Курс лекций по предмету «Информационные системы в профессиональной деятельности» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций по предмету «Информационные системы в профессиональной деятельности»



Курс лекций по предмету «Информационные системы в профессиональной деятельности»

Заочная (дистанционная) форма обучения, 4-ый курс

Раздел 1. Представление об информационной системе.

Введение.

Вопросами, связанными с информационными системами, применяемыми в экономике, их проектированием и спецификой использования занимается экономическая информатика. В поле зрения этой современной науки попадают как традиционные аспекты рассмотрения экономических информационных систем (программирование, аппаратура, сети, базы данных), так и более специфические для сегодняшнего дня, например, экономика самих информационных систем, вопросы информационной безопасности, социальные последствия применения информационных систем и т.п. Тематика данных лекций, естественно, ограничена по сравнению с общим кругом задач экономической информатики и направлена на постижение основ проектирования, использования и классификации экономических информационных систем. Кратко формулируя цель курса, можно выделить две важнейшие задачи изучения предмета «Информационные системы в профессиональной деятельности» для специальности «Банковское дело»:

1. представление о базовых понятиях и терминологии, используемой в экономической информатике, знакомство со структурой и методологией этой науки, знание ее возможностей;

2. умение определить в составе профессиональной деятельности базовые информационные процессы и потоки, их внутренние и внешние взаимосвязи, умение проанализировать производственную деятельность и представить ее в формализованном виде; умение использовать информационные системы для решения производственных задач.

Помимо решения этих стратегических задач, в рамках курса изучаются такие конкретные вопросы как история и перспективы развития информационных систем, возможности системного анализа предметной области и его результаты, структуризация и стандартизация в области информационных систем, вопросы их технологического и концептуального проектирования, безопасность информационных систем и другие важнейшие вопросы. Особое место занимают задачи информационного обеспечения бизнеса. Здесь упор делается на изучение подходов к стандартизации описания бизнес-процессов с помощью CASE-технологий в терминах IDEF-стандарта.

Базовые понятия в области информационных систем

Прежде чем приступить к исследованию специфики разработки информационных систем, применяемых для ускорения научно-технического прогресса в различных областях профессиональной деятельности экономиста (прежде всего это, конечно, банковская ность), необходимо определить базовые понятия (терминологию). Именно на уточнении терминов и их систематизации основан научный (точный, систематизированный, формализованный) подход к проектированию и разработке соответствующего компьютерного обеспечения, без которого невозможно достижение оптимального результата в информатизации банковской деятельности. Без того чтобы правильно определить терминологически предметную область знаний, с которой мы имеем дело, нечего даже и пытаться в ней разобраться.

 

К наиболее общим, первичным понятиям будем относить следующие понятия:

· Данные;

· Информация;

· Модель;

· Объект;

· Информационный процесс;

· Информационная система/

Каждое понятие требует определения. Однако на практике специалисты не всегда могут договориться о том, какое именно определение их устраивает. В силу этих причин мы вынуждены принимать к сведению несколько определений, каждое из которых хотя и верно, однако характерно для той или иной сферы применения, состоит из более или менее обобщенных формулировок.

Данные.

Данные – это зарегистрированные сигналы; данные – это составная часть информации;

Данными будем называть формализованную информацию, пригодную для последующей обработки, хранения и передачи средствами автоматизации профессиональной деятельности.

В последнем определении отражена экономическая сущность данных как источника достоверных, формализованных сведений об экономических процессах и явлениях. Далее следует сравнить это определение с определением понятия «информация».

Информация.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Под информацией будем понимать любые сведения о процессах и явлениях, которые в той или иной форме передаются между объектами материального мира.

Первое определение интересно с точки зрения технологии обработки информации. Известно, что любая программа, формируя файл, придает ему собственный контекст, отражаемый в расширении файла, т.е. в его формате. Неправильно оцененный или искаженный формат делает невозможным опознание и чтение файла.

Во втором определении содержится противоречие. Однако оно легко снимается представлением о цепочке преобразований данных в информацию и информации в данные в информационной системе.

Модель.

Под моделью предметной области, явления или процесса обычно понимают упрощенное, формализованное представление, удобное для компьютерной обработки. В современном подходе к определению этого понятия различают функциональную модель и модель данных. Функциональная модель описывает процесс преобразования информации и сводится, во-первых, к традиционным понятиям моделирования и программирования систем и алгоритмов (экранная форма ввода данных, экранная форма результатной информации, математическая или алгоритмическая связь между входом и выходом), во-вторых, к концепту граф-схемы, в современном смысле реализуемому с помощью тех или иных средств графического описания бизнес-процессов (BPWin, UML и т.п.). Модель данных отражает процесс типизации данных и способы размещения их в компьютерной системе. Представление о данных как о составляющей части программного модуля («инкапсуляция») характерно для объектно-ориентированного программирования, в частности, для средств типа СУБД MS Access. Описание и реализация концепта базы данных также может быть осуществлена графически, например, с помощью средства ERWiin.

С точки зрения модели данных, на основе которой строится информационная система, принято выделять три уровня моделирования: концептуальная модель, логическая модель, физическая модель.

Концептуальная модель данных состоит из трех позиций:

1. тип (структурный эквивалент) данных; например, текстовый тип, числовой, гиперссылочный и т.п.;

2. операции, которые можно применять к данным; например, операции сложения не идентичны для текстовых и числовых данных;

3. ограничения целостности, под которыми следует понимать ограничения на набор или множество допустимых значений данных.

Логическая модель данных – это способ представления базы данных в информационной системе. К подобным моделям относятся:

· Иерархическая модель; описание ее представляет собой дерево или орграф, в каждую вершину которого, кроме первой, входит только одна дуга, а из любой вершины (кроме последней, конечной) может исходить произвольной число дуг; в иерархической структуре подчиненный элемент всегда связан только с одним исходным элементом;

· Сетевая модель; основана на идее влияния разных объектов на один и тот же объект; внутри такой модели в каждую вершину может входить несколько дуг, исходящих от других вершин; эти модели ближе к реальности, однако весьма сложны для описания и анализа;

· Реляционная модель; в ее основе – представление объектов в виде двумерных таблиц, связанных друг с другом посредство ключей или отношений; для реляционных моделей применимо точное математическое описание – реляционная алгебра, именно поэтому они легли в основу современных средств проектирования баз данных.

Физическая модель данных – это способ размещения данных в памяти компьютера, зависящий от аппаратной части компьютера и от его операционной системы.

Объект.

В основе объектно-ориентированного программирования и построения современных реляционных баз данных (БД) лежит понятие объекта как абстрактной сущности, выделенной в процессе формализации предметной области. Под объектом также понимают фрагмент компьютерной программы. Под предметной областью обычно понимают первичную информацию об объектах, процессах и явлениях окружающего мира, которая может служить основой для построения информационной системы. В таком контексте реальные объекты в составе предметной области еще требуют уточнения характеристик (типизация «свойств» объекта) и информационных связей (выявление типичных «связей» между объектами). Лиши после типизации («моделирования») как самих объектов, так и их информационных связей в составе предметной области можно выделить абстрактные сущности и перейти к проектированию БД или функциональной бизнес-системы.

В процессе типизации реальных объектов появляется новое понятие – класс. Говорят, что объекты принадлежат к одному классу, если их свойства обусловлены одним и тем же набором типичных характеристик, а методы поведения и происходящие с ними события типизированы. В таком случае каждый конкретный объект, выделенный из одного класса объектов, будет являться экземпляром класса. Например, при проектировании реляционных БД выделяют классы объектов типа Таблица, Запрос, Форма, Отчет и т.п. Таблица «Клиенты», заполненная конкретной информацией, будет экземпляром класса таблиц.

Информационный процесс.

Это динамическая характеристика информации. Различают информационный процесс как таковой, описывающий технологические этапы работы с информацией (сбор, хранение, переработка, отображение и передача информации), и информационный поток, описывающий связи между объектами предметной области. Например, информация, поступающая из бухгалтерии в аналитический отдел, будет в составе граф-схемы предприятия определена как информационный поток, а сами этапы сбора, хранения, обработки и передачи учетной информации – как информационный процесс.

Информационная система.

Будем использовать следующее определение информационной системы экономического типа: э то человеко-машинная система, обеспечивающая с использованием компьютерных технологий сбор, передачу, обработку и хранение информации для управления производством.

Конечно, если информационные процессы и потоки полностью формализуемы, такая система может работать и без участия человека. Например, сборка автомобиля целиком с помощью роботов-автоматов вполне достижима. Однако в экономической области это трудно реализуемо. Не только ввиду сложности управленческих процессов, но еще и потому, что экономика в целом представляет собой динамический, постоянно меняющийся и развивающийся процесс.

Если представить себе банк в виде определенного набора похожих объектов, общающихся друг с другом с целью взаимообмена информацией (бумажные деньги – тоже всего лишь информация о виртуальных ценностях!), то вместо физического процесса обмена бумажными эквивалентами денег можно представить себе аналогичную информационную схему. Таким образом, объекты («сущности») используют формализованные процедуры («связи») для достижения определенного состояния («события»). Событие происходит внутри информационной системы (ИС) и трактуется как положительный результат ее деятельности («прагматическая ценность» деятельности), непосредственно связанный: а) с объявленной заранее целью деятельности («миссия» предприятия); б) с эффективностью самого процесса деятельности, т.е. с минимизацией затрат, необходимых для достижения объявленного результата. Таким образом, основой создания ИС является информационная модель (или диаграмма «Сущность-Связь» в трактовке, связанной с CASE-технологией), положенная в основу, как описания самой предметной области, так и будущего проектного задания на АБС. Мы хорошо знакомы с удачными решениями в этой области, например, с работой банкоматов или с Интернет-системами в сфере бизнеса.

ФАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ

В основе лежат математические модели а) перспективного (прогнозного) планирования (3-5 лет); б) годового планирования; в) оперативного (менее года).

В основе перспективного планирования лежат вероятностные модели, основанные на методах статистики, учитывающие случайные влияния внешних факторов.

В основе годового планирования лежат детерминированные модели, при этом используются модели производственного баланса (т.е., концептуальная модель производства) и оптимального программирования (прежде всего, линейного программирования, т.е. оптимизационные задачи). Информационным продуктом является перспективный план производства. Формируется бизнес-план предприятия, где в сбалансированном виде представлены ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью.

В основе оперативного планирования лежат модели календарного планирования, управления запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели, модели оптимального программирования. Информационным продуктом являются планы и графики работ производственных подразделений. Параметры производства, заданные в фазе планирования, неизбежно испытывают возмущающие воздействия окружающей среды и отклоняются от запланированных значений. Поэтому с планированием тесно связано оперативное регулирование. Поскольку регулирование само по себе вносит возмущения в производственный процесс, для его обеспечения необходимо обеспечить весь контур управления производством.

ФАЗА УЧЕТА

Комплекс задач учета относится к сфере бухгалтерского учета и имеет в своем составе такие задачи, как учет основных средств и материальных ценностей, учет труда и его оплаты, учет себестоимости продукции, учет денежных средств и расчетных операций и т.п. Информационным продуктом являются бухгалтерские ведомости учета и отчетности, характеризующие состояние производства.

ФАЗА АНАЛИЗА

Здесь решаются задачи анализа состояния отдельных параметров производственного процесса по отношению к заданным параметрам (плану). Это задачи по анализу выпускаемой продукции, ее себестоимости, трудовых ресурсов, трудозатрат, состояния материальных и финансовых ресурсов. На логическом уровне эти задачи описываются математическими моделями одно- и многофакторного анализа, аналитических и оптимизационных расчетов. Информационным продуктом являются аналитические таблицы, графики, рекомендации по регулированию производства.

Использование в фазе анализа моделей представления и формализации знаний, экспертных систем существенно повышает обоснованность и корректность принимаемых решений.

ФАЗА РЕГУЛИРОВАНИЯ

Здесь решаются задачи календарного планирования и диспетчирования производства, т.е. происходит оперативное воздействие на параметры производственного процесса.

Модели, положенные в основу календарного планирования: календарные, сетевые, транспортные и т.п.

Модели, положенные в основу диспетчирования, - это: модели оперативного управления.

Информационный продукт: календарные и сетевые графики, путевые маршруты, алгоритмы диспетчирования.

Целью базовой информационной технологии на предприятии является создание информационного продукта, позволяющего определить «образ» конкурентоспособной продукции и осуществить управление ее производством. На концептуальном уровне фазы управления производством реализуются совокупностью базовых информационных процессов. С помощью частных математических моделей функциональные задачи преобразуются в вычислительные, таким образом, выполнение информационных функций управления производством переходит на уровень данных. В работе вычислительных задач принято выделять следующие аспекты:

· Организация вычислительного процесса (пакетная, режим разделения времени);

· Способы и средства обмена данными (взаимодействие различных компьютерных устройств при совместной организации вычислительного процесса;

· Накопление данных; накопление данных связано с организацией информационной базы;

· Процесс представления знаний; характерен подходом агрегирования данных, организации доступа к ним с помощью мощного логического аппарата, использованием экспертных и интеллектуальных подсистем и подходов; в рамках этого процесса можно учесть и наглядное отображение данных.

Информационные системы существуют на разных уровнях иерархии. На операциональном уровне работают системы обработки трансакций. Эти системы обрабатывают простейшие операции (выписка счетов, выдача справок и т.п.), являясь поставщиками информации для ИС остальных типов. Не следует путать такие системы с транзакционными ИС, занимающимися обеспечением операций с базой данных. На тактическом уровне работают системы обработки знаний и системы автоматизации офиса. Первые занимаются созданием и интеграцией новых знаний, например, дизайном продукции или техническим проектированием. Вторые повышают производительность труда менеджеров. Также на тактическом уровне работают управленческие и аналитические системы, облегчающие управление, контроль, подготовку решений, планирование и т.п. Наконец, на стратегическом уровне работают системы поддержки руководства и стратегические информационные системы (СИС).

Основные понятия и классификация CASE-технологий разработки информационных систем

Следует разделить технологию системного анализа и проектирования АИС и те средства (компьютерные программы), которые облегчают и ускоряют этот процесс (CASE-средства). Принято выделять четыре разновидности технологий системного проектирования:

1. Структурный метод (технология SADT);

2. Метод потоков (технология DFD);

3. Объектно-ориентированный метод «сущность-связь»(технология ERD);

4. Метод анализа переходов состояний (технология STD).

Каждый из этих методов удобен в различных условиях и при системном анализе и проектировании систем различного назначения. Кратко рассмотрим их.

Методология SADT представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели объекта какой-либо предметной области. Функциональная модель SADT отображает функциональную структуру объекта, а именно производимые им действия и связи между этими действиями. При этом соблюдаются следующие принципы:

· Графическое представление блочного моделирования;

· Строгость и точность описания (количество блоков на каждом уровне не более 3-6, связность диаграмм посредство сквозной нумерации, уникальность меток и наименований, разделение входов и управленческих влияний, т.е. графический синтаксис, отделение организации от функции, т.е. исключение влияния организационной структуры на функциональную модель).

Общее представление в рамках SADT

Управление

 

 

 
 
Функция  


Входы Выходы

 

       
   

 


Механизм

Технология DFD удобна в том случае, если объект проектирования состоит из разветвленной совокупности информационных потоков, задающих перенос информации от объекта к объекту внутри информационного пространства предприятия. В соответствии с методологией DFD модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных, описывающих асинхронный процесс преобразования информации от ее ввода в систему до выдачи пользователю. Диаграммы верхних уровней иерархии (контекстные диаграммы) определяют основные процессы или подсистемы АИС с внешними входами и выходами. Они детализируются с помощью диаграмм нижнего уровня. Источники информации (внешняя сущность) порождают информационные потоки (имя) переносящие информацию к подсистемам и процессам. Далее это процесс расширяется и вновь воссоздает сам себя в других внешних сущностях. Таким образом, основными компонентами диаграмм являются:

· Внешние сущности (информация);

· Системы и подсистемы;

· Процессы;

· Накопитель данных;

· Потоки данных.

Наиболее распространенным средством моделирования данных являются диаграммы «сущность-связь» (ERD). Диаграммы «сущность-связь» хорошо работают при проектировании баз данных. Этот метод (ERD) дает возможность определить объекты (сущности), свойства (атрибуты), отношения (связи), соответствующие рассматриваемой предметной области. Именно метод ERD используется для проектирования реляционных баз данных.

Метод диаграмм перехода состояний (STD) характерен стандартизированным описанием процесса перехода системы из состояния в состояние (дискретная система с ограниченным набором состояний). При помощи спецификаций, определяющих каждое состояние, и правил перехода из состояния в состояние описываются все возможные варианты развития событий в системе. На этом методе, как правило, основаны разработки компьютерных игр. Персонажи игры, способы взаимодействия между ними, возможности среды, в которой они функционируют – все это может быть описано с помощью словесных конструкций в определенном порядке следования. Иногда такой метод называют методом вариантов использования.

С точки зрения общей классификации все перечисленные методы имеют свой код. Так, метод SADT код классификации IDEF0, метод DFD – IDEF1, метод ERD – IDEF1X, метод STD – IDEF3. Существуют и другие методы, определяемые данной классификацией.

Вопросы для самопроверки

  1. Перечислите базовые понятия в области информационных систем; каким образом можно определить уровни членения тех или иных базовых понятий?
  2. Проведите сравнительный анализ понятий «данные», «информация»; почему для этих понятий характерно разнообразие определений?
  3. Проведите сравнительный анализ различных определений понятия «данные»;
  4. Проведите сравнительный анализ различных определений понятия «информация»;
  5. С помощью граф-схемы опишите информационный процесс таких форм обучения как лекция или семинар (по выбору обучаемого);
  6. Охарактеризуйте понятие «сущность»; отличается ли сущность объекта от самого объекта и если да, то каким образом?
  7. Дайте определение понятия «информационный процесс»; на какие стадии принято разделять информационный процесс?
  8. Чем именно отличается информационный процесс от информационного потока?
  9. Дайте определение понятия «информационная система»; почему именно принято называть информационную систему в экономике «человеко-машинным комплексом»?
  10. На какие три уровня принято подразделять понятие «модель данных»? Что такое физическая модель данных?
  11. Опишите особенности концептуальной модели данных. Опишите ее роль в современном представлении о проектировании баз данных?
  12. Опишите три возможных варианта логического построения модели данных? В чем особенность иерархического способа построения данных?
  13. Каковы особенности представления данных в современных реляционных СУБД?
  14. Опишите общую схему информационной системы.
  15. Чем различаются информационные системы разных поколений?
  16. Назовите общие черты глобализации экономики и информационного общества?
  17. Что понимают под видом профессиональной деятельности?
  18. Перечислите общие подходы к классификации информационных систем?
  19. Перечислите и охарактеризуйте информационные системы по назначению (сфере применения)?
  20. Что такое масштаб и масштабируемость информационной системы?
  21. Имеет ли Банк России собственную корпоративную систему?
  22. Назовите основные функции базовой модели управления предприятием?
  23. Что такое функциональные подсистемы общей системы поддержки управленческих решений?
  24. Каково назначение информационного и программного обеспечения информационных систем?
  25. Для чего требуется правовое обеспечение информационной системы?
  26. Приведите пример структуры информационной системы?
  27. Чем различаются последовательный и прямой методы доступа к базе данных?
  28. В чем преимущества и недостатки файл-серверной сетевой системы? В чем заключаются особенности, преимущества и недостатки клиент-серверной архитектуры? Назовите особенности построения Интранет-систем, реализующих тенденцию открытой архитектуры.
  29. Назовите подходы к построению жизненного цикла информационных систем?
  30. Назовите этапы жизненного цикла информационных систем?
  31. На каком этапе построения и реализации информационной системы возможны максимальные риски?
  32. Какие группы процессов входят в состав жизненного цикла? Из каких конкретных подпроцессов состоит каждый из этапов жизненного цикла?
  33. Что такое спиральная модели жизненного цикла?
  34. Какие технологии применяются для разработки информационных систем?
  35. Опишите технологии системного анализа бизнес-процессов на основе IDEF-стандарта?
  36. Приведите классификацию CFSE-технологий?
  37. Дайте определение понятиям «защита информации», «информационная безопасность»?
  38. По каким признакам классифицируются угрозы безопасности?
  39. Опишите основные подходы к применению CASE-средств для ускорения процесса проектирования информационных систем?
  40. Что такое диаграмм «сущность-связь»? Как диаграмма «сущность связь» интерпретируется в терминах схемы данных при построении реляционной модели базы данных?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основные учебные и справочные издания

  1. Банковские информационные системы и технологии. Под ред. Д.В. Чистова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – Ч.1. Технология банковского учета.
  2. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. – М.: Финасы и статистика, 2005.
  3. Информационные системы и технологии в управлении. М.: Высшее образование, 2006.
  4. Информатика. Учебник под ред. Макаровой Н.В.. – М.: Финасы и статистика, 2007.
  5. Информатика: учебное пособие для студентов педвузов. Под ред. Е.К. Хеннера. – М.: Академия, 2007.
  6. Экономическая информатика: введение в экономический анализ информационных систем. _ М.: ИНФРА-М, 2005.
  7. Информатика для экономистов / Симонович С.В. и др. – СПб: Питер. 2001.
  8. Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  9. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. – 2-е изд. /Т.П. Барановская и др. Под ред. В.И. Лойко. – М.: Финансы и статистика, 2003
  10. Черемных С.В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технология. – М.: Финасы и статистика, 2006.

Дополнительная литература

  1. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. – М.: Финасы и стаистика, 2002.
  2. Информационные системы в экономике. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2005.
  4. Справочное руководство по КонсультантПлюс
  5. Информационные технологии в экономике. Под ред. Д.э.н. Ю.Ф. Симионова. Серия «Высшее образование». Ростов на/Д: «Феникс», 2003
  6. Ефимов Е.Н., Патрушина С.М., Панферова Л.Ф., Хашиева Л.Н. Информационные системы в экономике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004
  7. Смиронова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем. _ М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Основы построения автоматизированных информационных систем. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Базы данных в Интернет

  1. Информационные системы. Страница в Интернет. WWW.CFIN.RU
  2. Сайт группы разработчиков стандарта IDEF. WWW.IDEF.COM
  3. WWW.bankreferatov.ru

ГЛОССАРИЙ

Автоматизированная информационно-поисковая система – совокупное название для программных оболочек, ориентированных на ввод, поиск и выходное представление документов.

Агрегат данных – именованная совокупность элементов данных.

Администратор баз данных – лицо или группа, уполномоченные для ведения БД.

Адрес электронной почты – уникальный идентификатор, позволяющий обратиться к нам из любой точки земного шара посредством сети Интернет.

Атрибут – поле данных, содержащее информацию об объекте.

База данных – совокупность взаимосвязанных данных, хранящихся на машинных носителях информации и обрабатываемых с помощью системы управления.

Баннер (от англ. banner - знамя) – рекламное изображение фиксированного размера, как правило содержащее анимацию, являющееся гиперссылкой на другой ресурс Интернета.

Безопасность – защита данных от несанкционированного доступа.

Браузер (brouser) – программа, предназначенная для просмотра гипертекстовых документов.

Буфер обмена – специальная область памяти, предназначенная для временного хранения вырезанных или скопированных данных или фрагментов документов.

Веб-сайт (web-site) – совокупность веб-страниц, объединенных по смыслу и размещенных на одном сервере.

Веб-страница (web-page) – составная часть веб-сайта, представляет собой файл, содержащий гипертекстовый документ.

Виртуальный портал – портал узкой тематической направленности, представляющий различные сервисы для определенной целевой аудитории.

Вирус – программа, которая в процессе своей активизации повреждает файлы компьютера.

Гипертекст – документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

Динамический обмен данными (DDE, Dynamic Data Exchange)- средство, позволяющее разным приложениям обмениваться друг с другом командами и данными.

Докумен т - агрегат данных в документарных системах.

Домашняя страница (home page) – первая страница, появляющаяся после загрузки программы браузера.

Запрос (запрос на выборку)– вопрос к базе данных, позволяющий отобрать данные по заданному условию.

Запрос с параметром – позволяет ввести условие отбора посредством диалогового окна, которое появляется при каждом запуске этого запроса.

Иерархическая модель данных – использует представление предметной области БД в форме иерархического дерева.

Импорт данных – процедура полного или частичного копирования данных, созданных в одном приложении, в другое приложение.

Индекс – таблица, используемая для ускорения сортировки.

Индексированное поле – свойство поля, которое позволяет ускорить доступ к данным. Свойство «индексированное поле» может иметь одно из трех значений: поле не индексировано, поле индексировано, но допускаются повторяющиеся значения, поле индексировано и повторения значений поля не допускаются.

Информационные технологии – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения для решения конкретных задач.

Итоговый запрос – запрос, необходимый для получения итоговых данных по таблице, например среднего значения по какому-либо полю.

Канал связи – средство или путь, по которому передаются сигналы либо данные.

Клиент - программы, написанные как пользователем, так и поставщиками СУБД; технология «клиент-сервер» основана на принципе транзакций, т.е. элементарных операций целостного характера.

Ключ – цепочка чисел, предназначенная для шифрования по определенному алгоритму.

Ключевое поле – элемент, по которому можно определить значения других полей этого же объекта.

Концепция баз данных – информационная технология интегрированного хранения и обработки данных.

Контекстно-зависимое меню – вызывается щелчком правой клавиши мыши над соответствующим объектом (ячейкой, блоком ячеек, строкой, столбцом и т.п.). Позволяет получить перечень команд, применимых к указанному объекту.

Контент (content – содержание) – содержательное наполнение веб-сайта.

Логическая структура БД – определение БД на физически независимом уровне.

Макрос – записанная последовательность обычных команд, которая может быть воспроизведена для автоматизации часто повторяемых действий.

Модель концептуальная – описание предметной области с точки зрения типизации данных и ограничений на их целостность.

Навигация – перемещение, способ перехода посетителя от одной страницы веб-сайта к другой, синоним блуждания.

Объект – элемент информационной системы. Объект может быть реальным (например, человек или фирма) и абстрактным (например, лицевой счет). Каждый объект обладает определенным набором свойств, которые запоминаются в информационной системе.

Обязательное поле – логическое свойство. Может принимать одно из двух значений: «Да» или «Нет», которые выбираются из списка в строке данного свойства. «Да» означает, что в поле обязательно должны быть введены данные.

Операнд – количественная величина, над которой производится математическая или логическая операция.

Оператор – действие, которое может быть выполнено над одним или несколькими операндами для получения результатов.

Организационная диаграмма – диаграмма, применяющаяся в презентации для демонстрации иерархических структур; разновидность граф-схемы или функциональной схемы управления.

Открытость – свойство информационных технологий и систем объединять разнородные по составу и принципам функционирования информационные структуры.

Первичный ключ – однозначно идентифицирует строки таблицы (записи).

Платформа – аппаратное и/или программное окружение, в котором разрабатываются приложения.

Подпись – свойство, которое может определить более содержательное название поля.

Портал – веб-сайт, служащий начальной точкой поиска информации, содержащий обычно различные интернет-сервисы.

Предметная область – часть реального мира, представляющая интерес для данного исследования.

Реинжиниринг – концепция проектирования бизнес-процессов, которая предполагает системный анализ деятельности предприятия и органическое встраивание в бизнес новых информационных технологий.

Релевантность – мера соответствия получаемого результата поиска задаче, поставленной в запросе.

Сервер – программа и/или техническое устройство, реализующие распределенные функции сети.

Сетевая модель – модификация иерархической модели, при которой одна запись может участвовать в составе нескольких отношений.

Смарт-карта – пластиковая карта со встроенным процессором, памятью, программным обеспечением и системой ввода/вывода информации.

Спам – рассылка навязчивых сообщений, замусоривание.

СУБД – система управления базами данных.

Таблица – конечный набор однотипных записей.

Тег (метка) – информация о форматировании гипертекстового документа на языке HTML, заключенная в угловые скобки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.11 с.)