Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как фактор стимулирования профессионального развития специалистаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психодиагностика — это область психологической науки и практики, направленная на распознавание индивидуальных психологических особенностей человека. Обычно отмечают следующие функции диагностики: • постановка психологического диагноза, информационное обеспечение психолого-педагогических воздействий; • сравнение полученных данных с прежними показателями того же человека, с показателями других членов группы или же с имеющимися статистически • интерпретация — раскрытие, разъяснение смысла полученных данных психодиагностики; • прогнозирование - экстраполирование данных, полученных в результате диагностики на возможное развитие личности в будущем. Анализируя общепризнанные функции психодиагностики, следует обратить внимание на развивающую функцию. Интерпретируя результаты диагностики индивидуально-психологических характеристик и сообщая их специалисту, мы тем самым актуализируем имеющиеся у него психологические знания, а также расширяем его психологическую компетентность. А поскольку индивидуальные показатели диагностики имеют большую субъективную значимость для специалиста, то объяснение сущности диагностируемых психологических характеристик приобретает особую личностную значимость. Психологические знания не столько усваиваются, сколько присваиваются, Происходит формирование компетентности. Психологическая компетентность становится фактором самореализации профессионально-психологического потенциала личности. Под самореализацией личности понимают осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми и социумом в целом. Самореализация — это стремление человека к совершенствованию, направленное не только на реализацию своих сил и способностей, но и на постоянный рост своих возможностей, на повышение качества своей деятельности.[16] Самореализация специалиста возможна лишь тогда, когда у него есть побудительный мотив для профессионального развития и роста. Личностно ориентированная диагностика может инициировать возникновение такого мотива. При сравнении своих данных диагностики с показателями уровня выраженности и качеств у других членов группы и статистическими нормами у специалиста инициируется стремление к усовершенствованию и саморазвитию. Психодиагностика, направленная на развитие и саморазвитие человека, может рассматриваться как разновидность личностью ориентированных технологий. Чтобы психодиагностика удовлетворяла требованиям личностно ориентированных технологий профессионального развития, необходимо создание особой ситуации развития — специфической системы отношений педагога-психолога и членов диагностируемой группы, характеризующихся открытостью и доверительностью. Психодиагностическая ситуация развития включает следующие моменты: • педагог-психолог создает внутреннюю мотивацию саморазвития и самосовершенствования у членов группы в ходе компетентного разъяснения диагностируемых показателей личности специалиста; • данные диагностики ориентированы на обогащение представлений обследуемых о себе как о специалистах; психодиагностика направлена на формирование их аутокомпетентности; • психодиагностические процедуры предусматривают активное участие членов группы в проектировании и обсуждении профессионально-психоло • снятие личностного сопротивления членов группы процедуре диагностики, их искренность во многом зависят от психологической квалификации педагогов-психологов и компетентной организации групповой психодиагностики; • при проведении личностно ориентированной диагностики широко применяются диалогические техники: беседы, тренинги, организационно-деятельностные игры, психологические консилиумы; в рамках диалогового подхода педагог-психолог вступает в доверительный контакт с членами группы; • интерпретация индивидуальных данных диагностики осуществляется в щадящем режиме; наряду с наиболее вероятной гипотезой рассматривается и противоположная, при этом соблюдается принцип презумпции невиновности; • психодиагностика должна быть направлена на комплексную оценку личности специалиста, а для этого нужны научно обоснованная психограмма специалиста или его профессионально-психологический профиль; обобщение результатов диагностики • повторная диагностика социально и профессионально важных показателей личности через 2—3 года становится основой психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста. Таким образом, есть все основания рассматривать профессионально ориентированную психодиагностику как фактор, инициирующий развитие и саморазвитие специалиста. Личностно ориентированная психодиагностика — это форма актуализации профессионально-психологического потенциала личности, стимулирования профессионального роста, коррекции деструктивных тенденций развития. Результаты диагностики могут быть использованы для прогноза карьеры, оказания психологической помощи и поддержки в профессиональной жизни. Данные психодиагностики используются психологом-практиком для выбора личностно ориентированых технологий профессионального развития человека, прогнозирования альтернативных сценариев профессионального развития, коррекции профессионально нежелательных качеств и профессиональных деформаций. Результаты диагностики могут инициировать у специалистов вопросы, направленные на уточнение уровня выраженности показателей профессионального развития. Тогда возникает ситуация психологической консультации. Диагностические данные могут быть использованы самими специалистами в целях саморазвития и коррекции своего профессионального поведения. Особо следует подчеркнуть, что психолог несет ответственность за корректность использования данных диагностики. Конечно, при диагностике необходимо соблюдение всех профессионально-этических норм, принципа личной ответственности, профессиональной тайны, обеспечение суверенных прав личности, конфиденциальности, психопрофилактической интерпретации результатов диагностики. При проведении личностно ориентированной диагностики важно добиться того, чтобы члены группы приняли полученные данные, особенно те, которые свидетельствуют о низком уровне выраженности профессионально важных характеристик. Неадекватность привычного представления о себе полученному профессионально-психологическому профилю вызывает у участников очень сложную гамму переживаний. Самопринятие диагностических данных и итогового профиля без особых негативных эмоциональных переживаний поможет преодолеть возможные дезадаптивные изменения специалистов. В целом личностно ориентированная психодиагностика способствует позитивным деонтологическим[17] изменениям, стимулирует личностный и профессиональный рост специалистов, инициирует их саморазвитие. Подбор методов диагностики основывается на адекватном понимании профессиональной деятельности и научно обоснованном представлении о структуре личности. Содержательный анализ профессии позволяет определить состав профессиональных знаний, умений и навыков, а структура личности - профессионально важные качества и свойства. Все эти характеристики отражены в профессионально обусловленной структуре личности специалиста. Для диагностики уровня выраженности профессионально значимых характеристик подбираются адекватные методики, в отдельных случаях конструируются новые комплексные методики, которые представляют собой модификацию уже хорошо зарекомендовавших себя диагностических методов. Формой структурирования личностно ориентированной психодиагностики выступают диагностограммы и диагностические профили специалистов[18]. Одним из простейших вариантов упорядочивания профессионально значимых параметров структу-рированного диагноза специалиста является профе ссио нально-психологический профиль. Профессионально-психологический профиль отражает наше представление о четырехкомпонентной структуре личности специалиста, включающей направленность, компетентность, профессионально важные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства. В зависимости от профессии специалиста и задач психодиагностики подбираются методики, которые позволяют выявить уровень развития профессионально важных характеристик специалиста. Помимо профессионально важных качеств в профиле специалиста представлены профессионально нежелательные качества. Их диагностика направлена на коррекцию личности специалиста. Проектирование профессионально-психологического профиля специалиста и подбор методик диагностики являются наиболее важными моментами личностно ориентированной технологии профессионального развития специалиста. Проектирование профиля специалиста осуществляется следующим образом: 1. Вместе с заказчиком определяются цели и задачи личностно ориентированного образования, подготовки или повышения квалификации специалистов. 2. Разрабатывается профессионально-образовательная программа и психограмма специалиста. 3. Составляется технологическая карта реализации профессионально-образовательной программы с указанием личностно ориентированных технологий. 4. На основе психограммы специалиста подбираются методы диагностики профессионально важных качеств и конструируется профессионально-психологический профиль специалиста. 5. Проектируется сценарий реализации всей профессионально-образовательной программы и намечаются возможные пути развития персонала учреждения. В качестве примера приведем профессионально-психологический профиль специалиста (табл. 21), разработанный для решения следующих задач: • актуализации профессионально-психологического потенциала личности; • повышения психолого-педагогической компетентности и аутокомпетентности; • коррекции профессионально нежелательных качеств.
Таблица 21
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.011 с.) |