Применение методов действия: психодрама, социодрама и ролевой тренинг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение методов действия: психодрама, социодрама и ролевой тренинг



Всемирно известные методы действия, созданные и описанные Якобом (или Джекобом Леви) Морено, - психодрама, социодрама и ролевой тренинг имеют ряд неоспоримых преимуществ для применения в клинической и неклинической практике (образовании).

На основе собственного опыта десятилетнего опыта автор убежден в эффективности психодрамы в учебных и терапевтических группах, в преимуществе данных методов перед другими в «выращивании» и коррекции навыков совладающего поведения.

Методы психодрамы и ролевого тренинга предназначены для тех, кто хочет решить какие-либо психологические проблемы в собственной жизни, приобрести новое и расстаться с прежним ролевым поведением, улучшить душевное спокойствие и творческую работоспособность и учить этому других. «Благополучие, несчастье, бедность, богатство, радость, печаль, убожество, довольство суть различные явления одной гисторической драмы, в которой человеки репетируют роли свои в назидание миру», - так можно словами Козьмы Пруткова обозначить темы, подвластные психодраме и другим акциональным методам.

Создатель групповой психотерапии, ролевых игр и психодрамы Дж. Морено определил психодраму как "исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры". Если дословно перевести само слово, получится – "душедейство". Душа – действует, причем не внутри, а во внешнем, видимом мире.

Психодрама исследует ценности внутреннего мира человека при помощи метода драмы, театра, не являясь при этом ролевым или сценическим опытом. Это активный, живой метод, направленный на развитие профессиональной спонтанности, творческого начала, здравого смысла, терпимости и эмпатии- способности чувствовать других людей и ситуацию. Во всем мире психодраму используют в педагогике, в социальной работе, психотерапии, в семейной терапии, особенно удачно она используется в бизнес-тренингах, при создании «команды», в организационном развитии и группах личностного роста. Элементы психодрамы легко вводятся в консультативную практику, интегрируются в другие методы помощи и обучения. Один из ярких приемов психодрамы – моделирование возможного и невозможного будущего. В жизни практически всегда есть выбор и его полезно проиграть заранее.

Психодрама (от греческого yuch “‘душа” и drama “действие”, сценическое представление’) относится к первым методам групповой работы - психотерапии и обучения, предложенным в 20-е годы 20-го столетия. Эти методы получили достаточно широкое распространение в различных сферах образования (A. Blatner, 1988), медицины (P. Kellerman, 1992), практической психологии (П. Холмс и М. Карп, 1998; Е.Л. Михайлова, 2003). Кроме психодрамы, к ним относятся социодрама, ролевые игры, или ролевой тренинг, моделирование поведения, креативная драматика, или драматерапия, театр импровизаций, play-back (“театр для тебя”) и другие.

Смысл, суть методов действия определить несложно: это - действие. Методы действия - это способы понимать, действуя. Именно поэтому они крайне необходимы для развития копинг-навыков. Все методы действия происходят из психодрамы. Подробно проблему исследовал П.Ф. Келлерман (1998), отмечая, что данное Морено определение психодрамы как «науки, исследующей “правду” драматургическим методом» мало поясняет её суть. Как уже отмечалось, психодрама – это, прежде всего, метод групповой психотерапии. Одновременно это метод активного социально-психологического обучения, а также проективная экспрессивная методика исследования личности. Психодрама осуществляется в виде импровизированного театрального представления, в котором человек (протагонист) играет роль самого себя или воображаемого лица (вспомогательное “Я”). Члены группы попеременно выступают в роли актеров и зрителей, что задается самим рассказчиком (протагонистом). Моделируются жизненно важные ситуации, имеющие личностный смысл для человека. При помощи психодрамы можно разыграть внутренние конфликты, ситуации осложненного взаимодействия, искать и найти выход из невыносимой ситуации. При этом человек не рассказывает о том, что его беспокоит, а показывает, играет, проживает, как актер проживает роль.

Язык действия требует от человека и членов психодраматической группы важнейших, по мнению Морено, видов человеческой активности - спонтанности и креативности. Спонтанность понимается как свобода в выражении себя человеком, как новый или адекватный ответ на проблемную ситуацию, обеспечивающий новые и обязательно конструктивные (но не импульсивные) выходы из неё. Спонтанность - существенный компонент креативности, творческих способностей личности, противоположность ригидному, стереотипному поведению в стрессовых ситуациях. Креативность включает в себя восприимчивость к новым идеям, активное воображение, интуицию, вдохновение, желание взять на себя инициативу и ответственность в проблемной ситуации. Эти прекрасные человеческие качества, присущие психике здорового ребёнка и психически здорового человека, (A. Blatner, 1993), к сожалению, обществом нередко не принимаются, рассматриваются как негативные.

Если смысл психодрамы заключается в освобождении спонтанности и креативности человека и группы, то человек имеет возможность “вырастить” или потренировать новые более адекватные своему состоянию и ситуации, а значит, более конструктивные стратегии совладания с трудностями. Это становится возможным через происходящее осознание человеком некоторых бессознательных сторон своей личности и поведения, таких как ригидные социальные роли, причины, вызывающие стресс, обиды и травмы, агрессию и пр. Вместо них могут появиться новые мысли (инсайт), чувства, роли, поведение, которые помогут избавиться от тревоги и стресса. Происходит также ускорение личностного развития, высвобождение внутренних потенциалов личности - потенциалов творчества.

Технология сложного психодраматического процесса такова. В группе разыгрывается несколько сцен, изображающих либо воспоминания о конкретных прошлых ситуациях, фантазии, сны, либо какие-то будущие события, либо психические состояния “здесь и теперь”. Эти сцены могут довольно точно воспроизводить уже прожитые события жизни человека, либо выводят наружу, “овнешняют” внутренние психические процессы (интрапсихическая драма). Члены группы берут на себя роли людей, вещей, явлений.

Таким образом, психодраматический метод использует пять основных элементов: 1. сцена (или место, где рассказывают и проигрывают событие), т.е. пространство физического действия; 2. протагонист (или «первый актер», член группы, выносящий свою тему для проигрывания); 3. директор (психотерапевт, тренер, ведущий группы); 4. вспомогательные лица (или вспомогательные “Я”) - члены группы как носители проекций протагониста, играющие заданные им роли; 5. публика (группа, выступающая в качестве зрителя; изначальная аналогия - хор в древнегреческой драме). Иногда добавляются дубль - “ alter ego ” протагониста и ко-тренер (ко-терапевт).

Используется множество техник, главные из которых - монолог из роли, исполнение роли, обмен ролями, дублирование, “зеркало”.

Обычно встреча психодраматической группы называется сессией и имеет следующие фазы:

1. Фаза разогрева (warm-up), разминки или побуждения к действию, что означает воссоздание готовности человека рисковать, возрастную регрессию (т.е. “омоложение”) взрослой группы, которая занимает 15-20% времени всей сессии;

2. Фаза игры или действия: выбор протагониста, конкретизация проблемы, изображение её на сцене в совместной игре с членами группы. То, что рассказывалось словами, превращается в действие. Прошлое и будущее, мечты и сновидения переносятся в настоящее.

Так, двадцатилетняя девушка-студентка, играя себя девятилетнюю, во время разговора с бабушкой на её вопрос: “У тебя что-нибудь случилось?” - начинает плакать. Всплывают прежние чувства обиды на мать и переживаются настолько реально, что она с удивлением замечает: “Надо же, они, оказывается, живы, а я думала, всё это далеко в прошлом”.

В психодраматическом действии протагонист достигает катарсиса чувств, которые затем упорядочиваются ею уже не как маленькой девятилетней девочкой, а как взрослой девушкой. Возникает инсайт-в-действии, т.е. понимание себя, движимое не вербальной интерпретацией, а именно действием. инсайт-в-действии может проявляться как внезапная вспышка озарения или постепенно развертываться как цепь открытий о себе и своих чувствах (Келлерман, 1998, Барц, 1997). фаза игры занимает основное время сессии.

3. Фаза обсуждения, обмен чувствами (sharing - шеринг): сам протагонист, участники его драмы и зрители говорят о своих чувствах, пережитых во время действия, причем говорят без критики и интерпретации, как бы “возвращая” протагонисту его переживания. Считается, что вербальные интерпретации могут повредить начавшемуся внутреннему процессу. Важнее признать чувства, поднявшиеся из бессознательного, особенно глубокие, связанные с теневыми аспектами личности. Эта фаза способствует более интенсивному осознанию прежде вытесненных событий для работы с ними.

На следующей групповой встрече происходит анализ процесса драмы протагониста, во время которого анализируется степень спонтанности, уровень проигрывания ролей, логика построения сцен директором, динамика продвижения протагониста и группы. Важно узнать, как понимают сам человек и члены группы тему, смысл его работы, его/её отношения с группой, директором. Это даёт возможность предположить направления дальнейшего изучения темы в последующих драмах и возможности изменений стратегий поведения субъекта.

Психодрама требует от человека мужества и душевных сил. Именно стойкость, сила духа нужны, чтобы открыть другим свой внутренний мир, пробираясь сквозь мучительное: “А вдруг я покажусь смешным, нелепым?” Распознание в себе черт, которые и в других-то видеть неприятно, вызывает напряжение, обжигающее наше самолюбие, и является настоящим испытанием для играющего. Совладание с такими ситуациями приносит непередаваемое чувство облегчения, исцеления человеку, который становится хозяином положения. Страдание человека облегчается в группе в присутствии себе подобных. Уже того факта, что в стрессовой ситуации нас понимают и поддерживают, бывает достаточно, даже если мы сами ещё не способны себя понять. Так работает механизм самоисцеления в игре, открытый Морено.

Протагонист и группа постоянно взаимодействуют между собой - так происходит изучение конфликта, комплекса, трудной или трагической ситуации и избавление от них через отреагирование, эмоциональную динамику и понимание. Действие завершается, но это не значит, что тема и проблема закрыты и исчерпаны. Цель психодрамы состоит совсем не в получении “правильных” ответов, советов, а в открытии новых аспектов темы и существующих в связи с ней проблем человека. Как пишет Э. Барц, цель психодрамы состоит «в переориентации человека, и, прежде всего - с помощью группы и в полемике с ней. Смысл психодрамы заключается в появлении нового восприятия в переживании себя и других» (1997, с. 49). Это ведет и к новому поведению при экологической проверке в трудных жизненных ситуациях.

Психодрама является свободной деятельностью. По ее правилам человек должен сам выразить желание стать протагонистом. Он сам называет тему драмы, определяет желаемый результат. Содержание её рождается спонтанно. Фактически нет такой темы, которая не могла бы быть разыграна в психодраматическом действии. Это и напряженные ситуации, реальные конфликты и события, происходящие в “сверхреальности” - сновидения, фантазии, мечты, желания (as if -“как будто”). По сути, всё психодраматическое действие является работой активного воображения - воссоздаётся ли конкретный письменный стол, за которым протагонист в детстве с нежеланием учил уроки, или собственная неуверенность, заставляющая волноваться перед важной встречей с авторитетной фигурой.

Законами, задающими и ограничивающими психодраматическое действие, выступают время, безопасное пространство, группа и жёсткая структура сессии, похожая на ритуал: разогрев, проигрывание, шеринг, процесс-анализ. чёткие временные границы сессии дают членам группы чувство безопасности, помогают зарождению доверия. Вместе с тем можно убедиться в относительности времени, делая “шаг” в будущее или прошлое, преобразуя, изменяя их так, как хочется человеку теперь. Как не существует такой темы, которая не могла бы быть раскрыта психодраматическим способом, так нет и таких социальных групп, в которых применение этого метода было бы невозможно. Как клинический подход психодраму применяют психотерапевты, работающие с психическими больными людьми и членами их семей, с жертвами насилия, с аддиктами (людьми с зависимым поведением: алкоголиками, наркоманами), с заключенными тюрем и тяжело соматически больными (онкологические заболевания) (Холмс, Карп, 1999). Неклинический подход включает в себя обучение при помощи психодрамы представителей разных профессий (социальных работников, чиновников, студентов помогающих профессий - психологов, врачей, учителей; персонала больниц), подростков и детей, а также занятия в группах улучшения социальных навыков и личностного роста и т.д.

Обычно группы, занимающиеся психодрамой, состоят из шести-двенадцати человек, образуются по гетерогенному принципу, т.е. из людей разного возраста, пола и социального положения. Но даже в учебных группах, где главное – приобретение навыков, сохраняется терапевтическая цель - разрешение конфликтов, достижения контакта с окружающими, исцеление (обретение целостности). Учебная группа, а также группа личностного роста может быть немного больше по размеру, т.к. большее количество обратных связей при обсуждении обогащает учебный процесс.

Психодраматическая группа может быть открытой или закрытой. Важнейшей чертой и необходимым условием работы группы является атмосфера доверия, ответственности друг перед другом. Группу объединяет уважение, бережное отношение к чужой тайне, к уязвимым сторонам и слабости каждого человека. Каждый член группы, чувствуя себя в “безопасном поле”, снимает маски, открывает чувства, выставляет на обозрение инфантильные, теневые стороны психики. В реальной жизни такие проявления могли бы закончиться печально. Почему же это возможно в психодраматической группе?

Прежде всего, потому, что группа дает обет конфиденциальности: все, что может повредить кому-либо из членов группы, не должно выходить за ее пределы. Кроме того, участие в спонтанной игре, сопричастность к ярким эмоциональным переживаниям в драмах членов группы побуждает людей более открыто делиться собственными постепенно осознаваемыми проблемами.

Так, ни один член группы не мог оставаться равнодушным в психодраме взрослой женщины при первой встрече ее, шестилетней, с отцом, вернувшимся из сталинского лагеря. Во время шеринга многие члены группы вспоминали свои детские встречи - расставания с близкими, многих появлялись слезы.

Увлеченность игрой, обращенность к судьбе другого человека, эмпатия, сопереживание этой судьбы быстро сближает членов группы, ускоряет динамические процессы. Страх перед неприятием группой, перед давлением группы или тренера проходит. Высоко ценится каждым членом группы, побывавшим в роли протагониста, возможность освободиться от тяжкой ноши душевных ран, чувства вины, ненависти, обиды. Проявляя эти чувства с помощью группы, люди вступают с ними в контакт, делают их менее взрывоопасными и разрушительными. Именно так группа становится коллективным психотерапевтом, а каждый ее участник развивает личную терпимость, эмпатию, учится принимать других.

Применение методов действия, прежде всего психо - и социодрамы, требует от ведущего группы хорошей подготовленности и профессионализма, а также собственных спонтанности и креативности.

Даже использование отдельных базовых техник психодрамы допустимо лишь при соблюдении основных ее принципов, заложенных еще Дж. Морено, а именно:

1. Принцип активности в общении, научении и терапии как контраст с недирективностью большинства современных подходов. Данный принцип требует от группового ведущего хороших навыков лидерства, уверенности в себе.

2. Принцип встречи с другими (encounter) включает развитие способности человека к эмпатии, интересу к внутреннему миру другого, что происходит, прежде всего, через обмен ролями, когда только отказ от собственного эгоцентризма позволяет понять позицию, роль другого.

3. Принцип катарсиса заключается не только в выражении, высвобождении подавленных эмоций и переживаний, но и в их интеграции. Это интенсивное выражение чувств, но интенсивность эта относительна и оценивается не объективно, а с позиции индивидуальных переживаний конкретного человека. Считается, что лечебный эффект катарсиса в психодраме особенно ярок у людей подавленных, неумеющих выражать свои чувства. Импульсивные же личности, а также подростки больше выигрывают от интеллектуального структурирования своих переживаний.

4. Принцип ролевой динамики предполагает, что психодрама служит источником исследования и выработки нового ролевого поведения - отказа от отживших, непродуктивных ролей и поиска, тренировки новых навыков в трудных ситуациях.

5. Принцип спонтанности проявляется в постоянном самостоятельном выборе человеком своего поведения в психодраматической группе: быть или не быть протагонистом, какую тему вынести для работы, исследовать свои чувства по какому - либо поводу или лучшее понять чувства других в данной ситуации; в какой степени открыть свой внутренний мир другим. Это обеспечивает развитие самодостаточного, выбираюшего “я”, которое контрастирует с “я” ригидным, неспособным свободно и непредвзято, по-новому посмотреть и повести себя в проблемной ситуации.

6. Принцип единства времен (настоящего, прошлого и будущего) в психодраме позволяет использовать активное воображение для создания ситуаций “как будто”, перемещение во времени и в пространстве или в сверхреальность по воле протагониста, а также представлять внешнюю реальность в символической форме

7. Принцип физического движения, оживляющий силы невербального общения, означает, что в психодраме даже простое перемещение, изменение позы, расстояния между людьми может облегчить понимание роли другого, его состояния. Данный принцип прекрасно описан великим русским театральным режиссером К.С.Станиславским (см. «Работа актера над собой»).

Авторы, занимавшиеся изучением феномена психодрамы, называют и некоторые другие принципы, также обогащающие наше понимание психодраматического метода (J. Fox, 1987; М. Карп, П. Холмс, ред., 1998). Это инсайт-в-действии, ”теле”, “ acting out ” или отыгрывание в действии и другие.

Наш опыт ведения ролевых игр и психодрамы со студентами показывает и богатые возможности социодрамы в работе по преодолению стресса, выработке копинг-стратегий. Так, по запросу членов группы перед экзаменационной сессией проводится специальный ролевой тренинг по принципу “шага в будущее”. На таких занятиях моделируются самые разные ситуации экзамена, члены группы играют роли преподавателей и студентов, используя такие техники, как диалог, обмен ролями, дублирование, зеркало.

Драматическая импровизация ситуации экзамена как бы “укрупняет” или максимизирует проблему и помогает каждому диагностировать собственные трудности - эмоциональные, коммуникативные, когнитивные. Участники разыгрывают роли различных студентов (паникеров, тупых, все забывающих, умников, манерных, манипуляторов и т.д.), взаимодействующих с разными типами экзаменаторов - агрессивными, подозрительными, равнодушными, неискренними, коррумпированными и др. При этом студенты расширяют представления о своих возможных эмоциональных реакциях, снижают уровень тревожности, тренируют навыки делового общения и совладающего со стрессом поведения на экзамене. В итоге, по мнению студентов, повышается их работоспособность, т.к. страх “утилизируется”, и высвобождаются творческие ресурсы, позволяющие успешнее вести себя в реальной ситуации экзамена, снижая его стрессогенность.

Приведенная выше социодраматическая работа использовала следующие механизмы коррекции действия:

- эмоциональное отреагирование;

- расширение сферы осознания своих проблем и потребности в самоизменении;

- отработка новых способов и приемов поведения, их сознательное использование, что и помогло снизить уязвимость членов группы к экзаменационному стрессу.

Неклиническое применение психодрамы в обучении убеждает в ее эффективности:- данный метод больше, чем просто технология: он побуждает студентов глубже исследовать и осознавать значимые личностные ситуации и проблемы, мотивирует к большей ролевой, поведенческой гибкости;

-в процессе импровизированной драматизации актуализируются творческие компоненты психики, вырастают спонтанность и креативность, необходимые для усвоения новой профессиональной роли;

- обмен ролями, дублирование, зеркало и другие техники психодрамы позволяют значительно быстрее развивать эмпатическое понимание других людей и межличностных отношений;

- язык действия близок студенческой аудитории, довольно просто объясняет сложные понятия (“внутриролевой конфликт”, “избегание роли”, “нереалистические ролевые ожидания” и т.д.);

- смутные представления студентов о будущей профессии и цели интенсивно трансформируются в первичные профессиональные навыки и самооценку.

Психо- и социодрама применялась нами также в работе с управленческим персоналом. Так со служащими органов муниципального управления (мэрии), остро переживающими конфликтные ситуации с посетителями, проводится ролевой тренинг оптимального поведения в конфликте с элементами психо -и социодрамы.

Запрос участников тренинга заключался в том, что они хотели снизить свою раздражительность, меньше уставать от разговоров с бесконечными посетителями. Они также хотели научиться справляться со стрессом, уменьшить его воздействие, в том числе, на психосоматику (гипертония, дерматит, язвенная болезнь).

Техника психодрамы с очевидностью показала, что работники мэрии часто не готовы взаимодействовать с населением: не проявляют эмпатию, манипулируют, используют жесткие формы психологической защиты (агрессия и др.). Тренинг помог им отработать некоторые важные копинг-навыки в типичных конфликтных ситуациях, выйти на поиск личностных ресурсов более продуктивного поведения, лучше понимать состояние посетителей и рефлексировать свои собственные чувства.

Психодраматические сессии обычно проводятся один раз в неделю/месяц продолжительностью до 2 – 3.-х часов. В среднем такие группы существуют 1 года до 3 лет. Обычно первые 2-3 сессии уходят на создание атмосферы групповой сплоченности и взаимного доверия, направлены на помощь в самораскрытии, на формирование чувства психологического комфорта и безопасности.

Следующий этап способствует облегчению в раскрытии внутриличностных проблем, поиску их связи с трудностями общения и совместной деятельности в реальной жизни. Этот период характеризуется проведением психодраматических действий, направленных на конкретного участника групп, исходя из его запроса, связанного с самочувствием. Результат таких сессий - расширение представлений членов группы о себе, осознание неразрешенных конфликтных ситуаций. Такая работа, направленная на одних членов группы, помогает другим участникам включиться в психотерапевтический процесс сначала в качестве зрителей, вспомогательных лиц, а затем и протагонистов.

На третьем этапе существования группы участники с помощью психодраматических техник учатся быть готовыми к сложностям совладания и адаптации к трудным жизненным ситуациям (расставаниям, потерям, неудачам и провалам).

На первых занятиях важным моментом является обучение участников воспринимать информацию о других как позитивную и интересную. В случаях негативного восприятия каких-то сообщений они обучаются связывать эти чувства со своим эмоциональным опытом. Это способствует уменьшению нетерпимости, жесткости оценок, развивает умение понимать проблемы других людей. Члены группы, как правило, активно и увлеченно включаются в ролевые игры, учатся принимать новые роли, что в дальнейшем облегчает их участие в психодраме в качестве вспомогательных персонажей. Часто успешными бывают рисуночные тесты, помогающие сфокусироваться на внутренних проблемах членов группы. Так, например, рисование своего социального атома и проигрывание – локализация в пространстве тех людей из семьи или коллег, с кем человеку трудно общаться в реальной жизни, или рисование на тему: «В какой период жизни я хотел бы переместиться с помощью машины времени» позволяет участникам обратиться к нахождению эмоционально значимых моментов жизни, разыгрывание которых психодраматически служит усилению Я, интеграции и стрессоустойчивости. Хорошим показателем завершения первого этапа становится выявление одного или нескольких членов группы, готовых стать протагонистами при поддержке со стороны других.

Особенностью групповой работы на протяжении длительного времени является то, что психодраматические сессии, центрированные на отдельных участниках, становятся этапами в целостной работе конкретного человека над своими проблемами. Очевидно, что следующие одна за другой сессии, даже если их разделяет довольно продолжительное время, являются последовательными и отражают динамику психотерапевтического процесса члена группы. Каждая психодрама, таким образам, не выступает как терапия одной сессии, а как продолжительный во времени процесс развития.

Значительное место во время сессий занимает подготовка участников к взаимодействию, взаимоотношениям и общению с теми людьми, с кем в реальной жизни они испытывают самые большие трудности. Используемые техники ролевого тренинга помогают моделировать проблемные ситуации в семье, во время учебы, на работе и вырабатывать навыки нового ролевого поведения (например, ситуации, условно называемые «трудный ученик, клиент», «навязчивая подруга», «родственник-манипулятор» и т.п.). Такие сессии находят большой эмоциональный отклик у членов группы.

Терапевтические аспекты психодрамы до сих пор изучены и описаны недостаточно полно (Г. Лейтц, 1994, Е.Л. Михайлова, 2003).

Наш пятнадцатилетний опыт ведения психодраматических групп и специальный анализ их эффекта позволяют говорить о том, что психодрама способствует повышению эмоциональной устойчивости субъекта; стабилизирует поведенческие реакции; снижает тревожность; развивает уверенность в себе и готовность к жизненным переменам; обучает участников группы лучшему пониманию и решению своих проблем.

Таким образом, и обучающий и терапевтический эффект психодраматического метода особенно ценны в связи с возможностью:

I. эмоционального отреагирования; II. когнитивного инсайта; III. улучшения межличностных отношений с другими; IV. приобретения жизненно важных и ценных копинг-навыков.

Сила игры, творчества, спонтанности помогают сделать душевный мир человека более гармоничным и здоровым, а самого человека - активным творцом, субъектом своей жизни.

6.3.2. Программы активного социально-психологического обучения

В качестве примера приведем одну из многочисленных реализуемых нами программ направленного формирования навыков продуктивного совладания.

Этопрограмма обучения работников высшей школы (прежде всего, начинающих преподавателей) поведению в трудных ситуациях профессионального общения и взаимодействия.

Программа рассчитана на 20 часов занятий в тренинговой группе. Тренинг предназначен для всех сотрудников вуза, в обязанности которых входит непосредственное взаимодействие со студентами, коллегами, администрацией. Основой обучения являются ролевые игры с применением элементов и техник социодрамы, психодрамы и аксиодрамы (драмы ценностей).

Курс предваряет лекция (1.5 -2 часа), посвященная теоретическим и методологическим основам подобного обучения.

На различных этапах тренинга в упражнениях, ролевых играх и дискуссиях отрабатываются следующие темы.

Коммуникативный тренинг:

-возможность увидеть себя глазами потенциальных партнеров,

- понимание своих коммуникативных возможностей,

- представление и анализ различных типов студентов и коллег

- понимание вербальных высказываний и их подтекста, а также чтение невербальных признаков или маркеров состояния партнера по общению

- навыки успешного взаимодействия с “ трудными “ характерами

- различные стили поведения в трудных (потенциально конфликтных) ситуациях.

Когнитивно-поведенческий тренинг:

- изучение и анализ взаимных ожиданий в системе “студент- преподаватель”

- анализ мотивации обращений друг к другу в учебно-воспитательном процессе вуза

- выявление мотивации ожидания успеха/неудачи у студентов, аспирантов

- выявление иррациональных идей в сфере профессионального взаимодействия

- проработка профессиональных установок и предубеждений, потенциально снижающих эффективную коммуникацию, с обучением копинг-навыкам

- влияние на студентов и укрепление собственной позиции не в ущерб самоуважению и профессиональной самооценке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.048 с.)