Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение системы производственного обучения. Краткая характеристика систем. Особенности операционно-комплексной системы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Система обучения - дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения: система обучения определяет структуру и последовательность изучаемого материала с целью наиболее эффективного овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Сущность предметной системы состояла в том, что учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постеленного нарастания сложности трудовых процессов Основным принципом обучения по предметной системе является овладение трудовым процессом в целом, без систематичного расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Предметная система не позволяет вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном соответствии с определенной квалификацией. Но ее несомненные достоинства — обучение типичным трудовым процессам при изготовлении полезной продукции, принцип «от простого — к сложному», а также освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в комплексе — во всем многообразии их связей и отношений. Операционная (Д.К. Советкин). Первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. В ней наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определеннее последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций. В отличие от предметной системы, где главным в содержании обучения был трудовой процесс в целом, в операционной системе вьдвинулись на первый план такие составляющие, как прием и операция. Авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения: решались вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях. Операционно-предметная система (С.А. Владимирский). Содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Моторно-тренировочная система обучения (А.К. Гастев). Каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе — применительно к режиму работы машины или механизма. Плюсом системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток системы — сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. Система ЦИТ (Центральный институт труда) устанавливала четыре периода в обучении:1) упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами); 2) упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях); 3) обучение сочетанию изученных трудовых операции в процессе изготовления специально подобранных изделий; 4) самостоятельный период, включающий обучение учащиеся изготовлению типичных для данной профессии изделий. Моторно-тренировочная система включается в систему ЦИТ на первом этапе обучения, но занимает незначительное время. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых процессов: движение-действие — операция — трудовой процесс. Операционно-комплексная обеспечивает прочное и всестороннее освоение учащимися основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает учащихся к конкретному производительному труду, дает возможность воспитать умения и качества, необходимые квалифицированным рабочим.
6.Документы определяющие содержание производственного обучения, и их харакетристика. Содержание подготовки квалифицированного рабочего в профессионально—техническом училище вытекает из социального заказа на его подготовку. Оно определяет, какими знаниями и умениями должен обладать будущий квалифицированный рабочий, какие качества личности должны быть у него сформированы, чтобы успешно выполнять работы по профессии, соответствующие по содержанию, сложности, точности и другим требованиям проектируемому уровню квалификации такого рабочего,
Исходным документом для определения проекта содержания подготовки квалифицированных рабочих в ПТУ являются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям. В них указывается точное наименование профессии (специальности); уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду. В необходимых случаях в квалификационной-характеристике указывается также техническая характеристика оборудования (машин, механизмов), которое должен обслуживать рабочий соответствующего уровня квалификации. Квалификационные характеристики составляются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, занятых в определенной отрасли народного хозяйства. ЕТКС разрабатывается централизованно Государственным органом по труду и социальным вопросам при участии министерств и ведомств на основе изучения содержания и организации труда рабочих на передовых предприятиях страны. В связи с развитием научно-технического прогресса, изменениями в технике и технологии производства, содержании труда, повышении уровня общеобразовательной подготовки рабочих тарифно—квалификационные справочники по отраслям периодически (примерно один раз в 5-7 лет) перерабатываются и обновляются. В требованиях к знаниям и умениям, включаемым в квалификационные— характеристики, отражаются также намечающиеся изменения в содержании труда и функциях рабочих. При подготовке рабочих по совмещаемым профессиям (специализациям) требования к знаниям и умениям по каждой профессии (основной и совмещаемой) отражаются в различных квалификационных характеристиках. При этом требования по совмещенной профессии, как правило предусматриваются на начальный уровень квалификации. В квалификационных характеристиках по многим профессиям раскрываются дополнительные требования к знаниям и умениям будущих рабочих для аттестации их на повышенный разряд В квалификационных характеристиках отражаются только общие «выходные» требования к знаниям и умениям, которыми будущий рабочий должен владеть к концу обучения. Они являются ориентиром при разработке учебных программ по специальным предметам и производственному обучению, а также исходным документом при проведении выпускных квалификационных экзаменов. Другим документом, который используется при определении содержания производственного обучения, является учебный план. Он определяет общую структуру и содержание учебного процесса при подготовке квалифицированного рабочего по профессии. В учебном плане указаны все изучаемые предметы и количество часов, выделяемых на них; количество часов на предметы в неделю; общая структура и режим учебного процесса применительно к полугодиям и курсам обучения; время и продолжительность каникул; предметы, выносимые на экзамены, время проведения экзаменов; общее количество времени, выделенное на подготовку квалифицированного рабочего по профессии.
Учебный план предусматривает такую последовательность изучения предметов, чтобы общеобразовательные знания являлись базой для изучения общетехнических и специальных предметов, они в свою очередь обеспечивали теоретическую основу дли производственного обучения. Производственное обучение включается в учебный план как учебный предмет. Количество часов в неделю на производственное обучение - кратное 6 час. (или 7 час,), что позволяет включать его в расписание занятий, как правило, полными рабочими днями. Учебные планы разрабатываются училищами на основе типовых применительно к каждой профессии (или группе родственных профессий), а также к типу профессионально-технического учебного заведения: ПТУ с получением учащимися среднего образования (бывшее среднее ПТУ), училище для подготовки квалифицированных рабочих из молодежи, имеющей законченное среднее образование (бывшее ТУ), ПТУ, в котором учащиеся получают только профессию. Типовые учебные планы утверждаются в установленном порядке. Конкретное содержание и структура процесса производственного обучения отражаются в программе производственного обучения. Программа производственного обучения структурно включает тематический план в собственно программу. В тематическом плане весь процесс производственного обучения в зависимости от его специфики разделен на периоды: обучение в учебных мастерских; обучение на полигоне; обучение на предприятии; производственная практика. Содержание производственного обучения разделено на отдельные темы, расположенные в определенном порядке, который обусловливается сложностью учебного материала - от более простого к более сложному. При этом также учитывается типичная технологическая последовательность применения соответствующих приемов, способов, операций, трудовых процессов в реальной производственной деятельности. На каждую тему указано ориентировочное количество времени в часах, выделенное на их изучение. В тех случаях, когда специальная теоретическая подготовка представлена предметом "Специальная технология" или 1—2 специальными предметами, в учебную программу включается сводно-тематический план, в котором перечислены темы специальной технологии (специальных предметов) и производственного обучения с указанием количества часов и времени (текущих недель) их изучения. Сводно-тематический план разрабатывается с целью временной увязки соответствующего учебного материала специальных предметов и производственного обучения с таким расчетом, чтобы теория опережала практику.
В содержании программы производственного обучения применительно к темам, изучаемым в учебных мастерских, раскрывается, какими трудовыми приемами, способами выполнения операций, функциями, видами работы должны овладеть учащиеся, указаны технические и технологические требования к ним, нормативы точности и сложности, критерии качества, В учебных программах по каждой профессии обязательно предусматривается производственное обучение учащихся на предприятии. При этом указывается, на каких рабочих местах и каком оборудовании должны обучаться учащиеся, какие виды производственных работ или рабочие функции выполнять, каких показателей достигнуть, какие практические знания и умения приобрести. В темах программы, относящихся к периоду производственного обучения на предприятиях, предусматривается также изучение способов повышения производительности и качества труда, используемых рабочими-новаторами, современных технических средств и процессов, применяемых в данной отрасли производства, работа на механизированном или автоматизированном оборудовании, применение современных инструментов, механизмов и приспособлений, освоение новых форм организации труда. В которые темы (в зависимости от их содержания) включаются лабораторно-практические работы: изучение конструкций машин, агрегатов, механизмов; разработка технологических процессов, отработка приемов обслуживания оборудования на тренажерах, выполнение технических расчетов, выбор режимов работы оборудования и т.д. Программа производственного обучения завершается темой, раскрывающей общие рекомендации о проведении производственной практики учащихся на рабочих местах предприятия (специализации). Здесь излагаются только общие данные о характере работ, которые учащиеся должны выполнять по основной или совмещаемым профессиям. Указано также, что детальная программа производственной практики, учитывающая конкретные условия предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологией, приемами и способами работ передовиков и новаторов производства, разрабатывается непосредственно в училище с участием специалистов базового предприятия и утверждается руководством училища.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.43.27 (0.01 с.) |