Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическое сопровождение профессионального становления личности

Поиск

Исходные положения

Профессиональное становление охватывает дли­тельный период онтогенеза человека. В первой главе данного учебного пособия выделены шесть стадий это­го процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессиона­лизация и профессиональное мастерство. При рас­смотрении проблемы профессионального самоопреде­ления выделены еще две стадии: предоптация и этап прекращения профессиональной деятельности (выход на пенсию). При таком временном подходе професси­ональное становление практически полностью совпада­ет с онтогенезом человека, если рассматривать онтоге­нез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального ста­новления индивидуальны. Для одного человека профес­сия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, сред­ством удовлетворения личностно важных потребнос­тей, третий не придает ей особого значения,— т.е. про­фессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональ­ной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищеннос­ти, возможность безработицы и утраты профессиональной дееспособности, которые неизбежно порож­дают множество проблем профессионального станов­ления. Основываясь на материале предыдущих глав, попытаемся наметить возможные пути психологичес­кого сопровождения профессионального становления личности.

Прежде всего определим, что же такое «психоло­гическое сопровождение». Согласно «Словарю русско­го языка», сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожа­того1. Отсюда психологическое сопровождение про­фессионального становления — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевремен­ное указание возможных путей, при необходимости — помощь и поддержка.

Кто же осуществляет это сопровождение? Профес­сиональный путь — длинная дорога. Начинается она в детстве и заканчивается в пожилом возрасте. Поэтому сопровождающих профессиональное становление че­ловека много: это родители, учителя, коллеги, руково­дители, социальные работники. Компетентное и про­дуктивное психологическое сопровождение может осу­ществлять специально подготовленный человек — психолог-профконсультант. Оказывая человеку по­мощь и поддержку в выборе траектории профессио­нального развития, психолог не навязывает ему свое мнение, а помогает наметить ориентиры. Выбор свое­го пути становления — право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появ­лении усталости, при подъемах на гору и спусках че­ловек нуждается в помощи и поддержке. Неплохо, если рядом окажется квалифицированный, компетентный специалист — психолог. Именно о таком сопровожде­нии и идет речь.

Таким образом, психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становле­ния личности.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопро­вождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариан­тов решений, опосредованных социально-экономичес­кими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.

Важнейшим положением данного подхода высту­пает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является его гарантией. Для осуществления права свободного вы­бора различных альтернатив профессионального ста­новления необходимо научить человека выбирать, по­мочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

В психологическом сопровождении нуждаются прежде всего те люди, которые испытывают потреб­ность в психологической поддержке и помощи. К ним относятся оптанты, лица с высоким или низким уров­нем познавательной и профессиональной активности, с ограниченными способностями, безработные и др.

Цель психологического сопровождения — полно­ценная реализация профессионально-психологическо­го потенциала личности и удовлетворение потребнос­тей субъекта деятельности. Главное — помочь челове­ку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности:

• наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в про­фессиональной жизни;

• необходимость для полноценного профессиональ­ного становления социально-психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны об­щества;

• признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-про­фессиональных функций;

• принятие личностью всей ответственности за ка­чество профессионального становления и реали­зации своего профессионально-психологического потенциала на себя;

• гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профес­сиональной жизни.

Функции психологического сопровождения:

• информационно-аналитическое сопровождение от­дельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации, профессионализации и т.д.);

• проектирование и самопроектирование сценари­ев отдельных этапов профессионального станов­ления;

• психологически компетентное оказание поддерж­ки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при из­менении социально-профессиональной среды;

• профессиональная реабилитация личности в слу­чаях длительного перерыва в профессиональной деятельности (женщин после рождения ребенка, безработных, людей, вышедших из мест заключе­ния, и др.);

• обеспечение социально-профессионального само­сохранения;

• профилактика развития профессиональных дефор­маций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации;

• коррекция социально-профессионального и психо­логического профиля личности.

Учитывая субъектность и субъективность как важ­ные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса:

• изучение условий и факторов, влияющих на про­дуктивность труда и эмоционально-психологичес­кое состояние персонала;

• эффективное воспроизводство и сохранение про­фессионально подготовленного персонала пред­приятий и организаций;

• проектирование профессиограмм, отражающих дина­мику профессионального становления личности и аль­тернативные варианты профессионального развития;

• формирование операциональной структуры буду­щей деятельности, а также целенаправленная под­готовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры (включая профессио­нальную миграцию, социальную адаптацию, реориентацию, профессиональное самосохранение и комфортную жизнь после завершения карьеры);

• формирование и развитие акмеологической куль­туры персонала, его потребности в самореализа­ции и способности к оптимальной деятельности, профессиональной и индивидуальной компетен­ции, коммуникации;

• обеспечение психологической безопасности пер­сонала, комфортных условий его деятельности, а также восстановление профессионально-психоло­гического ресурса специалистов;

• психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его стадиях.

Реализация функций психологического сопровож­дения возможна при использовании личностно ориен­тированных технологий профессионального развития:

• развивающей диагностики;

• тренингов личностного и профессионального раз­вития и саморазвития;

• мониторинга социально-профессионального раз­вития1;

• технологий формирования психологической аутокомпетентности;

• психологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития;

• проектирования альтернативных сценариев про­фессиональной жизни;

• личностно ориентированных тренингов повыше­ния социально-профессиональной и психолого-пе­дагогической компетентности;

• ретроспекции профессиональной жизни (метода психобиографии);

• тренингов самоуправления, саморегуляции эмоци­онально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одна из главных задач психологического сопро­вождения профессионального становления — не толь­ко оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодоле­вать трудности этого процесса, ответственно относить­ся к своему становлению, помочь личности стать пол­ноценным субъектом своей профессиональной жиз­ни. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, много­численными переменами в индивидуальной жизни каждого человека, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельства­ми и иррациональными тенденциями жизнедеятель­ности.

Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оператив­ную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедея­тельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессио­нальное развитие и саморазвитие личности, реализа­ция профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профессионального самосох­ранения, удовлетворенность трудом и повышение эф­фективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех фун­кций: диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на эта­пе реализации плана решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.214.43 (0.01 с.)