Качественные и количественные характеристики информационных систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные и количественные характеристики информационных систем.



В данном параграфе речь идет о концептуальных подходах к определению характеристик ИС. Действительно, невозможно даже приблизительно оценить качество конкретной профессиональной ИС, не определив общих подходов к этому вопросу. Прежде всего, оценим качество информации, насыщающей информационную систему.

Принято выделять следующие качественные характеристики информации:

1. Достоверность. Недостоверная информация приводит к искажению информационной модели предприятия, а решения, базирующиеся на искаженной информационной модели предприятия (банка) приводят к неправильным действиям и прямым убыткам;

2. Точность. Мало того, что информация должна быть достоверна в качественном плане, необходима количественная достоверность; не только важна денежная и номенклатурная, объемная составляющие, но важна и юридическая сторона дела, например, какие санкции при определенных нарушениях могут и должны наступить; иными словами, точность – это степень приближения информации к своему идеальному формату и содержанию;

3. Актуальность. Информация содержит сведения, которые действительны (актуальны) в момент ее использования; не актуальные сведения едва ли кому-нибудь нужны;

4. Доступность в реальном времени («по запросу»). Поскольку на подготовку информации требуется некоторое, иногда значительное время, информация может потерять свою актуальность; реальное временное выражение этого понятия зависит от конкретных производственных условий;

5. Удобная форма представления. Информация, поступающая к лицам внутри рабочего процесса, (управленцам высшего, среднего, низшего звена) должна максимально удобно, просто и эффективно содействовать этому процессу. Недостаточно обработанная, плохо структурированная информация или представленная в неудобной форме информация может не только замедлить процесс принятия решения, но и потребовать вовлечения управленческого персонала в переработку информации, что в принципе не является работой подобного персонала, и может быть выполнено на соответствующем уровне.

Количественная сторона информации в экономике определяется экономическими показателями, объединенными в соответствующие таблицы и наборы таблиц. Такой способ количественного описания информации принято называть структурным подходом. Структурный подход связан с хранением информации и ее накопляемым объемом. С точки зрения экономической теории основным системным элементом информации, ее структурной единицей является ПОКАЗАТЕЛЬ, состоящий из наименования и значения, и определяемый реквизитами (РЕВИЗИТ-ПРИЗНАК определяет качественную сторону показателя, т.е. наименование и может иметь несколько позиций, РЕКВИЗИТ-ОСНОВАНИЕ определяет количественную сторону и имеет единственное значение).

Структурный метод позволяет оценить объем информации в байтах (битах) и определить требуемый для размещения базы данных объем жесткого диска. Иными словами, реквизиты объединяются в показатели, те в свою очередь в записи, массивы, комплексы массивов и базы данных. Сами базы данных могут измеряться в мегабайтах и гигабайтах (терабайтах). Логическая структура БД на физическом уровне реализуется с помощью соответствующих технических устройств хранения информации наиболее оптимальным образом. Эти средства определяют время доступа к данным, а значит скорость работы БД с большими объемами информации. Принято различать средства прямого (например, жесткий диск) и последовательного доступа (например, магнитная лента). Впрочем, средства последовательного доступа в современных компьютерных системах практически не используются.

Значение структурной составляющей в теории информации растет с ростом и усложнением, как баз данных, так и представляемой ими информации. При переходе к базам знаний необходима еще более высокая степень структуризации. Еще более высокая степень сложности сопутствует интеллектуальным системам. В конце концов, именно структурный подход с современной точки зрения наиболее практично решает проблемы оценки информационного ресурса, облегчая доступ к все более и более грандиозным общечеловеческим информационным запасам.

Организация информационной системы

Функционально экономическая информационная система (ЭИС) состоит из подсистем, каждая из которых решает свою производственную задачу. Под задачей будем понимать некоторый процесс обработки информации с четко определенным множеством входной и выходной информации. Состав функциональных подсистем во многом определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, бизнес-задачами и т.п. С учетом предметной направленности ЭИС выделяют следующие подсистемы:

· Управление сбытом готовой продукции;

· Управление производством;

· Управление материально-техническим снабжением;

· Управление финансами;

· Управление персоналом.

Обычно решение задач функциональных подсистем опирается на трехуровневую классификацию, в рамках которой рассматривают стратегический уровень, тактический уровень и оперативный уровень. На каждом из уровней перед функциональной подсистемой ставятся свои, строго разграниченные задачи. На этом принципе строится базовая модель управления предприятием, рассматривающая функции ЭИС уже с точки зрения реализации процесса управления.

Для реализации функций управления выделяют следующие подсистемы, реализующие фазы управления производством:

· Планирование;

· Учет;

· Анализ;

· Регулирование;

· Собственно производство.

ФАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

В основе лежат математические модели а) перспективного (прогнозного) планирования (3-5 лет); б) годового планирования; в) оперативного (менее года).

В основе перспективного планирования лежат вероятностные модели, основанные на методах статистики, учитывающие случайные влияния внешних факторов.

В основе годового планирования лежат детерминированные модели, при этом используются модели производственного баланса (т.е., концептуальная модель производства) и оптимального программирования (прежде всего, линейного программирования, т.е. оптимизационные задачи). Информационным продуктом является перспективный план производства. Формируется бизнес-план предприятия, где в сбалансированном виде представлены ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью.

В основе оперативного планирования лежат модели календарного планирования, управления запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели, модели оптимального программирования. Информационным продуктом являются планы и графики работ производственных подразделений. Параметры производства, заданные в фазе планирования, неизбежно испытывают возмущающие воздействия окружающей среды и отклоняются от запланированных значений. Поэтому с планированием тесно связано оперативное регулирование. Поскольку регулирование само по себе вносит возмущения в производственный процесс, для его обеспечения необходимо обеспечить весь контур управления производством.

ФАЗА УЧЕТА

Комплекс задач учета относится к сфере бухгалтерского учета и имеет в своем составе такие задачи, как учет основных средств и материальных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных средств и расчетных операций и т.п. Информационным продуктом являются бухгалтерские ведомости учета и отчетности, характеризующие состояние производства.

ФАЗА АНАЛИЗА

Здесь решаются задачи анализа состояния отдельных параметров производственного процесса по отношению к заданным параметрам (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции, ее себестоимости, трудовых ресурсов, трудозатрат, состояния материальных и финансовых ресурсов. На логическом уровне эти задачи описываются математическими моделями одно- и многофакторного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов. Информационным продуктом являются аналитические таблицы, графики, рекомендации по регулированию производства.

Использование в фазе анализа моделей представления и формализации знаний, экспертных систем существенно повышает обоснованность и корректность принимаемых решений.

ФАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Здесь решаются задачи календарного планирования и диспетчирования производства, т.е. происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса.

Модели, положенные в основу календарного планирования: календарные, сетевые, транспортные и т.п.

Модели, положенные в основу диспетчирования, - это: модели оперативного управления.

Информационный продукт: календарные и сетевые графики, путевые маршруты, алгоритмы диспетчирования.

Целью базовой информационной технологии на предприятии является создание информационного продукта, позволяющего определить «образ» конкурентоспособной продукции и осуществить управление ее производством. На концептуальном уровне фазы управления производством реализуются совокупностью базовых информационных процессов. С помощью частных математических моделей функциональные задачи преобразуются в вычислительные, таким образом, выполнение информационных функций управления производством переходит на уровень данных. В работе вычислительных задач принято выделять следующие аспекты:

· Организация вычислительного процесса (пакетная, режим разделения времени);

· Способы и средства обмена данными (взаимодействие различных компьютерных устройств при совместной организации вычислительного процесса;

· Накопление данных; накопление данных связано с организацией информационной базы;

· Процесс представления знаний; характерен подходом агрегирования данных, организации доступа к ним с помощью мощного логического аппарата, использованием экспертных и интеллектуальных подсистем и подходов; в рамках этого процесса можно учесть и наглядное отображение данных.

Информационные системы существуют на разных уровнях иерархии. На операциональном уровне работают системы обработки трансакций. Эти системы обрабатывают простейшие операции (выписка счетов, выдача справок и т.п.), являясь поставщиками информации для ИС остальных типов. Не следует путать такие системы с транзакционными ИС, занимающимися обеспечением операций с базой данных. На тактическом уровне работают системы обработки знаний и системы автоматизации офиса. Первые занимаются созданием и интеграцией новых знаний, например, дизайном продукции или техническим проектированием. Вторые повышают производительность труда менеджеров. Также на тактическом уровне работают управленческие и аналитические системы, облегчающие управление, контроль, подготовку решений, планирование и т.п. Наконец, на стратегическом уровне работают системы поддержки руководства и стратегические информационные системы (СИС).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.01 с.)