Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Комплексный государственный экзамен по специальности»
Разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040104. 65 “Организация работы с молодежью” (очная форма обучения)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно-методической комиссии факультета государственного и муниципального управления «____» ___________2011 г.
Председатель комиссии ________________ И. А. Долгова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной работы с молодежью «01» сентября 2011 года (протокол № 1).
Зав. кафедрой ______________________________О.Б. Фурсов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственный междисциплинарный экзамен является итоговым этапом государственной аттестации специалиста, получающего диплом о высшем образовании. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» исходит из основной образовательной программы подготовки специалиста по делам молодежи, состоящей из знаний дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, умения применять их в практической деятельности. Данная программа составлена на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, государственного образовательного стандарта по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью», методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной Учебно-методическим Объединением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
1. Цель комплексного государственного экзамена по специальности «Организация работы с молодежью» - выявить интегративные системные знания, позволяющие специалисту по работе с молодежью осуществлять самореализацию в своей профессии.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: · выявить соответствие полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков общей характеристике специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»; · выявить подготовленность выпускников к формированию общей культуры личности молодых людей; · выявить подготовленность выпускников к осознанному выбору и освоению профессиональных программ, использованию разнообразных приемов, методов и средств работы с молодежью, · выявить способность к систематическому повышению своей профессиональной квалификации.
Требования к уровню подготовленности специалиста по работе с молодежью Специалист должен знать: · закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений; · социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества; · закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности; · психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью; · историю и этапы становления и развития социологии молодежи; · уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики; · историю развития молодежного движения в России и за рубежом; · эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом. · основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы; · теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи; · технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами; · деятельность органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; · специалист по работе с молодежью должен владеть знаниями нормативно-правовой базы деятельности: законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности, наличие системы учреждений, оказывающих помощь молодежи. · реализацию функций по работе с молодежью в местных сообществах, образовательных частях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы наказаний; · организацию работы с молодежью в организациях и учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью: в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи по телефону, в социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи; · знать содержание основных концепций социализации, занятости и карьерных стратегий молодежи, причин девиантного поведения.
Выпускник должен владеть навыками: · оперировать категориями структурного анализа в отношении статусных характеристик основных социопрофессиональных групп молодежи, типологий молодежных субкультур; · владеть навыками управления конфликтными ситуациями в · владеть методами организации молодежного социума; · разрабатывать и эффективно управлять профильными молодежными проектами; · уметь составлять программу социологического исследования Специалист должен быть подготовлен к выполнению следующих должностных обязанностей: · организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; · осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; · организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества; · организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; · содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; · содействие в развитии международного молодежного сотрудничества; · участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; · содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; · организация управления и поддержки молодежных проектов и программ; · поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежном социуме.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» Содержание программы включает девять разделов изучаемой дисциплины с основными блоками вопросов и их развернутой характеристикой, практикум по работе для проверки компетентности выпускника, умением использовать полученные знания о социальных процессах и системах, разработкой определенного элемента социального процесса в молодежной политике, а также список литературы по основным разделам для изучения обозначенных проблем. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста Место и роль специалиста по работе с молодежью в жизни общества Роль профессиональной подготовки специалиста по работе с молодежью. Адаптация молодого специалиста по работе с молодежью в социальной сфере деятельности. Модель специалиста по работе с молодежью. Механизмы социализации Функции социализации. Интериоризация норм. Потребности, мотивации, интересы, ценности в механизме социализации. Этапы процесса социализации Пять стадий психосоциального развития по 3.Фрейду. Стадийность развития когнитивных способностей по Ж.Пиаже. Шесть стадий развития личности в синтетическом подходе Л.Колберга. Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес, Л.И.Божович, Б.Д.Эльконин, В.П.Андреенкова о периодизации развития личности. Теория эпигенеза идентичности Э.Эриксона. Концепции Р.Гоулда, Э.Берна. А.В.Петровский, С.А.Беличева, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин о психологическом и социальном возрасте. Трудовое воспитание как фактор социализации Детский труд. Трудовые и профессиональные ценности молодежи. Занятость молодежи, профессиональные предпочтения и ориентации молодежи в системе трудовой деятельности. Проблема выбора профессии. Экономические стереотипы молодежи. Школьники и студенты в сфере трудовой деятельности. Совет по работе с молодежью промышленных предприятий. Социализация в семье Семья - главный институт социализации в обществе. Основные функции семьи. Социализация подростка в семье. Понятие «молодая семья». Молодая семья как объект молодежной политики. Особенности социального функционирования молодой семьи в обществе. Социально-психологические проблемы молодой семьи и пути их решения в обществе. Программные меры решения жилищных проблем молодежи и молодой семьи. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., на 2011 - 2015 годы. Федеральные и республиканские Центры работы с молодой семьей: функции, содержание, основные направления работы. Молодежь и религия Современная молодежная религиозная ситуация в стране. Модели взаимоотношений религии и школы. Участие молодежи в религиозных движениях в современных условиях. Досуг молодежи Сущность молодежного досуга: функции и виды. Досуг в системе свободного времени молодежи. Досуговая ситуация и социальное самочувствие молодежи. Основные тенденции развития досуга молодежи. Активный отдых молодежи. Регламентируемый и нерегламентируемый досуг. Фестивали для детей и молодежи. Новые направления деятельности молодежного движения в России. Волонтерское движение. Развитие спорта в молодежной среде.
Литература: Антонов А.И. Микросоциология семьи: методология исследования структур и процессов. М., 2005. Блюм А., Лефевр С., Себий П., Бадурашвили И., Ренье-Луалье А., Станкуниене В., Синявская О. Семья в четырех странах: Франция, Грузия, Литва, Россия // Демоскоп Weekly. 1 - 23 января 2011. Электронная версия бюллетеня "Население и общество". № 449-450. (Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики). http://demoscope.ru/weekly/2011/0449/tema01.php Вдовина М.В. Межпоколенческий конфликт в семье: социологический аспект: Монография. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. Вдовина М.В. Функциональное и дисфункциональное регулирование конфликта в семье // Социология. - № 1. - 2011. - С. 42-52. Волков Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов на Дону., 2001. Выбирая будущее... Опыт работы службы семьи городского округа Самара / Сборник статей и материалов. - Самара, 2006. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. Захаров С. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Статья первая. Расширяющиеся границы брака // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня «Население и общество». № 237-238. 6-19 марта 2006. http://demoscope.ru/weekly/2006/0237/tema01.php. Иванов С. Новое лицо брака в развитых странах // Демоскоп Weekly. Электронная версия бюллетеня “Население и общество”. Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. № 67 – 68. 20 мая – 2 июня 2002 (http://demoscope.ru/weekly/2002/067/tema05.php). Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351) // http://mon.gov.ru/dok/ukaz/vosp/4202/ Мониторинг демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее изменения. Ежегодный доклад: Демографическая ситуация в РФ. [А.И. Антонов, В.М. Карпова, В.М. Медков, А.Б. Синельников]; науч. ред. А.И. Антонов. - М.: КДУ, 2008. Синельников А.Б. Жилищные условия и жизненный цикл семей // Демографические исследования. 2006. № 3. (Интернет-издание. http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=318) Содействие трудоустройству молодежи: Карьера молодежи как предмет государственной молодежной политики. – М., 2005. Социология семьи. Учебник. Под. ред. проф. А.И. Антонова.- 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2010. Фурсов О.Б. Молодежный парламентаризм в современной России. – Самара, 2006. Ярская В.Н., Яковлев Л.С. и др. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учебное пособие. – Саратов, 2004. – 300 с. – С.125-166.
Интернет-ресурсы: www.nir.ru/socio/scipubl/socjour.htm - Социологический журнал. www.nir.ru/socio/scipubl/socis.htm - Журнал «Социологические исследования» www.demographia.ru - Научный интернет-журнал «Демографические исследования» www.demoscope.ru - Демографический еженедельник Центра демографии и экологии человека РАН «Демоскоп Weekly» www.gks.ru – официальный сайт Росстата www.socpol.ru – сайт независимого Института социальной политики www.ggp-i.org – база данных международного исследования «Поколения и гендер» («Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе»). www.europeansocialsurvey.org - база данных международного Европейского социального исследования. www.ess-ru.ru – сайт, посвященный проведению международного Европейского социального исследования в России, включая анкету на русском языке. www.cessi.ru – сайт Института сравнительных социальных исследований.
Детское движение Возникновение, развитие и деятельность пионерской организации. Нормативно-правовая база молодежных и детских организаций. ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (1995). Закон Самарской области о детских и юношеских общественных организациях (1998). Социальное творчество. Модель взаимодействия государства и детских общественных организаций. Молодежь и наркотики Теории зависимости и потребления наркотиков. Наркозависимость как часть спектра зависимостей (от медикаментов, поведенческие зависимости). Биологические, личностные, психологические теории. Теории проблемного поведения и социального научения. Риски наркозависимости. Экспериментальное, эпизодическое, рекреационное, хаотическое, зависимое и регулярное потребление наркотиков. Стереотипы, мифы и основные перспективы общественного восприятия проблемы. Социологический анализ эффектов различных моделей социальной политики вотношении потребления наркотиков. Стратегии "нулевой толерантности" и "уменьшения вреда". Прогибиционизм и антипрогибиционизм с позиций оценки их потенциального социального эффекта для ситуаций различной социокультурной среды. Перспективы профилактики молодежной наркомании в России. Вопросы к комплексному государственному экзамену по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Комплексный государственный экзамен по специальности»
Разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040104. 65 “Организация работы с молодежью” (очная форма обучения)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании Учебно-методической комиссии факультета государственного и муниципального управления «____» ___________2011 г.
Председатель комиссии ________________ И. А. Долгова
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной работы с молодежью «01» сентября 2011 года (протокол № 1).
Зав. кафедрой ______________________________О.Б. Фурсов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственный междисциплинарный экзамен является итоговым этапом государственной аттестации специалиста, получающего диплом о высшем образовании. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» исходит из основной образовательной программы подготовки специалиста по делам молодежи, состоящей из знаний дисциплин федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов, умения применять их в практической деятельности. Данная программа составлена на основе Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования РФ, государственного образовательного стандарта по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью», методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанной Учебно-методическим Объединением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
1. Цель комплексного государственного экзамена по специальности «Организация работы с молодежью» - выявить интегративные системные знания, позволяющие специалисту по работе с молодежью осуществлять самореализацию в своей профессии.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: · выявить соответствие полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков общей характеристике специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью»; · выявить подготовленность выпускников к формированию общей культуры личности молодых людей; · выявить подготовленность выпускников к осознанному выбору и освоению профессиональных программ, использованию разнообразных приемов, методов и средств работы с молодежью, · выявить способность к систематическому повышению своей профессиональной квалификации.
Требования к уровню подготовленности специалиста по работе с молодежью Специалист должен знать: · закономерности становления молодого человека как индивида и субъекта общественных отношений; · социально-психологические и поведенческие, этнокультурные и конфессиональные особенности молодежи как социально-демографической группы современного общества; · закономерности и особенности развития сложных социальных систем, явлений и деятельности; · психолого-педагогические, социально-правовые, экономико-управленческие и технологические основы организации работы с молодежью; · историю и этапы становления и развития социологии молодежи; · уроки зарубежного и отечественного опыта развития государственной молодежной политики; · историю развития молодежного движения в России и за рубежом; · эффективные модели и технологии организации работы с молодежью, применяемые в России и за рубежом. · основы государственного и муниципального строительства в России, государственной и муниципальной службы; · теории и модели развития организаций и учреждений сферы услуг для молодежи; · технологии проектирования, внедрения и эффективного управления молодежными проектами; · деятельность органов законодательной, исполнительной, муниципальной власти в организации работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; · специалист по работе с молодежью должен владеть знаниями нормативно-правовой базы деятельности: законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности, наличие системы учреждений, оказывающих помощь молодежи. · реализацию функций по работе с молодежью в местных сообществах, образовательных частях, на предприятиях, воинских частях, учреждениях системы наказаний; · организацию работы с молодежью в организациях и учреждениях, специализирующихся на реализации функций государственной молодежной политики и работы с молодежью: в профильных молодежных центрах социально-психологической помощи молодежи, экстренной психологической помощи по телефону, в социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи; · знать содержание основных концепций социализации, занятости и карьерных стратегий молодежи, причин девиантного поведения.
Выпускник должен владеть навыками: · оперировать категориями структурного анализа в отношении статусных характеристик основных социопрофессиональных групп молодежи, типологий молодежных субкультур; · владеть навыками управления конфликтными ситуациями в · владеть методами организации молодежного социума; · разрабатывать и эффективно управлять профильными молодежными проектами; · уметь составлять программу социологического исследования Специалист должен быть подготовлен к выполнению следующих должностных обязанностей: · организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; · осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; · организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизни общества; · организация информационного обеспечения молодежи и организация научных исследований проблем молодежи и молодежной политики, взаимодействие с молодежными СМИ; · содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; · содействие в развитии международного молодежного сотрудничества; · участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи; · содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи; · организация управления и поддержки молодежных проектов и программ; · поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежном социуме.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности 040104.65 «Организация работы с молодежью» Содержание программы включает девять разделов изучаемой дисциплины с основными блоками вопросов и их развернутой характеристикой, практикум по работе для проверки компетентности выпускника, умением использовать полученные знания о социальных процессах и системах, разработкой определенного элемента социального процесса в молодежной политике, а также список литературы по основным разделам для изучения обозначенных проблем. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Раздел 1. Профессиональный статус и качества специалиста
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.013 с.) |