности (фазами порождения речевого высказывания)?

6. Каковы основные этапы работы над сочинением в деятельности учащихся? Расскажите о них.

7. Какие три этапа работы в деятельности учителя, связанной с проведением сочинения, выделяют методисты? Как проводится подготовка и организация сочинений?

8. Ознакомьтесь со специальной литературой (указана в списке), посвященной вопросам проверки и оценки школьных сочинений. Изложите суть методики проверки и оценки сочинений.

9. Изучив опыт учителей и методистов (см. статьи Л. Ф. Талалаевой, Т. И. Чижовой, А. А. Тиханова, М. С. Соловейчик в сборнике «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»), расскажите о том, как проводится анализ проверенных сочинений в классе.

10. На основе указанных в списке статей (а также других, найденных самостоятельно) подготовьте сообщения о жанровых формах школьных сочинений. Сделайте резюме о жанровом разнообразии школьных сочинений.

11. Составьте конспект урока подготовки к написанию сочинения, руководствуясь соответствующими заданиями в школьных учебниках (выбор учебника, возможно, и задания — по рекомендации преподавателя-методиста).

Тема «Лингвистический анализ художественного текста
в школьном курсе русского языка»

Основные цели обращения к тексту на уроках русского языка. Художественный текст как предмет лингвистического анализа текста на уроках русского языка, его (художественного текста) специфика. Цель и задачи лингвистического анализа художественного текста (ЛАХТа) в школьном курсе русского языка. Его значение. Место ЛАХТа в школьном курсе русского языка. Систематичность и системность в обучении анализу текста.

Основные виды ЛАХТа, выделяемые в учебных целях: выборочный; поуровневый; целостный (комплексный). Примерные схемы поуровневого анализа художественного текста — фонетического, лексического, морфологического, синтаксического уровней — как необходимое условие формирования у школьников навыков лингвистического анализа текста.

Вопросы лингвистического анализа художественного текста в программных документах. Элементы ЛАХТа на страницах школьных учебников.

Список рекомендуемой литературы

1. Львова, С. И. Уроки словесности. 5—9 классы [Текст] / С. И. Львова. — М., 1997.

2. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 13—26.

3. Москвин, В. П. Художественная речь как система [Текст] / В. П. Москвин // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 57.

4. Нестандартные уроки русского языка. 5—7 классы [Текст] / авт.-сост. И. В. Булгакова. — Ростов н/Д, 2002.

5. Новиков, Л. А. Художественный текст и его анализ [Текст] / Л. А. Новиков. — М., 1988.

6. Пересветова, Е. В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка [Текст] / Е. В. Пересветова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 4. — С. 28.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.345 с.)