ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Обогащение словарного запаса учащихся»



Обогащение словарного запаса — одно из направлений в работе по развитию речи учащихся и важнейшая задача школьного курса русского языка. Факторы, определяющие необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся.

Цели обогащения словарного запаса учащихся. Парадигматическое и синтагматическое направления в методике обогащения словарного запаса школьников. Активная и пассивная части личного словарного запаса. Источники обогащения словарного запаса.

Содержание словарной работы в школе. Грамматико-орфографическое и семантическое направления в словарной работе. Единицы содержания работы по обогащению словарного запаса школьников и единицы учебного процесса. Тематические группы слов, необходимые для целей пополнения словарного запаса учащихся, принципы их отбора и принципы отбора слов для тематических групп.

Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся. Базовые языковые знания и учебно-языковые умения как лингвистические предпосылки.

Методы и приемы обогащения словарного запаса учащихся. Семантизация незнакомых учащимся слов, приемы семантизации слов. Обучение учащихся пользованию толковым словарем. Работа над микрословниками. Словарно-семантические и словарно-стилистические упражнения. Словарная подготовка к изложениям. Словарная подготовка к сочинениям. Лексические ошибки и работа над ними на уроке.

Список рекомендуемой литературы

1. Азанова, Г. И. Организация словарной работы по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта [Текст] / Г. И. Азанова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 3.

2. Бакулина, Г. А. Новое словарное слово: от интуитивного представления к эффективному усвоению [Текст] / Г. А. Бакулина // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 4.

3. Гац, И. Ю. Работа с новыми словарями на уроках развития речи [Текст] /
И. Ю. Гац // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 1. — С. 14.

4. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 232—258.

5. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991.— С. 110—141.

6. Пономарева, Л. Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку [Текст] / Л. Д. Пономарева // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 5.

7. Федотова, О. Н. Некоторые приемы лексико-стилистического анализа на уроке в VI классе [Текст] / О. Н. Федотова // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 1.

Вопросы и задания

1. Обогащение речи учащихся рассматривается в методике и как формирование хорошей речи. Что предполагает эта работа со стороны учащихся (освоение каких знаний и умений) и со стороны учителя? Какие два направления в связи с этим выделяются в методике обогащения речи?

2. Чем диктуется необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся? Каковы цели и источники обогащения словарного запаса школьников?

3. Что такое парадигматическое направление в методике обогащения словарного запаса и синтагматическое направление? Вспомните, в чем проявляется системный характер лексики языка. Назовите виды системных связей лексических единиц, покажите их на конкретном примере (на примере какого-либо слова из словника учебника).

4. Чем характеризуется активная часть личного словаря школьника и пассивная? Что значит владеть словом?

5. Расскажите о содержании работы по обогащению словарного запаса учащихся. В чем особенности содержания работы в школе? Что является единицей словарной работы и единицей учебного процесса? Какие тематические группы слов являются актуальными для обогащения словарного запаса учащихся? Каковы принципы отбора тематических групп и принципы отбора слов для тематических групп?

6. Какие базовые знания и учебно-языковые умения необходимы школьникам для обогащения их словарного запаса?

7. Расскажите о семантизации незнакомых учащимся слов. Раскройте понятие семантизации слова. Каковы приемы семантизации незнакомых учащимся слов? Чем определяется выбор приемов семантизации?

8. Расскажите о методах и приемах обогащения словарного запаса учащихся. Каковы формы подачи незнакомых учащимся слов на уроке? Как осуществляется обучение школьников пользованию толковым словарем?

9. На словарную работу программа не отводит специального времени. Школьная практика выработала опыт попутных словарных упражнений при изучении языка, правописания и в процессе работы по развитию связной речи. Назовите виды словарно-семантических и словарно-стилистических упражнений. Найдите в школьных учебниках примеры упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учащихся, прокомментируйте их.

10. Как рекомендуют методисты осуществлять словарную подготовку к изложениям и к сочинениям?

11. Подготовьте сообщение на тему «Организация словарной работы по учебному комплексу под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта» по одноименной статье Г. И. Азановой (см. в: РЯШ. — 2003. — № 3).

12. Выберите для анализа слово в рамочке из так называемого стабильного учебника (для любого класса) и сделайте письменно его анализ по следующей схеме.

а) Обоснуйте включение данного слова как единицы учебного процесса в содержание работы по обогащению словарного запаса школьников:

Данное слово является единицей учебного процесса, так как:

оно входит в содержание словарной работы и ценно… (своей грамматико-орфографической трудностью и/или смысловым содержанием), оно входит в тематическую группу… (?)

б) Выберите прием(ы) семантизации слова (обоснуйте свой выбор и продемонстрируйте семантизацию слова).

в) Покажите парадигматику слова как единицы лексической системы.

г) Определите стилистические свойства слова.

д) Покажите синтагматические отношения слова с учетом его стилистических особенностей (стилистической окраски и функционально-стилевой закрепленности).

е) Приведите словарно-семантические упражнения на закрепление лингвистических знаний и умений, обеспечивающих свободное владение учащимися данным словом.

Тема «Обогащение грамматического строя
речи учащихся»

Особенности освоения детьми грамматического строя родного языка. Грамматические ошибки и недочеты в речи школьников. Работа над грамматической формой слова и работа над синтаксическими средствами языка как две составляющие обогащения грамматического строя речи учащихся.

Основные задачи работы над грамматической формой слова в соответствии с двумя направлениями в работе по развитию речи — привитием навыков правильной речи и хорошей речи. Содержание работы над грамматической формой слова в аспекте развития речи: а) морфологические нормы — ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм слова; б) смысловые и выразительные возможности грамматических форм, их функционально-стилистическая специфика; в) грамматическая форма как элемент предложения, текста.

Основные задачи работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи (привития навыков правильной и хорошей речи). Соответствующее этим задачам содержание обучения.

Место работы по обогащению грамматического строя речи учащихся. Методы и приемы работы. Виды специальных упражнений.

Список рекомендуемой литературы

1. Ачкасов, В. А. Речевое развитие учащихся при изучении синтаксиса в V классе [Текст] / В. А. Ачкасов // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 5. — С. 15.

2. Воителева, Т. М. Работа над синтаксическими синонимами на уроках русского языка [Текст] / Т. М. Воителева // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 3.

3. Дудников, А. В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе [Текст] / А. В. Дудников. — М., 1977.

4. Львов, М. Р. О речевом развитии учащихся средней школы [Текст] / М. Р. Львов // Совет. педагогика. — 1973. — № 9.

5. Методика преподавания русского языка [Текст] / под ред. М. Т. Баранова. — М., 1990. — С. 259—264.

6. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1991. — С. 15—17, 141—189.

7. Целикова, М. П. Использование грамматических упражнений при изучении причастных оборотов [Текст] / М. П. Целикова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 26.

Вопросы и задания

1. Расскажите об особенностях освоения детьми грамматического строя родного языка.

2. Что такое грамматическая ошибка, чем она отличается от орфографической, от других ошибок? Какие типичные ошибки наблюдаются в речи школьников?

3. Каковы основные задачи и содержание работы по обогащению грамматического строя речи учащихся?

4. На какие ограничения в образовании и сочетаемости грамматических форм необходимо обращать особое внимание учителю с целью предупреждения и преодоления грамматических ошибок в речи школьников? Установите, как эти морфологические нормы — ограничения — отражены в школьных учебниках? (Приведите примеры из учебников — любого учебного комплекса.)

5. Какие системные связи грамматических форм складываются в процессе функционирования языка и обусловливают синтаксическое, семантическое и стилистическое своеобразие грамматических форм? Расскажите об этом. Проанализируйте с этой точки зрения школьные учебники (любой учебный комплекс), прокомментируйте соответствующие грамматические темы в этих учебниках. Почему важно осознание системных отношений грамматических форм учащимися?

6. Методисты подчеркивают, что «внимание к вопросам целесообразного использования грамматических форм в связной речи — один из важнейших аспектов работы по развитию речи…» (Т. А. Ладыженская). Раскройте это методическое положение, освещая вопрос о грамматической форме как элементе предложения, текста.

7. Ознакомьтесь с типологией упражнений, предлагаемых Т. А. Ладыженской, нацеленных на обучение школьников умению воспринимать в полной мере значения грамматических форм в речи и умению сознательно использовать их. Проанализируйте корпус упражнений по грамматическим темам в школьных учебниках (любого учебного комплекса) и установите, какие виды упражнений в них предлагаются.

8. Расскажите об основных задачах и содержании работы над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи.

9. Ознакомьтесь с типологией упражнений по синтаксису в аспекте развития речи, предлагаемых методистами (Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и др.). Проанализируйте корпус упражнений по синтаксису в школьных учебниках и прокомментируйте их с точки зрения того, как они отвечают задачам развития речи (совершенствованию грамматической правильности речи; обогащению речи разнообразными синтаксическими средствами; формированию навыков точного, коммуникативно целесообразного использования синтаксических средств языка в речевой практике).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.008 с.)