Тема «Урок развития речи и урок словесности»




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «Урок развития речи и урок словесности»



Ведущая (конечная) цель уроков развития речи. Текст на уроках развития речи как цель, содержание и средство обучения. Типологический анализ текста на уроках развития речи: его суть, основные типологизирующие признаки текста, речеведческая теория как основа формирования способности понимания и построения разных типов текстов. Виды специальных текстовых заданий и упражнений на уроках развития речи. Образец урока развития речи.

Суть уроков словесности. Художественный текст как предмет изучения на уроках словесности. Специальные цели уроков словесности. Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности (основные требования к анализу текста). Специфика уроков словесности в среднем звене школьного курса русского языка (в 5—7 классах) и в старших классах. Основные этапы работы с художественным текстом как произведением словесного искусства, определяющие структуру урока словесности. Образец урока словесности.

Список рекомендуемой литературы

1. Жителева, Ж. И. Стихотворение И. С. Никитина «Утро»: понятие о метафоре: (опыт интегрированного урока в VI классе) [Текст] / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 2.

2. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения. 5—7 классы [Текст] / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. — М., 1991.

3. Лингвистический комментарий к стихотворению К. Д. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» на уроке в XI классе [Текст] // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 1.

4. Львова, С. И. Уроки словесности. 5—9 классы [Текст] / С. И. Львова. — М., 1997.

5. Методические рекомендации к педагогической практике по предмету «Русский язык» [Текст] / авт.-сост. Н. В. Попова. — Балашов, 2001. — С. 13—26.

6. Перепелкина, Н. А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста [Текст] / Н. А. Перепелкина // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 3.

7. Полянских, Н. Н. А. А. Фет. «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»: (урок филологического прочтения лирического стихотворения в X классе [Текст] / Н. Н. Полянских // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 2.

8. Полянских, Н. Н. Воспитываем «чувство жанра»: (интегрированный урок по рассказу К. С. Паустовского «Снег» в VIII кл.) [Текст] / Н. Н. Полянских // Рус. яз. в шк. — 2002. — № 5.

9. Попкова, Л. В. Над текстом «Войны и мира» (X класс) [Текст] / Л. В. Попкова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 6.

10. Попова, А. Н. Стилистический анализ элегии В. А. Жуковского «Море»
в X классе [Текст] / А. Н. Попова // Рус. яз. в шк — 2003. — № 3.

11. Рухленко, Н. М. Урок на тему «Односоставные предложения в художественном тексте» в IX классе [Текст] / Н. М. Рухленко // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 5.

Вопросы и задания

1. Прокомментируйте важные для уяснения сути уроков развития речи методические положения:

а) На уроках развития речи текст выступает как основная цель, содержание и средство обучения.

б) Изучение теории текста как основы методики развития речи должно отвечать необходимости типологического анализа структуры и языкового оформления текста.

2. Какие характеристики текста являются его типологизирующими признаками, т. е. лежат в основе выделения типов текстов? Для чего необходимо знание этих характеристик текста?

3. Что входит в понятие «речеведческая теория» (иначе «речеведческий материал»)?

4. Какие группы упражнений, нацеленных на усвоение школьниками речеведческой теории и овладение умениями анализа и продуцирования разных типов текстов, выделяют методисты?

5. Что общего между уроком развития речи и уроком словесности? Чем они различаются?

6. В чем суть уроков словесности? Каковы возможности проведения этих уроков в школьном курсе русского языка? Различаются ли как-то уроки словесности в среднем звене школы и в старших классах?

7. В чем специфика художественного текста (в отличие от нехудожественного)? Каковы в связи с этим основные требования к лингвистическому анализу художественного текста?

8. На основе изученной литературы (см. указанные в списке работы, а также другие статьи) и ориентируясь на содержание школьной программы и учебников по русскому языку, сделайте конспект урока развития речи.

9. На основе изученной литературы (см. указанные в списке работы, а также другие статьи) и ориентируясь на содержание школьной программы и учебников по русскому языку, сделайте конспект урока словесности.

Тема «Культуроведческий аспект
преподавания русского языка в школе»

Культуроведческий подход к преподаванию русского языка в школе в контексте современных тенденций развития социума, науки и образования. Формирования культуроведческой компетенции школьников как составляющая компетентностного подхода в обучении русскому языку. Содержание понятия «культуроведческая компетенция» (составляющие культуроведческой компетенции).

Лингвокультурология — новая лингвистическая наука, ее основные термины и понятия как базовые компоненты культурологической направленности в обучении русскому языку: артефакты, кумулятивная функция языка, фоновые знания, фоновая лексика, лексический фон, культурный компонент слова и др.

Развивающая речевая среда как средство приобщения к национальной культуре и культуроведческий фон урока. Культуроведческий текст — важнейшее средство создания культуроведческого фона урока, его (текста) обучающие возможности. Историко-культурологическое комментирование. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе; объяснение их значения с помощью лингвистических и энциклопедических словарей.

Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Список рекомендуемой литературы

1. Ашукин, Н. С. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения [Текст] / Н. С. Ашукин, М. Г. Ашукина. — М., 1996.

2. Верещагин, Е. М. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного [Текст] / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М., 1990.

3. Владимирова, Т. Е. В поисках универсалий общения [Текст] / Т. Е. Владимирова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 81.

4. Гольдин, В. Е. Речь и этикет [Текст] / В. Е. Гольдин. — М., 1983.

5. Каменская, О. Г. Древнерусский текст на уроках русского языка [Текст] /
О. Г. Каменская, Э. К. Мустафина // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 2.

6. Колесов, В. В. Культура речи — культура поведения [Текст] / В. В. Колесов. — Л., 1988.

7. Левдина, Т. И. Русский язык как неотъемлемая часть национальной культуры русского народа (XI класс) [Текст] / Т. И. Левдина // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 3. — С. 39.

8. Львов, М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности [Текст] / М. Р. Львов // Рус. яз. в шк. — 2001. — № 4.

9. Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике [Текст] / Т. Ф. Новикова // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 3. — С. 12.

10. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре [Текст] / Т. М. Пахнова // Рус. яз. в шк. — 2003. — № 4, 5.

11. Семантическая специфика национальных языковых систем [Текст] / науч. ред. З. Д. Попова. — Воронеж, 1985.

12. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Текст] // Рус. яз. — 2004. — 1—7 марта (№ 9).

13. Степанов, Ю. С. Константы [Текст] : словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — М., 2001.

14. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н. И. Формановская. — М., 1989.

15. Ходякова, Л. А. Приобщение школьников к национальной культуре средствами искусства [Текст] / Л. А. Ходякова // Рус. яз. в шк. — 2004. — № 6; 2005. — № 1.

16. Хроленко, А. Т. Основы лингвокультурологии [Текст] / А. Т. Хроленко. — М., 2005.

17. Чумак-Жунь, И. Культурный контекст и интерпретация поэтического текста: (на материале стихотворения Б. Пастернака «Гамлет») [Текст] / И. Чумак-Жунь // Рус. яз. в шк. — 2006. — № 2. — С. 54.

Вопросы и задания

1. а) Изучите указанные в списке литературы статьи (из журнала «Русский язык в школе»).

б) Расскажите, чем вызвана необходимость историко-культурного наполнения содержания обучения русскому языку школьников, т. е. приобщения их к национальной культуре своего народа? Что предполагает культуроведческий подход к преподаванию русского языка?

в) Раскройте содержание понятия «культуроведческая компетенция». Каковы ее составляющие? Что говорится об этом в стандарте основного общего образования по русскому языку?

2. Реализация культуроведческого подхода к обучению русскому языку непосредственно связана с возникновением и развитием новой науки — этнолингвистики. Поясните, что это за наука и что такое лингвокультурология? Какие термины и понятия лингвокультурологии используются как базовые компоненты культурологической направленности обучения языку? (Хотя, как отмечают методисты, нецелесообразно употреблять все эти термины в школьной практике, они необходимы учителю для ориентации в научно-методической литературе.)

3. Как пишет известный методист Л. А. Ходякова, «очевидна связь между языком и культурой через текст. Текст можно считать формальной единицей культуры». Раскройте это положение (см. указанную статью).

4. Что такое культуроведческий фон урока? Как он может создаваться? Что такое культуроведческий текст? Что пишет Л. А. Ходякова об искусствоведческих текстах, их обучающих возможностях?

5. Обратитесь к указанным статьям Т. М. Пахновой. Найдите ответы на следующие вопросы:

а) Что такое развивающая речевая среда?

б) Почему текст является важнейшим средством создания развивающей речевой среды?

в) Какими качествами должен обладать такой культуроведческий текст?

г) Что такое «пространство культуры» (образуемое текстами)?

д) Что говорит автор о тематическом единстве текстов и уроков русского языка? Что такое, по мнению автора, этика филологии?

6. Найдите в школьных учебниках — в комплексе Бунеевых — учебный материал, отражающий культуроведческий аспект обучения русскому языку, прокомментируйте его.

а) Сделайте анализ учебного материала, представленный в § 41—44 учебника под ред. М. В. Панова для 5 кл. (темы: «Дословная непереводимость фразеологизма на другие языки», «Из истории фразеологизмов», «Об источниках русской фразеологии», «Крылатые слова»), с точки зрения историко-культурного аспекта изучения русской фразеологии; прокомментируйте данный учебный материал.

б) Используя указанную в списке литературу (№ 3, 4, 5, 6), подготовьте сообщение о национально-культурной семантике русской фразеологии и языковых афоризмов, ориентируясь на школьную аудиторию.

7. Обратитесь к басням И. Крылова, изучаемым в школе, найдите в них афоризмы, в которых отражены константы русской культуры, и дайте их толкование (используйте труд Н. С. Ашукиной, М. Г. Ашукина).

Педагогическая практика

3.1. Задачи и содержание педагогической деятельности
студентов-практикантов по учебному предмету «Русский язык»

В первую неделю педагогической практики студенты:

— знакомятся с деятельностью учителя по предмету в данном классе, изучают его педагогический опыт: посещают уроки учителя и проводят их анализ, знакомятся с календарным планом, образцами тематического и поурочного планирования;

— изучают, выявляют уровень знаний учащихся по русскому языку в связи с отношением к учению, развитием личности;

— оказывают помощь учителю в подготовке уроков, их методическом и техническом оснащении, в проверке тетрадей, в подготовке и проведении внеклассного мероприятия по предмету;

— составляют тематический план, намечают планы предстоящих уроков, изготавливают необходимые средства наглядности.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.009 с.)