ТОП 10:

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



Содержание

 

Введение  
1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте.  
1.1 Понятие «координационные способности»  
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.  
2. Проявление координационных способностей в волейболе.  
2.1 Роль координационных способностей.  
2.2 Средства развития координационных способностей.  
3.Исследование взаимосвязиразвития координационных способностей с техникой владения мячом в волейболе.  
3.1 Методика проведения исследования.  
3.2 Полученные результаты и их обсуждение. 3.3. Практические рекомендации Заключение Библиографический список  

 


Введение

 

 

Волейбол – это ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов в игре заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической и технической подготовленности волейболистов[1, С. 53].

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.[4, С. 31].

Развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи: пригнуть, как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. [31, С. 23].

Однако, волейбол интересен тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в разных видах: игра не полным составом, игра на ограниченной площади, игра на время и др.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т. е тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программу по физической культуре.

В тренировочном процессе волейболистов для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры не только скоростных, скоростно-силовых задач, но и координационных комбинаций, необходимо совершенствовать точность движений у игроков, обусловливающих ловкость. Так как высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся игровых ситуациях, быстро переходить от одних технических действий к другим [4, С. 29].

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела, выбора технического приёма для осуществления игрового действия, поэтому выбранная нами тема является актуальной.

Объект исследованиявыпускной квалификационной работы является развитие координационных способностей на занятиях волейболом.

Предмет выпускной квалификационной работы является влияние развития координационных способностей на технику владения мячом.

Цель выпускной квалификационной работы: определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом.

Поэтому перед нами стояли следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «координационные способности» на основе обзора научно-методической литературы.

2. Описать анатомо-физиологические особенности школьников среднего школьного возраста.

3.Раскрыть роль координационных способностей и рассмотреть основные средства развития координационных способностей на занятиях волейболом.

4. Исследовать взаимосвязь развития координационных способностей на технику владения мячом в волейболе.

5.Дать практические рекомендации.

Гипотеза: можно предположить, что если использовать различные средства на развитие координационных способностей на занятиях, то они будут способствовать повышению технического уровня подготовленности волейболистов 14 лет.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования предложенных средств для развития координационных способностей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.

Новизна исследования состоит в проведении исследования по выявлению влияния координационных способностей на технику владения мячом в волейболе и выявлена корреляционная зависимость между ними.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по данной теме, первичное и контрольное тестирование, статистическая обработка результатов исследования.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ПРОЯВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ВОЛЕЙБОЛЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТЕХНИКУ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, мы раскрыли понятие «координационные способности» и пришли к выводу, что все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом воспитании, можно условно разделить на 2 группы:

1) относительно стереотипные (бег по легкоатлетической дорожке, гимнастические упражнения, ходьба по ровной поверхности).

2) нестереотипные (движения в спортивных играх, единоборствах, слаломе, кроссе и т.п.).

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности долгое время применялся термин «ловкость». Ловкость можно определить как - способность овладевать новыми движениями (способность «быстро обучаться») и, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Эти понятия близки, но существует и различие между ними. Координационные способности проявляются тех видах деятельности, которые связаны с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Описали анатомо - физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях).

Можно констатировать, что подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.

Раскрыли роль координационных способностей и рассмотрели основные средства развития координационных способностей на занятиях волейболом.

Ролью координационных способностей в волейболе являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

Особую группу средств развития координационных способностей составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях с определенными двигательными действиями.

Исследовали взаимосвязь развития координационных способностей на технику владения мячом в волейболе.

Рассматривая результаты использования в волейболе средств для развития координационных способностей на занятиях по волейболу можно констатировать, что прослеживается сильная и средняя взаимосвязь развития координационных способностей с техникой владения мячом в среднем школьном возрасте.

А именно:

1.Сильная связь прослеживается между развитием ловкости (челночный бег) и скоростью перемещений (скоростная выносливость), что в свою очередь способствует развитию двигательной моторной способности (тест «Передачи мяча сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4».

2.Результаты остальных экспериментальных данных, отражающих изменения в технике владения мячом (средняя связь) претерпели незначительные изменения (p >0,05),но наибольший прирост имеет тест на точность «Прием мяча сверху над собой», что может способствовать запасу технических элементов движения, помогающих образованию новых координационных связей в волейболе.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 

 

 

Библиографический список

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]./ Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1990. - С 235.

2. Барбара, Л. Волейбол [Текст]./. Л.Барбара, Б. Фергюсон; - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 180 с.

3. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст]./. В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 240 с.

4. Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол [Текст]./. А. В. Беляев, М. В. Савина, - М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с., ил.

5. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст]./. Г.В.Васильев. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.

6. Волейбол. [Текст]./ Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, - 3 изд., перераб. И доп. - М.: «Физкультура и спорт». 2006. - С 360.

7. Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст]./. Т.В. Габай. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

8. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]. / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. 398 с.

9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе [Текст]./ В.А. Голомазов. М.: «Просвещение». 1976.-348с.

10. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта [Текст]./. / Б.Р. Голощапов. - М.: Педагогика, 2001.-с.154

11. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru

12. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]./. Ю.Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 195 с. – Это учебники, оформи правильно!

13. Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]./. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин - М.: Олимпия Пресс, 2005. -220 с.

14. Железняк, Ю.Д. Портнова, Ю.М, Савин, В.П. Лексаков, А.В, Техника, тактика обучения [Текст]./. Ю.Д Железняка, Ю.М. Портнова., В.П Савин, А.В Лексаков, - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 520 с.

15. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры [Текст]./. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 250 с.

16. Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]./. М.Н. Жуков - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

17. Ивойлова А.В. Волейбол для всех [Текст]./. А.В. Ивойлова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 180 с.

18. Кашин А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения. В ст.: Программированное обучение за рубежом [Текст]./ А.П. Кашин. - М.: Просвещение, 1981. 248 с.

19. Ковалёв, В.Д. Спортивные игры [Текст]./ В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Кераминас. - М.: Просвещение, 2001. - 220 с.

20. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст]./ М.: «Физкультура и спорт», 1998.-146с.

21. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: изд. центр ВЛАДОС. 2002. - 176 с.

22. Кузнецов, С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./. С. Кузнецов, А. Колодицкий; - М.: ВЛАДОС , 2004. - 176 с.

23. Кузнецов, В. С. Физические упражнения и подвижные игры: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2006. - 152 с.

24. Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 136 с.

25. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]./. В.И Лях - М.: «Физкультура и спорт», 1998. - 204с.

26. Матвеев, А.П. Программы общеобразовательных учреждений по физической культуре [Текст]./. А.П. Матвеев. - М.: Москва «Просвещение», 2008. - 144 с.

27. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст]./. Л.П. Матвеев - М.: «Физкультура и спорт», 1991 - 211с.

28. Осколкова, В. Волейбол [Текст]./. В. Осколкова, М. Сунгуров. - М.: ФиС, 2005. - 176 с.

29. Прокошев, А.В. Волейбол [Текст]./. А.В. Прокошев. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 180 с.

30. Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное развитие в структуре спортивной деятельности [Текст]./ В. А. Сальников. Омск.: «СибАДК», 2000. - 160 с.

31. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]./. М.Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.: Издательский центр « Академия», 2002. - 136 с.

32. Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). [Текст]./ А.А. 36. Тер-Ованесян - М.: ФиС, 2001.-208с.

33. Филиппович, В. И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей [Текст]./ В. И. Филиппович, И. М. Туревский Теория и практика физической культуры. 1977 - № 4. - С. 39-43.

34. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов [Текст]./. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: «Академия» 2010. 348 с.

35. Яруллин, P. X. Качества двигательной деятельности человека [Текст]./. P. X. Яруллин // Теория и практика физической культуры. 1999. - № 8. - С. 20-22

 

Содержание

 

Введение  
1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте.  
1.1 Понятие «координационные способности»  
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.  
2. Проявление координационных способностей в волейболе.  
2.1 Роль координационных способностей.  
2.2 Средства развития координационных способностей.  
3.Исследование взаимосвязиразвития координационных способностей с техникой владения мячом в волейболе.  
3.1 Методика проведения исследования.  
3.2 Полученные результаты и их обсуждение. 3.3. Практические рекомендации Заключение Библиографический список  

 


Введение

 

 

Волейбол – это ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов в игре заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической и технической подготовленности волейболистов[1, С. 53].

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.[4, С. 31].

Развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи (так называемой двигательной задачи: пригнуть, как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. [31, С. 23].

Однако, волейбол интересен тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в разных видах: игра не полным составом, игра на ограниченной площади, игра на время и др.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т. е тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программу по физической культуре.

В тренировочном процессе волейболистов для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры не только скоростных, скоростно-силовых задач, но и координационных комбинаций, необходимо совершенствовать точность движений у игроков, обусловливающих ловкость. Так как высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся игровых ситуациях, быстро переходить от одних технических действий к другим [4, С. 29].

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела, выбора технического приёма для осуществления игрового действия, поэтому выбранная нами тема является актуальной.

Объект исследованиявыпускной квалификационной работы является развитие координационных способностей на занятиях волейболом.

Предмет выпускной квалификационной работы является влияние развития координационных способностей на технику владения мячом.

Цель выпускной квалификационной работы: определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом.

Поэтому перед нами стояли следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «координационные способности» на основе обзора научно-методической литературы.

2. Описать анатомо-физиологические особенности школьников среднего школьного возраста.

3.Раскрыть роль координационных способностей и рассмотреть основные средства развития координационных способностей на занятиях волейболом.

4. Исследовать взаимосвязь развития координационных способностей на технику владения мячом в волейболе.

5.Дать практические рекомендации.

Гипотеза: можно предположить, что если использовать различные средства на развитие координационных способностей на занятиях, то они будут способствовать повышению технического уровня подготовленности волейболистов 14 лет.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования предложенных средств для развития координационных способностей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.

Новизна исследования состоит в проведении исследования по выявлению влияния координационных способностей на технику владения мячом в волейболе и выявлена корреляционная зависимость между ними.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по данной теме, первичное и контрольное тестирование, статистическая обработка результатов исследования.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.018 с.)