Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Формализованная схема профессиограммы
Социальная и профессиографическая характеристика профессии
1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре. 2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность. 3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы). 4. Престиж, имидж, статус профессии в данной отрасли, регионе, профессиональной группе. 5. Должностной оклад и его оценка (ниже среднего, средний и выше среднего в регионе). 6. Краткая характеристика основных квалификационных и должностных обязанностей. 7. Необходимое образование. 8. Диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры. 9. Основные особенности общения: постоянное или эпизодическое, с узким или широким крутом лиц, непосредственное или опосредованное техническими средствами, характер общения (узкопрофессиональное, с посетителями, клиентами, в условиях обслуживания людей и руководства подчиненными и т.д.). 10. Краткая характеристика требований профессии к безошибочности и надежности: последствия ошибок, особые требования к безопасности труда. 11. Частота случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности. 12. Краткая характеристика основных особенностей динамики трудовой деятельности (возрастные ограничения, большая текучесть кадров по данной специальности и другие обстоятельства, заслуживающие внимания с точки зрения общей характеристики данной профессии, специальности или рабочего поста).
Психограмма
А Общая характеристика труда 1. Фотография рабочего дня. 2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность и др.). 3. Влияние условий труда на динамические процессы работы. 4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий. 5. Психологический анализ ошибочных действий. Б. Требования к психическим процессам 1. Психомоторика: • рабочая поза, статические и динамические нагрузки; • рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские идр; • временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой; • требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования; • особые требования к психомоторике. 2. Сенсорная и перцептивная сферы: • чувствительность различных сенсорных модальностей; • профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т. д.; • особые требования к сенсорной и перцептивной сферам. 3. Профессиональные особенности познавательных процессов: • влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности; • требования к воспроизводящему и (или) творческому воображению; в преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени; • особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости; • преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния; • особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи; • внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста. В. Требования к эмоционально-волевой сфере 1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний. 2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда. 3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками). 4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.). Г. Типичные психологические состояния в процессе труда 1. Монотония и утомление. 2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.). 3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.). Д Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации) 1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации. 2. Социально-профессиональная ответственность. 3. Оптимизм. 4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима). 5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством). 6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности. 7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.). Е. Противопоказания и ограничения 1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда. 2. Характеристика профнепригодности. 3. Половозрастные ограничения. 4. Профессиональные вредности и льготы. 5. Профессиональные деформации личности.
Заключение
В этой части суммируются основные данные социального, профессиологического и психологического изучения профессии и формулируются основные рекомендации научного и(или) практического характера в следующем порядке: 1. Характеристика деятельности: функции, виды деятельности, типовые задачи и ситуации, профессиональные умения и навыки. 2. Профессионально значимые качества субъекта деятельности (социальные, профессиональные, психологические, анатомо-физиологические и др.). 3. Профессионально значимые свойства личности, состояний и процессов. 4. Профессиональные вредности, ограничения и льготы. 5. Перспективы профессионального роста и профессионального самосохранения. Дифференцированное профессиографирование проанализировано Е.М.Ивановой. Ею предложено четыре типа профессиографии: информационный, диагностический, прогностический и методический1. Информационное профессиографирование предназначено для профконсультационной работы с оптантами — людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии. Ими могут быть школьники, выпускники профессиональных учебных заведений, безработные и работники, намеревающиеся сменить профессию. При составлении профессиограмм следует учесть, что главное их назначение — первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, уровне образования, квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку. В схему информационного профессиографирования включены следующие вопросы: 1. Общая характеристика профессии: • социальная ценность результатов труда; • история и перспективы развития профессии. 2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности: • основные профессиональные функции, задачи и действия; • общая характеристика орудий и средств труда. 3. Общая характеристика условий труда: • микроклиматические условия труда; • социальные и социально-психологические условия труда; • режим труда. 4. Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью. 5. Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста. Информационное профессиографирование проводится посредством аналитического изучения специальной профессиональной литературы, методами изучения документации и интерпретации. Диагностическое профессиографирование проводится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. Этот тип профессиографирования является поисковым, главное — установление причин, обусловливающих наличие названных фактов. Для установления диагноза изучают факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, определяют их соответствие возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда. Схема диагностического профессиографирования включает следующие вопросы: 1. Содержание деятельности: • предмет и задачи труда; • требования к качеству результата работы. 2. Орудия труда: • вид и режим работы; • органы управления; • пространственная организация рабочего места. 3. Деятельность субъекта труда: • виды действия и их характеристика; • характер планирования и исполнения работы; • виды помех, затрудняющих нормальное протекание профессиональной деятельности; • виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе труда. 4. Организация труда: • структура производственного взаимодействия работников; • планирование работы и контроль за ней. 5. Требования профессии к личностным, психологическим и психофизиологическим качествам субъекта труда. 6. Диагностика причин низкой эффективности деятельности субъекта труда. 7. Опытно-экспериментальная проверка гипотезы по усовершенствованию профессиональной деятельности. Диагностическое профессиографирование осуществляется методами сбора эмпирических данных (анализ заданий, наблюдаемый опрос, хронометраж и др.). Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников. Разработка профессиограммы ведется по следующей схеме: 1. Общая характеристика профессии: • история и перспективы развития профессии; • социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности; • профессиональная среда. 2. Содержание и объем профессионального поля1: • характеристика профессионального поля; • факторы, определяющие профессиональное поле; • прогноз развития профессионального поля. 3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации: • уровень профессионального образования; • профессиональная подготовка; • повышение квалификации. 4. Профессиональная мобильность работника: • широта профиля специалиста; • уровень ключевых квалификаций; • возможности смены специальности и профессии. 5. Оценка перспективности профессии: • профессионально-психологический потенциал личности; • профессиональная активность работника; • профессиональное самосовершенствование и карьера. Прогностическое профессиографирование использует генетические методы, а также моделирующие эксперименты. Методическое профессиографирование позволяет психологу подобрать или разработать адекватные методы исследования профессионально значимых качеств и состояний субъекта труда для изучения динамики их изменения и характера функционирования. В зависимости от цели и задач исследования схема методического профессиографирования меняется. Например, при изучении влияния режима труда и отдыха на профессиональную усталость, пресыщенность, безразличие, пассивность применяют такую схему: 1. Содержание деятельности субъекта труда: виды действий и их характеристика; характер планирования и исполнения работы; эмоциональные проявления; виды помех на рабочем месте; виды ошибок, брака, травм, возникающих в процессе деятельности. 2. Условия труда: • санитарно-гигиеническая среда (температура воздуха, запыленность, влажность и др.); • физическая среда (освещенность, шум, вибрация и др.); • режим труда; • форма оплаты труда и поощрения. При изучении профессионального мастерства специалистов применяется следующая схема профессиографирования: 1. Содержание деятельности: • требования к квалификации работников (профессиональные знания, умения и навыки, а также качества и способности); • права и обязанности работника. 2. Организация труда: •повышение квалификации; •профессионально-психологический потенциал; творческие способности. 3. Деятельность субъекта труда: виды действий и их характеристика; планирование работы и контроль за ней; особенности индивидуального стиля деятельности. Завершающим этапом методического профессиографирования является экспериментальная проверка адекватности выделенных пунктов поставленным задачам изучения профессии. В основу образовательно ориентированного профессиографирования положена идея о субъектности профессии: носитель профессии является подлинным субъектом деятельности и характеризуется рядом специфических признаков. Авторы образовательно ориентированного профессиографирования определили его сущность и технологии проектирования профес-сиограмм1. Элементы профессиограммы выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает реализацию принципов гибкости, вариативности, технологичности и многоаспектности ее использования. Блочно-модульная структура позволяет наполнять профессиограмму необходимыми модулями профессиональной и социальной компетентности в зависимости от статуса образовательного учреждения, целей и задач профессионального образования, требуемого уровня квалификации. Блок «Паспорт профессии» включает краткие сведения о наименовании профессии и специальностей, кодификации, профессиональном направлении, назначении профессии и уровне профессионального образования. БЛОК «Основной объект (сфера) профессии» содержит сведения о типе профессии: «человек— природа», «человек—человек», «человек — техника», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», о ведущих объектах профессии (значимых функциях и особенностях объектов профессии). Содержание этого блока является отправной точкой, основой, на которой базируется содержание всех остальных блоков профессиограммы. Блок «Ключевые ценности профессии» включает в себя сведения о совокупности значимых, ведущих профессиональных принципов личности, особых отношений к предмету профессии. Блок «Предметно-профессиональная компетентность» содержит характеристику профессиональной среды как полисистемного образования. Специалист должен иметь полное и системное представление о том, к какой сфере относится профессия, на какие основные объекты она направлена, что собой представляют эти объекты, какое значение имеет в этой сфере результат или продукт труда, в чем состоит результат труда, каково исходное состояние предмета, на который направлено воздействие с целью получения результата, каков характер воздействий, в каком порядке, какими средствами и в каких условиях они осуществляются. Поэтому в профессиограмме учитываются взаимосвязи результата труда, исходного предмета труда, средств производства и процесса производства. Блок «Социально-профессиональная компетенция» отражает следующие направления субъектности личности: • развитие мыслительного потенциала; • возможности саморегуляции и саморазвития личности; • направленность личности на «стратегию успеха»; • гибкость и мобильность личности в рыночных условиях. В профессиограмме предусматриваются и вопросы экологической, правовой и экономической культуры. БЛОК «Специальные психофизиологические требования» отражает требования к психофизиологическим особенностям работника, обусловленные профессией: медицинские противопоказания, требования к полу, возрасту, уровню развития анализаторов, санитарно-гигиенические требования. Каждый блок состоит из модулей, модуль — из модульных элементов, а последние — из модульных единиц. Модульные составляющие профессиограммы являются относительно самостоятельными организационно-содержательными единицами, соответствующими определенным компонентам профессиональной деятельности. Модульные составляющие профессиограммы имеют единую структуру. Любой модуль включает: • наименование модуля (модульного элемента или модульной единицы); • уровень профессиональной подготовки; • шифр; • параметры профессии (характеристики, содержательно раскрывающие описываемый компонент профессии); • степень овладения параметрами профессии (показатели, характеризующие подготовленность работника к выполнению профессии по описываемому компоненту); • критерии оценки достижений (признаки, по которым устанавливается уровень подготовленности специалиста). Профессиограмма имеет многофункциональное назначение и предназначена для научно обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и механизмов диагностики его профессиональной подготовленности, обеспечения мониторинга профессионального становления личности специалиста. Проспектированное профессиографирование отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Система профессионального образования в России основывается на образовательных стандартах. Международная организация труда рекомендует строить образование на основе профессиональных стандартов, которые отвечали бы потребностям молодежи и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни и на всех уровнях квалификации и компетенции. Реализация этого положения обусловливает необходимость проспектированного профессиографирования. Основываясь на концепции профессионального становления личности, мы разработали модель проспектированной профессиограммы. Ее назначение — проектирование профессионального роста специалиста, область применения — аттестация персонала, профконсультирование, оказание помощи службам занятости. Рассмотрим основные положения этого типа профессиографии. Существенная особенность данного подхода заключается в проектировании профессиограммы, отражающей динамику изменения ведущей деятельности и личности на разных стадиях профессионального становления: оптации, профессионального образования (подготовки), профадаптации, первичной и вторичной профессионализации и мастерства. На каждой стадии приводятся следующие структурные составляющие деятельности: • конкретные виды деятельности, направляемые стратегическими целями и мотивами; • профессиональные действия, направляемые тактическими целями; • способы осуществления действий в конкретных условиях и оценка их результативности. Эти структурные компоненты деятельности являются основой для выделения профессиональных функций специалиста: мотивирующей, целевых и операционных. Реализация профессиональных функций приводит к развитию основных подструктур личности специалиста: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и психофизиологических свойств.
Приведем схему проспектированной профессиограммы. 1. Паспорт профессии: • тип профессии и ее отраслевая принадлежность; • уровень образования и ступени (категории) квалификации; • смежные специальности и профессии; • социально-профессиональные ограничения. 2. Подготовка кадров: • форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; • уровень получаемой квалификации; • перспективы профессионального роста и карьеры. 3. Характеристика ведущей деятельности на каждой стадии профессионального становления: • функции; • конкретные виды деятельности; • типовые профессиональные задачи; • профессиональные умения. 4. Проспектированная психограмма на каждой стадии профессионального становления: • ведущая деятельность; • основные подструктуры субъекта деятельности: — профессиональная направленность; — профессиональная компетентность; — профессионально важные качества (ключевые квалификации); — профессионально значимые психофизиологические свойства; • психологическая характеристика каждой подструктуры личности. 5. Санитарно-гигиенические условия труда: • режим труда; • нервно-психическая напряженность; • сенсомоторная и перцептивная сферы; • медицинские противопоказания. В заключение обзора различных типов профессиографии отметим, что при проектировании профессиограмм важно придерживаться одной методологии. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда. Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.
Выводы
1. Профессия является важной сферой жизнедеятельности человека, позволяющей ему удовлетворить свои потребности: естественные, в уважении, общении, самоутверждении, самоосуществлении и самоактуализации. 2. Имеющиеся классификации профессий подчинены решению конкретных практических задач. Универсальной классификации быть не может. И вместе с тем следует отметить необходимость поиска новых принципов и методов классификации профессий. 3. Профессиография является действенным средством обобщения исследований деятельности и субъекта труда для решения широкого круга практикоориентированных задач психологии профессий.
ГЛАВА 6
|