Скоростные способности и методика их развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скоростные способности и методика их развития.



Скоростные способности – это комплекс морфо-функциональных

свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в ми-

нимальный для данных условий отрезок времени.

Различают элементарные и комплексные формы проявления скоро-

стных способностей. К элементарным формам относятся быстрота двига-

тельной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) дви-

жений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две

группы: простые и сложные. Простая реакция представляет собой латентное

время реагирования известным движением на заранее обусловленный сигнал

(старт в беге на выстрел или команду).

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);

– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из не-

скольких возможных вариантов одного наиболее подходящего действия.

Быстрота одиночного движения определяется временным интервалом,

затраченным на его выполнение (например, удар в боксе).

Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени.

К таким комплексным формам проявления относятся:

способность быстро набирать скорость на старте до максимально

возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном

спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

способность к достижению высокого уровня дистанционной скоро-

сти (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

способность быстро переключаться с одних действий на другие и

т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от

следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости пере-

хода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и

обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, ра-

стяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Генетические данные человека.

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных спо-

собностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфор-

ной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения,

выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скорост-

ные упражнения). Их можно разделить на три основные rpynпы.

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо-

ненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполне-

ния отдельных движений; в) улучшение частоты движений; г) улучшение

стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения

последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания,

ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все,

основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и

подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все дру-

гие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные,

скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенство-

вание двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Основными методами развитие скоростных способностей являются:

1) повторный;

2) вариативный;

3) соревновательный метод;

4) игровой метод.

Повторный метод предполагает повторное выполнение действий с

установкой на максимальную скорость движения.

Вариативный метод – выполнение упражнения с варьированием ско-

рости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировоч-

ных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы) и финальных соревнований.

Эффективность данного метода обеспечивается высоким эмоциональным

подъемом и проявлением максимальных волевых усилий.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражне-

ний с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных

и спортивных игр.

Простая двигательная реакция развивается в основном повторным

методом (быстрое многократное реагирование на внезапно появляющийся из-

вестный сигнал: старт в спринте, изменение движения или остановка по сиг-

налу, атакующее действие на обусловленный знак и т.д.).

Реакция на движущийся объект тренируется с помощью повторного

метода.

Реакция выбора связана с выбором нужного двигательного ответа из

ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера, про-

тивника или окружающей обстановки.

1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их

выполнения.

2. Развивать способность предугадывать действия противника.

Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой

скоростью выполнять отдельные двигательные акты.

В совершенствовании комплексных форм проявления скоростных

способностей можно выделить два методических подхода:

1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоро-

стных способностей, определяющих их проявление.

2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объеди-

нение локальных способностей в целостные двигательные акты, характерные

для данного вида спорта.

Координационные способности и методика их развития.

Координационные способности – это совокупность двигательных

способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также

умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожидан-

ных ситуациях.

Основными компонентами координационных способностей являются

способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию,

дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестрое-

нию двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное рас-

слабление мышц.

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда

факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно двигательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня развития других физических способностей (скоростные

способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решительности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных

двигательных умений и навыков) и др.

Наиболее распространенными и общепринятыми критериями проявле-

ния координационных способностей считаются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно

короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для ≪перестройки≫ своей двигательной деятель-

ности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий

или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характе-

ристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением рас-

слабляться по ходу выполнения движений.

Возрастной период с 6–7 до 10–12 лет является наиболее благоприят-

ным (сенситивным) для развития координационных способностей с помо-

щью специально организованной двигательной активности.

Методы: Для развития координационных способностей используют ме-

тоды, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании

двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения,

стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игро-

вой и соревновательный.

Наиболее эффективными методами формирования координационных

способностей являются те, которые обеспечивают вариативность условий вы-

полнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в

двух основных вариантах: методы строго регламентированного и не строго

регламентированного варьирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.016 с.)