Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы занятий физическими упражнениями и их характеристика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержанием занятий в физическом воспитании является деятель- ность, включающая освоение теоретических знаний и выполнение физиче- ских упражнений с целью решения образовательных, воспитательных и оздо- ровительных задач физического воспитания. Форма занятия – это совокупность условий проведения и управления процессом занятия. Содержание и форма занятий взаимосвязаны. Занятие невозможно осу- ществить вне определенной формы, тем более без конкретного содержания. Все многообразие форм можно условно разделить на две группы: уроч- ные и неурочные, которые объединяют более конкретные формы (Рис. 2.5). Урочные формы занятий характеризуются следующими признаками: • ведущая роль педагога-специалиста, который отвечает за его органи- зацию и проведение; • стабильное расписание занятий (обеспечивает их систематичность и правильное чередование работы и отдыха); • постоянный состав занимающихся, относительно однородный по воз- расту, полу, уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, спе- циализации; • соответствие учебного материала программе и особенностям контин- гента занимающихся; К урочным формам относятся: • Занятия по обязательному курсу физического воспитания в образова- тельных и воспитательных учреждениях и подразделениях вооруженных сил. К ним относятся уроки, проводимые преподавателями по государственным программам в тех звеньях, где физическая культура является обязательным предметом: общеобразовательная школа, различные училища, техникумы, а также вузы. Главной чертой уроков является их образовательно-оздорови- тельная и воспитательная направленность; • Занятия, организуемые под руководством специалиста в секциях и группах ОФП, спортивных клубах, командах и т.п. По своей направленности данные занятия носят тренировочный характер, ориентированный на совер- шенствование в избранном виде спорта. Их содержание непосредственно свя- зано с реализацией всех видов подготовки спортсмена. Неурочные формы занятий характеризуются: относительно ограниченным содержанием и упрощенной структурой, но при этом требуют проявления личной инициативы и самостоятельности; большинство неурочных занятий проводятся самостоятельно и с це- лью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развитие двигательных способностей и др; задачи, содержание, а также выбор конкретной формы занятия в зна- чительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся. К неурочным относятся: Занятия, проводимые в режиме дня (≪малые≫ формы), характеризую- щиеся непродолжительным выполнением физических упражнений: утренняя зарядка, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза; Занятия спортивно-тренировочного характера (≪крупные≫ формы) включают в себя занятия, связанные с решением задач тренировочного, оздо- ровительно-реабилитационного или рекреационного характера; Соревновательные формы образуются системой официальных и нео- фициальных соревнований типа прикидок, отборочных соревнований, пер- венств (чемпионатов), контрольных соревнований или зачетных занятий. Общие черты форм занятий. Структура (построение) занятий физиче- скими упражнениями в значительной степени определяется адаптационными реакциями организма человека на выполняемую нагрузку. По данным физио- логических исследований, при выполнении физической нагрузки работо- способность человека проходит 4 фазы: 1-я фаза – предрабочие сдвиги (предстартовое состояние). В этой фазе происходит общая мобилизация сил, связанная с осознанными намерениями выполнить работу, с психологическими переживаниями и с предметной ори- ентацией на предстоящую деятельность. Функциональные сдвиги в организме в этой фазе могут быть весьма значительными. Так, ЧСС может возрасти на 10 ударов, а легочная венти- ляция увеличиться на 1 л и более, хотя человек еще не приступил к выпол- нению работы, а только настроился на ее выполнение. 2-я фаза — врабатываемость. Начало воздействия нагрузки. В это время происходит перестройка физиологических функций, организм постепенно приспосабливается к особенностям выполнения работы, уровень его функци- ональной активности возрастает, налаживается взаимодействие всех органов и систем, обеспечивающих работу, при ведущей роли центральной нервной системы. Врабатываемость выражается в постепенном нахождении правиль- ного ритма работы, согласованности движений и деятельности внутренних органов и систем организма. 3-я фаза — относительно устойчивое состояние. Работоспособность, достигнув необходимого уровня, некоторое время удерживается на этом уровне с относительными колебаниями, которые зависят от интенсивности выполняемой работы, индивидуальных особенностей занимающихся, внеш- них условий, регламентации работы и отдыха в процессе выполнения физиче- ской нагрузки 4-я фаза — снижение работоспособности. Если работа доста- точно интенсивная и длительная, состояние повышенной работоспособности сменяется постепенно развивающимся утомлением. Это выражается в сниже- нии количественных и качественных показателей работоспособности. Субъ- ективно утомление проявляется чувством усталости, нежеланием продолжать работу. Степень общего утомления к концу занятия зависит от его конкрет- ной направленности, особенности содержания, объема и интенсивности на- грузки. Для абсолютного большинства занятий определенная степень утомле- ния является основным условием сверхвосстановления, необходимого для развития двигательных способностей. Однако некоторые формы занятий, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы и физкультминутки и т.д., не сопровождаются об- щим утомлением, иначе они не будут выполнять своего главного назначения – содействовать основной деятельности человека. Приведенные выше фазы работоспособности при выполнении физиче- ской нагрузки обуславливают соответствующую структуру занятия. Для всех форм занятий физическими упражнениями характерна структура, в которой более или менее явно выражены три части. Обычно их называют: первую часть – «подготовительной» (≪вводной≫ или ≪разминкой≫), вторую – «основ- ной» и третью – «заключительной». Подготовительная часть обеспечивает оптимальное врабатывание си- стем организма и постепенную подготовку его к предстоящим нагрузкам. Со- здание положительного эмоционального настроя. Содержание и характеры подготовительной части зависит, с одной сто- роны, от особенностей исходного функционального состояния занимающих- ся, а с другой – от характера и направленности предстоящей основной дея- тельности. Несмотря на вытекающую отсюда вариативность этой части заня- тия, можно выделить относительно постоянную последовательность таких ключевых компонентов подготовки, как вводно-организующие и установоч- ные действия, общая и специальная разминка. Основная часть занятия заключает в себе главную содержательную и функциональную нагрузку и занимает преобладающую долю в общем, объеме времени, затрагиваемого на занятии. В зависимости от особенно- стей содержания занятия его структура в основной части может быть одно- родной либо комбинированной. В первом случае реализуется одна главная за- дача (напр. углубленное разучивание сложного двигательного действия). Во втором – в качестве основных решаются несколько задач (напр., разучивание нового двигательного действия и повышение уровня силовых способностей). Продолжительность основной части лимитировано с одной стороны, функциональными возможностями занимающихся, с другой – временем, от- веденным на занятие. Заключительная часть рационально построенного занятия по продол- жительности невелика – обычно не более нескольких минут. Тем не менее от содержания этой части существенно зависит конечный эффект занятия, дина- мика восстановительных процессов и его влияние на последующую деятель- ность. Поэтому в конце занятия включающего повышенные физические на- грузки, необходимо обеспечить переключение организма на восстановитель- ный режим функционирования. Это достижение служит более или менее по- степенным снижением интенсивности выполненных действий, переключени- ем на действие дающее эффект активного отдыха, использованием дыхатель- ных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов. В завершении занятия рекомендуется предусматривать оценку его ре- зультатов и установок на дальнейшее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.011 с.) |