Значение системы производственного обучения. Краткая характеристика систем. Особенности операционно-комплексной системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение системы производственного обучения. Краткая характеристика систем. Особенности операционно-комплексной системы.



Система обучения - дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения: система обучения определяет структуру и последовательность изучаемого материала с целью наиболее эффективного овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Сущность предметной системы состояла в том, что учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постеленного нарастания сложности трудовых процессов Основным принципом обучения по предметной системе является овладение трудовым процессом в целом, без систематичного расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Предметная система не позволяет вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном соответствии с определенной квалификацией. Но ее несомненные достоинства — обучение типичным трудовым процессам при изготовлении полезной продукции, принцип «от простого — к сложному», а также освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в комплексе — во всем многообразии их связей и отношений. Операционная (Д.К. Советкин). Первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. В ней наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определеннее последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций. В отличие от предметной системы, где главным в содержании обучения был трудовой процесс в целом, в операционной системе вьдвинулись на первый план такие составляющие, как прием и операция. Авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения: решались вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях. Операционно-предметная система (С.А. Владимирский). Содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций. Моторно-тренировочная система обучения (А.К. Гастев). Каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе — применительно к режиму работы машины или механизма. Плюсом системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток системы — сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. Система ЦИТ (Центральный институт труда) устанавливала четыре периода в обучении:1) упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами); 2) упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях); 3) обучение сочетанию изученных трудовых операции в процессе изготовления специально подобранных изделий; 4) самостоятельный период, включающий обучение учащиеся изготовлению типичных для данной профессии изделий. Моторно-тренировочная система включается в систему ЦИТ на первом этапе обучения, но занимает незначительное время. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых процессов: движение-действие — операция — трудовой процесс. Операционно-комплексная обеспечивает прочное и всестороннее освоение учащимися основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает учащихся к конкретному производительному труду, дает возможность воспитать умения и качества, необходимые квалифицированным рабочим.

6.Документы определяющие содержание производственного обучения, и их харакетристика.

Содержание подготовки квалифицированного рабочего в профессионально—техническом училище вытекает из социального заказа на его подготовку. Оно определяет, какими знаниями и умениями должен обладать будущий квалифицированный рабочий, какие качества личности должны быть у него сформированы, чтобы успешно выполнять работы по профессии, соответствующие по содержанию, сложности, точности и другим требованиям проектируемому уровню квалификации такого рабочего,

Исходным документом для определения проекта содержания подготовки квалифицированных рабочих в ПТУ являются квалификационные характеристики по соответствующим профессиям. В них указывается точное наименование профессии (специальности); уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; требования к знаниям и умениям, необходимым для квалифицированного выполнения работ по данному тарифно-квалификационному разряду. В необходимых случаях в квалификационной-характеристике указывается также техническая характеристика оборудования (машин, механизмов), которое должен обслуживать рабочий соответствующего уровня квалификации.

Квалификационные характеристики составляются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС) работ и профессий рабочих, занятых в определенной отрасли народного хозяйства. ЕТКС разрабатывается централизованно Государственным органом по труду и социальным вопросам при участии министерств и ведомств на основе изучения содержания и организации труда рабочих на передовых предприятиях страны. В связи с развитием научно-технического прогресса, изменениями в технике и технологии производства, содержании труда, повышении уровня общеобразовательной подготовки рабочих тарифно—квалификационные справочники по отраслям периодически (примерно один раз в 5-7 лет) перерабатываются и обновляются.

В требованиях к знаниям и умениям, включаемым в квалификационные— характеристики, отражаются также намечающиеся изменения в содержании труда и функциях рабочих. При подготовке рабочих по совмещаемым профессиям (специализациям) требования к знаниям и умениям по каждой профессии (основной и совмещаемой) отражаются в различных квалификационных характеристиках. При этом требования по совмещенной профессии, как правило предусматриваются на начальный уровень квалификации. В квалификационных характеристиках по многим профессиям раскрываются дополнительные требования к знаниям и умениям будущих рабочих для аттестации их на повышенный разряд

В квалификационных характеристиках отражаются только общие «выходные» требования к знаниям и умениям, которыми будущий рабочий должен владеть к концу обучения. Они являются ориентиром при разработке учебных программ по специальным предметам и производственному обучению, а также исходным документом при проведении выпускных квалификационных экзаменов.

Другим документом, который используется при определении содержания производственного обучения, является учебный план. Он определяет общую структуру и содержание учебного процесса при подготовке квалифицированного рабочего по профессии. В учебном плане указаны все изучаемые предметы и количество часов, выделяемых на них; количество часов на предметы в неделю; общая структура и режим учебного процесса применительно к полугодиям и курсам обучения; время и продолжительность каникул; предметы, выносимые на экзамены, время проведения экзаменов; общее количество времени, выделенное на подготовку квалифицированного рабочего по профессии.

Учебный план предусматривает такую последовательность изучения предметов, чтобы общеобразовательные знания являлись базой для изучения общетехнических и специальных предметов, они в свою очередь обеспечивали теоретическую основу дли производственного обучения.

Производственное обучение включается в учебный план как учебный предмет. Количество часов в неделю на производственное обучение - кратное 6 час. (или 7 час,), что позволяет включать его в расписание занятий, как правило, полными рабочими днями.

Учебные планы разрабатываются училищами на основе типовых применительно к каждой профессии (или группе родственных профессий), а также к типу профессионально-технического учебного заведения: ПТУ с получением учащимися среднего образования (бывшее среднее ПТУ), училище для подготовки квалифицированных рабочих из молодежи, имеющей законченное среднее образование (бывшее ТУ), ПТУ, в котором учащиеся получают только профессию.

Типовые учебные планы утверждаются в установленном порядке.

Конкретное содержание и структура процесса производственного обучения отражаются в программе производственного обучения.

Программа производственного обучения структурно включает тематический план в собственно программу. В тематическом плане весь процесс производственного обучения в зависимости от его специфики разделен на периоды: обучение в учебных мастерских; обучение на полигоне; обучение на предприятии; производственная практика. Содержание производственного обучения разделено на отдельные темы, расположенные в определенном порядке, который обусловливается сложностью учебного материала - от более простого к более сложному. При этом также учитывается типичная технологическая последовательность

применения соответствующих приемов, способов, операций, трудовых процессов в реальной производственной деятельности. На каждую тему указано ориентировочное количество времени в часах, выделенное на их изучение.

В тех случаях, когда специальная теоретическая подготовка представлена предметом "Специальная технология" или 1—2 специальными предметами, в учебную программу включается сводно-тематический план, в котором перечислены темы специальной технологии (специальных предметов) и производственного обучения с указанием количества часов и времени (текущих недель) их изучения. Сводно-тематический план разрабатывается с целью временной увязки соответствующего учебного материала специальных предметов и производственного обучения с таким расчетом, чтобы теория опережала практику.

В содержании программы производственного обучения применительно к темам, изучаемым в учебных мастерских, раскрывается, какими трудовыми приемами, способами выполнения операций, функциями, видами работы должны овладеть учащиеся, указаны технические и технологические требования к ним, нормативы точности и сложности, критерии качества,

В учебных программах по каждой профессии обязательно предусматривается производственное обучение учащихся на предприятии. При этом указывается, на каких рабочих местах и каком оборудовании должны обучаться учащиеся, какие виды производственных работ или рабочие функции выполнять, каких показателей достигнуть, какие практические знания и умения приобрести.

В темах программы, относящихся к периоду производственного обучения на предприятиях, предусматривается также изучение способов повышения производительности и качества труда, используемых рабочими-новаторами, современных технических средств и процессов, применяемых в данной отрасли производства, работа на механизированном или автоматизированном оборудовании, применение современных инструментов, механизмов и приспособлений, освоение новых форм организации труда. В которые темы (в зависимости от их содержания) включаются лабораторно-практические работы: изучение конструкций машин, агрегатов, механизмов; разработка технологических процессов, отработка приемов обслуживания оборудования на тренажерах, выполнение технических расчетов, выбор режимов работы оборудования и т.д.

Программа производственного обучения завершается темой, раскрывающей общие рекомендации о проведении производственной практики учащихся на рабочих местах предприятия (специализации). Здесь излагаются только общие данные о характере работ, которые учащиеся должны выполнять по основной или совмещаемым профессиям. Указано также, что детальная программа производственной практики, учитывающая конкретные условия предприятия и специализацию учащихся, овладение учащимися современной техникой и технологией, приемами и способами работ передовиков и новаторов производства, разрабатывается непосредственно в училище с участием специалистов базового предприятия и утверждается руководством училища.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.027 с.)