Методы контроля и самоконтроля производственного обучения, формы их применения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы контроля и самоконтроля производственного обучения, формы их применения.



Отдельную специфическую группу составляют методы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Внимательный взгляд педагога, его опыт и интуиция почти безошибочно могут определить, уяснил ли ученик материал, сможет ли он реализовать свои знания на практике. Такие текущие наблюдения позволяют правильно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Из урока в урок мастер может анализировать рост или замедление интеллектуальной активности и профессионального мастерства каждого, дифференцированно воздействовать на развитие будущего специалиста. Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса Письменный контроль включает контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированные письменные работы. Устный и письменный виды контроля педагог может использовать как на каждом занятии, так и периодически. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы, а квалификационных работ — в том случае, когда в учебном заведении предусмотрено установление определенного уровня (разряда) квалификации. Как правило, на завершающих этапах обучения и проводят такие формы контроля. Программированное обучение нередко называют новацией нашего времени. В настоящее время, программированное обучение заняло свое место в целостной системе учебно-воспитательных воздействий на учащихся Основной причиной доводов в его пользу является возможность индивидуализации темпа и содержания обучения, что очень важно Программированный контроль может быть безмашинным и машинным. В последнем случае используют как дидактические машины, так и компьютеры все более обогащающие процесс обучения и контроля. Опрос целесообразно проводить по карточкам-заданиям разных типов. В последнее время применяют стандартизированные задания, все чаще принимающие тестовую форму, по результатам выполняя которых судят о личностных характеристиках, а также знаний, умениях и навыках испытуемых Тестирование предполагает краткую ясную формулировку задания, когда при рассмотрении каждого вопроса обеспечивается четкая и быстрая различаемость правильных и неправильных ответов. Главное преимущество заданий в тестовой форме по сравнению с задачами и вопросами проявляется, а четкости логической структуры контрольного материала, а также в оперативности получения результата контроля. Все известные в теории и на практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы: -задание с выбором правильного ответа (варианты готовых ответов предлагаются); -задание открытой формы, без готового ответа (испытуемый вписывает свой вариант в отведенное для этого место); -задание на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется соотнести с элементами другого; -задание на установление правильной последовательности (алгоритма действий) операций, процесса. Тесты при сопровождении их иллюстрациями могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них, имеющие словесную, знаковую, числовую, зрительно-пространственную форму могут быть применены в компьютерном варианте. Педагог профессионального обучения обязан неуклонно придерживаться правила: критерии оценок для всех учащихся, отвечающих по карточкам-заданиям или выполняющих тесты, должны быть одинаковыми.

11. Методы активизации учебной деятельности в процессе производственного обучения.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности учащихся и ее поддержание в течение периода занятий. Это далеко не простая задача решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов обучения. Для активизации учащихся следует ограничить до оправданных размеров использование излагающих методов, с помощью которых им передаются готовые знания, в пользу исследовательских, эвристических. Именно эти последние, заключающиеся главным образом в приобщении учащихся к выявлению и разрешению определенных проблем, вместе с проверкой полученных решений содействуют закреплению знаний и умений, развивают самостоятельность мышления и деятельности, формируют интерес к учебе. Формы активизации учащихся: проблемные и поисковые ситуации, коллективные формы решения творчески проблем, дидактические игры. Элементы проблемного обучения можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, если педагог искренне желает перевести учащихся с позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения. Подчеркнем два очень важных аспекта. Во-первых, от мастера, и только от него, зависит переход к проблемности как системе познания. Никто не сможет заставить преодолеть инерцию, если в мастере сильно убеждение, что на занятиях по производственному обучению широкое применение проблемного метода невозможно. Во-вторых, необходимо постоянное, а не эпизодическое, использование элементов в проблемного обучения. Проблемным обучение называют не потому, что весь материал учащиеся усваивают путем самостоятельного решения проблем, тут имеет место и объяснение мастера, и коллективное решение задач, и выполнение учащимися упражнений. Коллективные методы поиска решений, которые следовало бы повсеместно внедрить на занятиях производственного обучения, известны давно и довольно эффективны. Их применение достаточно оправдано тем обстоятельством, что человек всю свою жизнь проводит в общении, в коллективе, и умение прорабатывать совместно задачи, требующие решений, важно для будущего Основным методом решения задач является дискуссия. Правильно организованная, она вырабатывает привлекательные человеческие качества: стремление к пониманию других и заинтересованность в их идеях, уважение к чужим мнениям и настойчивость в реализации своих. Наиболее легко реализуемые варианты коллективных поисков решений на занятиях мозговой штурм во всех его вариантах (прямая мозговая атака, обратная мозговая атака и т. д.). Если педагог профессионального обучения (мастер) ознакомится с очень несложными основными правилами организации и проведения таких занятий, то они будут неизменно привлекательны и интересны для учащихся. Кроме этого, методы генерации идей, способные подвести учащихся к выходу на оптимальное решение проблемы, можно реализовать в так называемых дидактических играх. Полное свое название — дидактические симуляционные игры — они получили потому, что достаточно прямо соотносятся с действительностью, а под симуляцией здесь понимается представление определенного фрагмента действительности упрощенным образом, облегчающим наблюдение и оперирование им. Многие практики считают деловую игру одним из наиболее приемлемых методов для обучения будущей деятельности. Деловые игры представляют собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, форму моделирования систем отношений, характерных для этой деятельности как целого. Обучаемые это ясно понимают и с удовольствием активно участвуют. Таким путем приобретаются прочные и оперативные знания, закрепленные личными переживаниями, сравнением со знаниями товарищей. Кроме побуждения учащихся к выдвижению смелых идей, кроме развития интуиции и воображения такая дидактическая форма работы с учащимися, несомненно, активизирует не только интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал.

12. Основные типы уроков производственного обучения и их особенности.

Урок является основной формой организации учебной работы в учебных заведениях НПО. Однако уроки производственного обучения имеют специфику, выражаемую рядом особенностей. Во-первых, занятия по производственному обучению имеют большую продолжительностью. Это объясняете тем, что центральное место на них отводится практической работе учащихся. При такой организации занятий обучаемые успевают решить поставленные задачи. Во-вторых, занятия по производственному обучению требуют специальной их подготовки с точки зрения создания безопасных условий для работы учащихся.(Техника безопасности) Это — непременное условие вне зависимости от тем занятия, так как применяемые инструменты и оборудование могут стать источником травматизма из-за неумелости их использования обучаемыми. В-третьих, само построение занятий по производственному обучению, предполагая значительную долю самостоятельности со стороны учащихся, требует от мастера усиления контроля над всеми аспектами ситуации в группе: от предупреждения типичных ошибок в действиях учащихся до предотвращения учебных травм. Имеются особенности для занятий по производственному обучению, в частности по организационным формам. К каждому занятию предъявляются конкретные дидактические требования: единстве его учебной и воспитательной сторон; соответствие материала занятий учебной программе; изложение учебного материала на уровне современных достижений науки, техники; правильный подбор учебного материала, его доступность для обучаемых; целесообразный выбор методов обучения, рациональная структура занятия производственного обучения. На различных занятий решаются различные задачи: на одном сообщаются новые знания и формируются умения и навыки, на другом развиваются способности к техническому творческому мышлению. В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы: урок приобретения учащимися новых знаний; урок формирования умений навыков; урок применения знаний на практике; урок повторения, систематизации и обобщения знаний; комбинированный урок; совмещенный урок. Также имеются специальные типы уроков: Упражнения не тренажерах; лаборатоно-практические работы;деловые игры;экскурсии.Теоретическое занятие включает: организационную часть, теоретическую часть, практическую часть, организационно-заключительную часть. Структуру урока должны определять не факторы формального характера, а цели, содержание изучаемого материала, дидактические задачи, а также используемые методы и средства обучения. Классификацию уроков производственного обучения можно представить, по следующим типам: - вводный урок - занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ, - урок по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у учащихся первоначальных умений; - урок по выполнению комплексных работ - занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии; - урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся - контрольно-проверочный. Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует целый арсенал видов уроков: урок-конкурс профессионального мастерства; урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся); семинар производственного обучения; производственная конференция; производственная экскурсия; урок инструктирования; урок — праздник первой детали; урок с участием новаторов производства; урок изобретательства и рационализации; урок-аукцион ученических изделий; урок-отчет; урок «деловая игра» и т.д.

13. Структура уроков производственного обучения. Характеристика каждого этапа. Рассмотрим этапы занятий производственного обучения подробнее. Первый так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т. п.) и их психологическую подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных. Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5-10 мин (ориентировочно). Второй этап — по усмотрению мастера — может быть, а может отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знании. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала базовых знаний. Формы могут быть различными — это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания и диалог во время последующего объяснения учебного материала. Третий этап урока — обязательный на каждом занятии — вводный инструктаж (30-35минут). Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия. Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся. На уроках самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках. При обучении профессиям эксплутационного характера на вводном инструктаже демонстрируются аппараты или механизмы, объясняется их устройство, работа и взаимодействие узлов, обращается внимание на эксплутационные особенности и т.д. _ Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения. Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности. Обязательным элементом вводного инструктажа является инструктаж по безлопастным приемам работ. Следующий этап - практические работы учащихся (5часов, 5часов 20минут). Характер могут носить самый разнообразный - упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ. Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материла. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями: проверка организации рабочих мест учащихся, контроль соблюдения безопасных приемов труда, соблюдение технологической последовательности обработки изделий, контроль качества и соблюдение технических требований, приемка и оценка выполняемых работ. Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым, фронтальным. Завершает занятие заключительный инструктаж(10-15 минут) и уборка рабочих мест в мастерских. Инструктаж включает в себя: подведение итогов выполнения учебных задач; разбор допущенных ошибок; анализ выполнения правил техники безопасности; сообщение результатов работы каждого; объявление что необходимо проработать дома. (задание на дом,5-7минут)

14. Цели и содержание текущего и заключительного инструктажа.

Текущим инструктированием (целевой обход) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материла. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями: проверка организации рабочих мест учащихся, контроль соблюдения безопасных приемов труда, соблюдение технологической последовательности обработки изделий, контроль качества и соблюдение технических требований, приемка и оценка выполняемых работ. Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым, фронтальным. Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использование рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Инструктаж включает в себя: подведение итогов выполнения учебных задач; разбор допущенных ошибок и выявление их причин; анализ выполнения правил техники безопасности; сообщение результатов работы каждого; объявление, что необходимо проработать дома (домашнее задние). Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на которые молодой мастер должен обратить особое внимание. 1 Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют глубокого психологического проникновения и индивидуальность. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда. 2. При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях (в том числе и новых). 3. Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект ли «синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок глазах учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность в отношениях. Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков в производственного обучения, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы мастера и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.014 с.)