Задачи, объекты виды и методы учета производственного обучения. Учетная документация мастера профессионального обучении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, объекты виды и методы учета производственного обучения. Учетная документация мастера профессионального обучении.



Единственным объективным показателем контроля качества подготовки учащихся по изучаемой специальности, действительно отражающим уровень профессионального образования на разных его этапах, является систематический учет учебной работы и ее результатов. Он позволяет при промежуточной аттестации контролировать ход обучения, определять его персонифицированные результаты, делать заключения о реальности разработанных планов производственного обучения и успешности их выполнения. Следует оговориться, что если выбор системы оценок, периодичности, формы и порядка промежуточного контроля качества подготовки учащихся самостоятельно определяет учебное заведение, то итоговая аттестация определяется Положением об итоговой аттестации выпускников. Процесс производственного обучения неизбежно сопровождается фиксацией и анализом его хода и результатов. Учет производственного обучения, контроль и оценка учебно-производственных успехов учащихся осуществляются непрерывно, на всех этапах учебного процесса. Основанные на педагогическом наблюдении и систематическом изучении деятельности учащихся, как в учебных мастерских, так и на производстве, методы контроля обеспечивают установление обратной связи между мастером и учащимися и тем самым способствуют успешности учебного процесса.П о окончании учебного полугодия, учебного года, а также всего курса обучения мастер производственного обучения представляет письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в прикрепленной группе. Строго определенной формы этого вида документации нет, но практика показывает, что в отчет — в зависимости от периода обучения — включаются следующие данные: выполнение учебного плана группы за определенный период (спланированное учебное время и фактическое; указание причин в случае расхождения); выполнение программы производственного обучения (если имеют место отступления от программы, то объясняются их причины); выполнение учащимися установленных норм времени (выработки) и общее выполнение плана производственной деятельности группы в установленных показателях (если она планировалась на этот период); итоговая успеваемость учащихся в баллах (с анализом степени усвоения учебного материала, овладения технологией выполнения работ); сведения о посещаемости занятий с объяснением причин имеющих место пропусков (по персоналиям).У мастера могут быть затребованы данные об участии группы в общественной жизни учебного заведения, общих итогах воспитательной работы в группе (если к группе прикреплен классный руководитель, то эти сведения предоставляются совместно с ним).

По окончании производственной практики на предприятии мастером составляется отчет, в котором кроме выполнения учебных планов и программы и результатов работы учащихся отражаются использование и усвоение ими передовых приемов труда, применение прогрессивных технологий и современной техники; приводятся отзывы руководства практикой от предприятия.

Мастера выпускных групп принимают участие в комиссии Госов что является не только средством проверки и оценки достижений каждого учащегося, но и объективным показателем обучающей деятельности мастера. Отчеты мастеров производственного обучения заслушиваются и рассматриваются на педагогических советах образовательного учреждения.

Основными документами, из которых можно сделать вывод о выполнении учебных планов и программ, об успеваемости учащихся и посещаемости ими занятий, являются установленной формы журналы учета производственного и теоретического обучения. В этих документах учет ведется в соответствии с правилами, имеющимися в журналах. Основное назначение этого вида учета — установить: а) соответствие сроков и количества часов учебному плану; б), содержание ежедневных занятий; в) время, затраченное на прохождение отдельных тем программы; г) правильность организации обучения. В журналах мастер делает записи о содержании конкретных занятий, о работах, выполненных учащимися, и оценках, выставленных каждому персонально. Такой накопительный анализ позволяет сравнивать результаты и принимать меры по ликвидации пробелов в знаниях и умениях отдельных учащихся, если выясняются их отставания в овладении теми или иными приемами. В графе журнала «Содержание занятий и наименование выполняемых работ на каждый учебный день» мастер записывает дату занятия, тему раздела программы, подтему, приводит краткое содержание группового инструктажа (по операционным и комплексным темам) и затраченное на него время. Кроме этого, по операционным темам при выполнении тренировочных упражнений указывает объекты работ и время, затраченное на отработку приемов и операций. При проведении экскурсий в журнале записываются: дата занятия; тема программы, по которой проводят экскурсию (целевуюили ознакомительную); содержание экскурсии и затраченное на нее время.В периоды обучения в цехах предприятий и во время производственной практики учет осуществляется с применением индивидуальных дневников, в которых учащиеся должны ежедневно делать записи по содержанию выполненных работ и затраченном на них времени. Мастер должен систематически контролировать правильность записей. На основании этих данных мастер вносит результаты выполнения учебной программы каждого учащегося в журнал производственного обучения. Дневник — документ, который может также предъявляться на итоговой аттестации. Такой учет позволяет определить, проводится ли производственное обучение в установленные сроки, в каком режиме, соответствует ли затраченное время установленному по плану. Выполнение учебного плана по группам должно быть стопроцентным. Воз можно, что из-за болезни или по другой причине у отдельных учеников будет меньший процент выполнения, но во всех случаях обязательно изучение и усвоение учащимися всех тем программ производственного обучения.При определении процента выполнения учебного плана можно пользоваться формулой Т факт/Тплан х на 100% (Тфакт-затраченное время, Тплан-запланированное по учебному плану). Учет успеваемости по производственному обучению — это важнейший показатель, четко отражающий, в какой степени учащиеся освоили навыки выполнения изученных видов работ, с каким качеством и производительностью осуществляют изготовление продукции, какой уровень компетенции (квалификации) учащегося достигнут.

Для объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся следует исходить из следующих принципов: систематичность и своевременность — когда проверка качества усвоения темы, раздела или вида работ происходит регулярно, а не от случая к случаю, когда информация об отставании обучаемого не является неожиданной и при выявлении недочетов можно оперативно скорректировать действия мастера и деятельность учащегося; индивидуальность и дифференцированность — когда мастером учитываются способности и возможности конкретного ученика и при этом сложность выполняемых работ, этап обучения; когдапроявляется личностный гуманистическийподход мастера в отношении темпа продвижения учащегося в освоении специальности, всесторонность и объективность оценки — когда осуществляется полное выявление фактического уровня знаний, умений и навыков по изученному материалу в соответствии с системой критериальных показателей.При производственном обучении учет успеваемости имеет следующие виды, напрямую связанные с этапами изучения программы. Текущий учет включает: текущие наблюдения за результатами Выполнения учебно-производственных заданий; беседы в ходе инструктажей, позволяющие определять понимание материала учеником; контроль выполнения учащимися домашних нижний, Периодический учет — это проверочные (в конце полугодия и учебного года) и контрольные работы с целью получения данных пи результатам обучения за конкретный период. Итоговый учет включает выпускные квалификационные (пробные) и выпускные письменные квалификационные работы, резудьтаты которых призваны выявить уровень знаний выпускников в пределах профессиональной характеристики. Признаки на основании которых проводится оценка: качество выполнения работ,производительность труда, применение профессиональных знаний при работе,владение приемами и способами выполнения производственных работ,организация труда и рабочего места,соблюдение норма и правил безопасности труда,гигиены и экологических требований. Субъективные, «на глаз» оценки лишают педагога возможности эффективно управлять процессом обучения и приводят в конечном итоге к некачественной подготовке будущих рабочих.

При контроле необходимо использовать задания, которые позволяют объективно оценить, насколько готов учащийся к выполнению деятельности данного уровня; в сочетаний с определенной системой оценок такие контрольные задания-тесты дают реальный, а не произвольный, случайный, результат. Существует сложившаяся классификация тестов по уровням.

Тесты первого уровня — задания по узнаванию, различию, классификации, т. е. соотнесению объекта и заданного признака. Тесты второго уровня выявляют умение учащихся по памяти воспроизводить усвоенную информацию для решения типовых задач. Тесты третьего уровня — нетиповые задачи, решая которые учащиеся показывают умение применить известный им способ деятельности в новой ситуации. Тесты четвертого уровня выявляют творческие умения учащихся.

Таким образом, тест (проба, испытание) представляет собой контрольное задание стандартизированной формы, выполнение которого должно выявить наличие определенных знаний, умений и навыков.Систематематическое отслеживание результатов своей работы с группой — непременная составляющая деятельности мастера производственного обучения. Анализируя свою деятельность, находясь в поиске более совершенных дидактических приемов и методов, в конечном итоге добьется успехов в своей многотрудной работе.

Учебно-технологическая документация - серьезный инструмент в руках мастера, позволяющий достигать успешного решения учебных задач. От ее применения в значительной мере зависит формирование компетентности будущих специалистов. К учебно-технологической документации относят: чертежи на изготовляемые изделия с техническими требованиями; средства письменного инструктирования — инструкционные и инструкционно-технологические карты. В зависимости от специфики изучаемой специальности, проводить практические занятия исключительно по чертежам, кинематическим и электрическим монтажным схемам. В чертежах должны присутствовать полные технические требования. Особое значение в учебном процессе отводится письменному инструктированию. Важно наличие перед глазами обучаемого инструкционной карты, показывающей, какой взять инструмент, какой установить режим, что сделать в первую очередь, что — потом и т.д., как проверить правильность своих действий. С помощью инструкционных карт учащиеся многое понимают и без объяснений наставника. Технологическая и инструкционная карты построены по общей схеме, отражающей последовательность действий, которые предстоит выполнить. Отличие в одном: инструкционная карта должна иметь дополнительную графу — указания по самоконтролю, — которая позволяет учащемуся самостоятельно проконтролировать правильность своих действий. Работа по инструкционной карте приучает учащихся самостоятельно выполнять работы в определенной последовательности с применением необходимых инструментов, приспособлений, оборудования. При работе с документацией такого рода следует учитывать индивидуальность учащегося и подходить к работе дифференцировано. Для сильных учеников представления о последовательности своих действий и их характере складываются уже в процессе вводного инструктажа им достаточно беглого ознакомления с инструкционной картой. Слабые учащиеся упускают отдельные фрагменты, а цельной картины по четкому соблюдению алгоритма собственных действий у них может не сложиться. Поэтому пока большинство учащихся самостоятельно выполняют задание, мастер может сосредоточиться на персональном инструктаже, выявить допускаемые неточности в выполнении отдельных трудовых приемов, более четко выяснить, какие поправки к индивидуальному темпу усвоения изучаемого материала следует внести. Применение инструкционно-технологических карт, письменных инструкций и самостоятельное выполнение учащимися операций и переходов между ним не освобождает мастера полностью от контроля за действиями обучаемых. Такая методика организации и проведения занятий позволяет внимательно отслеживать действия учащихся по выполнению наиболее сложных приемов, связанных с обработкой, измерением и контролем качества изделий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.006 с.)