Формы занятий физическими упражнениями и их характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы занятий физическими упражнениями и их характеристика.

Поиск

Содержанием занятий в физическом воспитании является деятель-

ность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физиче-

ских упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздо-

ровительных задач физического воспитания.

Форма занятия – это совокупность условий проведения и управления

процессом занятия.

Содержание и форма занятий взаимосвязаны. Занятие невозможно осу-

ществить вне определенной формы, тем более без конкретного содержания.

Все многообразие форм можно условно разделить на две группы: уроч-

ные и неурочные, которые объединяют более конкретные формы (Рис. 2.5).

Урочные формы занятий характеризуются следующими признаками:

• ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его органи-

зацию и проведение;

• стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и

правильное чередование работы и отдыха);

• постоянный состав занимающихся, относительно однородный по воз-

расту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, спе-

циализации;

• соответствие учебного материала программе и особенностям контин-

гента занимающихся;

К урочным формам относятся:

Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образова-

тельных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил.

К ним относятся уроки, проводимые преподавателями по государственным

программам в тех звеньях, где физическая культура является обязательным

предметом: общеобразовательная школа, различные училища, техникумы, а

также вузы. Главной чертой уроков является их образовательно-оздорови-

тельная и воспитательная направленность;

Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и

группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности

данные занятия носят тренировочный характер, ориентированный на совер-

шенствование в избранном виде спорта. Их содержание непосредственно свя-

зано с реализацией всех видов подготовки спортсмена.

Неурочные формы занятий характеризуются:

относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой,

но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности;

большинство неурочных занятий проводятся самостоятельно и с це-

лью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения

или повышения работоспособности, развитие двигательных способностей и

др;

задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в зна-

чительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.

К неурочным относятся:

 Занятия, проводимые в режиме дня (≪малые≫ формы), характеризую-

щиеся непродолжительным выполнением физических упражнений: утренняя

зарядка, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза;

 Занятия спортивно-тренировочного характера (≪крупные≫ формы)

включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздо-

ровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

 Соревновательные формы образуются системой официальных и нео-

фициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, пер-

венств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий.

Общие черты форм занятий. Структура (построение) занятий физиче-

скими упражнениями в значительной степени определяется адаптационными

реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физио-

логических исследований, при выполнении физической нагрузки работо-

способность человека проходит 4 фазы:

1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе

происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями

выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ори-

ентацией на предстоящую деятельность.

Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма

значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти-

ляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выпол-

нению работы, а только настроился на ее выполнение.

2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время

происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно

приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функци-

ональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов

и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной

системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правиль-

ного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних

органов и систем организма.

3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность,

достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом

уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности

выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внеш-

них условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физиче-

ской нагрузки 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа доста-

точно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности

сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в сниже-

нии количественных и качественных показателей работоспособности. Субъ-

ективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать

работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкрет-

ной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности на-

грузки. Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле-

ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для

развития двигательных способностей.

Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая

гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не сопровождаются об-

щим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения

– содействовать основной деятельности человека.

Приведенные выше фазы работоспособности при выполнении физиче-

ской нагрузки обуславливают соответствующую структуру занятия. Для всех

форм занятий физическими упражнениями характерна структура, в которой

более или менее явно выражены три части. Обычно их называют: первую

часть – «подготовительной» (≪вводной≫ или ≪разминкой≫), вторую – «основ-

ной» и третью – «заключительной».

Подготовительная часть обеспечивает оптимальное врабатывание си-

стем организма и постепенную подготовку его к предстоящим нагрузкам. Со-

здание положительного эмоционального настроя.

Содержание и характеры подготовительной части зависит, с одной сто-

роны, от особенностей исходного функционального состояния занимающих-

ся, а с другой – от характера и направленности предстоящей основной дея-

тельности. Несмотря на вытекающую отсюда вариативность этой части заня-

тия, можно выделить относительно постоянную последовательность таких

ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установоч-

ные действия, общая и специальная разминка.

Основная часть занятия заключает в себе главную содержательную и

функциональную нагрузку и занимает преобладающую долю в общем,

объеме времени, затрагиваемого на занятии. В зависимости от особенно-

стей содержания занятия его структура в основной части может быть одно-

родной либо комбинированной. В первом случае реализуется одна главная за-

дача (напр. углубленное разучивание сложного двигательного действия). Во

втором – в качестве основных решаются несколько задач (напр., разучивание

нового двигательного действия и повышение уровня силовых способностей).

Продолжительность основной части лимитировано с одной стороны,

функциональными возможностями занимающихся, с другой – временем, от-

веденным на занятие.

Заключительная часть рационально построенного занятия по продол-

жительности невелика – обычно не более нескольких минут. Тем не менее от

содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, дина-

мика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятель-

ность.

Поэтому в конце занятия включающего повышенные физические на-

грузки, необходимо обеспечить переключение организма на восстановитель-

ный режим функционирования. Это достижение служит более или менее по-

степенным снижением интенсивности выполненных действий, переключени-

ем на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхатель-

ных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации

восстановительных процессов.

В завершении занятия рекомендуется предусматривать оценку его ре-

зультатов и установок на дальнейшее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.012 с.)