Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Прикладные аспекты профпсихологии
Профпсихология как самостоятельная научная дисциплина в нашей стране еще только оформляется. Это область исследовательской деятельности, направленная на получение нового знания. Каково же прикладное значение этого знания? В характеристике исходной проблемной ситуации уже обозначены основные направления профпсихологии. Конкретизируем их. Это профконсультация оптантов и профотбор кандидатов на занятие должности, психологическое обеспечение профессионального образования и подготовки кадров на предприятиях, профессиография и проектирование новых профессий, оценка профессиональной успешности и аттестация специалистов, психокоррекция и профессиональное развитие личности, профессиональная реабилитация и уход из профессиональной жизни. Каждый из перечисленных практических аспектов профпсихологии обеспечивается разветвленной сетью прикладных отраслей психологии. Возникает вопрос о целесообразности выделения еще одной отрасли. Объединение всего комплекса научных и практических проблем, связанных с профессиональным развитием личности, позволит ставить и решать новые задачи, методологически упорядочить уже имеющиеся знания, создать целостную систему психологической помощи человеку в профессиональной жизни.
Психология профессий как учебная дисциплина
Развитие профпсихологии как отрасли прикладной психологии обусловливает необходимость проектирования адекватной учебной дисциплины. Введение такого учебного предмета в профессиональной школе существенно обогатит профессиональную культуру будущих специалистов, будет способствовать их профессиональному самоопределению, станет фактором психологически обоснованного проектирования ими своей профессиональной биографии. Учебная дисциплина должна быть изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время иметь отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактическая обработка научного знания, построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся. Существенное отличие имеется в целях науки и учебного предмета. Целью науки является получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета — усвоение систематизированных, дидактически обработанных научных знаний, формирование научно и профессионально ориентированных умений, развитие учебно-профессионального интеллекта и гуманистическое воспитание личности. Активное использование учебных знаний и умений в профессиональной жизни возможно при владении различными способами взаимодействия с миром профессий, саморегуляции профессиональной деятельности, диагностики профессионального развития.
Профпсихология как специальность
Потребности людей в профессиональном самоопределении, психологической поддержке в процессе преодоления трудностей профессиональной жизни, конфликтов, неудовлетворенности трудом, профессиональной усталости; профессиональная реабилитация лиц с ограниченными психофизиологическими возжностями; оказание помощи при вынужденном увольнении, потере трудоспособности и уходе на пенсию — все эти социально и личностно значимые проблемы настоятельно требуют подготовки практических психологов, способных решать их. Подготовка специалистов такого профиля началась в 1993 г. в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете. Области профессиональной деятельности специалистов: • профессиональные учебные заведения: оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, мотивирование профессионального развития и мониторинг этого процесса, стимулирование профессионального становления, преподавание учебной дисциплины «Психология профессий»; • службы занятости населения: психологическое консультирование по выбору профессии и профессиональной реориентации, психологическое просвещение сотрудников служб занятости; • государственные и коммерческие предприятия: психологическое консультирование сотрудников, испытывающих профессиональные трудности, кризис, неудовлетворенность, переживающих конфликт; помощь службам развития персонала; формирование резерва на выдвижение; проектирование карьеры; определение профпригодности, участие в аттестации работников; • бюро психологического консультирования: оказание помощи и поддержки людям, испытывающим трудности и конфликты в профессиональной жизни; проектирование альтернативных сценариев профессиональной биографии; • учреждения социальной защиты населения: психологическая диагностика и консультирование, профилактика профессионального самоопределения, коррекционно-реабилитационная работа. Таким образом, в деятельности психолога-профес-оведа можно выделить следующие функции: диагностическую, прогностическую, консультативную, коррекционно-реабилитационную, профессиографическую, исследовательскую. Основные виды деятельности психолога-профессиоведа: • профессиональное консультирование, связанное с адекватным выбором профессии и форм подготовки, проектированием и сопровождением профессиональной карьеры, сменой профессии; • психологическая профилактика, направленная на предупреждение негативных явлений, связанных с длительным выполнением одной профессиональной деятельности, на создание благоприятного психологического климата и предупреждение профессиональных конфликтов; • психологическая поддержка и помощь безработным, а также работникам, переживающим кризисы профессионального развития и конфликты профессионального самоопределения; психологическое обеспечение профессионального самосохранения; • диагностика, позволяющая определять профессиональную пригодность, готовностьи предрасположенность к выполнению профессиональной деятельности, психологическое здоровье, профессионально важные качества и деформации, психические состояния в трудовом процессе; • разработка профессиограмм, моделей специалиста, экспертиза факторов результативности деятельности, конструирование методик аттестации работников; • мониторинг профессионального развития, включающий создание банка данных, рекомендаций по перемещению и оптимальному использованию специалистов; • психологическое сопровождение профессионального образования, профессионального роста и карьеры, коррекция деструктивных тенденций профессиональной жизни; • психологическое просвещение. В зависимости от склонностей, способностей, психологической интуиции психолог-профессиовед может работать психологом на предприятиях и в профессионально-образовательных учреждениях, в психологических службах и психологических консультативных бюро либо преподавателем психологии в профессиональных учебных заведениях.
Глава 2
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Методологические основы
При рассмотрении проблемы становления личности мы основываемся на методологическом положении Б.Г.Ананьева, согласно которому развитие личности, с одной стороны, «есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция — образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в определенный момент жизни человека выступает как наиболее общая структура личности... С другой стороны, развитие личности есть и все возрастающая дифференциация ее психофизиологических функций, процессов, состояний и личностных свойств, соразмерная прогрессирующей интеграции»1. Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.С.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, А.ГАсмолова, Б.Ф.Ломова, Н.Н.Нечаева, Г.В.Суходольского, В.Д.Шадрикова. Большое влияние на проектирование концепции оказали работы А. А.Бода-лева, Ю.М.Забродина, Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой. Для теоретического анализа психологических проблем профессионального развития личности особый интерес представляют работы зарубежных ученых А.Маслоу, Дж.Сьюпера, Дж.Холланда. На основе изучения работ данных исследователей были определены следующие концептуальные положения: • профессиональное становление личности имеет историческую и социокультурную обусловленность; • ядром профессионального становления является развитие личности в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности; • процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен, неповторим, однако в нем можно выделить качественные особенности и закономерности; • профессиональная жизнь позволяет человеку реализовать себя, предоставляет личности возможности для самоактуализации; • индивидуальная траектория профессиональной жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами, а также иррациональными влечениями человека; • знание психологических особенностей профессионального развития позволяет человеку осознанно проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Методологической основой проектирования концепции стали принципы системного, личностно-дея-тельностного, событийного подходов к профессиональному становлению, гуманистическая теория самоактуализации и самореализации личности.
Ключевые понятия
Ключевыми понятиями концепции являются «личность», «профессиональная деятельность», «профессиональное становление личности», «профессия» и «профессиональное самоопределение». Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существуют разные определения личности. В гуманистических психологических концепциях личность — это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества. Психологи биогенетической ориентации рассматривают личность как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатками, темпераментом, биологическим возрастом, полом, типом телосложения, нейродинамическими свойствами мозга и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. Представители социогенетической ориентации трактуют личность сквозь призму социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирования социального и национального характера. Ученые персоногенетической ориентации анализируют личность в процессе ее самореализации, личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Большое значение придается активности личности, ее творческой направленности, индивидуальности. Мы подлинностью будем понимать индивида как субъекта социальных отношений и активной деятельности, наделенного свойствами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя. Понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось. Мы будем понимать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении. Движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть онтогенеза человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности. Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Признание личностнообразующей функции ведущей деятельности неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становления личности периода, связанного с выбором, подготовкой к выполнению и выполнением взрослым человеком одного типа деятельности — профессиональной. Превращение профессиональной де-; ятельности в ведущую зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации, позиции личности. Этот период занимает большую часть жизни человека. Траектория судьбы человека, его счастье, самочувствие, удовлетворенность жизнью, физическое и психическое здоровье во многом определяются удовлетворенностью содержанием профессиональной деятельности, отношением к ней личности, уровнем профессиональных достижений. Можно сказать, что для большинства людей основой развития личности в зрелом возрасте становится профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессии. Профессия — социально ценная область приложения физических и духовных сил человека, позволяющая ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. Изменения, которые происходят с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ее самостоятельного выполнения, приводят к становлению личности как специалиста и профессионала. Специалист — это профессионально компетентный работник, обладающий необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности. Профессионал — работник, обладающий помимо знаний, умений, качеств и опыта также определенной компетенцией, способностью к самоорганизации, ответственностью и профессиональной надежностью. Профессионал способен обнаружить проблему, сформулировать задачу и найти способ ее решения. Профессионалы составляют основу партиципаторной организационной структуры предприятия, учреждения, нацеленной на развитие. Концептуальным понятием нашего исследования является профессиональное самоопределение, которое трактуется как самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. Е.А.Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека1. Профессиональное становление личности обогащает психику, наполняет жизнедеятельность человека особым смыслом, придает профессиональной биографии значительность. Но, как всякий развивающийся процесс, профессиональное становление сопровождается деструктивными изменениями: кризисами, стагнацией и деформациями личности. Эти деструктивные изменения обусловливают прерывность и гетерохронность (неравномерность) профессионального развития личности, носят нормативный и ненормативный характер. Профессиональное становление обязательно сопровождается случайностями, непредвиденными обстоятельствами, которые иногда кардинально меняют траекторию профессиональной жизни человека.
|