Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионального обучения, воспитания и развития↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ Глава 1 Психология профессионального обучения Основные понятия
Наиболее часто обучение рассматривается как процесс взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у обучаемых формируются знания, умения и навыки[1]. Однако такое определение является неполным, поскольку в качестве задач обучения формулируются также требования воспитания личности и развития мышления. В одном из последних учебных пособий по педагогической психологии И.А.Зимняя приводит следующее определение: «Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества»[2]. Наиболее общим понятием является научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное учение. Выполняя различные виды деятельности, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и телепередачи, читая, человек приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный результат — приобретение опыта - не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения. В этих случаях имеет место попутное, непреднамеренное научение. Его результатом являются бессистемные знания и умения. Но значение такого научения в условиях тотальной компьютеризации жизнедеятельности людей и доступности Интернета возрастает, в связи с этим следует пересмотреть его роль в образовании. В тех же случаях, когда специально организуется деятельность, целью которой является формирование новых знаний, умений и навыков, осуществляется учение. Итак, учение имеет место тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определенные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности. Рассмотрим структуру учения. Что же представляет собой учебная деятельность? Как всякая деятельность, она побуждается мотивами, направленными на удовлетворение определенных потребностей. Это могут быть познавательные потребности, потребности в развитии и саморазвитии, в достижениях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т. п. Следующим компонентом учебной деятельности является учебная ситуация. Любая учебная ситуация должна иметь проблемный характер. Учение как деятельность складывается из обобщенных способов действий. И наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения. Еще совсем недавно, в 1960-х гг., в качестве основной цели обучения рассматривалось формирование знаний, умений и навыков. В последующий период цели обучения стали трактовать значительно шире. В.С.Леднев выделяет такие цели обучения, как физическое развитие, развитие функциональных механизмов психики, формирование знаний, умений, навыков и обобщенных типологических качеств личности, развитие положительных индивидуальных свойств человека: его способностей, интересов, склонностей[3]. В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его целью является развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особенностей. Конечно, центром тяжести любого обучения является формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем — развитие психических процессов, особенно мышления, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека. Следует подчеркнуть, что для общего образования определяющее значение имеют формирование знаний и развитие психических процессов, для профессионального — развитие всех подструктур личности, соотношение же их значимости зависит от профессии и специальности. Так, для рабочего чрезвычайно важны умения, навыки и психофизиологические свойства; для инженера - психические процессы мышления и воображения; для менеджера — ценностно-ориентационная, эмоционально-волевая сферы и т. п. Рассмотрим психологические особенности формирования знаний, умений и навыков в профессиональном образовании. Глава 3 Психологические особенности последипломного образования Формы последипломного образования Психологической основой последипломного образования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключается в постоянном профессиональном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально-экономических условий. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях. Есть все основания утверждать, что одной из современных прогрессивных идей является положение о непрерывном образовании. Его смысл и назначение - обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни. Динамизм современных cоциально-профессиональных технологий, усиление роли личности на производстве и в обществе, гуманизация и интеллектуализация труда предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Основываясь на этих исходных позициях, определим цели, задачи, предмет, формы и технологии последипломного профессионального образования. Цель последипломного образования — удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации. Задачи последипломного образования: • формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры; • обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста; • развитие аутокомпетентности; • обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста; • преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкций (кризисов, деформаций, стагнации); • психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций; • формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения; • развитие способности саморегуляции эмоциоионально- аффективной сферы; • коррекция индивидуальной профессиональной самотождественности (профессиональной идентичности) в зависимости от социально-профессионального статуса и возраста; развитие ключевых квалификаций и социально-профессиональных компетенций. Эти векторы профессионального обучения и развития имеют разную значимость на различных стадиях профессионального становления и зависят от возрастных особенностей человека и траектории профессиональной биографии. Предметом последипломного профессионального образования является профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста. Рассмотрим основные формы последипломного образования. Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства. Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основной функцией адаптационного образования является ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно-технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности. Супервизорство представляет собой систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адаптантов). Основной целью супервизорства является сокращение сроков социальной и профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных и количественных показателей квалифицированных специалистов. Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Его формами являются профессиональные образовательные программы, реализуемые на куpcax повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации. Повышение квалификации является важным звеном последипломного профессионального образования, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Для рассмотрения психологических особенностей повышения квалификации прежде всего необходимо определить основные понятия. Начнем с понятия «квалификация». В энциклопедических словарях и специальной (экономической и педагогической) литературе квалификация определяется как степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Наряду с этим традиционным пониманием квалификации утверждается более объемное толкование. Квалификация определяет продуктивность выполняемой специалистом работы, а для этого нужны не только знания, умения и навыки, но также определенные качества, способности личности. Поэтому правильнее, на наш взгляд, будет определение квалификации как системы знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для продуктивного и качественного выполнения профессиональной деятельности. Эвристическое понимание квалификации требует уточнения того, что подразумевается под системой знаний, умений и навыков и что такое профессионально важные качества. Система знаний, умений и навыков может быть объединена понятием компетентности специалиста, которая включает: • социальную, правовую, экономическую, экологическую компетентность; • общепрофессиональную компетентность; • специальную компетентность; • аутокомпетентность. Обобщим эти виды компетентности одним понятием «социально-профессиональная компетентность». Рассмотрим термин «профессионально важные качества», широко применяемый в психологии труда. Под профессионально важными качествами понимают психологические свойства, качества и способности личности, востребованные профессиональной деятельностью. В состав этих психологических характеристик включают также такие качества, как ответственность, способность к принятию решений, корпоративность, самостоятельность и т. д., которые составляют ключевые квалификации и социально-профессиональные компетенции. Таким образом, в настоящее время под квалификацией следует понимать интегративную профессиональную характеристику специалиста, включающую социально-профессиональную компетентность, профессионально важные качества, ключевые квалификации и социально-профессиональные компетенции. Такое понимание обусловливает повышение квалификации не только изменением социально-экономических и технико-технологических условий, но и невозможностью подготовки специалиста, удовлетворяющего этим требованиям, в учреждениях профессионального образования. Повышение квалификации обязательно предполагает наличие профессионального опыта. Оно направлено на удовлетворение одной из важных потребностей личности специалиста - потребности в максимальной реализации своего профессионально-психологического потенциала. Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов в условиях смены профессии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального образования — расширение возможностей трудоустройства специалиста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности. Технологии последипломного образования Технологии обучения, используемые в системе дополнительного образования, определяются следующими психологическими особенностями взрослых: • невысоким уровнем обучаемости, обусловленным снижением с возрастом умения учиться и познавательных способностей; • условной готовностью к профессиональному обучению, определяемой существенными психологическими различиями учебной и профессиональной деятельности. Эти различия обусловливают необходимость оказания психологической поддержки взрослым, получающим последипломное образование. В зависимости от уровня познавательной активности взрослых «учеников» можно разделить на четыре группы: 1. Высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению. В эту группу могут быть включены все те, кто сохранил умение учиться и сумел адаптировать его к своему возрасту. 2. Средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению. В эту группу входят те, кому необходимо восстановить умение учиться и адаптировать его к своему возрасту. 3. Сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению. Группа взрослых, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте. 4. Низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться. В эту группу попадают те, у кого умение учиться по тем или иным причинам не восстанавливается[15]. Психологические особенности познавательной активности взрослых детерминируют применение особых технологий обучения, направленных на профессиональное развитие всех составляющих личности специалиста: направленности, компетентности, профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств. Эти формы и методы получили название личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированные технологии последипломного образования основываются на следующих положениях: • признание профессионального развития личности главной целью профессионально-образовательного процесса; • ориентация на субъективный профессиональный опыт специалистов и учет их индивидуально-психологических особенностей; • актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста и удовлетворение потребности личности в саморазвитии и реализации себя. Реализация этих положений обусловливает следующие функции последипломного образования: 1) диагностическую - определение социально-профессиональной направленности (мотивов, интересов, отношений, установок), выявление уровня компетентности, установление степени выраженности профессионально важных качеств и способностей; 2) профессионально-образовательную — удовлетворение потребности личности в повышении компетентности и уровня профессиональной подготовленности; 3) адаптационную — развитие профессиональной мобильности, способности к самообразованию, самоменеджменту (проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни),нахождение индивидуального стиля выполнения 4) коррекционную — внесение изменений в траекторию профессиональной жизни, преодоление профессиональных кризисов, деформаций и стагнации, гармонизацию профессионально-психологического профиля личности; 5) прогностическую — раскрытие творческого потенциала специалиста, формирование установки на профессиональный рост и карьеру, готовности к нововведениям. Все многообразие личностно ориентированных технологий последипломного образования в зависимости от целевых установок можно разделить на несколько групп: 1) повышение компетентности и подготовленности. Главное – формирование инновационных знаний и умений; 2) корректировка аксиологической направленности и формирование профессиональной культуры. Акцент делается на развитии корпоративности: профессионально - ценностных ориентаций и культуры сотрудничества; 3) развитие социально-профессиональных качеств и ключевых квалификаций. Главное — гармонизация профессионально-психологического профиля специалиста; 4) стимулирование профессионального роста и карьеры. Акцент — на профессиональных достижениях, успехе; 5) формирование установки на инновационную деятельность. Главное - знакомство с отечественными и зарубежными нововведениями и критическое освоение теории и практики инноваций. Наиболее распространенными технологиями последипломного образования являются: • словесно-иллюстративные методы: лекции, семинары и практические занятия; • интерактивные способы обучения. К ним относятся имитационные, ролевые и деловые игры. Эти методы позволяют существенно повысить познавательную активность слушателей, что способствует значительному росту их компетентности, а также помогают развить такие профессионально значимые компетенции, как способность формулировать проблему, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде; • тренинги корпоративности, повышения социально-профессионального статуса, профессионального самосохранения, социально-профессиональной адаптивности, ведения переговоров и т. д. Они дают возможность развивать многие ключевые квалификации и компетенции специалистов; • развивающая диагностика — диагностика проблем развития организации, социального и профессионального потенциала специалиста. Эта технология позволяет значительно повысить мотивацию профессионального роста, сформировать у слушателей адекватную самооценку, представление о своем профессионально-психологическом профиле; • группы развития организации. Современные предприятия, организации и фирмы главный источник повышения качества и производительности труда видят в своих сотрудниках. Поэтому в промышленности в настоящее время популярны принципы • метод «кейс-стади». Суть его заключается в том, что обучаемым предлагается реальная производ ственная проблема или ситуация. Исходным материалом при обучении является пакет (кейс), содержащий информацию о проблеме, имеющейся или имевшей место на данной фирме или в организации. Обучаемые, всесторонне проанализировав и обсудив проблемную ситуацию, предлагают и обосновывают ее решение, которое в дальнейшем подвергается экспертной оценке. В процессе анализа и поиска оптимального решения развиваются такие важные для специалиста компетенции, как мотивация достижений, гибкость мышления, корпоративность и ответственность. Личностно ориентированные технологии профессионального развития направлены в первую очередь на перестройку сознания специалиста, ориентацию его на новые ценности, развитие профессионально важных качеств и способностей. Важное значение придается коррекции профессионально-психологического профиля личности. И, конечно, личностно ориентированные технологии профессионального развития решают конкретные проблемы повышения социально-психологической и профессиональной компетентности, нацелены на реализацию развивающей функции. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать: 1) последипломное образование обязательно должно сопровождаться развитием профессионально важных качеств, освоением норм профессионального поведения и коррекцией профессионально-психологического профиля личности специалиста; 2) последипломное образование может быть вынужденным, организованным предприятием и обязательным для сотрудников. Его эффективность во многом зависит от мастерства преподавателей, инструкторов; 3) последипломное образование может осуществляться в процессе выполнения инновационной деятельности, при этом попутно развиваются профессионально важные качества, а также востребованные современным производством формы профессионального поведения. Такое непреднамеренное последипломное образование, органично вплетенное в ткань инновационной деятельности, оказывается весьма эффективным. Результатом последипломного образования является развитие профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция профессионального образования — профессиональное самосохранение специалиста, т. к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность, повышает конкурентоспособность, развивает чувство уверенности, поддерживает культуру достоинства. Глава 4 Мониторинг профессионально-образовательного процесса Понятие мониторинга Понятие «мониторинг» происходит от латинского monitor — напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл. Данным термином обозначают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям[16]. Сегодня термин «мониторинг» активно используется многими науками, в том числе педагогикой и психологией. А.С.Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса[17]. Также мониторинг допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей[18]. С методологической точки зрения, мониторинг следует рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, когда в построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мониторинга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3) информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4) научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров); 5) обратная связь (информированность обьекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс). Все высшие учебные заведения осуществляют мониторинг профессионально-образовательного процесса (непрерывный сбор информации об эффективности обучения в педагогической системе) и академической успеваемости обучаемых (непрерывный сбор данных об уровне знаний, умений и навыков студентов, их прилежании, познавательной мотивации, поведении, общественной активности). Однако эти виды мониторинга малоинформативны в личностном плане. Они не позволяют отслеживать динамику профессионального становления личности студента, развитие учебной и учебно-профессиональной деятельности. Поэтому в вузе необходимо осуществлять и другие виды мониторинга. Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, препятствиям, искажениям), поскольку эти данные являются наиболее информативными и оперативными по сравнению со сведениями о результатах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессионального становления[19]. Главным моментом мониторинга является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т. е. мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Основное внимание уделяется отслеживанию характеристик процесса профессионального становления личности, которые более информативны по сравнению со сведениями о результатах обучения. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ Глава 1 Психология профессионального обучения Основные понятия
Наиболее часто обучение рассматривается как процесс взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у обучаемых формируются знания, умения и навыки[1]. Однако такое определение является неполным, поскольку в качестве задач обучения формулируются также требования воспитания личности и развития мышления. В одном из последних учебных пособий по педагогической психологии И.А.Зимняя приводит следующее определение: «Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества»[2]. Наиболее общим понятием является научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и поведения в процессе выполнения каких-либо действий: физических, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально организованное учение. Выполняя различные виды деятельности, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и телепередачи, читая, человек приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный результат — приобретение опыта - не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения. В этих случаях имеет место попутное, непреднамеренное научение. Его результатом являются бессистемные знания и умения. Но значение такого научения в условиях тотальной компьютеризации жизнедеятельности людей и доступности Интернета возрастает, в связи с этим следует пересмотреть его роль в образовании. В тех же случаях, когда специально организуется деятельность, целью которой является формирование новых знаний, умений и навыков, осуществляется учение. Итак, учение имеет место тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определенные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности. Рассмотрим структуру учения. Что же представляет собой учебная деятельность? Как всякая деятельность, она побуждается мотивами, направленными на удовлетворение определенных потребностей. Это могут быть познавательные потребности, потребности в развитии и саморазвитии, в достижениях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т. п. Следующим компонентом учебной деятельности является учебная ситуация. Любая учебная ситуация должна иметь проблемный характер. Учение как деятельность складывается из обобщенных способов действий. И наконец, учебная деятельность включает контроль над способами выполнения учебных действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения. Еще совсем недавно, в 1960-х гг., в качестве основной цели обучения рассматривалось формирование знаний, умений и навыков. В последующий период цели обучения стали трактовать значительно шире. В.С.Леднев выделяет такие цели обучения, как физическое развитие, развитие функциональных механизмов психики, формирование знаний, умений, навыков и обобщенных типологических качеств личности, развитие положительных индивидуальных свойств человека: его способностей, интересов, склонностей[3]. В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его целью является развитие всех подструктур личности обучаемого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентационной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особенностей. Конечно, центром тяжести любого обучения является формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем — развитие психических процессов, особенно мышления, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека. Следует подчеркнуть, что для общего образования определяющее значение имеют формирование знаний и развитие психических процессов, для профессионального — развитие всех подструктур личности, соотношение же их значимости зависит от профессии и специальности. Так, для рабочего чрезвычайно важны умения, навыки и психофизиологические свойства; для инженера - психические процессы мышления и воображения; для менеджера — ценностно-ориентационная, эмоционально-волевая сферы и т. п. Рассмотрим психологические особенности формирования знаний, умений и навыков в профессиональном образовании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.017 с.) |