Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как фактор стимулирования профессионального развития специалиста

Поиск

Психодиагностика — это область психологической науки и практики, направленная на распознавание индивидуальных психологических особенностей че­ловека. Обычно отмечают следующие функции диа­гностики:

• постановка психологического диагноза, ин­формационное обеспечение психолого-педагогиче­ских воздействий;

• сравнение полученных данных с прежними показателями того же человека, с показателями других членов группы или же с имеющимися статистически­
ми нормами[15];

• интерпретация — раскрытие, разъяснение смысла полученных данных психодиагностики;

• прогнозирование - экстраполирование дан­ных, полученных в результате диагностики на возможное развитие личности в будущем.

Анализируя общепризнанные функции психоди­агностики, следует обратить внимание на развиваю­щую функцию. Интерпретируя результаты диагнос­тики индивидуально-психологических характеристик и сообщая их специалисту, мы тем самым актуа­лизируем имеющиеся у него психологические зна­ния, а также расширяем его психологическую компе­тентность. А поскольку индивидуальные показатели диагностики имеют большую субъективную значи­мость для специалиста, то объяснение сущности диа­гностируемых психологических характеристик при­обретает особую личностную значимость. Психоло­гические знания не столько усваиваются, сколько присваиваются, Происходит формирование компе­тентности. Психологическая компетентность стано­вится фактором самореализации профессиональ­но-психологического потенциала личности.

Под самореализацией личности понимают осу­ществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми и социумом в целом. Самореали­зация — это стремление человека к совершенство­ванию, направленное не только на реализацию своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности.[16]

Самореализация специалиста возможна лишь тог­да, когда у него есть побудительный мотив для про­фессионального развития и роста. Личностно ориентированная диагностика может инициировать возникновение такого мотива. При сравнении своих данных диагностики с показателями уровня выраженности и качеств у других членов группы и статистическими нормами у специалиста инициируется стремление к усовершенствованию и саморазвитию.

Психодиагностика, направленная на развитие и саморазвитие человека, может рассматриваться как разновидность личностью ориентированных техно­логий. Чтобы психодиагностика удовлетворяла тре­бованиям личностно ориентированных технологий профессионального развития, необходимо создание особой ситуации развития — специфической систе­мы отношений педагога-психолога и членов диагно­стируемой группы, характеризующихся открытостью и доверительностью.

Психодиагностическая ситуация развития вклю­чает следующие моменты:

• педагог-психолог создает внутреннюю мотива­цию саморазвития и самосовершенствования у чле­нов группы в ходе компетентного разъяснения диагностируемых показателей личности специалиста;

• данные диагностики ориентированы на обога­щение представлений обследуемых о себе как о спе­циалистах; психодиагностика направлена на формирование их аутокомпетентности;

• психодиагностические процедуры предусмат­ривают активное участие членов группы в проектировании и обсуждении профессионально-психоло
гического профиля личности, обработке полученных данных и их интерпретации;

• снятие личностного сопротивления членов группы процедуре диагностики, их искренность во многом зависят от психологической квалификации педагогов-психологов и компетентной организации групповой психодиагностики;

• при проведении личностно ориентированной диагностики широко применяются диалогические техники: беседы, тренинги, организационно-деятельностные игры, психологические консилиумы; в рамках диалогового подхода педагог-психолог всту­пает в доверительный контакт с членами группы;

• интерпретация индивидуальных данных диагностики осуществляется в щадящем режиме; наряду с наиболее вероятной гипотезой рассматривается и противоположная, при этом соблюдается принцип презумпции невиновности;

• психодиагностика должна быть направлена на комплексную оценку личности специалиста, а для этого нужны научно обоснованная психограмма спе­циалиста или его профессионально-психологиче­ский профиль; обобщение результатов диагностики
по группе в целом кладется в основу программы развития персонала;

• повторная диагностика социально и профессионально важных показателей личности через 2—3 года становится основой психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.

Таким образом, есть все основания рассматривать профессионально ориентированную психодиагностику как фактор, инициирующий развитие и саморазвитие специалиста.

Личностно ориентированная психодиагностика — это форма актуализации профессионально-психологического потенциала личности, стимулирования профессионального роста, коррекции деструктив­ных тенденций развития. Результаты диагностики могут быть использованы для прогноза карьеры, оказания психологической помощи и поддержки в про­фессиональной жизни.

Данные психодиагностики используются психологом-практиком для выбора личностно ориентирован­ых технологий профессионального развития человека, прогнозирования альтернативных сценариев профессионального развития, коррекции профессионально нежелательных качеств и профессиональных деформаций.

Результаты диагностики могут инициировать у специалистов вопросы, направленные на уточнение уровня выраженности показателей профессиональ­ного развития. Тогда возникает ситуация психологи­ческой консультации. Диагностические данные мо­гут быть использованы самими специалистами в целях саморазвития и коррекции своего профессио­нального поведения. Особо следует подчеркнуть, что психолог несет ответственность за корректность использования данных диагностики.

Конечно, при диагностике необходимо соблюде­ние всех профессионально-этических норм, принци­па личной ответственности, профессиональной тай­ны, обеспечение суверенных прав личности, конфи­денциальности, психопрофилактической интерпре­тации результатов диагностики.

При проведении личностно ориентированной диагностики важно добиться того, чтобы члены груп­пы приняли полученные данные, особенно те, кото­рые свидетельствуют о низком уровне выраженности профессионально важных характеристик. Неадек­ватность привычного представления о себе получен­ному профессионально-психологическому профилю вызывает у участников очень сложную гамму пере­живаний. Самопринятие диагностических данных и итогового профиля без особых негативных эмоцио­нальных переживаний поможет преодолеть возмож­ные дезадаптивные изменения специалистов.

В целом личностно ориентированная психодиаг­ностика способствует позитивным деонтологическим[17] изменениям, стимулирует личностный и про­фессиональный рост специалистов, инициирует их саморазвитие.

Подбор методов диагностики основывается на адекватном понимании профессиональной деятель­ности и научно обоснованном представлении о структуре личности. Содержательный анализ про­фессии позволяет определить состав профессиональных знаний, умений и навыков, а структура лично­сти - профессионально важные качества и свойства. Все эти характеристики отражены в профессиональ­но обусловленной структуре личности специалиста. Для диагностики уровня выраженности профессио­нально значимых характеристик подбираются адекватные методики, в отдельных случаях конструиру­ются новые комплексные методики, которые пред­ставляют собой модификацию уже хорошо зареко­мендовавших себя диагностических методов.

Формой структурирования личностно ориенти­рованной психодиагностики выступают диагностограммы и диагностические профили специали­стов[18]. Одним из простейших вариантов упорядочивания профессионально значимых параметров структу-рированного диагноза специалиста является профе ссио нально-психологический профиль.

Профессионально-психологический профиль от­ражает наше представление о четырехкомпонентной структуре личности специалиста, включающей на­правленность, компетентность, профессионально важные качества и профессионально значимые пси­хофизиологические свойства. В зависимости от про­фессии специалиста и задач психодиагностики под­бираются методики, которые позволяют выявить уровень развития профессионально важных характе­ристик специалиста.

Помимо профессионально важных качеств в профиле специалиста представлены профессионально нежелательные качества. Их диа­гностика направлена на коррекцию личности специ­алиста. Проектирование профессионально-психоло­гического профиля специалиста и подбор методик диагностики являются наиболее важными момента­ми личностно ориентированной технологии профес­сионального развития специалиста.

Проектирование профиля специалиста осуществ­ляется следующим образом:

1. Вместе с заказчиком определяются цели и задачи личностно ориентированного образования, подготов­ки или повышения квалификации специалистов.

2. Разрабатывается профессионально-образова­тельная программа и психограмма специалиста.

3. Составляется технологическая карта реализа­ции профессионально-образовательной программы с указанием личностно ориентированных технологий.

4. На основе психограммы специалиста подбира­ются методы диагностики профессионально важных качеств и конструируется профессионально-психологический профиль специалиста.

5. Проектируется сценарий реализации всей про­фессионально-образовательной программы и намеча­ются возможные пути развития персонала учреждения.

В качестве примера приведем профессиональ­но-психологический профиль специалиста (табл. 21), разработанный для решения следующих задач:

• актуализации профессионально-психологиче­ского потенциала личности;

• повышения психолого-педагогической компе­тентности и аутокомпетентности;

• коррекции профессионально нежелательных качеств.

 

Таблица 21

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.011 с.)