Обобщенная схема, этапы развития, структура и классификация информационных систем 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщенная схема, этапы развития, структура и классификация информационных систем



Современное развитие мирового сообщества находится в принципиально новой стадии. Эту стадию можно назвать постиндустриальной или информационным обществом. Суть ее в переходе от «материального» к «информационному». Если финансовые потоки по-прежнему можно считать кровеносной системой организма экономики, то информационные системы – ее нервная система.

Обобщенная схема информационной системы (экономической) может быть обрисована как графическая схема существования самой информационной системы (ИС) внутри экономической системы (среды). Один из вариантов схемы функционирования ИС сводится к вложенным друг в друга прямоугольникам, внутри которых находится ИС в виде входа, выхода, совокупности функциональных подсистем и контура обратной связи. Самым крупным охватывающим прямоугольником является внешняя среда.Менее крупным – институциональная среда, т.е. свод правил и законов, которые регулируют поведение субъектов экономической системы. Еще менее крупным является прямоугольник, содержащий бизнес-среду, а именно поставщиков, потребителей, акционеров (партнеров), конкурентов. Наконец, самый близкий к ИС охватывающий прямоугольник, это компания, ее использующая. Разумеется, набор функциональных подсистем экономической ИС может быть достаточно разнообразным, однако в целом он сводится к базовой модели управления предприятием.

Информационные системы чрезвычайно разнообразны, а место, занимаемое ими в профессиональной деятельности, носит глобальный характер. Это могут быть системы уровня предприятия, например, ERP-системы, и малые по реализуемым задачам системы, обеспечивающие работу офиса, например, электронная почта. Класс системы определяется ее масштабом, т.е. числом пользователей, которые могут работать с ней одновременно. Также широко применяется понятие «масштабируемость информационной системы». Это ее способность адаптироваться путем наращивания технологических ресурсов к возрастающей нагрузке. Масштабируемость характеризует гибкость системы, способность учитывать меняющиеся условия эксплуатации. Однако возможны и иные классификационные признаки.

Приведем простейшую классификацию систем с точки зрения их проектируемости: простые, сложные и большие.

Простыми могут являться системы, орграф которых (орграф – это схема взаимосвязей между объектами управления) содержит небольшое количество уровней, а иногда даже не просматривается. Сложные системы содержат ярко выраженный орграф, не превышающий по составу и сложности взаимосвязей определенного масштаба проектируемости. Большие системы обладают набором свойств, выводящих их за рамки обычного проекта.

Большая система не поддается точному и подробному (формализованному) описанию. Вот ее основные признаки:

· Наличие структуры, которая позволяет узнать, как устроена система, из каких подсистем и элементов состоит, каковы их функции и взаимосвязи, как система взаимодействует с внешней средой.

· Наличие единой цели функционирования («миссии»).

· Устойчивость к внешним и внутренним воздействиям («возмущениям»).

· Комплексный состав системы (разнообразные по природе и принципам функционирования объекты).

· Способность к саморазвитию (связано с тенденцией функционального разнообразия).

Очевидно, что все крупные современные бизнес-системы ориентированы на процессы глобализации, заставляющие фирмы объединяться во вненациональные структуры, в сущности, - большие системы. Эволюция информационных систем началась с этапа создания систем автоматизации управления запасами (с начала 1960-х годов в США). Основываясь на методах сетевого планирования, на математических методах оптимизации, эти системы позволили рассчитать объем закупок материалов и комплектующих изделий на основании показателей производственного плана. В конце 1960-х годов возникла идея MRP-систем, содержащая алгоритмы планирования потребностей в материалах. Дальнейшая разработка алгоритмов планирования привела к необходимости учета не только материальных, но и финансовых и трудовых ресурсов. Так, в конце 1970-х годов была сформулирована идея MRPII, в рамках которой учитывались все производственные ресурсы: материальные, финансовые, трудовые.

В восьмидесятых годах ХХ в. проявилась идея обслуживания потребностей межнациональных финансовых корпораций. Эти потребности уже не сводились к ресурсам, но требовали автоматизации расчетов с клиентами и поставщиками, учета различных средств общения и юридических норм, фискальных и таможенных льгот и нагрузок. Сформировался новый тип информационных систем – комплексные ERP-системы. ERP-система – это уже своеобразная идеология планирования и управления крупными предприятиями с помощью автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, существенно основанная на интеграции. Для конкретизации этого понятия выделим три уровня интеграции:

· ИТ-совместимость;

· Сопрягаемость функциональных подсистем и приложений;

· Интеграция управления бизнесом (интеграция бизнеса).

Подобную информационную систему принято называть корпоративной ИС (КИС).

Одним из вариантов истории развития ИС является история изменения задач, решаемых подобными системами. Приведем соответствующую таблицу:

Изменение подхода к использованию Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования
1950-1960 гг. Бумажный поток расчетных документов Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг. Основная помощь в подготовке отчетов Управленческие ин формационные системы для производственной информации Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1980 гг. Управленческий контроль реализации (продаж) Системы поддержки принятия решений Системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения
1980-2000 гг. Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы Автоматизированные офисы Выживание и процветание фирмы

Классифицировать ИС можно различным образом, учитывая различные аспекты их функционирования. Одной из важнейших является классификация информационных систем по их назначению, выражающемуся в особенностях применения в профессиональной деятельности. Принято выделять следующие типы автоматизированных систем, основываясь на области применения и на задачах, реализация которых требуется от данной системы:

1. автоматизированные системы управления (АСУ);

2. системы поддержки принятия решений (СППР);

3. информационно-вычислительные системы (АИВС);

4. автоматизированные системы обучения (АСО);

5. автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС).

Автоматизированные системы управления предназначены непосредственно для решения задач управления предприятием или технически сложным объектом. В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом и АСУ техническими средствами. АСУ управления персоналом является организационной и технической основой для реализации рациональной технологии коллективного решения задач управления в различных условиях обстановки. Именно разработка такой рациональной технологии и является определяющим этапом создания любой АСУ.

АСУ техническими средствами (АСУТС) являются передаточным звеном между должностными лицами, осуществляющими управление техническими системами, и самими техническими системами. Большинство новейших технологических процессов настолько сложно, что управлять ими без АСУТС попросту невозможно.

Системы поддержки принятия решений предназначены для облегчения деятельности различных категорий управленцев. Автоматизация действий конкретных физических лиц, наделенных властными полномочиями, требует весьма четких информационных обоснований, обеспечиваемых компьютерной поддержкой. Выделяются четыре категории:

· руководитель

· должностное лицо органа управления

· оперативный дежурный

· оператор.

В зависимости от категории управленца и круга его обязанностей меняются как параметры информационной системы, так и общие задачи, решаемые при ее проектировании.

Автоматизированные информационно-вычислительные системыприменяются для научных расчетов, требующих больших объемов самой разнообразной информации, или же в тех случаях, когда таких же информационных ресурсов требует проблема управления (например, планирование деятельности предприятия). Технической базой таких АИС (АИВС) являются сетевые структуры, а основной сложностью в разработке - необходимость высокой оперативности расчетов и обмена информацией в системе при строгом разграничении доступа должностных лиц к служебной информации. Подклассом АИВС являются системы автоматизации проектирования или САПР. САПР помогает проектантам справиться с максимально большим объемом работ по построению и редактированию проектов на основе единой информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных процедур. Собственно говоря, САПР – это опыт поколений, выраженный в доступном (компьютерном) виде. Именно с такой точки зрения выстроено и объектно-ориентированное программирование. Таким образом, индивидуальные усилия исследователей слились в единый комплекс программно-технических средств, позволяющий любому профессионалу, не тратя лишнее время на детальное изучение предыдущего опыта и. тем более. На личное участие в этом опыте, применять готовые процедуры для получения новых результатов.

В области экономики САПР могут использоваться при проектировании информационных систем и их элементов. Собственно говоря, знаменитая CASE-технология является одной из разновидностей САПР.

В рамках АИВС также различают проблемно-ориентированные имитационные системы (ПОИС), предназначенные для автоматизации разработки имитационных моделей в заданной предметной области. Сложность построения таких АИС связана с вариативностью как предметной области, так и способов ее изучения. Такие системы дороги и применимы лишь для очень интеллектуально емких областей знаний (например, военные технологии).

Моделирующие центры. Такая АИВС содержит в себе совокупность моделей (тренингов), объединенных единой предметной область, информационной базой и языком общения с пользователем. В отличие от ПОИС моделирующие центры (МЦ) не предназначены для прогноза и исследования, но реализуют вполне конкретные задачи, например, поведение самолета в различных ситуациях.

Автоматизированные системы обучения – это особый вид информационных систем. Дело в том, что традиционные методы обучения имеют ряд недостатков, наиболее значительным из которых является пассивный характер устного изложения. Автоматизированные средства обучения предлагают студенты войти в характерные обстоятельства той деятельности, которой он предполагает заниматься. АСО подразделяются на:

· автоматизированные системы программированного обучения;

· системы обеспечения деловых игр;

· тренажеры и тренажерные комплексы (весьма близкие к моделирующим центрам).

Наибольшую сложность при создании АСО составляет воплощение реальных ситуаций в компьютерной форме. Чем отработаннее дисциплина (физика, математика, летная профессия), тем более качественным является обучение с помощью АСО. Хотя хорошие АСО дороги, их использование окупается эффектом минимизации потерь при реальном обучении на конкретных материальных объектах.

Автоматизированные информационно-справочные системыпредназначены для облегчения поиска информации в нужной предметной области. В зависимости от характера работы с информацией различают следующие виды АИСС:

1. автоматизированные архивы;

2. системы делопроизводства;

3. автоматизированные справочники и картотеки;

4. автоматизированные системы, ориентирующиеся на определенную предметную область (например, СПС «Консультантплюс»).

Интересна классификация систем по видам профессиональной деятельности (области применения), например, бухгалтерские, юридические, системы маркетинга, банковские и т.п. Классифицируя АИС по области применения, можно выделить такие классы систем, как бухгалтерские программы, например, «1С:Бухгалтерия», автоматизированные банковские системы («DiasoftBANK4x4», «RS-Bank» и другие), системы юридической поддержки («Консультантплюс», «Гарант»), маркетинговые информационные системы, системы информационного обеспечения страховой деятельности и т.п.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.0.112 (0.008 с.)