Личностно ориентированные тренинги профессионального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностно ориентированные тренинги профессионального развития



Личностно ориентированный тренинг — это систе­ма воздействий, упражнений, направленных на формирование, развитие и коррекцию профессионально важных характеристик специалиста. Особенностью этих тренингов является «формообразование» лич­ности, адекватное содержанию, требованиям про­фессиональной деятельности. Личностно ориенти­рованные тренинги предоставляют возможность организации режима саморазвития и самокоррекции, самосовершенствования личности как непрерывного пролонгированного процесса.

Такое понимание термина «тренинг» связано с расширением диапазона целей, реализуемых при проведении занятий. Системы упражнений, приме­няемых в тренинге, направлены:

• на развитие познавательных процессов, свойств памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, а также приемов по управлению ими как одной из составляющих самореализации;

• снятие эмоциональной напряженности, вызван­ной повышенной нагрузкой на нервную систему;

• пробуждением интереса и мотивации к самопо­знанию, основой которого является взаимодействие с другими людьми, и через это взаимодействие обра­-
щение к рефлексивному отражению своего «Я»;

• развитие коммуникативных способностей, способностей анализировать поведение других лю­дей, профессиональные ситуации общения и себя в них, адекватно воспринимать себя и окружающих.

Личностно ориентированный тренинг представ­ляет собой соединение ролевой игры и дискуссии с некоторыми элементами групповой психотерапии и предполагает применение различных подходов: пси­ходраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографическо­го метода и др.

В качестве методологических концепций, лежа­щих в основе проведения профессиональных тре­нингов, можно выделить следующие:

• направление гуманистической психологии, основоположниками которого являются К. Роджерс и А. Маслоу; оно основано на постулате свободы и бесконечных возможностей реализации потенциала каждой личности;

• теорию социального научения, основанную А. Бандурой, в которой рассматривается важность применения формируемых в процессе упражнений стереотипов социального поведения, имитации и присвоения новых моделей поведения в случае поло­жительного подкрепления;

• нейролингвистическое программирование, представляющее собой эффективную систему техник, обеспечивающую воздействие на поведение в сфере межличностного общения, установление кон­такта на основе адекватного восприятия вербальной и невербальной информации о партнерах.

Основные функции тренингов:

• профилактика социально и профессионально нежелательных качеств, профессиональной стагна­ции и деструктивных изменений личности;

• повышение социально-профессиональной и психологической компетентности;

• развитие социально и профессионально важ­ных умений, качеств, способностей;

• коррекция профессионально-психологического профиля личности;

• актуализация профессионально-психологиче­ского потенциала специалиста.

Задачи личностно ориентированных тренингов:

1) развитие мотивационно-потребностной сферы (тренинги профессионального роста, мотивации достижений, профессионального самоопределения);

2) повышение социально-профессионального статуса (тренинги формирования имиджа, статуса, развития позитивной «Я»-концепции);

3) формирование отдельных видов профессио­нальной деятельности (тренинги общения, интеллектуальных умений, креативности и др.);

4) регуляция эмоциональной сферы (аутотренинг, перцептивный тренинг, тренинги рефлексии эмоциональных состояний);

5) формирование операционально-технических компонентов профессиональной деятельности (тре нинги педагогической наблюдательности, рефлек­сии, сенсомоторной коррекции движений и др.);

6) развитие социально и профессионально важных качеств, способностей специалистов (тренинги корпоративности, профессионального сотрудничества, коммуникативности, профессионального творчества);

7) усиление потребности в психогигиене (тренинг процесса профессиональной идентификации, профессионального самосовершенствования).

В проектировании профессиональных тренингов приоритетная роль принадлежит совершенствова­нию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосо­знания, экстрафункциональных способностей (клю­чевых квалификаций) и профессионально важных качеств. Наряду с технологиями развития этих интег­ральных характеристик специалиста в содержание профессиональных тренингов включаются также широко описанные в психологической литературе приемы изменения психических состояний человека:

• «разогрев», «размораживание» специалиста для снижения ненужной напряженности, преодоления личностного сопротивления изменениям;

• лабилизация - осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению, готовности к усвоению ново­
го;

• подача приемов, техник нового профессионального поведения;

• «замораживание» — закрепление новых способов деятельности, интеграция их в личность[19].

Все многообразие методов, приемов, техник, ис­пользуемых в тренингах, можно объединить в следу­ющие группы:

• дискуссионные методы (групповые дискуссии, тренинг ведения переговоров, партнерского общения и т. д.);

• игровые методы (ролевые и деловые игры, пси­ходрама, трансактный анализ и т. д.);

• релаксационные методы (техники релаксации и медитации);

• интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);

• сенситивные тренинги (тренировка межлич­ностной чувствительности, уверенности в себе и др.);

• психогимнастические упражнения.

Качественное отличие этих психотехнологий от традиционных методов обучения (лекции, семина­ры, чтение литературы и т. п.) заключается в следую­щих принципах работы участников тренинга:

1. активности. Члены группы постоянно вовлекаются в различные действия, принимают участие в ролевых играх, групповых дискуссиях, наблюдают по специально разработанным схемам поведение участников ролевой игры или групповой дискуссии, вы­полняют тематические упражнения, психогимнастику и т. п.);

2. творческой позиции участников. В процессе занятий в группе постоянно создаются ситуации, в которых участникам приходится самим решать проблемы, открывать уже известные психологии законо­мерности взаимодействия, общения людей;

3. объективизации поведения. Основным средством объективизации поведения является обратная связь, т.е. сведения, которые человек получает от других участников группы относительно своего поведения;

4. оптимизации познавательных процессов в усло­виях общения. В условиях общения эффективность и динамика познавательных процессов отличаются от тех, которые характеризуют эти процессы в условиях изолированной деятельности;

5. партнерского общения. Партнерское общение характеризуется равенством психологических позиций участников, признанием ценности личности другого человека, принятием во внимание интересов собеседника и стремлением к сопереживанию[20].

Проведение личностно ориентированных профес­сиональных тренингов предполагает хорошее знание профессии, социально-профессиональных и психо­логических характеристик личности специалиста.

Выбор типа тренинга зависит от цели работы с пер­соналом, профессиографической характеристики де­ятельности и личности специалистов, от их базового образования, ступени профессионализма. Исходные положения для проведения тренингов заключены в концепции профессионального становления лично­сти, которая позволяет определить основную страте­гическую линию работы с персоналом и разработать целостную программу развития профессио­нально-психологического потенциала специалистов.

Сценарии тренинговых занятий имеют единую мо­дель. В начале занятия дается предварительная инст­рукция, повторяющаяся дважды: подробно и в свер­нутом виде в форме короткого резюме. В инструк­ции оговариваются задание, условия его выполне­ния, время, отводимое на его выполнение. Ведущие тренинга управляют всем процессом его проведе­ния, подводят итоги, вместе с группой определяют лучших — победителей. При оценивании результатов учитываются временные, количественные и ка­чественные показатели: кто быстрее, кто лучше, интереснее, увлекательнее, остроумнее, нестандартнее. Участники группы при разрешении ролевых си­туаций могут демонстрировать различное поведе­ние. Анализируя ролевое поведение в тренинговой группе, К. Рудестам выделяет роли, связанные с раз­решением групповой задачи, и роли, связанные с групповой поддержкой[21]. Первые больше ориентированы на деятельность, вторые — на поддержание поло­жительной эмоциональной атмосферы.

Созданию благоприятных условий для работы группы способствуют положительная эмоциональ­ная атмосфера, снижающая психологическую напря­женность, рефлексия, а также овладение основными правилами поведения во время занятий. К основным правилам работы группы относятся:

1) активность, предполагающая включение всех участников в работу группы, проявление интеллекту­альной, эмоциональной, двигательной активности;

2) общение по принципу «здесь и теперь», предпола­гающее обращение к настоящему, тому, что волнует участников именно сейчас, обсуждение того, что происходит в группе;

3) выявление положительных качеств личности каждого участника;

4) искренность и доверительность в общении;

5) недопустимость непосредственных оценок чело­века (оцениваются не качества участников, а только их действия);

6) конфиденциальность всего происходящего в группе.

Остановимся на процедурных аспектах тренинговых групп. Оптимальная численность группы, как указывают исследователи тренинга, составляет 10-12 человек, которые включаются в занятие исходя из принципа добровольности, т.е. свободного выбора данного вида обучения. Оправдывает себя практи­ка соединения в одной группе людей разного пола, возраста, образования, степени знакомства. Группа участников, работающих в одном учреждении или организации, тоже может быть создана, но она более трудна для работы. Цикл тренинговых занятий обыч­но рассчитан на 30-50 ч., средняя продолжитель­ность каждого занятия — 3 ч. В отдельных случаях проводятся занятия-марафоны, продолжительность одного занятия при этом составляет 8-12 ч.

Технологии проведения тренингов широко описаны в литературе. В самом общем виде личностно ориенти­рованные тренинги проводятся следующим образом:

• тренинг ведут два педагога-психолога; в самом начале занятия они презентуют друг друга;

• осуществляется введение в проблематику тренинга, обеспечение открытости и доверительного отношения участников друг к другу;

• формируется готовность к взаимному сотрудничеству, мотивация достижения задач тренинга;

• осуществляется освоение психотехник нового профессионального поведения и развития социально и профессионально важных умений, качеств и спо­собностей;

• актуализируется профессионально-психологический потенциал специалистов;

• осуществляется коррекция профессионально-психологического потенциала личности специа­листа.

При проведении тренинговых занятий от ведущих педагогов-психологов требуется соблюдение этиче­ских правил и кодекса практического психолога.

Ведущему отводится важная роль во всех видах психотехнологий. Он выступает в большей степени в роли фасилитатора -- человека, облегчающего прояв­ление инициативы и личностное взаимодействие участников, оказывающего психологическую под держку, а не оценивающего. Ведущий сам выступает в качестве модели самораскрывающейся личности, рассказывая о себе откровенно, как остальные участ­ники. Проявляя внимание и заботу, он создает в группе обстановку принятия и эмпатического взаи­мопонимания.

Реализация личностно ориентированного обще­ния обусловливает применение технологий педаго­гической фасилитации[22], максимально учитывающих психологические особенности всех сторон межлич­ностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются:

• обеспечение сотрудничества всех объектов образования;

• построение общения на паритетных началах;

• признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение;

• признание каждого субъекта общения уникаль­ной личностью;

• открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний;

• фасилитационная организация пространства общения[23].

Приведем технологические приемы тренинговых занятий, адекватные этим принципам.

Педагог реагирует не на поверхностные эмоцио­нальные реакции обучаемых, а на их скрытые чувст­ва, помогая тем самым осознать, почему обучаемые испытывают такие чувства и переживания. Педагоги­ческая эмпатия включает следующие уровни:

• рациональный (понимание эмоционального состояния);

• эмоциональный (сопереживание состоянию обучаемого);

• действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций);

• опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).

Эффективным фасилитационным приемом является самопрезентация педагога, самораскрытие им своего жизненного педагогического опыта. Ис­пользование этого приема способствует принятию членами тренинговой группы личности педагога и тем самым позволяет снять психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного педагогического общения.

К. Роджерс выделил три уровня гуманизации любых межличностных отношений, обеспечивающих конструктивные личностные изменения: 1) безоценочное позитивное принятие другого человека; 2) активное эмпатийное слушание; 3) конгруэнтное (адекватное, подлинное, искреннее) самовыражение и общении. Последователи К. Роджерса подчеркивают, что обучение должно стать средством личностного роста обучаемых и педагогов.

Результатами личностно ориентированных про­фессиональных тренингов и критериями их эффективности являются:

• повышение аутопсихологической, психологической и профессиональной компетентности;

• переход специалистов на новый уровень профессионализма;

• развитие готовности к самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности;

• создание оптимистической профессиональной перспективы и овладение приемами (технологиями) профессионального самосохранения;

• преодоление деструктивных профессиональ­ных изменений и предупреждение потери смысла профессиональной жизни.

Проведение личностно ориентированного про­фессионального тренинга требует соблюдения ряда этических правил, а от участников — бдительного и осторожного отношения к тренингу с четким осозна­нием того, какого рода воздействия на них будут ока­заны, к каким последствиям это может привести. С этой точки зрения важно, чтобы при проведении профессионального тренинга были точно оговорены его цели и задачи, т. е. определено, на совершенство­вание каких именно профессиональных качеств спе­циалиста он направлен.

Рассмотрим основные этические противоречия, возникающие при проведении тренингов, которые могут стать источниками ценностно-нравственных проблем:

• между интересами общества, организации, предприятия и специалиста, которые не всегда могут совпадать;

• между правом специалиста на профессиональный рост, карьеру и невозможностью реализовать эту потребность по результатам тренинга;

• между высокими целями и задачами тренинга и прагматизмом участников, стремящихся полу­чить конкретные рекомендации и четкие предписания.

Эти противоречия обусловливают этические проблемы, сопровождающие тренинги. Решение данных проблем облегчается при соблюдении этиче­ских принципов, на которые опирается практическая психология. Для проведения профессиональных тренингов наиболее важны следующие принципы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.047 с.)