Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П7, 8.Методы прогнозирования

Поиск

П10. План маркетинга. Назначение. Особенности составления.

План маркетинга предст собой комплекс планир-х мероприятий, напр на выявл-е потребн рынка, информ-е клиентов о возм-тях фирмы по удовлетвор их потр-тей, установл каналов сбыта и продвиж тов-в и услуг, установл-е ценовых диапаз-в в завис от принятой стратегии фирмы, закл договоров о поставках тов-в. составляется на 1-2 года: 1 год – по месяцам; 2 год – по кварталам.

Средства марк-га: маркет иссл-я рынка для выявл сегментов и направлений на рынке; личная продажа (сбыт деят-ть); сейслз промоушн - ярмарки, выставки, презентации; рекламн меропр-я; методы стимулир-я сбыта (скидки, сервисное обслуживание); PR – формирование общ-го мнения; формиров-е каналов сбыта – орг-я торг сети

Стр-ра плана марк-га: 1.введение; 2.цели фирмы на планируемый период; 3.рез-ты анализа сост рынка: а)полож-е фирмы на рынке; б)доля рынка; в)потенц-е возм-ти (емкость рынка); г)рес-сы фирмы; д)анализ конкурентоспособности; е)прогноз ожид-х объемов сбыта; ж)тенденции разв рынка; 4.цели плана марк-га; 5.программа маркетинга: а)выбор целевых групп потреб-лей; б)опр-е политики цен, скидок, кредитов (товарных); в)перечень меропр-тий по продвиж-ю товаров (дилеры, дистриб-ры); г)формиров-е каналов сбыта; д)разработка идеологии рекламной кампании; е)опр-е ожидаемых объемов товарооборота; 6.смета расходов на марк-г; 7.контр и текущ проверка исполнения; 8.оценка эфф реал-и плана марк-га.

План марк-га позволяет уменьшить отриц посл-я от возм измен во внеш среде,а также сконцентр-ть усилия предпр-я для дост целей и задан ориентиров. Проц форм-я плана марк-га вкл след этапы работ: 1. Анализ тек сит-и на рынке и прогн дальнейш динамики 2. Постановка общей задачи с учет огранич-й и воздейств факторов 3. Выбор целевых показат-й 4. Разраб прогр марк с учетом стратегии предпр-я. 5. Анализ возм-й обесп-я программы маркетинга всеми видами рес-в 6. Формир-е и утвержд-е плана марк-га 7 разраб механизма организац-финанс сопровождения и контроля плана марк-га 8. Орг-я и выполн-е плана и введен корректировок 9. Анализ реализац и оценка эфф плана марк-га.

Индикаторы эфф работы по маркетингу:

товарооборот на сотрудника = ; затратоемкость = ;

; товарооборот на клиента = ;

товарооборот на заказ = ;

Таким образом, план маркетинга предст собой базовый док-т,регулир деят-ть подразделений и обесп координацию их усилий в достиж главн цели- повыш-и финанс уст-ти предпр-я.

П12. План производства. Назначение, разделы, показатели.

Основа для плана пр-ва – план по сбыту. План пр-ва сост из 3 разделов: 1)перечень номенклатуры (товарных групп) в натур и денежн выраж-и: основная (профилирующая) прод-я;экспортная прод-я;новая прод-я;изделия по госзаказам (спецзаказам);потребит-е товары;товары из матер-в заказчика;проч товары; 2) состав промышл услуг (оказ-е услуг сторонним орг-ям с исп свободных произв-х мощностей); 3)план по незаверш пр-ву.

Показатели пр-ва характ-ся: натур величинами; денежными; трудов пок-ли (машино/час, человеко/час, станко/час); условно-натуральный пок-ль (через коэфф приведения).

Типы продукц в пл пр-ва: 1)Товарная прод-я – готовая прод-я отвечающ требов-ям или технич усл-ям и переданная на склад (т.е. без незаверш пр-ва).2)Реализованн прод-я – готов прод-я поставл-я заказчикам (потребителям) и оплач-я ими. Nреал = Nтов + (Nн – Nк) 3)Валовая прод-я – Nвал = Nтов + (Wк – Wн), W - незаверш пр-во; 4)Валовой оборот – Nвал.об. = Nвал + Nвз.об. 5)Чистая прод-я – вновь созд стоим-ть товара на данн предпр-и. Чистая прод-я = выручка – матер затраты.

План-е незаверш пр-ва: Незаверш пр-во – предметы труда наход на рабочем месте, т.е. ещё в произв-ве. Оно план-ся исходя из числа рабочих мест

Расчет незаверш пр-ва в стоимостном и выр-и:

Wст = Nдн•Sплан•Тц•Кнз, где Nдн – среднедневн выпуск прод-и, Sплан – плановая себест-ть (без общефирм издержек, только прямые затраты), Тц – длит-ть произв цикла; Кнз – коэффициент нарастания затрат.

Тц = ∑tоп + ∑tмо + ∑tисп, где tоп – время по технологическим операциям, tмо – межоперационное время, tисп – время испытаний.

Кнз = m + (1-m)/2 = (m+1)/2, где m – удельный вес материалов/комплектующих в прямой себест-ти.

Nдн = Nгод/Fд, где Fд – действительный фонд времени (фонд времени, спланиров-й на всю деят-ть); Fд = Fном (1 – Кпр), где Кпр – коэффициент простоя (закладывается в размере 3-5%).

Объем незав пр-ва по трудоемкости:

Wτ = Nдн•τ•Тц•Кг, где τ – трудоемкость изделия, Кг – ср коэфф готовности (равен 0,3-0,8).

Факторы влияющие на уменьшение НЗ производства: снижение длительности цикла; уменьшение количества операций; снижение трудоемкости; повышение КВГ; снижение материалоёмкости.

Анализ вып плана пр-ва: состав продукции – удельный вес выпуска номенкл; анализ ритмичн выпуска; анализ исп-я произв-х мощностей; анализ незаверш пр-ва; анализ кач-ва прод-и (% брака, процент рекламации);анализ фактич и планов пок-лей.

Виды планов:

1. план марк-га – комплекс планир-х мероприятий, напр на выявл-е потребн рынка, информ-е клиентов о возм-тях фирмы по удовлетвор их потр-тей, установл каналов сбыта и продвиж тов-в и услуг, установл-е ценовых диапаз-в в завис от принятой стратегии фирмы, закл договоров о поставках тов-в.

2. планы по сбыту и рекламе – результаты марк-га явл основой для принят плановых решений о сбыте.кроме того, провод-ся анализ внутрифирм данн за прошл годы и даются таблицы, в кот показаны:оборот продаж,стоим-ть продаж, дены на прод-ю, план показ сбыта за прошл год, колеб-я между планов и факт показ-ми за прошл период. План сбыта явл основой для разраб остальн планов и включ в себя:колич план, стоимостной план и инстр о скидках,сроках и усл-ях платежа. План рекламн меропр-й должен быть ориент-н прежде всего на расшир-е сбыта прод-и, а кроме этого на повыш-е престижа предпр-я.

3. План произв-ва –центр звено в сист планир-я, тк явл базой для расчетов числ-ти работающих,фонда зар пл,плана матер-техн снабж, сметы затрат на произв-во.Анализ хода вып-я плана осущ-ся с целью устан-я причин отклон-я от планов заданий, выявл негативн и позит тенденц разв-я, а также опр резервов и путей их исп-я.

4. планиров-е издержек произв-ва. Затраты непоср-но связаны с физич факторами пр-ва, материалоемкостью, особенн-ми конструкции изделий, технологичностью и тп. План-е издержек явл основой для упр затратами пр-ва.

5. План-е прибыли и рентаб-ти предпр-я – явл-ся важнейшим эл-том упр предпр-м. осуществляется на основе изуч-я факторов роста прибыли. Она завис как от внеш так и от внутр факторов, учет их возд-я способствует обосн-му планир её величины. Плановый док-т по прибыли и рентабельности вкл в себя синтез результатов анализа множ-ва факторов, возд-х на рент-ть предпр-я. План по прибыли и рент-ти взаимосвяз с планами произв-ва,издерж и марк-га и разраб в совок-ти с ними.

6. Финанс-й план – цель-обеспечить повышение финансовой устойчивости организ-и в предстоящ плановом пер-де. Финанс план-е позволяет оценить статику и динамику ожид финанс полож-я фирмы.

7. Планир-е инвестиций. Инвестиции представл собой ден ср-ва, кот вклад-ся в созд-е новых произв мощностей для расшир-я произв-ва выпуск прод-и либо для разверт-я выпуска новой прод-и. Главной целью явл-ся повышение финансовой устойчивости фирмы. План инв-й наход-ся во взаимосвязи с фин планом и бизнес-планами инвест проектов.

8.Планир-е матер рес-в – осущ в форме баланса матер-технич обесп-я, в котор рассчит-ся потребность в материалах и опр объем их поставки предпр-ю. По рез-там форм-я плана рес-в опр наиболее дефицитные из них для разработки соотв мероприятий.

9. Разраб бизнес-плана – предн для обоснования будущ инвестиционн и инновационн проектов, напр на разв-е фирмы и повыш конкурентоспос-ти прод-и, а также на проведение маркетинга новых товаров.

 

п11. План по сбыту и рекламе. Исходные данные, взаимосвязь, функции и состав плана. Назначение

(формируются одновременно)

результаты марк-га явл основой для принят плановых решений о сбыте.кроме того, провод-ся анализ внутрифирм данн за прошл годы и даются таблицы, в кот показаны:оборот продаж,стоим-ть продаж, дены на прод-ю, план показ сбыта за прошл год, колеб-я между планов и факт показ-ми за прошл период. Статистика сбыта групп по позиц: товары и групп тов-в, торг районы и р-ны предст-лей, группы покуп-лей, кол-во и частота заказов, пути сбыта. По данн сбыта и рез-там марк-га опр группы товаров с раст спросом, нейтр товары и товары с падающ спросом.

Годов план по сбыту детал-ся по месяцам и неделям. План по сбыту должен быть соглас с возм-ми произв-ва. (оказывает прям возд-е на план произодства(а не наоборот)). План сбыта явл основой для разраб остальных планов и вкл в себя: количественный план, стоимостной план и инстр-и о скидках, сроках и усл платежа.

Рентабельность сбыта: .

План рекламн меропр-й должен быть ориент-н прежде всего на расшир-е сбыта прод-и, а кроме этого на повыш-е престижа предпр-я.

Методы опр-я затрат на рекламу: процент от объема продаж; на осн затрат на рекламу конкур-в; по возм-тям предпр-я; целевой метод.

План рекл мер-й вкл в себя: рекл меропр-я по средствам и времени провед-я; план участия в выставках и экспоз-ях; планы спец рекл кампаний; сводный план рекл мероприятий с уч резервов.

 

П14.План издержек.

План-ие издержек основывается на мероприятиях по снижению затрат в каждом виде деятельности.

Для этого: анализ-ся факторы снижения затрат; установл возможных диапазонов сниж затрат; сост-е плана издержек с уч снижения удельн затрат; проверка плана издержек на сбаланс-ть, т.е. темпы роста общих издержек должны быть ниже темпов роста выручки.

Сложность план-ия затрат произ-ва обусловлена след факторами: 1.широкой номенклатурой выпуск продукции; 2.многообразием видов сырья, матер, комп-их; 3.различ группами конструктивно-технолог сложно­сти продукции; 4.многообр типов осн оборудования; 5.сложностью организ-ых структур предпр-я; 6.наличием различных видов наклад расходов.

Планирование издержек является основой для управления затрата­ми производства. В связи с этим одной из важных задач планирования затрат является отнесение их по различным направлениям: 1.товары и услуги; 2.производственные операции; 3.функциональные отделы фирмы; 4.эксплуатационные затраты фирмы; 5.отдельные составляющие затраты.

При управлении затратами активно используется ABC- анализ.

Все затраты укрупненно могут быть разделены на три основные группы: материалы, затраты рабочей силы, накладные расходы.

При план-и издержек система инф-и должна включ в себя: доминирующ эл-ты затрат; себест-ть товаров; затратоемк процессы и сферы деят-ти; влияние измен-я объема пр-ва на велич затрат; ср-ва для образования оборотного и осн капиталовиз прибыли от реализ-и товаров.

Ведется раздельн учет прямых и косв затрат. Прямые(переменные) в прямой завис-ти от объема пр-ва, косвенные(постоянн) носят общ хар-р и не зав от объема пр-ва. Постоянные: основные, текущие, разовые.

Система калькуляции затрат по заказам: 1)затраты опр из расчет заказ числа изделий 2)по кажд виду прод-и ведется уч материалов и раб силы по факт расходу на весь заказ 3)накладн расходы считаются в % от выплач зарплаты 4)На каждой операции считаются затраты на заказ 5) сумм затраты образ себестоимость заказа

Калькуляция по осн произв процессам: 1) опр затрат, возн на кажд этапе пр-ва 2)объедин затрат так чтобы на каждом этапе пр-ва затраты могли быть опр-ны автономно. Большое вним-е незаверш пр-ву 3) учет расходов матер-в при переходе от операции к операции от стадии к стадии нараст итогом (АВС-анализ) 4)опр-е затрат на незаверш пр-во на разн этапах 5)опр стоимости спец завтрат и вспом прод-в

Калькуляция – ориентир для принят решений. Для повыш точности план-я исп нормативы затрат, кот сравниваются с фактич издержками в проц анализа вып-я плановых заданий. Нормативы- материальные, трудовые и накладные.

В качестве рекомен предполаг:

1.разработка центров затрат с учетом осн направ деят-ти: упр-ие, поставка, пр-во, обеспечение, сбыт

2.разраб системы норм и нормативов для каждого центра затрат. Нормы – установленная абс величина затрат на ед продукции.Норматив – установ относит вел допустим затрат.

3.Оценка возможных ресурсов (ФСА, ABC-анализ) и разработка программ снижения затрат в деят-ти компании.

Показатели эффективности плана издержек – затратоемкость по каждому виду затрат.

 

П15 (продолжение)

В мировой практике применяются и другие показатели, характер эф использования капитала, к ним относятся: накопленная реинвестированная (направленная на развитие предприятия) прибыль, деленная на суммарную стоимость активов; рыночная стоимость всех акций, деленная на номинальную стоимость всех долгов (показ возможность рассчит по долгам); объем продаж, деленный на стоимость всех активов (хар-ет оборачиваемость активов)и др.

Т.о., план по прибыли включает в себя синтез результатов анализа различ направ деят-ти.

План по приб. и рентабельности взаимосвязан с планами произ-ва, издержек и маркетинга и разрабатывается в совокупности с ними.

п16 Фин планир.

Цель — обеспечить повыш. фин. устойчив. и платежеспос ор-ции в план пер.

Тек фп сост на год по мес. - основа для фин контроля деят. Для формир плана ис-ся все имеющиеся виды планов. Стр-ра: Бюджет пред-тия (Доходы и расходы), Баланс пред-тия, Денеж. Поступ. И выплаты.

Общ хар-к а фп вкл: объемы пр-ж, валовая приб. (выручка – перемен затраты); прибыль от реал, баланс прибыль

Бюджет фирмы состоит из двух частей: доходной и расходной.

В доходной: все денеж. по­ступ от осн деят; прочих видов деят-и; амортиз-й фонд; кредитные поступ.; заемные ср-ва; поступ. из бюджета; проч поступ..

В расходной:все затраты на: про­изв-ю деят-ть; обеспеченье деят-ти; инв-ции; реклам-сбыт деят-ть; выплаты по кредитам, дивиден­дам; обязательные платежи госбюджету; налоги; штрафы, санкциям; отчисления в фонды (развития, соц-эк, резервный).

При план расх необх соблюдать пропорций между темп роста приб, выруч и затрат. При собл эк пропорц обеспеч рост производ труда и интесив исп рес-в.dP>dN>dS>dW

Процесс формир бюджета – бюджетирование. Конеч срок утверж бюджета – конец декабря.

Величина расходных статей – бюдж лимит.

Бюджеты бывают: с профицитом, с дефицитом(нехватка ден) и сбалансированный.

Баланс пред-тия: актив(оборот. ср-ва, ос и нма) и пассив(обязательства и устав кап, резервы, нераспред приб., амортизац ф, ф накопления и соц, добав кап(пр-жа цен бумаг).При формир фин плана различают 2 вида баланса: для внешн(проще) и для внутр(детализированней+ прилож с эк хар-ми фирмы) исп.

К разраб балансу приклад приложения, в кот отраж эк хар-ки компании. На осн прилож формир план движ ден потоков(разницы межд выруч и выплат), кот исп для опр коэф ликвид, платежсп. Если все плохо – проводят корретировку ф. Для достижения необх уровня платежесп. При формир плана отдельно проводятся расчет-кредит опер, где показ периодич и сроки поступ платежей за продукцию, ум дебет зад и вып расчеты по кредитам.

Для эффект. управления фин. потоками орг-ция должна иметь опред. вел-ну оборот. ср-в. Величина об средств зависит от сбыт продукции, произ-ва, расчетно-кредитн отношен (поступ платеж, распред объема продаж, ур инфляц)

Фин план оценив по след осн показател:

1.коэф интенсив исп-я кап(общей оборач кап): Кисп = N год реал/ A ср год,т.е. (год V прод)/(ср баланс стоим актив) А ср год = (А н.г.+А к.г.)/2 [чем выше, тем эффект-е и круче ликвид]

2.платежеспособность=(собс кап/итог баланса) - (покрытие всех обязат)

пок-ль тек ликвид (оборот ср)/(сум краткоср обязат)[спос-ть ор-ции оплат тек обязат. норма 2-2.5];

пок-ль абс ликвид (ден сред)/(краткоср обязат)

показ мобильности =(собс оборот кап)/(весь собс кап) опр. мобиль соб ден ср-в рассчит-т коэф. Маневренности

3.показ-ли рентабельности, которые рассчитывают как отноше­ние различных пок-лей приб. (валовой, до уплаты налогов, чистой приб.) к вложенному капиталу (активам).

Ra=Пбал/А*100%; рент инвест Rи=Пчист/Кинс*100%

При формир фп надо учит воз­мож источ. увелич дохода: увели объема продаж более рент продук, наценки на товары, повышение ур взаимод с поставщиками, оценка возмож и преспект рынка.

 

 

п20. Бизнес-план. Структура, назначение.

Важнейшим элементом внутрифирменного планир. явл. составление бизнес-плана. Эта разновидность плана предназначена для обоснования будущих инвест. и инновационных проектов, направленных на разв. фирмы и повыш. конкур.оспособно­сти прод., а также на проведение маркетинга новых товаров (или услуг).

Как правило, инновационные проекты требуют крупных фин. ср-в, и собственного капитала фирм может не хватить для реа­лизации новшеств. В этом случае необходимо подключение кредитных ресу-ов или свободных ср-в инвесторов. Однако для получения дополнительных фин. ресу-ов на опред. условиях тре­буется серьезная аргументация экономической выгодности проекта. В связи с этим при формировании бизнес-плана по реализации нова­ций предусматривается многосторонний анализ последствий от выпол­нения проекта.

Состав бизнес-плана и степень его аргументации и дет-зации за­висят от размера необходимых инвест. для реализации проекта, полож. (имиджа) фирмы и уровня ее фин. устойчив., а также от состояния рынка по предполагаемому товару.

Разработка бизнес-плана требует:

· опред. фин. устойчив. ор-ции при обнов­лении прод. (услуг) в условиях конкуренции;

· создания систематизированной аргументации проекта, позволя­ющей получить финансовую поддержку от внешних источ.ов (банков, инвесторов);

· установления ориентиров для предпринимателя при ор-ции произ-ва новой прод.;

· проведения критической оценки собственных возможн. ор-ции.

Процесс составления и анализ бизнес-плана позволяют менеджеру (или предпринимателю) уже на ранних стадиях принимать более обо­снованное решение о целесообразности и выгодности предлагаемого проекта.

В структуре бизнес-плана отражаются полож., характ. все основные направления работ, связанные с реализацией пред­лагаемого проекта (дела).

Структура бизнес-плана

1. Реквизиты фирмы: название, адрес, организационно-правовая форма, состав учредителей (собственников), краткая характ. (сведения) фирмы.

2. Цель и основное содержание проекта: назначение и описание видов деят. (продуктов, услуг), степень готовности к реализации про­екта, перспективность использования или жизненный цикл проекта, про­грессивность и экологичность технологии бизнеса, вел-на необходи­мых инвест., ожидаемая рентабельность, срок окупаемости проекта, социально-экономические послед. от реализации проекта.

 

П15.Планир. приб. и рентабельности пред-тия

Планир. приб. явл. важн. элементом управле­ния пред-ем.

При разработке стратегии пред-тия ориентируются на опреде­ленный ур-нь приб., достижение которого планир. как в стратегическом, так и в текущем планах. Планир. приб. осущ. на основе изучения факторов роста приб..(внеш и внутр)

В общем виде вел-на приб. завис. от:роста (или снижения) объемов продаж (произ-ва);уровня затрат (удальных и общих);уровня цен; уровня дебиторс задолженности; оборачиваемости активов; эф-ти инвестиций

Трудность план-ия заключается в том, что в реальной практике факторы, влияющие на приб., действуют одновременно и не всегда в одинаковом направлении. Каждый имеет свои возможности и ог­раничения. Например, рост объемов произ-ва ограничивается емкостью рынка, а снижение издержек ограничивается ценой поставщиков, производ труда, коэф выхода годных.

Каждый из факторов оказывает двоякое воздействие на прирост приб.:

1.Колич харак-ками,явл.(напр.): общий объем основных и оборот. ср-в, для выполнения производ-ой программы и плана по прибыли. 2.Качест харак-ки отражают эффектив. использо­вания активного капитала фирмы (например, рентабельность пред-тия, фондоотдача и т. п.).

Следовательно, между приб.ю и эффектив.(испол. Произ.Ф-ов)-прямая связь.

Прибыль влияет на эф использования активов пред-тия. При формиров мероприят по сниж затрат с целью повыш прибыли необх учитывать долю этих затрат в выручке продукции, т.к. сниж, например, на 1% материалоемкости повышает прибыль больше,чем 1% снижения др затрат.

При экономии издержек по оплате труда необх учитывать трудоемкость изделий, масштаб выпуска и производ труда.

Прибыль от реализ продукции опред как разница между выручкой в действующ ценах (без НДС или акцизов) и затратами связан с произ-вом и реализацией продукции.

При планир. приб. делится на балансовая (общая) и чистая (расчетная) приб..

Вел-на балансовой приб. опред. в плане как алгебраи­ческая сумма приб. и убытков.

В плане не предусматриваются убытки, связанные с возможными нарушениями плановых заданий (в том числе штрафы, пени). Они учитываются при опред. факт. приб..

Балансовая приб. (fig) EBITDA — прибыль до вычета всех налогов

Чистая приб. (Пч) пред. собой разность между балансо­вой приб, налогами на приб. и дивидендами по привел акциям. Чистая прибыль делится на рефинан-ие и владельцам.

При планир. приб. необходимо рассчитывать ожидаемую выручку от реализации прод-ции.

По дейст законодат выручка от реализ опр-ся либо по мере её оплаты (налич, безналич), либо по мере отгрузки товара. Это отмечается в учетной политике.

При план-и прибыли и рентабел трудно судить о фин устойчивости компании. Более полное отражение фин положения фирмы можно представить в виде фин пропорций и отношений отраж качествен аспекты деят-ти компании: точка б/у, дебит и кредит задолж.

По результатам пл-ия прибыли расчитыв рентабельность компании, кот хар-ет эф деят-ти, явл индикатором эф плановых решений. План-мая рентаб активов хар-ет общую эф компании, рент продукции и продаж хар-ет эф произ-ва и продаж.

В процессе планир. приб. опред. из расчета плановой выручки и плановой себест прод-ции, кот опред. с учетом прогнозируемого воздействия внеши внутр факт на эти величины в план-ый период.

R (рентабел активов) акт= П бал (балан прибыль) / А(все активы) *100%

R (изгот продуции) прод= П реал(реал прибыль от реализ) / S изг (общая себест изготов) *100%

R (рентабел продаж) акт= П бал (балан прибыль) / N(реализ выручка) *100%

Если в план периоде испол инвестиции на развитие, то опред рентаб инвестиций.

Rинв= П чист (чистая прибыль) / К инв (величина инвест) *100%

 

 

п17. План по инвестициям, источники финансирования, показатели плана.

П19. Планирование обеспеч матер ресурс.

Осущетсв в форме баланса мат-техн обеспеч, включ потребность в матер и объемы их поставок. План-ию ресу-ов предшест анализ выпол плана матер-техн снаб по объему, ассорт-у и ка­честву поступ-их мат-лов. План по ресурсам разрабат на осн след показат: 1) произв программа 2) нормы(абс велич) и нормативы расходов(относит вел, исп в запасах) 3) программа по экономии рес-в 4) планы кап стоит-ва 5) цены на все виды рес-в и остатки рес-в на нач и кон периода. Задачи: 1) обеспеч колич-го объема потребностей планир-му объему произ-ва с учетом технолог потерь 2) согласование календ сроков поступ мат-в со сроками запуска их пр-ва 3)обеспеч необх номенклат и кач-ва мат рес-в(ведомости мат ресур) 4) осущ-е оптим упр-я запасами\ресурс. Методы при разработке норм. При норм-ии мат-х рес-в исп методы: 1) опытно-эксперимент 2) расчет-аналитич(на основе технолог док-и) 3) отчетно-статистич Запасы опр: Zстр=(среднесут расход мат)*(время восст запаса). Zтек=(средне сут)*(период между поставками) Zсум=Zстр+Zтек. Потребн в мат-х на осн пр-во (Сосн) опред. так:

где Nj — кол-во прод. по кажд наимен, шт.; gH — норма расх матер-в на одно изделие с учетом возм техно­лог потерь, натур, ед.; п — кол-во наимен изд. Общая потреб в мат-лах См опред. след обр: где Z3an — норма общего запаса матер. ресу-ов; Zф — факт наличие ресу-ов на пред-ии; Снез — материалы на изм-ие незав произ-ва; Сэкс — потреб в ресурсах при экспл-ции. По рез-м формир планов по рес-м опр-ся наиболее дефицитные из них для разработки соотв мероприятий

 

 

3. Анализ состояния рынка потребит., спроса: оценка емкости рынка, характ. основных потенциал. потребит., ожи­даемый спрос, тенденции развития рынка по направлениям планиру­емого бизнеса.

4. Характ. возможных (потенциал.) конкур. ', оцени­вается наличие конкур. (на данной территории), описывается характ. основных конкур. и возможн. их влияния на планируемый бизнес-проект, оценивается конкур.оспособность фирмы и товара (услуг).

5. Характ. плана маркетинга: формирование каналов сбы­та товаров (услуг), определение ценового диапазона пр-ж, орг-ция рекламных мероприятий, прогноз развития рынка, формирова­ние заказов и оформление договоров поставок.

6. Характ. производственного плана: дается краткое описание производственного процесса, экологической чистоты произ-ва, пе­речень основного оборудования, указываются основные поставщики сы­рья, материалов, комплектующих изделий и наличие договоренностей о поставках, приводятся харак-ки необходимого производственно­го помещения и указывается форма собственности или условия аренды недвижимости, дается характ. основных субподрядчиков (соуча­стников), указываются масштабы произ-ва и график динамики рос­та выпуска до достижения проектной мощности бизнеса, опред. динам. изменения (снижения) себестоимости произ-ва единицы прод. (или услуги) и приводится график (или таблица).

7. Организационный план: указываются форма собственности, вел-на уставного капитала, основные собственники (по долям вклада), орга­низационная структура управления фирмой, краткая характ. кад­ров, партнеров по бизнесу; приводятся графики реализации инвест. по времени освоения бизнеса, распределение инвест. между субпод­рядчиками (соучастниками). Графики (таблицы), отражающие во време­ни получение промежуточных и конечных результатов реализации про­екта, графики фин-вания проекта и возврата кредитных ресу-ов. Орг-ция работ может быть представлена как ленточным, так и сете­выми графиками в зависимости от сложности и объема проектных работ.

8. Оценка хозяйственного риска: описываются источ.и появления и возможные виды рисков, слабые стороны бизнеса; вероятность по­явления конкурирующих фирм, продуктов, услуг, технологий; оцени­вается надежность поставщиков, соучастников (партнеров) бизнеса, указываются альтернативные пути при изменении конъюнктуры, устан. вероятность или возможный диапазон изменения конеч­ных результатов (приб., выручка и т. п.) с учетом благоприятных и неблагоприятных условий бизнеса. Материалы раздела должны убедить инвестора в том, что предприниматель знает о возможных трудностях и готов к альтернативным решениям.

9. Финансово-экономические харак-ки бизнеса (проекта): приво­дятся бюджет или план доходов и расходов бизнеса, Денеж. поступ. и платежи по периодам, динам. (график) погашения кредита, опред. зона безубыточности и строится график, рассчитываются показ-ли эффективности бизнес-проекта и делается заключение об экономической целесообразности планируемого бизнес-проекта.

10. Приложения: приводятся копии документов, аргументирующих полож. бизнес-плана, в том числе копии контрактов, лицензий, писем заказчиков будущей прод., договоров о поставках, прейс­курантов и т. п.


 

П21. Анализ величины в точке безубыточности. Содержание, особенности, направления использования.

 


Метод анализа безубыточности разработан 1930 г. американским инженером Юлтером Раутенштрахом

Провед. расчетов по методике маржинального анализа требует соблюд. ряда условий:

· необходимость деления издержек на переменные и постоянные;

· переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

· постоянные издержки не изменяются в пределах значимого объе­ма производства (реализации) продукции, т. е. в диапазоне дело­вой активности организации, который установлен исходя из про­изводственной мощности фирмы и спроса на продукцию;

· тождество производства и реализации продукции в рамках рас­сматриваемого периода времени, т. е. запасы готовой продукции существенно не меняются;

· эффективность производства, уровень цен на продукцию и потреб­ляемые производственные ресурсы не будут подвергаться суще­ственным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

· пропорциональность поступления выручки объему реализован­ной продукции.

На графике изображены три главные линии, показывающие зави­симость переменных, постоянных затрат и выручки от объема произ­водства. Точка Охарактеризует объем производства, при котором ве­личина выручки равна постоянным затратам. Поэтому точку К назы­вают точкой критического объема производства.

 

 

К4. Функции контроллинга.

1. Мониторинг состояния экономики предприятия.

В основе этой функции лежит контроль равновесия «прибыль – затраты» (контроль осуществляется через определенные промежутки времени). Таким образом, контроллинг – система регулирования затрат и результатов деятельности, помогающая предприятию избежать различных проблем и достичь конечных целей.

2. Сервисная функция.

Эта функция заключается в обеспечении предприятия необходимой информацией (например, создание баз данных и т.д.).

3. Управляющая функция.

Эта функция заключается в переоценке стратегии, корректировке (изменении) целей. Осуществляется с использованием информации об отклонениях ставок покрытия общих результатов деятельности предприятия для принятия управленческих решений. Ставка покрытия – отношение суммы покрытия к выручке; сумма покрытия (маржинальный доход) – разность выручки и переменных затрат.

4. Контроль и анализ экономичности работы подразделений.

5. Подготовка (разработка) методологии принятия решений, их координация и контроль восприятия этой методологии руководством.

 

 

Финансовые показатели:

Выручка в точке безубыточности = постоянные затраты / (1 – переменные затраты/выручка)

Критический объем продаж = постоянные затраты / сумма покрытия (в %)

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько можно уменьшить величину выручки от продажи, прежде чем будет достигнута величина критической выручки

ЗПФ = Суммарная выручка – Критическая выручка

Показывает, насколько про­центов может быть уменьшена выручка, прежде чем организация по­падет в зону убытков:

Кфп = [ (Суммарная выручка – Критическая выручка) / Суммарная выручка ] * 100%

Рекомендуется особое внимание обратить наследующие взаимосвязи:

1.При изменении переменных затрат смещаются сумма покрытия и точка безубыточности.

2.При изменении постоянных затрат смещается точка безубыточ­ности, но не сумма покрытия.

3.Изменение цен продаж также влияет на величину суммы покры­тия и величины в точке безубыточности, но гораздо в большей степе­ни, чем изменение переменных затрат.

4.Цены продаж и переменные затраты влияют только на величину суммы покрытия.

5.Если переменные и постоянные затраты изменяются одновремен­но, это приводит к очень сильному смещению точки безубыточности.

Анализ величин в точке безубыточности дает руководителям всех уровней в концентрированном виде информацию для решения следу­ющих вопросов:

· определение целевой прибыли;

· установление уровня загрузки производственных мощностей;

· выбор продуктовых групп, которые приносят предприятию наи­большую прибыль;

· принятие решений об объеме выпуска отдельных видов продукции;

· проверка ценовой политики;

· принятие инвестиционных решений;

· исследование комплекса работ по расширению производства;

· определение критической выручки;

· определение запаса финансовой прочности;

· определение коэффициента финансовой прочности.

 

 

К2. Контроль и контроллинг

Рассмотрим сходства и различия контроля и контроллинга на основе схемы управления на основе сравнения с прошлым:

 
 

 


В опережающем (упреждающем) контроле акцент, который ранее фиксировался на отклонениях от прошлых эталонов, перемещается на измерение разрыва между нынешними результатами и целями, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. В реализации акцент смещается с исправления допущенных в прошлом ошибок на меры по достижению будущих целей. В основе контроллинга лежит опережающий (упреждающий) контроль.

Таким образом, контроллинг – управления будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц.

 

Предположим, на предприятии имеет место отклонение. Сравним действия контролёра и контроллера:

Контролёр Контроллер
1. Констатирует факт нарушения. 2.Выявляет виновного и явные причины отклонения. * Сам в процессе планирования и принятия решения не участвует. 1.Выявляет все явные и неявные причины отклонения, анализирует эти причины, старается определить, не повлияло ли это отклонение на конечную цель. 2.Определяет, какие мероприятия наиболее целесообразны для оперативного устранения отклонения и недопущения его в будущем. 3.Ставит в известность руководство о необходимости изменения стратегии предприятия.

Таким образом, контроллинг – предмет деятельности конкретного менеджера независимо от занимаемой им должности.

 

 

К5. Принципы контроллинга.

· принцип движения (рост и развитие) и торможения; Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли. Принцип движения и торможения в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.

· принцип своевременности; В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Поэтому контроллер постоянно наблюдает за окружающей средой. В интересах укрепления позиций организации контроллер обязан оперативно учитывать вновь возникающие шансы и риски, их возможное влияние на прибыль.

· принцип стратегического сознания; Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения мероприятий, обеспечивающих устойчивое будущее фирмы. Руководители организации, ее подразделения и сотрудники на практике нередко принимают тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные выгоды в текущем плане, но не соответствующие стратегическим задачам предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может гораздо больше потерять завтра. Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.

· принцип документирования (цель – создать условия для проверки; каждый док



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.65 (0.025 с.)