Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Психотехнологии профконсультирования
Как уже было отмечено, психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему, а не предлагать готовый совет. Только таким образом личность сможет накапливать опыт преодоления трудностей в будущем. К сожалению, консультируемые предпочитают занимать пассивную позицию, перекладывая решение на психолога-консультанта. Решающим условием успешного консультирования является вовлечение клиента в консультационный процесс. Подобное достигается только тогда, когда психолог рассматривает клиента как значимого человека, помогает ему увидеть собственные потенциальные возможности. В контексте открытых, доверительных отношений консультируемый будет более откровенным в своих помыслах и намерениях. Технологии профконсультирования направлены на решение проблем профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности. В настоящее время накоплен большой арсенал психотехник, методик проведения профконсультации. В зависимости от организации психотехнологии профконсультирования можно разделить на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным формам проведения консультации относятся диалогические технологии: беседа, интервью. Их суть — организация доверительного обсуждения проблем профессионального самоопределения; цель — активизация самопознания и самоопределения клиента, корректное педагогическое воздействие на него. Предметом взаимодействия психолога и клиента является психическая реальность: переживания, отношения, намерения, мечты, потребности, ценностные ориентации и т.п. Темами диалогических технологий консультирования могут быть актуализация профессиональных намерений, выбор профессии, коррекция профессионального образования, трудности адаптации и профессионализации, карьера, смена профессии и др. Технологии проведения беседы, интервью существенно не различаются. Рекомендуется пятишаговая модель их построения. 1. Первая стадия — структурирование и достижение взаимопонимания. Краткое название этой стадии — «знакомство». Психолог решает задачу установления контакта с обратившимся за консультацией, что в психотерапевтической практике называется рапортом или присоединением. Конкретные варианты присоединения зависят от индивидуальных и культурных особенностей консультируемого. Могут устанавливаться позиции равенства или неравенства. Причем в последнем случае ведомым может быть как клиент, следующий за психологом, так и психолог, идущий за консультируемым. Основными условиями установления контакта являются удобное помещение, исключающее возникновение внешних помех (наличие посторонних лиц, шумы и т.д.), комфортная межличностная дистанция. При проведении консультации используются следующие приемы психотехники: • обращение к собеседнику только по имени и отчеству (имени); • использование фраз единомыслия и местоимения «мы»; • демонстрация радости от общения; • демонстрация уважения к личности клиента; • присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким как дыхание, поза, жесты, мимика, темп и громкость речи; • искреннее переживание перечисленных выше составляющих присоединения. На этой стадии консультации достигается взаимопонимание психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно такими словами: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент). 2. На второй стадии идет сбор информации о контексте темы, происходит выделение проблемы. Главное — определение сути проблемы. Психолог решает следующие задачи: зачем клиент пришел; как он видит свою проблему; каковы его возможности в решении этой проблемы? Проблема может быть описана с помощью следующих характеристик: • содержание проблемы; • область профессионального становления; • уровень владения проблемой; • возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента; • временные параметры (как долго существует данная проблема). Основываясь на собранном материале, психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. 3. Третью стадию обозначают как желаемый результат. На этом этапе выясняется, чего хочет добиться клиент в результате взаимодействия с психологом. Существуют требования, которые следует соблюдать для достижения желаемого результата: • конкретность цели (если цель очень велика, необходимо ее разбить на ряд подцелей, достижение которых приведет к достижению основной цели); • определение показателей достижения результата (следует ответить на вопрос: как узнать, что желаемый результат получен?); • определение контекста результата (когда и в каких условиях хотел бы консультируемый реализовать предполагаемый результат?); • выяснение осознаваемых резервов достижения результата (что может способствовать достижению результата: уровень образования, способности, черты характера, квалификация; что можно сделать уже сегодня, а что через неделю, месяц, год?); • гармоничность цели, ее непротиворечивость другим личностно значимым целям. Эта стадия консультирования предполагает обязательное воздействие на клиента. Оно осуществляется разными приемами: посредством ссылки на авторитеты, апелляции к психологической литературе, опоры на опыт. Чтобы инициировать самораскрытие клиента, психолог делится личным опытом или разделяет его эмоциональное состояние. Психолог также дает возможность консультируемому предвидеть последствия желаемого результата, суммирует его суждения, поощряет клиента путем повторения ключевых фраз. Весьма важно обсудить с клиентом возможные позитивные моменты его поведения и деятельности. Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога, то последний обозначает это такими, к примеру, фразами: «Вам, должно быть, трудно принять...» или «Вам, наверное, не хочется согласиться...». Это позволяет выявить ситуацию сопротивления; одновременно психолог показывает, что признает за клиентом право на сопротивление. Завершается эта стадия позитивным обобщением возможных путей достижения желаемого результата. 4. Четвертая стадия направлена на выработку альтернативных решений. Эту стадию принято называть альтернативой. Обсуждая с клиентом разные варианты решения проблемы, психолог должен постоянно осознавать содержание своей профессиональной позиции и помнить о том, что правильное для него решение не является таковым для клиента. И вместе с тем клиент ждет от психолога четких директивных рекомендаций. В психологическом консультировании используются различные директивы в виде 2-конкретных пожеланий «Я предлагаю Вам сделать следующее...»: • фантастическое предложение: «Представьте себе...», «Опишите идеальную профессиональную деятельность...»; • свободные ассоциации: «Расскажите, какие ассоциации вызывает у Вас эта профессия...», «Перейдите к тому, что происходит в Вашей профессиональной жизни...»; • обсуждение ролевых позиций: «Как учитель Вы...» или «Как адвокат Вы имеете право...»; • языковые замены: «Замените «хотелось бы» на «я хочу»», «Замените «нельзя» на «желательно»» и т.п. Особо следует подчеркнуть, что именно за клиентом остается право на выбор альтернативного решения, а также способа его реализации и направления изменения. 5. На пятой стадии происходит обобщение предыдущих этапов под девизом «За работу!». При этом проводится процедура, которая называется присоединением к будущему. На этой стадии задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать переходу личности на уровень конкретных действий, изменению ее мыслей, намерений, чувств, поведения и деятельности1. Из практики консультирования известно, что не всегда удается добиться желаемого результата. Главным достижением консультации считаются изменения психологического состояния клиента. Психолог же должен уметь выделить эти изменения и сделать их достоянием переживаний клиента. Если негативные эмоциональные переживания уменьшились или исчезли, можно сделать вывод, что результат консультации успешен. Однако нередко клиент противится принятию решения, изменениям, что обусловливается рядом причин, среди которых выделяют отсутствие убежденности в необходимости изменений, недовольство переменами, желание избежать неожиданностей, страх перед неизвестностью и возможной неудачей. При завершении консультации психолог может рекомендовать обратиться за советом к специалистам из смежной области или книге, а также пообещать при необходимости продлить контактное взаимодействие. Проведение профконсультации требует постоянной рефлексии, что обусловливает необходимость высокой нервно-психической устойчивости психолога. Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С.Пряжников1. Им разработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессионального самоопределения. Приведем краткий обзор этих методик. Профориентационные игры с классом предназначены для работы с учащимися 7— 11-х классов. В качестве примера рассмотрим игру «Спящий город». Цель игры — повышение у школьников уровня осознания особенностей трудовой деятельности в наиболее престижных на данный момент сферах деятельности с учетом социально-экономических условий в стране. Методика включает следующие основные этапы: 1. Участникам дается общая инструкция: «В некотором городе злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого нужно предложить жителям простые и понятные программы улучшения жизни Группа должна разработать такие программы по следующим направлениям: • порядок и спокойствие в городе, снижение числа. преступлений и правонарушений (юридические аспекты); • совершенствование городского управления; • оживление экономики, повышение благосостояния и занятости населения (экономические проблемы); • счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем (психологические аспекты); • здоровье жителей, профилактика заболеваний (медицинское обслуживание). Сейчас мы разобьемся на команды и попробуем составить такие программы, которые смогли бы разбудить жителей города». 2. На классной доске выписываются названия программ, участникам предлагается выбрать одну из них. 3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10— 15 мин каждая группа должна определить 5 основных дел для реализации своей программы. Все выделенные дела обязательно должны быть реалистичны. После этого каждая группа определяет, кто из ее участников представит разработанную программу и ответит на вопросы остальных участников игры». 4. Участники приступают к работе. Ведущий не вмешивается в обсуждение и лишь напоминает об истекающем времени. 5. Докладчики от каждой группы представляют разработанные программы и отвечают на вопросы. Ведущий и сам должен быть готов задавать вопросы. 6. При подведении итога участники сами должны определить, насколько предложенные каждой группой программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать их не противоречащими друг другу. Если программы удовлетворяют этим требованиям, то можно предположить, что жители города оживятся и, возможно, проснутся окончательно. Эффект игры может быть усилен, если обсуждение снимать видеокамерой, а после окончания игровой процедуры посмотреть видеозапись. Главный итог этой игры — формирование умения принимать профориентационные решения и развитие ответственности за свое профессиональное будущее'. Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма эффективной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8—15 чел.), что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп. При проведении игр профконсультант должен обладать определенным уровнем психотерапевтической культуры: не навязывать своего мнения, всячески демонстрировать свою поддержку и эмпатию участникам, организовывать их реальное взаимодействие, создавать условия для самовыражения всех участников группы и т.д. Н.С.Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву...», «Автопортрет», «Человек-профессия», «Кто есть кто?», «Звездный час» и др. В качестве примера такого рода технологии приведем упражнение «Кто есть кто?». Смысл игрового упражнения — дать возможное участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Процедура проведения упражнения следующая: 1. Ведущий на основе опроса участников определяет лист, какие профессии для них наиболее интересны 1 выписывает их на классной доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. 2. Ведущий называет профессию, каждый участник и течение нескольких секунд см,6трит на других: определяет, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее ведущий хлопает в ладоши и участники одновременно показывают рукой на выбранного ученика, наиболее подходящего, по их мнению, названной профессии. 3. Ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого участника, и таким образом определяет, чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Опыт показал, что данная технология может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми. По времени методика занимает около часа. Исследования показывают, что прогнозы школьников относительно профессионального будущего своих одноклассников нередко оказываются более точными, чем прогнозы учителей и родителей. Карточные профконсультационные методики являются, по утверждению Н.С.Пряжникова, высокоэффективными технологиями. Главные их достоинства — предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Средством построения образа жизни служат профконсультационные игровые карточки. В них приводятся образцы решения проблем профессионального становления, а также образцы наиболее привлекательных профессий. Примерами таких методик являются «Стратегия», «Шанс», «Карьера» и др. Важнейшие активизирующие приемы данных методик — специально организуемый игровой спор консультируемого клиента с ответами, написанными на карточках, а также определенные призы и наказания за успешность (или безрезультатность) такого спора. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы1. Рассмотренные методики не исчерпывают весь спектр профконсультации. Проведение профконсультации часто сопровождается психологической диагностикой, которая значительно повышает продуктивность работы психолога. Представляется обоснованным отдельное рассмотрение проблем психодиагностики в профконсультировании.
|