Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS)
Содержание книги
- Психология совладания в разные периоды жизни
- Различия совладающего поведения и психологической защиты
- Основные научные подходы в области психологии совладающего поведения
- Ресурсы, задачи, проблема эффективности совладающего поведения
- Методологические подходы к изучению и измерению совладающего поведения
- Психометрические характеристики методики WCQ – Опросник способов совладания
- Методика ACS - Юношеская копинг-шкала
- Бланки методик измерения совладающего поведения. Обработка данных. Нормы.
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS)
- Индивидуально-психологические и личностные качества человека как предикторы социального поведения
- Выбор копинг-стратегий/стилей людьми разного пола и возраста – результаты исследований
- Тревожность и совладающее поведение
- Одаренность и совладающее поведение
- Система взаимодействия личностных переменных и совладающего поведения у взрослых и подростков
- Совладающее поведение как характеристика самоорганизации и саморегуляции субъекта
- Ситуационный (контекстуальный) подход Р. Лазаруса
- Динамика совладающего поведения в ситуации экзамена
- Мини-лонгитюдные копинг-исследования ситуации экзамена
- Лонгитюдное исследование совладающего поведения женщин от беременности к материнству
- Об экологии социального поведения субъекта
- Кросскультурные различия в выборе копинг-стратегий молодежью
- Гендер как фактор выбора копинг - поведения
- Близкие отношения и социальная поддержка в совладающем поведении
- Совладание с трудностями в семье
- Совладание со стрессом потери значимых отношений при разводе
- Примечание: ро – родительское отношение и воспитание; пок – проблемно-ориентированный копинг; эок – эмоционально-ориентированный копинг; кои – копинг, ориентированный на избегание.
- Повышение устойчивости человека к стрессу: обучение копинг-навыкам и психотерапия
- Применение методов действия: психодрама, социодрама и ролевой тренинг
- Тренинг управления стрессовыми состояниями и копинг-поведения
- Абабков В. А. Перре М. Адаптация К стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – спб. : речь, 2004.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство- Пресс, 1999.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - спб, Питер, 1998.
- Швырев В. С. Поведение и рациональность // человек. 1997, №5.
Фамилия или шифр____________ Дата____________
Пол: М__ Ж___ Дата рождения: День___ Месяц_______ Год_____
Род занятий_____________ Образование_________________
Семейное положение: Состою в браке________ не состою_________
(в том числе гражданском)
Вдова/вдовец________ Разведен (а)__________
Дети___________ (В том числе, неофициально)
Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто Вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.
ЧТО Я ДЕЛАЮ
| Никогда
| Редко
| Иногда
| Часто
| Очень часто
| 1.Лучше распределяю свое время
|
|
|
|
|
| 2.Сосредотачиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить
|
|
|
|
|
| 3.Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни
|
|
|
|
|
| 4.Стараюсь быть на людях
|
|
|
|
|
| 5.Виню себя за нерешительность.
|
|
|
|
|
| 6.Делаю то, что считаю самым подходящим, в данной ситуации.
|
|
|
|
|
| 7.Погружаюсь в свою боль и страдания.
|
|
|
|
|
| 8.Виню себя за то, что оказался в данной ситуации
|
|
|
|
|
| 9.Хожу по магазинам, ничего не покупая.
|
|
|
|
|
| 10.Думаю о том, что для меня самое главное.
|
|
|
|
|
| 11.Стараюсь больше спать.
|
|
|
|
|
| 12.Балую себя любимой едой.
|
|
|
|
|
| 13.Переживаю, что не могу справиться с ситуацией.
|
|
|
|
|
| 14.Испытываю нервное напряжение.
|
|
|
|
|
| 15.Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше.
|
|
|
|
|
| 16.Говорю себе, что это происходит не со мной.
|
|
|
|
|
| 17.Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации.
|
|
|
|
|
| 18.Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.
|
|
|
|
|
| 19.Испытываю эмоциональный шок.
|
|
|
|
|
| 20.Покупаю себе какую-нибудь вещь.
|
|
|
|
|
| 21.Определяю курс действий и придерживаюсь его.
|
|
|
|
|
| 22.Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить.
|
|
|
|
|
| 23.Иду на вечеринку, в компанию
|
|
|
|
|
| 24.Стараюсь вникнуть в ситуацию.
|
|
|
|
|
| 25.Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать.
|
|
|
|
|
| 26.Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию.
|
|
|
|
|
| 27.Обдумываю случившееся и учусь на своих ошибках.
|
|
|
|
|
| 28.Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся.
|
|
|
|
|
| 29.Иду в гости к другу.
|
|
|
|
|
| 30.Беспокоюсь о том, что я буду делать.
|
|
|
|
|
| 31.Провожу время с дорогим человеком.
|
|
|
|
|
| 32.Иду на прогулку.
|
|
|
|
|
| 33.Говорю себе, что это никогда не случится вновь.
|
|
|
|
|
| 34.Сосредотачиваюсь на своих общих недостатках
|
|
|
|
|
| 35.Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю.
|
|
|
|
|
| 36.Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее.
|
|
|
|
|
| 37.Звоню другу.
|
|
|
|
|
| 38.Испытываю раздражение.
|
|
|
|
|
| 39.Решаю, что теперь важнее всего делать.
|
|
|
|
|
| 40.Смотрю кинофильм.
|
|
|
|
|
| 41.Контролирую ситуацию.
|
|
|
|
|
| 42.Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать.
|
|
|
|
|
| 43.Разрабатываю несколько различных решений проблемы.
|
|
|
|
|
| 44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации.
|
|
|
|
|
| 45.Отыгрываюсь на других.
|
|
|
|
|
| 46.Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это.
|
|
|
|
|
| 47.Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации.
|
|
|
|
|
|
48.Смотрю телевизор.
|
|
|
|
|
|
Ключ обработки данных КПСС
Подсчет баллов для КПСС (Копинг-поведение в стрессовых ситуациях)
1. Для копинга, ориентированного на решение задачи, проблемы - (проблемно-ориентированный копинг - ПОК) суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 21, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.
2. Для копинга, ориентированного на эмоции -(эмоционально-ориентированного копинга - ЭОК), суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.
3. Для копинга, ориентированного на избегание (КОИ), суммируются следующие 16 пунктов:, 3, 4, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.
3.1 Можно подсчитать субшкалу отвлечения (О) из 8 пунктов, относящихся к избеганию: 9, 11, 12, 18, 20, 40, 44, 48.
3.2 Субшкала социального отвлечения (СО) может быть подсчитана из следующих 5 пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37.
(Обратите внимание, что пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и социального отвлечения)
Чтобы получить сумму баллов, сложите обведенные кружками цифры соответствующей шкалы. Обратите внимание, что каждый пункт входит только в одну шкалу.
Эмпирические нормы
Табл. 12. Нормы КПСС (CISS) для взрослых испытуемых n = 478 чел.
Смеш. выб.
| | | Теор.
| Эмпир.
| Теор.
| Эмпир. нормы
| | Стили СП
| n
| среднее
| Min
| Md
| Max
| Min
| Md
| Max
| нижний
| верхний
| нижний
| верхний
| SD
| ПОК
|
| 58,01
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 9,06
| ЭОК
|
| 43,16
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 9,74
| КОИ
|
| 41,87
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 8,83
| ОТВЛ
|
| 18,40
|
|
|
|
|
|
| 18,67
| 29,33
|
|
| 4,92
| СОЦОТВЛ
|
| 15,34
|
|
|
|
|
|
| 11,67
| 18,33
|
|
| 3,89
|
Мужчины
| | | Теор.
| Эмпир.
| Теор.
| Эмпир.
| | Стили СП
| n
| среднее
| Min
| Md
| Max
| Min
| Md
| Max
| нижний
| верхний
| нижний
| верхний
| SD
| ПОК
|
| 57,895
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 9,69
| ЭОК
|
| 41,602
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 9,09
| КОИ
|
| 39,906
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 8,80
| ОТВЛ
|
| 17,928
|
|
|
|
|
|
| 18,67
| 29,33
|
|
| 5,06
| СОЦОТВЛ
|
| 14,149
|
|
|
|
|
|
| 11,67
| 18,33
|
|
| 3,65
|
Женщины
| | | Теор.
| Эмпир.
| Теор.
| Эмпир.
| | Стили СП
| n
| среднее
| Min
| Md
| Max
| Min
| Md
| Max
| Lower
| Upper
| Lower
| Upper
| SD
| ПОК
|
| 58,081
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 8,67
| ЭОК
|
| 44,114
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 10,02
| КОИ
|
| 43,071
|
|
|
|
|
|
| 37,33
| 58,67
|
|
| 8,65
| ОТВЛ
|
| 18,690
|
|
|
|
|
|
| 18,67
| 29,33
|
|
| 4,83
| СОЦОТВЛ
|
| 16,061
|
|
|
|
|
|
| 11,67
| 18,33
|
|
| 3,86
|
2 .3.3. Опросник «Юношеская копинг-шкала» (ЮКШ - ACS). Ключ обработки данных. Нормы.
Текст Опросника ЮКШ -смотри ПРИЛОЖЕНИЕ.
Ключ ЮКШ
Юношеская копинг-шкала (ACS)
Фамилия____________ Дата___________
Шкала
| Пункты
| Общая сумма баллов
| Выверенная сумма баллов
| Лист подсчета баллов
| 1.Соц. поддержка
| 1+ 17+ 31+ 59+ 71
| –– Х 4 =
| ________
| 2. Решение проблемы
| 2 +18+ 32+ 44+ 78
| –– Х 4 =
| ________
| 3.Работа, достижения
| 3+ 19+ 25+ 45+60
| –– Х 4 =
| ________
| 4.Беспокойство
| 7+ 24+ 37+ 64+73
| –– Х 4 =
| ________
| 5.Друзья
| 11+14+ 40+ 53+77
| –– Х 4 =
| ________
| 6.Принадлежность
| 8+ 33+ 38+50+ 66
| –– Х 4 =
| ________
| 7.Чудо
| 13+ 29+ 41+54+69
| –– Х 4 =
| ________
| 8.Несовладание
| 9+10+ 28+ 55+ 63
| –– Х 4 =
| ________
| 9.Разрядка
| 12+ 27+ 68+75+79
| –– Х 4 =
| ________
|
| 10 Общ. действия
| 39+ 49+ 52+ 67
| –– Х 5 =
| ________
| 11.Игнорирование
| 16+ 58+ 65+ 76
| –– Х 5 =
| ________
| 12.Самообвинение
| 42+ 51+ 56+ 70
| –– Х 5 =
| ________
| 13.Уход в себя
| 15+ 30+ 43+ 57
| –– Х 5 =
| ________
| 14.Духовность
| 5+ 22+ 36+48
| –– Х 5 =
| ________
| 15.Позит. фокус
| 21+35+47+62
| –– Х 5 =
| ________
| 16.Проф. помощь
| 6+23+61+72
| –– Х 5 =
| ________
| 17.Отвлечение
| 26+46+74
| –– Х 7 =
| _______
| 18.Активный отдых
| 4+20+34
| –– Х 7 =
| _______
|
ПРОФИЛЬ ШКАЛ
Юношеская копинг-шкала (ACS)
Индивидуальный Профиль Копинг-стратегий
Форма
Общая Специальная
Группа______Дата_________
Шкала
| выверенная сумма общ. спец.
| Никогда 20-30
| Очень редко 40-50
| Иногда 60-70
| Часто 80-90
| Очень часто 100
| Содержание
| 1.Социальная поддержка
|
|
|
|
|
| | Поиски общественной поддержки -стремление поделиться свей проблемой с другими, заручиться поддержкой, одобрением, советами
| 2.Решение проблемы
|
|
|
|
|
|
| Фокусирование на решении проблемы- систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения.
| 3.Работа, достижения
|
|
|
|
|
|
| Упорная работа и достижения - добросовестное отношение к (учебе) работе и высокие достижения...
| 4.Беспокойство
|
|
|
|
|
|
| Беспокойство - беспокойство о будущем вообще и о своем будущем, в особенности
| 5.Друзья
|
|
|
|
|
|
| Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей
| 6.Принадлежность
|
|
|
|
|
|
| Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие и действия, нацеленные на получение их одобрение
| 7.Чудо
|
|
|
|
|
|
| Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само по себе уладится, что случится чудо
| 8.Несовладание
|
|
|
|
|
|
| Несовладание- отказ от каких-либо действий пор решению проблемы, болезненные состояния
| 9.Разрядка
|
|
|
|
|
|
| Разрядка - улучшение самочувствия за счет “выпускания пара”, вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики.
| 10.Общ. действия
|
|
|
|
|
|
| Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения проблем; посещение собраний
| 11.Игнорирование
|
|
|
|
|
|
| Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как - будто ее не существует
| 12.Самообвинение
|
|
|
|
|
|
| Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему.
| 13.Уход в себя
|
|
|
|
|
|
| Уход в себя - замкнутость, непосвящение других людей в свои заботы
| 14.Духовность
|
|
|
|
|
|
| Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение святого писания
| 15.Позитивн. фокус
|
|
|
|
|
|
| Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа
| 16.Проф. помощь
|
|
|
|
|
|
| Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным профессионалом
| 17.Отвлечение
|
|
|
|
|
|
| Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, используя такие способы релаксации как чтение книг, телевизор, развлечения в обществе.
| 18.Активный отдых
|
|
|
|
|
|
| Активный отдых - занятия физкультурой и спортом
|
Юношеская копинг-шкал
Групповой Профиль Копинг-стратегий
Форма Общая
Группа__________________Дата_________Специальная
Шкала
| выверенная сумма общ. спец.
| Никогда 20-30
| Очень редко 40-50
| Иногда 60-70
| Часто 80-90
| Очень часто 100
| Содержание
| 1.Общественная поддержка
|
|
|
|
|
| | Поиски общественной поддержки-стремление поделиться свей проблемой с другими, заручиться поддержкой, одобрением, советами
| 2.Решение проблемы
|
|
|
|
|
|
| Фокусирование на решении проблемы- систематическое обдумывание проблемы с учетом других точек зрения.
| 3.Работа
|
|
|
|
|
|
| Упорная работа и достижения -добросовестное отношение к (учебе) работе и высокие достижения...
| 4.Беспокойство
|
|
|
|
|
|
| беспокойство - беспокойство о будущем вообще и о своем будущем в особенности
| 5.Друзья
|
|
|
|
|
|
| Ставка на близких друзей - общение с близкими и друзьями и приобретение новых друзей
| 6.Принадлежность
|
|
|
|
|
|
| Стремление принадлежать - интерес к тому, что думают другие и действия, нацеленные на получение их одобрение
| 7.Чудо
|
|
|
|
|
|
| Надежда на чудо - надежды на лучшее, на то, что все само по себе уладиться, что случиться чудо
| 8.Несовладание
|
|
|
|
|
|
| Несовладание- отказ от каких-либо действий пор решению проблемы, болезненные состояния
| 9.Разрядка
|
|
|
|
|
|
| Разрядка - улучшение самочувствия за счет “выпускания пара”, вымещение своих неудач на других, слезы, крик, алкоголь, сигареты или наркотики.
| 10.Общ. действия
|
|
|
|
|
|
| Общественные действия - поиски поддержки путем организации групповых действий для разрешения
проблем; посещение собраний
| 11.Игнорирование
|
|
|
|
|
|
| Игнорирование проблемы - сознательное блокирование проблемы, как будто ее не существует
| 12.Самообвинение
|
|
|
|
|
|
| Самообвинение - строгое отношение к себе, ощущение ответственности за проблему.
| 13.Уход в себя
|
|
|
|
|
|
| Уход в себя - замкнутость, не посвящение других людей в свои заботы
| 14.Духовность
|
|
|
|
|
|
| Поиски духовной опоры - молитвы о помощи и наставлении, чтение святого писания
| 15.Позит. фокус
|
|
|
|
|
|
| Фокусирование на позитиве - оптимистический взгляд на вещи; напоминание себе о том, что есть люди и в худшем положении; поддержание бодрости духа
| 16.Проф. помощь
|
|
|
|
|
|
| Обращение за помощью к профессионалу - обсуждение своей проблемы с квалифицированным профессионалом
| 17.Отвлечение
|
|
|
|
|
|
| Стремление отвлечься и отдохнуть - отвлечение от проблемы, используя такие способы релаксации как чтение книг, телевизор, развлечения в обществе.
| 18.Активный отдых
|
|
|
|
|
|
| Активный отдых - занятия физкультурой и спортом
|
Табл. 13. Эмпирические нормы ЮКШ для смешанной, мужской и женской выборок
Шкалы ЮКШ
| среднее по смешанной выборке
| SD
| среднеемуж
| SD
| среднее
жен
| SD
| 2/3S
| Эмпирические значения или нормы
| Теоретический разброс значений
| n=1137
| | n=268
| n=869
| 25,000TH
| 75,000TH
| MIN
| MAX
| СОЦ. ПОД.
| 16,23
| 3,43
| 14,51
| 4,75
| 16,8
| 4,36
| 2,91
| 13,9
| 19,71
|
|
| РЕШ. ПРОБ.
| 18,93
| 2,58
| 18,6
| 4,51
| 19,04
| 3,91
| 2,61
| 16,43
| 21,65
|
|
| РАБОТА
| 18,24
| 2,45
| 18,06
| 4,44
| 18,3
| 3,97
| 2,64
| 15,66
| 20,94
|
|
| БЕСПОК.
| 17,85
| 3,3
| 17,12
| 4,95
| 18,08
| 4,68
| 3,12
| 14,96
| 21,2
|
|
| ДРУЗЬЯ
| 16,57
| 3,49
|
| 5,33
| 16,75
| 5,12
| 3,41
| 13,34
| 20,16
|
|
| ПРИНАДЛ.
| 16,73
| 2,96
| 16,36
| 4,77
| 16,86
| 4,48
| 2,98
| 13,88
| 19,84
|
|
| ЧУДО
| 16,15
| 3,84
| 15,1
| 5,38
| 16,48
| 5,21
| 3,47
| 13,01
| 19,95
|
|
| НЕСОВЛАД.
| 10,84
| 2,95
| 10,51
| 4,65
| 10,95
| 4,65
| 3,1
| 7,85
| 14,05
|
|
| РАЗРЯДКА
| 10,88
| 3,2
| 10,1
| 4,94
| 11,12
| 4,96
| 3,3
| 7,82
| 14,43
|
|
| ОБЩ. ДЕЙСТВ.
| 7,54
| 2,74
| 8,06
| 4,03
| 7,38
| 3,51
| 2,34
| 5,04
| 9,72
|
|
| ИГНОР.
| 9,26
| 2,68
| 9,86
| 3,96
| 9,08
| 3,51
| 2,34
| 6,74
| 11,41
|
|
| САМООБВ.
| 12,57
| 3,29
| 12,1
| 4,31
| 12,71
| 4,04
| 2,69
| 10,02
| 15,4
|
|
| УХОД
| 10,46
| 2,85
| 11,04
| 4,11
| 10,28
| 3,81
| 2,54
| 7,74
| 12,82
|
|
| ДУХОВНОСТЬ
| 10,1
| 3,67
| 8,63
| 4,3
| 10,55
| 4,45
| 2,97
| 7,59
| 13,52
|
|
| ПОЗИТ. ФОК.
| 12,98
| 2,27
| 12,83
| 4,03
| 13,04
| 3,69
| 2,46
| 10,58
| 15,5
|
|
| ПРОФ. ПОМ.
| 8,38
| 3,03
| 8,97
| 4,01
| 8,2
| 3,76
| 2,5
| 5,69
| 10,7
|
|
| ОТВЛЕЧЕНИЕ
| 9,94
| 2,08
| 9,87
| 3,11
| 9,97
| 2,9
| 1,93
| 8,04
| 11,91
|
|
| АКТ. ОТДЫХ
| 8,77
| 2,8
| 10,12
| 3,35
| 8,37
| 3,15
| 2,1
| 6,26
| 10,47
|
|
| | | | | | | | | | | | | | Глава третья
|